Практикум для педагогов «Создание ситуации успеха у детей»
методическая разработка по психологии по теме

Фролова Светлана Сергеевна

На данной встрече педагог-психолог разъясняет педагогам о важности создания обучающимся ситуаций успеха. Для обсуждения и апробирования приемов предлагает «Банк ситуаций успеха».

4160
m1.jpg
4161
m2.jpg

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uspeh-eto_radost.doc68.5 КБ
Package icon prezentaciya_k_dokladu_uspeh.zip1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов «Создание ситуации успеха у детей»

Вступительное слово педагога-психолога: Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, школьника. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед (радость от достигнутого).

Радость в любом виде труда школьника — также - от сознания достигнутого. Радость возникает, если есть  — успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности учителя состоит в том, что бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать каждому ученику  возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

С психологической точки зрения успех — это пережива ние состояния радости, удовлетворения от того, что резуль тат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем при тязаний), либо превзошел их.

Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности.

Для ребенка радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. Также и неуспех, разделенный с другими, становится чем-то иным. Оптимальный вариант: радость одного становится радостью других, а неуспех побуждает школьника снять огорчение с окружающих. Неуспех порождает стремление к успеху.

Всякий ли успех можно считать успехом?

Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, других радует – стоит ли беспокоиться? В некоторых случаях – стоит. Важно, чтобы успех не был нужен лишь для внешнего эффекта или не превратился в самоцель.

ПРЕДЛАГАЮ БАНК СИТУАЦИЙ УСПЕХА

Условия создания ситуации успеха

  1. Доброжелательность окружающих: расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает псих. зажатость, уменьшает страх пред неудачей, инициирует активность субъекта.

Последнее можно повысить за счет высокой мотивации предлагаемой деятельности. «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.

  1. Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».
  2. Эта операция поддерживается другим воздействием – «скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов субъекта.
  3. Дружеское положительное подкрепление – авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…».
  4. «Персональная исключительность»: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта.
  5. Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.
  6. Завершает систему пед. операций оценка продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…».

Приемы создания ситуаций успеха

Эмоциональные поглаживания

Учитель на уроке делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».

Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю: «Да, я молодец, да,  я умница.  Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя.

«Дефицит радости познания порожден дефицитом радости преподавания» (Белкин А.С.)

Прием «Даю шанс»

Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает  возможность  неожиданно,  может быть,  впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности.  Подобную ситуацию учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.

Прием «следуй за нами»

Для неуспевающего школьника учитель находит интеллектуального спонсора. Спонсор — значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требовани ями, принуждениями.

Наиболее эффективный путь — привлечь к интеллек туальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чув ствовать его внимание. Он не испытывает свою унизитель ную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.

Мой сын поступил в первый класс, а соседский мальчик был в шестом. Уроков он не учил, родителей не признавал, грубил им. Они уже не знали, что им делать. Тогда я попросила его помогать учить уроки моему сыну. Мальчик отнесся к этому заданию очень серьезно. Он сам разогревал еду моему сыну, заставлял мыть его руки и тарелку после себя, а -также по нескольку раз переписывать уроки. Сын закон чил первый класс на одни пятерки, а соседского мальчика будто под менили — стал спокойный, начал сам учиться. Правда, иногда мой сын получал от него «по шее», но, я считаю, справедливо. Сейчас «наставник» моего сына закончил институт, работает ведущим инженером.

Прием «эмоциональный всплеск», или «ты так высоко взлетел!»

Ученик 6 класса Вадим Г. не очень любил русский язык, но зани мался   более   или    менее   регулярно,    имел   средние   отметки.  

На одном уроке русского языка он получил хорошую отметку, успокоился, решил больше не обременять себя домашними заданиями.

Пришел черед нового урока. Вадим что-то слушал, что-то пропускал мимо ушей. У него наступило привычное состояние пассивного отсиживания. Вдруг он услышал вопрос учителя, который попросил его повторить правило, изученное на прошлом уроке. Правило не вспоминалось, мысли путались. Вадим в затруднении. И вдруг он услышал голос учителя, услышал слова, сказанные с такой надеждой, добротой, поддержкой: «Вадим! Ты не можешь молчать. Ты подумай, ты вспомни! Ты так высоко взлетел! Ты взлетел и летишь так высоко, ты понимаешь,   что   это?   А   сейчас   ты   можешь   упасть,   а   падать   всегда больно!»

Сразу вспомнились откуда-то выплывшие строки правил, изученных на прошлом уроке, примеры, подтверждавшие эти правила. И Вадим начал отвечать. Говорил верно, с небольшими паузами, четко, с надеждой, что его поймут и поддержат! Домой не пришел, а вбежал: «Мама, ты знаешь, она мне вот так и сказала: «Ты полетел!» Я вспомнил! Я все вспомнил, мама! Я не упал...»

Какой огромный эмоциональный заряд скрывается в доб ром слове учителя, всем сердцем желающего успеха своему воспитаннику!

Формируем веру в себя, веру в успех.

Прием «обмен ролями», или о пользе занятий, которые ведутся  неправильно

Когда  я учился  в  школе,  мои  знания  по географии, были  посредственными.    Да    и    поведение    было   не    всегда    удовлетворительное.    На одном  из  уроков  географии  Светлана  Александровна  сделала  мне  замечание.   Она   иронично  сказала:   «Может  быть,   ты   будешь   вести   урок? Я   ей  ответил:   «Давайте!»   И   она   поручила   мне   подготовить и провести  урок  по  заданной  теме. Готовился   основательно.   Прочитал   много  дополнительной  литературы,   которую  она   мне  порекомендовала.   На  следующий   раз   я  вышел   и доске,  а   Светлана  Александровна  села  на   мое  место.  Я   взял  указку  и под смешки класса начал объяснять новый материал. Потом смех прекратился,   и   все   ребята   стали   слушать   меня   внимательно.   Потом   я   сел за стол учителя и начал спрашивать одноклассников заданный на  прошлом  занятии  материал.  В  классе были  заметны  улыбки,  но отвечающие старались  ответить  на  вопросы   как  можно  полнее,  старались  заглянуть в книги или тетради.    Ведь отметки я ставил в журнал!

К следующему занятию Светлана Александровна снова велела мне подготовиться, а за прошлый урок поставила пятерку. Ребята хорошо подготовились к занятию, и урок прошел в более серьезной обстановке. А вот третьего урока не получилось, так как кто-то из администрации школы сделал Светлане Александровне замечание за «неправильное ве дение занятий». Но ребята к ней стали относиться с еще большим уважени ем. А мне еще после первого урока ребята сказали: «Ну, ты даешь! Смотри, из тебя учитель, а то и директор школы получится!» Хотя они и шутили; но я чувствовал, что они действительно не ожидали от меня такой смелости и   поддерживали...

В чем психологический и педагогический смысл этой истории? Ничем внешне не примечательный ученик во внезап но сложившейся ситуации на уроке обнаруживает такие качества, которые никто не мог предположить в нем, а они выделяют его, подчеркивают его неординарность. Кроме того, Игорь доказал, что не стоит учителю так иронически относиться к возможностям среднего ученика. Они гораздо больше, чем думают иные педагоги. Игорь знал, что он всего лишь один из многих, ничуть не выделяющим  из общей массы, скорее наоборот. И если он, вполне «средний», даже «ленивый», может, так убедительно вести урок, то что можно сказать о других ребятах, не менее способных и более старательных? Ему выпал шанс проявить себя, свои скрытые до сих пор возможности, не столько интеллектуальные, сколько волевые, духовные.

Прием «Заражение»

«Заразить» детский коллектив интеллекту альной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерас тет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость  всех.  Тогда   ребенок,   послуживший  источником этого  заражения,  будет  чувствовать  как бы  умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.

 Формула управления процессом зарождения   общей   радости   может   выглядеть  так: сбывшаяся   (или  неожиданная)   радость   школьника + поддержка  педагога + «заражение»  отдельных  членов  коллектива + поддержка     учителем     «зараженных» + расширение масштабов «заражения» + осознание своих действий каждым и всеми + появление новых стимулов к саморазвитию интересов = общей радости.

В восьмом классе у нас появился свой поэт. Володя Савельев. Наша учительница Вера Георгиевна предложила домашнее сочинение на какую-то литературную тему. Через некоторое время принесла в класс сочинения и начала читать. Одно прочитала в самом конце. Сказала о нем коротко: «Сочинение уникально. Хотя не совсем по теме». Да, такого мы еще не встречали. Сочинение в стихах. Почти вся школьная тетрадь испи сана ладными, непривычными рифмами. Особенно сильное впечатление производили образные сравнения.

Веру Георгиевну, молодую красивую женщину, мы уважали не только за ее педагогические способности. Она покорила наши отро ческие сердца и обаянием своей личности. Мы тепло относились к литературе, перенося на этот предмет и свое отношение к ней. Володя Савельев стал героем того дня. Но потрясло и еще одно событие. Вера Георгиевна предложила этому «герою» вечером проводить, ее до дома, чтобы поговорить по дороге «за жизнь». Теперь этот Савельев стал «дважды героем». Дорого бы дал каждый из нас за такое удовольствие.

Через несколько дней Анатолий Татусь громогласно объявил, что он тоже написал сочинение в стихах. Вера Георгиевна прочитала и на одном из уроков заявила: «Толя — тоже подающий надежды поэт» И предложила... проводить ее вечером до дома, «поговорить». Прошла еще одна-две недели, и Радик Пузанов официально провозгласил, что он — автор оды. Вера Георгиевна и о его произведении отозвалась одо брительно, и Радик тоже оказался в числе провожающих.

Далее началось какое-то сумасшествие. Появился автор басни, кто-то сотворил нечто вроде пушкинской «Гавриилиады»... По классу стали расходиться эпиграммы. Наступил день, когда на дверях класса был приколот листок с язвительными стихами, стрелы которых летели явно в сторону Толи Татуся. Через пару дней появился ответный лис ток, не менее язвительный, теперь уже в адрес Володи Савельева. Внутренняя часть классных дверей вся была обклеена стихами.

Эпиграммы   сменяли   одна   другую.   Страсти   разгорались.   За   перо взялись те, кто раньше ив мыслях не держал попыток к такому, творчеству Вера Георгиевна сначала была нашим арбитром. Но поток поэти ческих страстей оказался таким бурным, что и она оказалась как бы отодвинутой на второй план.. Потом все как-то стихло. Страсти улеглась. Но мы уже были какими-то другими. От мыслей о поэзии перешли к другим вещам, более прозаическим, более сложным. Вера Георгиевна по-прежнему оставалась главным поверенным наших душ. А Володя Савельев действительно стал профессиональным поэтом. Она правильно предсказала его будущее».

Что дало это «заражение»? Несом ненно, резко повысился интеллектуальный фон коллектива. Дети почувствовали себя не только классным объединением, но общностью единомышленников, еще более активно проявился феномен сопереживания. Выросло с а мо уважение коллектива в целом.

Прием «Отсроченной отметки»

Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о  д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!  

Прием «Эврика»

Секрет приема прост: заключается «в стремлении учителя разбудить мысль учеников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в про цесс творчества» (Амонашвили Ш.А.).

Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожи данно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неиз вестное.

Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Вот пришел день, в который я твердо верил: Петрик решил задачу совершенно самостоя тельно. У мальчика загорелись глаза, он стал объяснять, о чем идет речь в задаче, его объяснение было сбивчивым, но я видел, что перед ребенком наконец раскрылось то, что было покрыто мраком. Петрик был рад. Я тоже вздохнул с облегчением: наконец-то... «Я сам решил задачу», — радостно сказал он дедушке. Петрик гордился своим успехом, а чистая нравственная гордость — это родник человеческого достоинст ва...

Ребенок, особенно в младших классах, который имеет уже какой-то накопленный интеллектуальный запас, но не может им по-настоящему воспользоваться, напоминает заведенный пружиной познания, механизм, кото рому нужен первоначальный толчок. «Успех открытия не может возникать на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения…» (Сухомлинский В.А.).

Прием «Интеллектуальная инверсия» 

(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)

Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно пред ставить так: учитель получает знания, передает их уча щимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у школьников тоже формируется свой интеллектуальный потен циал. Можно даже говорить о потенциале класса.

Формула: потенциал учителя рождает группу потенциалов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, чтобы «заряжать» ученические потенциалы, учитель должен неустанно пополнять свой, а стимулом для этого процесса служит умственный рост учеников, «подключаясь» к которому пе дагог получает новый заряд энергии.

Прием «умышленная ошибка», или «Гена, помогите мне...»

Юрий Иванович, решая сложный пример, останавливался: «Где-то я ошибся! Минуточку! Сейчас посмотрю». Юра, мой сосед по парте, безошибочно комментировал: «Сейчас Гену попросит помочь» (лучшего математика в классе). Так все и случи лось. «Гена, помогите мне». Они начинали говорить между собой на непонятном языке, и Гена был на высоте.

Итак, учитель обращался к лучшему математику класса, когда действительно ошибался, и, кроме того, использовал  это как педагогический прием развития способностей школьника.

Излагая доказательство теоремы, я умышленно допускаю ошибку в записи, дописываю строчку и, сделав паузу, пробегаю глазами по классу в надежде увидеть кого-нибудь, кто обнаружил эту ошибку Внимание ребят еще приковано к тетрадям: они дописывают строчку Но вот поднялась рука. Это - Лена, она очень редко отвечает с места Но здесь, видимо, решилась.

- У Вас ошибка, — робка говорит она.

— Молодчина, Лена, — хвалю ее, — назови нам, пожалуйста, только строчку, в которой ты обнаружила ошибку, а мы все вместе ее поищем.

Весь класс  включается в поиск. Но это не главное, главное — дальше ребята будут слушать доказательство еще внимательнее, ста раясь не пропустить очередную «ошибку». Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, ко торый используется в доказательстве в качестве опорного знания.

Прием «линия горизонта»

Явление это известно с раннего детства. Сколько бы ты ни приближался к тому месту, где проходит воображаемое слияние неба с землей, оно всегда будет отдаляться, ма нить, вести за собой до бесконечности. То же и в случае увлечения (заинтересованности) ребенка чем-то.

Майя Львовна поручила мне сделать доклад о подводных лодках. Я пошел в библиотеку, достал книжки, начал читать и, зачитался! Так интересно! Сначала люди опускались под воду в бочках. Еще во времена Александра Македонского умели делать специальный подводный колокол... Потом сделали деревянную подводную лодку, а винт крутили рукой... Меня слушали все очень внимательно. Некоторые даже рот рас крыли... Майя Львовна сказала: «А ты способный! Молодец!» — и по ставила пятерку.

Через несколько дней  .я к ней подошел и предложил: «Давайте я сделаю доклад о танках! У меня есть книжки про их историю...» Она сказала: «С удовольствием послушаем. Готовься. У тебя по, физике, на верное, пятерка выйдет, если контрольную хорошо напишешь». Я про контрольную не думал Книга оказалась еще интереснее, чем про под водные лодки. Называется «Сухопутные крейсера». Я опять зачитался. С   тех   пор   все- время   ищу   литературу   по   истории   военной техники.

А доклад я сделал. Тоже очень всем понравился. Майя Львовна мне еще несколько раз давала разные поручения, на олимпиаду по физике послала...    

Учитель дает ученику доклад, который не только принес ребенку радость первого успеха, но и, самое главное, раскрыл своеобразную прелесть само стоятельного поиска, нарисовал волнующую для него карти ну развития человеческого разума, рождающего удивитель ные творения науки и техники.

Мальчик сам открыл для себя эту радость, а какова роль учителя? Первый доклад мог стать и последним. Под готовился, получил хорошую отметку, заслужил похвалу учителя,   уважительное   отношение   одноклассников.   Чего же больше? Несомненно, есть такие ребята, которым этого успеха было бы достаточно. Можно, однако, предположить, что решающую роль здесь сыграла позиция учителя, направлен ная на поддержку интересов ученика, ее стремление пси хологически поддержать его («А ты способный! Молодец!»), предоставить   трибуну   для   нового   выступления.   Посылка на олимпиаду явно вписываются в педагогический прием условно названный «Линия горизонта». Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир. неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами.    У    него   будет   формироваться   уважительное отношение к возможностям человеческого разума, восхищение перед его бесконечным движением.

Источник: А.С. Белкин. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.