Использование сказок для индивидуального консультирования
материал по психологии по теме

Кириченко Татьяна Викторовна

 

И еще один аспект действия сказки. Сочинен­ные специально для психологической работы сказки содержат ряд указаний на перспективы личностного роста, например, на желательность осмысления своей жизни, отношений, на необ­ходимость принятия себя как личности и борьбы с некоторыми своими негативными пристрастиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 Сказки для индивидуального консультирования можно исполь зовать на различных этапах консультационного процесса. Напри мер, на стадии установления контакта психолог может сказать о том, что пишет сказки или любит использовать сказки в своей ра боте. Если клиент выказывает определенный интерес, говорит о том, что любит сказки или о том, что тоже пишет сказки, то это может быть первым основанием для использования сказок для пси хологической помощи.

Сказка может быть предложена также на стадии формулирования первоначального запроса. Когда мы имеем дело с подростком, то должны быть готовы к тому, что он (или она) абсолютно не готов не только четко сформулировать, но и назвать свою проблему. Это связано и со слабым представлением о себе, и с отсутствием психо логических знаний (вместо них зачастую присутствуют различные мифы о человеке вообще вперемежку с гороскопами), а также с за стенчивостью. Следует помнить, что для подростка контакт с пси хологом является не обдуманным решением, а скорее эмоциональ ным импульсом, поэтому степень готовности к разговору у него ни же, чем у взрослого клиента. При этом подростки часто используют метафоры, описывая свою ситуацию или свое состояние. («Как трудно к Вам подниматься!» — сказала пришедшая на консульта цию девушка, и я не стала ей напоминать, что консультационный кабинет находится на первом этаже и отделен от коридора лишь не высоким порогом.) Метафорическое описание проблемы помогает сделать следующий шаг — разворачивание метафоры в сказку.

На стадии ориентировки в проблеме психолог может предло жить несколько сказок, особенно те, которые носят прожективный* характер, или даже все тексты, для того, чтобы клиент мог выбрать «свою» и с ее помощью подойти к осмыслению пробле мы. В дальнейшей работе иногда полезно предложить клиенту написать собственную сказку, поскольку процесс написания не сет в себе большой психотерапевтический потенциал. Иногда в ходе консультации сказка сочиняется устно, подчас вместе с психологом, когда клиент не знает, как герой может выйти из какого-либо сложного положения. При этом сказочный сюжет открывает новые возможности для психологического решения проблемы. Например, конфликтующий со своими близкими ге рой, отправляясь странствовать, обретает в странствиях качество, которого ему не хватало, после чего имеет возможность прими риться с ними. Сказочный сюжет помогает переключить недоволь ство клиента людьми, с которыми он не ладит, на свои проблемы, заметить себя как активного участника этих взаимоотношений. Для подростка особенно актуальным является процесс «превращения в героя» — это может стать для него шагом к «превращению в субъ екта». Для этого возраста крайне актуально отказаться от «страда тельного наклонения», от формулировок «они со мной неправиль но поступают» или «со мной что-то не так, со мной происходят пло хие вещи, случаются плохие истории». Сказка может помочь подростку занять активную позицию по отношению к собственной жизни еще и потому, что она не представляет собой никакого нази дания и не дает готового ответа или даже совета. Решение сказочно го героя нужно суметь применить к обстоятельствам собственной жизни, тогда оно станет собственным решением.

И еще один аспект действия сказки. Сочинен ные специально для психологической работы сказки содержат ряд указаний на перспективы личностного роста, например, на желательность осмысления своей жизни, отношений, на необ ходимость принятия себя как личности и борьбы с некоторыми своими негативными пристрастиями.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказок для индивидуального консультирования

И еще один аспект действия сказки. Сочинен­ные специально для психологической работы сказки содержат ряд указаний на перспективы личностного роста, например, на желательность осмысления своей жи...

Стратегия индивидуального консультирования по проблемам ребенка.

Тема: Стратегия индивидуального консультирования по проблемам прав ребёнка  Содержание  TOC \o "1-3"Введение.....................................................................

Метод работы со страхами у подростков с помощью мини-фигурок в индивидуальном консультировании.

Подростковый возраст все переживают по-разному. Я бы хотела рассказать о трудностях, касающихся эмоциональной сферы и затронуть тему  страхов. Сразу оговорюсь, что буду говорить о вариантах работ...

Семинар - практикум для родителей " Использование сказок и сказочных игр в развитии детей "

Цель семинара - повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательный процесс...

Программа индивидуального консультирования

Цель программы - оказание помощи детям и взрослым, обратившимся за решением своих психологических проблем.Основные задачи:1. Предоставление клиенту психологической информации, позволяющей глубже осозн...

Нестандартное использование сказок в нравственном развитии дошкольников.

Рекомендации для родителей "Нестандартное использование сказок в нравственном развитии дошкольников"....

Индивидуальное консультирование 2021

Индивидуальное консультирование 2021...