семинар для педагогическрого коллектива
методическая разработка по психологии по теме

На данном семинаре рассматриваются подходы к уроку и учащимся, отрабатываются навыки  общения с "неудобными" учащимися. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_seminara.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Начало

Психолог приветствует собравшийся коллектив и объявляет цели и задачи практико-ориентированного семинара.

Беседа психолога

Как оказывается, учителя должны всё и всем. А известно ли вам, каким должен быть учитель? ( участники семинара дают свои ответы)

Идеал учителя складывается из самых разных составляющих:

нравственной, духовной, профессиональной, интеллектуальной, этической и др. Вот какой список качеств и требований к учителю получается:

  1. Высокий профессионализм;
  2. глубокие знания и компетентность, высокий интеллект и общий уровень развития;
  3. интеллигентность;
  4. любовь и уважение к детям вообще и к своим ученикам, в частности;
  5. высокая требовательность к себе, чувство долга, высочайший уровень ответственности за своё дело, принципиальность и самокритичность;
  6. порядочность, честность, трудолюбие, отсутствие вредных привычек;
  7. гуманное отношение к детям, доброта, индивидуальный подход к каждому ребёнку, демократизм в отношениях с людьми, чуткость, внимательность, душевная щедрость;
  8. высокая работоспособность и трудолюбие;
  9. Постоянное стремление к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию; творческий подход к делу, владение методикой, глубокие знания педагогики, педагогическая наблюдательность;
  10. Высокий уровень психологической грамотности,  выдержка, самообладание, терпение, такт, терпимость к людям,  корректность в отношениях со всеми, уравновешенность, умение владеть своим настроением, спокойствие и оптимистическое восприятие жизни, доброжелательность, человеколюбие;
  11. полная объективность в оценках;
  12. личная скромность;
  13. воспитанность, высокая культура и нравственность;
  14. эстетический вкус, художественное чутьё, чувство прекрасного;
  15. артистичность;
  16. естественность, отсутствие фальши и наигранности;
  17. организаторские, режиссёрские, художественные, ораторские способности;
  18. чёткая дикция, приятный голос  и внешность, умение одеваться, способность выглядеть в соответствии с модой;
  19. чувство юмора, умение шутить;
  20. аккуратность и точность.

Перечитывая требования, предъявляемые к учителю обществом, родителями, администрацией, можно ли представить реального человека, который соответствовал бы всем этим требованиям? Наверное, не у каждого учителя это получится.

Воображение в данном случае может рисовать красивую картинку нежно голубого неба с роскошными облачками и ангела с ослепительно белыми крыльями.

        И здесь хочется зачитать цитату из книги Ю. Л.Львовой «Творческая лаборатория учителя»: «Учитель - маг, виртуоз, фокусник, умеющий сделать урок безразмерным, вмещающим крупные исторические периоды, сложные литературные и научные судьбы, эпохальные открытия; он властелин дум, и он же тягач и трудяга».

Предлагаю вам выполнить несколько упражнений.

Упражнение 1.Определение способности к распределению внимания.

Задания для участников:

1.Напишите на доске свою фамилию, при этом одновременно называйте её буквы  в обратном порядке.

2.Напишите на доске цифры от 1 до 20,одновременно считая вслух в обратном порядке (от 20 до 1)

3.Напишите на доске свою фамилию, очерчивая при этом одновременно правой ногой на полу и левой рукой на доске окружность.

4.Считая вслух от 1 до 30, после каждой второй цифры называется женское имя,  после каждой 4 – мужское.

Упражнение 2. «Рисование по инструкции»

Выбирается пара участников. Один участник в паре получает карточку с изображением, его задача - инструктировать партнёра таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог воспроизвести её изображение.

Упражнение производится в 2 вариантах:

  1. С обратной связью - рисующий участник может задавать уточняющие вопросы;
  2. Без обратной связи - никаких вопросов задавать нельзя.

Психолог. А теперь я расскажу вам об играх, в которые играют российские учителя.

Игра 1. «НАВЕШИВАНИЕ ЯРЛЫКОВ»

Психолог. Навешивание ярлыков на учащихся настолько прочно вошло в нашу школьную жизнь, что мы, учителя, даже не задумываемся над этим и просто этого не замечаем. Сначала ребёнок обижается, сопротивляется, пытается бороться. Потом постепенно смиряется и ведёт себя соответственно прикреплённому ярлыку, чего мы, взрослые, от него и ожидаем. Вот несколько ситуаций из школьной жизни:

1.Учитель проверяет письменные работы учащихся. У Юли и Миши - одинаковое количество ошибок, но Юля получает «4», ведь она стабильная хорошистка, а Миша – «3», так как он всегда был троечником.

2.Фронтальный опрос на уроке. Учитель задаёт разные вопросы, ребята тянут руки и отвечают на них по очереди. В конце урока учитель объявляет оценки и оказывается, что у всех отличников «5», даже у тех, кто открыл рот всего 1-2 раза; у всех хорошистов-«4»; а у троечников, конечно, -«3».

3.Из месяца в месяц, из года в год все ответственные, самые интересные поручения дают одним и тем же ребятам, главные роли в школьных спектаклях достаются негласно признанным  «артистам».

Психолог: А сейчас предлагаю вам попробовать некоторые методы снятия ярлыков с обучающихся. (Задание выполняется по желанию).

Задание 1

Выступить в роли защитника ребёнка

Обвинитель: Вася- хулиган. Он не может долго сидеть на одном месте. На уроках он постоянно крутится и поворачивается. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает.

Адвокат. Вася - вовсе не хулиган. Психологи говорят, что дети бывают «шустриками» и «мямликами». Так вот, Вася-«шустрик». Он не может долго сидеть на одном месте, он очень подвижный ребёнок. На уроках он постоянно крутится, снимая тем самым накопившееся утомление. Молодому растущему организму нужны физические упражнения, это естественно. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает. Так эта неловкость движений свойственна подросткам. Руки и ноги вытянулись, а он ещё научился управлять своим телом.

Задание 2.Докопайтесь до истины.

Один участник будет задавать большое количество вопросов, а другой попытается с помощью ответов докопаться до истины.

Саша – грубиян (это - наш ярлык, повешенный на вымышленного ребёнка)

1.А почему он вам грубит? - Потому что он - грубиян.

2.А почему он грубит именно вам? - Потому что не хочет учить мой предмет.

3.Почему он не хочет его учить? - Потому что он ему трудно даётся.

4.Почему трудно? - Потому что сложная программа.

5.А почему она для него сложная? - Упущен ранний период развития ребёнка.

6.А ребёнок в этом виноват? - Нет.

7.Почему же я нервничаю? - Потому что я в этом виноват тоже, а требования к результатам моего труда - очень высокие.

8.Так хватит искать виновных! Что я смогу сделать в данной ситуации…

Задание 3. На ваш суд представляются несколько ситуаций: знакомые вопросы учеников в классе и учительские ответы. Просьба к участникам выбрать, какая  реакция направлена на интерес ученика, а какая обрывает этот интерес.

Ученик: Наталья Михайловна, почему вы Свету Рубцову называете Светик?

Учитель А.:  Потому что Света уже выполнила мое задание, а ты отвлекаешься, задаешь глупые вопросы.

Учитель Б.: А как бы ты хотел, чтобы  я тебя называла?

Ученик: Как вы думаете, учитель всегда прав?

Учитель А.: Да, всегда. Займись делом.

Учитель Б.: Как и каждый человек, учитель не может быть всегда прав.

А почему ты спрашиваешь об этом?

Ученик: Скажите, Виктор Иванович, вы тоже считаете, что  Онегин – черствый и эгоистичный человек, раз он не принял и не понял любовь Татьяны?

Учитель А.: С этим вопросом обратись к учителю литературы, а сейчас урок физики.

Учитель Б.: У меня есть свое мнение на этот счет. Если хочешь, поговорим об этом после уроков.

Психолог. Как можно избавить себя от навешивания ярлыков на учащихся? Например,  такого: Петя - застенчивый тихоня, ему ничего нельзя поручить, он не справится.

        Просто надо отказаться от обобщений и тотальных выводов. Самое сложное  - проанализировать, обдумать и дать объективную оценку ситуации, а  не преувеличивать последствия отрицательного события.

Надо помнить, что мы видим лишь одну сторону ребёнка, какую-то часть его личности. Это как айсберг, многое скрыто от наших глаз, а судим мы обо всей личности в целом, обобщаем, мыслим тотально, делаем глобальные выводы.

Игра 2. НАШ «РОЛЕВОЙ ВЕЕР»

В КЛАССЕ

Психолог. Учителя постоянно и много общаются  с учениками. В этом режиме общения мы играем разные роли, кстати сказать - не всегда отдавая себе в этом отчёт.

Счастливые и успешные учителя играют свои лучшие роли, а несчастные и неуспешные - наоборот. Какие же роли мы играем?

В процессе обсуждения с участниками заполняется таблица. Ниже приведён её возможный вариант.

Наши лучшие роли

Наши не лучшие роли

друг

враг

наставник

мучитель

покровитель

царь-деспот

соратник

соперник

вдохновитель

всезнайка

адвокат

обвинитель

(судья, прокурор)

советник

диктатор

помощник

недоброжелатель

предмет уважения

объект неприязни

партнёр

жертва(мученик)

главный режиссёр

кукла-марионетка

Психолог. Конечно, школьная жизнь настолько многообразна, что говорить о какой то роли учителя в межличностных отношениях с учениками было бы примитивно. Психологи считают, что каждому человеку присущ «ролевой веер», то есть набор, целая комбинация различных психологических ролей.

Только надо помнить, что от выбранной нами комбинации, от составленного  «ролевой  веер» во многом будет зависеть счастье и психическое здоровье ваших учеников.

Совместно с участниками заполняется следующая таблица:

Мы представляем

себя такими учителями

Наши ученики

воспринимают

нас такими

великий мыслитель,

несущий истину детям

царь-деспот

талантливый лидер,

ведущий детей за собой

пастух

с кнутом

человек,

посвятивший себя педагогике

жертва, которой все должны

мудрый воспитатель

диктатор

гениальный актёр

клоун

бдительный фиксатор ошибок,

оплошностей, промахов детей

палач

оригинальная

неординарная личность

обыкновенная посредственность

знаток детской психологии

нудливый

вдалбиватель

знаний

Психолог. Свой разговор на данную тему хочется завершить словами:

Школа-это большой театр.

И в ней нет ничего сложней,

Чем выбрать себе спектакль

И роль среди сотен ролей.

Игра 3.ФАНТАЗИИ НА ТЕМУ

«ПОГОДА В КЛАССЕ»

Психолог. Учителям необходимо помнить, что в классе далеко не «всякая погода - благодать». А из погоды в классе складывается климат в школе. Тип погоды очень важен для подрастающего поколения, и он зависит от людей, находящихся там.

Задание

Психолог. Предлагаю каждому из вас нарисовать заданный вам тип погоды в классе, описать его и ответить на вопрос: «Что по вашему мнению, для него характерно?»

  1. Мороз и холод;
  2. пасмурно, прохладно, влажно;
  3. буря, гром и молния;
  4. туман;
  5. град;
  6. высокое давление;
  7. снегопад;
  8. ясное, спокойное утро;
  9. дождь;
  10. солнечно.

Участники в течение 5-7 минут рисуют при помощи красок или цветных карандашей тип погоды и отвечают на вопрос, затем идёт обсуждение.

Презентация мультфильма «Буревестник»

Психолог. Погоду в классе делаем мы, мы сами. Так давайте делать её разумно и качественно. И давайте делать только хорошую, солнечную погоду.

С О В Е Т Ы    П С И Х О Л О Г А

Относительно работы

  1. Не работайте тяжелее, а работайте умнее.

У большинства учителей наблюдается синдром «отличника». Они все стремятся сделать именно на «отлично».

Мы можем на это предложить  аксиому нормального учителя: «Человек имеет право на ошибку, а я – человек! Мои ошибки и промахи, недовольства родителей и учеников, замечания администрации- это всё естественно и не является поводом для серьёзных переживаний. Это-жизнь. Это моя естественная среда обитания».

  1. Учитесь управлять собственным временем.
  2. Умейте отказаться вежливо, но убедительно.
  3. Создайте на своём рабочем месте как можно более комфортные условия  труда.

Относительно самого себя и своей жизни

  1. Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то учителя всегда всем что-то должны.
  2. Организуйте себе свой День эгоиста.
  3. Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.
  4. Составьте расписание неотложных дел после работы.

Например:

ПОНЕДЕЛЬНИК-аэробика под видеокассету с последующей горячей ванной с морской солью.

ВТОРНИК- прослушивание музыки Чайковского, лёжа с травяным компрессами на глазах.

СРЕДА - разгрузочный фруктовый день; зелёный чай с мёдом с последующим танцем под музыку любимой поп - группы.

ЧЕТВЕРГ - немного вязания, а также занятие на велотренажёре под любимую передачу.

ПЯТНИЦА-посещение косметического кабинета; визит к лучшей подруге и чаепитие с любимыми пирожными, вечер дома без телевизора и телефона.

СУББОТА - днём - вылазка на природу, вечером - семейный ужин с чем-нибудь вкусненьким, за красиво сервированным столом, накрытым скатертью.

ВОСКРЕСЕНЬЕ (впишите самостоятельно).

Относительно мира вокруг

  1. Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать нашим учителям постоянной и победоносной борьбы со всеми чёрными мыслями и с любым негативом.
  2. Перестаньте контролировать всех и вся вокруг!

Мы, психологи, знаем, что контролировать можно только одного человека-самого себя.

Относительно проведения хорошего урока

Предлагаю рецепт приготовления хорошего урока. Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции:

  1. мудрости;
  1. терпения;
  2. храбрости;
  3. работоспособности;
  4. оптимизма;
  5. преданности своему делу;
  6. вольнодумия и свободомыслия;
  7. доброты;
  8. отдыха и заботы о здоровье;
  9. доброго юмора;
  10. такта;
  11. веры в каждого ученика.

Количество ингредиентов - на усмотрение готовящего урок учителя. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте всё энергичными движениями.

Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте чёткому рецепту, и всё у вас получится.

        Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ на тему: «Психологическое здоровье коллектива. Эмоциональное выгорание педагога»

По степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у других профессий, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной де...

Семинар-практикум "Психологический климат в коллективе"

Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, так человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть успешным в одной группе и совершенно не проявит...

Методическая разработка семинара-практикума «Разрешение конфликтных ситуаций «ученик-ученик» на занятиях в творческих коллективах».

Данная разработка может быть полезна педагогическим работникам, реализующим дополнительные образовательные программы художественной направленности (хореография, вокал, театральное искусство и т.п.)....

Семинар-практикум «Психологический климат в коллективе»

Семинар-практикум «Психологический климат в коллективе»Памятка педагогу  Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе   ...

 Семинар «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе»

Семинар «Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе»...

Семинар "Особенности коллектива умственно отсталых школьников"

Детский коллектив - это устойчивая социально-психологическая общность, которая является разновидностью трудового коллектива общества и характеризуется:...