Для родителей
материал по психологии (5 класс) по теме

Выступление на родительском собрании

«Тепло дома моего»

Герцен Александр Иванович: «Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка».

 

Семья – это устойчивая человеческая группа, считают психологи. И, как это бывает со всеми устойчивыми группами, в каждой семье складывается свой эмоционально-психологический климат, благоприятный с точки зрения духовного развития отдельных членов семьи.

Детство – самая прекрасная пора жизни человека, получившая целый букет красивых определений: счастливое, безмятежное, безоблачное… Но для некоторых детей оно – трудное, и прежде всего по вине окружающих взрослых. К сожалению, ребенок не выбирает свою семью, родителей и очень зависит от этого малого круга общения, особенно в детстве.

О роли семьи для каждого человека можно говорить очень много. И всем ясно, что именно от семьи зависит, каким ребенок вырастет, сможет ли он адаптироваться в социуме, как сложится его судьба.

Практика убеждает нас, что гораздо легче болезни предупреждать, чем лечить. Перевоспитание – дело не очень благодарное, да и часто бывает поздно. Одни дети – уходят в наркотики, другие – сбиваются с пути и становятся преступниками, третьи – теряют смысл жизни, и не находя поддержки, уходят из жизни.

Значительно больше пользы ребенку, если самые близкие и заинтересованные в нем люди – родители – станут его понимать, принимать таким, каков он есть, считать личностью, давать возможность для проявления индивидуальности, т.е. по-настоящему любить и верить в него как в самих себя.

К сожалению, до недавних пор родители оставались один на один со своими проблемами. Сейчас, с появлением практических психологов, они имеют возможность получить квалифицированную помощь со стороны специалиста и их взгляды на воспитание могут значительно измениться.

 

Уважаемые папы и мамы!

Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.

 Проявление умения бороться с трудностями начинается с первых дней жизни ребенка. Так распорядилась природа. Однако мы, взрослые, иногда пытаемся поспорить с природой и пытаемся внести свои коррективы в существование и развитие ребенка. Пытаясь максимально защитить свое дитя, мы лелеем и оберегаем его, предупреждая желания и потребности, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу.

Ребенок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально, не учится бороться с трудностями жизни и с честью выходить из этой борьбы. Это сказывается на учебных результатах, на общении со сверстниками и взрослыми. Неумение жить в гармонии с собой приводит к нарушениям физического здоровья, различным заболеваниям.

Медики бьют тревогу: в школе большой процент учащихся страдает нервными заболеваниями. Наши дети не всегда умеют радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее сможем помочь детям справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.

Проведенные диагностики на выявление уровня тревожности показали, что именно школьный уровень тревожности очень высок. Хотите знать какие вопросы для младших школьников вызывают наибольшую тревогу, страх?

А чувство страха, тревоги, волнения мешает сосредоточиться.

Воистину несчастен человек, который ни на чем не способен сосредоточиться. По мнению английской писательницы Эммы Баркер: сосредоточение – это ключ к силе. Зрелым и сильным мы справедливо считаем того, кто умеет спокойно, деловито, не суетясь и не отвлекаясь на пустяки, решать встающие перед ним проблемы.

Разумеется, эту способность человек обретает не сразу. Маленький ребенок по своей природе импульсивен, его поведение подчинено сиюминутным побуждениям и стимулам. Взрослея, он учится «держать себя в руках», планировать свое поведение, воздерживаться от поспешных шагов, отвлекающих от серьезной цели.  Однако не каждому удается этому научиться.

Фромм Эрих: «Характер ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер».

Давайте вспомним ситуации, когда поведение ребенка нас не устраивает, какие он слышит фразы в этот момент?

«На что это похоже?», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя», «Зря я на тебя надеялась», «вечно ты…», «сейчас же перестань!», «быстро в кровать», «замолчи!», «вставай!», «не хлопай дверью!», «сколько раз тебе можно говорить…», «успокойся!», «сядь и быстро делай уроки!», «сколько можно вертеться!», «да когда же это кончится!», «закрой рот!», «хватит болтать!», «стой смирно!», «сиди спокойно!» и т.д.

 

Как вы думаете, почему частенько родители и дети ссорятся?

Наверное, потому, что не понимают друг друга. Дети не понимают, что родители устали на работе, что они раздражены своими тяжелыми заботами и проблемами, и не догадываются помочь им, успокоить.

Родителям некогда вникать в проблемы и интересы ребенка, они не понимают, что для детей игра – это серьезно и важно. И родители начинают «воспитывать», требовать, приказывать, а детям не хочется слушать нотации. И оказываются родители с детьми по разные стороны баррикад, перестают понимать друг друга, перестают быть друзьями.

 Иногда, чтобы разрешить ту или иную трудную ситуацию, надо лишь постараться в этой ситуации разобраться, не считая себя последней и обязательно - правой - инстанцией.

Разбор различных ситуаций.

Ситуация 1. Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, нале­тают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.

Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их ребенок задер­жался по очень уважительной причине.

 -  Реальная ситуация?

 -  В чем сложность данной ситуации?

 - Как заранее предусмотреть такие проблемы, как задержка после уроков, поздний приход домой, отвлечение от нужных домашних дел?

Все это вполне реально можно обсудить со своим ребенком, но не в стиле указания, а в стиле совета, обсуждения, чтобы ребенок сумел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести.

 

Ситуация 2.. Девочки идут из школы и обсуж­дают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только приехала, и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня.

Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ру­гает за неряшливый вид и отправляет де­лать уроки, ссылаясь на свою усталость.

Огорченная девочка уходит в свою комнату.

Разбор ситуации с помощью родителей.

Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора.

 

Ситуация №3. Девочка обращается к матери с вопросами, которые ее интере­суют. Мать, хотя и не отказывается отве­чать на них, но постоянно поглядывает в интересную книжку, которую читала до прихода дочери.

Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет девоч­ку играть с младшей сестрой, хотя у де­вочки проблемы со сверстниками.

Обсуждение ситуации.

Надо ли вникать в такие ситуации?

Всегда ли они кажутся нам важными?

Пытаемся ли мы перевести «детские проблемы» на свой взрослый уровень?

А ведь еще одна задача родителей — со­здать вокруг ребенка такую живительную среду, чтобы ребенок мог развиваться сам, активно строить свою уникальную личность.

 

Заключительная часть

Руссо Жан Жак: «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело, делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму… Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети».

 

. Почаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте...

Надо чаще говорить ребенку  о вашей вере в него, вашей любви.

 Гюго Виктор Мари: «Высшее счастье в жизни – это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих, вернее сказать – любят вопреки вам».

 

И заканчивая наше сегодняшнее родительское собрание, мне хотелось бы рассказать вам  притчу о великом индийском падишахе Акбаре и его верном советнике Бирбале.

Как-то раз прохладным вечером падишах и Бирбал гуляли по саду, радуясь весенней благодати. Вдруг падишах спросил:

Скажи, Бирбал, кто, по-твоему, на свете самый главный?

Бирбал сразу понял, куда клонит Акбар. «Видно, возгордился он своей властью, надеется, что я назову его самым главным. Но не тут-то было!» - подумал Бирбал.

Думаю, государь, что главнее всех малое дитя. С ребенком никто не справится – ни раджа, ни сам падишах.

Как же это неразумный ребенок может быть главнее всех? Докажи-ка, попробуй,- отозвался падишах.

Что ж, и докажу. Только это  не редькой торговать: раз-два и готово. Дело это не пустячное, придется устроить проверку.

На том и порешили. Через несколько дней пришел Бирбал во дворец с хорошеньким шаловливым мальчуганом на руках.

Малыш сразу понравился падишаху. Падишах посадил его на колени и стал играть с ним. А малыш, разыгравшись, вцепился падишаху в бороду и давай тянуть изо всех сил. Еле оторвал его от себя падишах и говорит сердито Бирбалу:

Ты зачем принес такого озорника?! С ним же ладу нет!

А Бирбалу только того и надо:

Вот видите, владыка мира, никто не смеет до вас пальцем дотронуться, а этот малыш дергает за бороду, да так, что даже волоски выдрал. Вот и выходит, что ребенок – самый главный на свете!

На этом я прощаюсь с вами, до свидания!

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 6Б класса. Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме" Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей".

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме"   Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей". Аналитическая справка по результатам опроса ро...

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...