Семинар для классных руководителей Подросток
методическая разработка по психологии по теме

Информация для проведения семинара

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ

ВСЕОБУЧ

ВЫПУСК 7

ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

ДЕКАБРЬ

Обратите внимание:

Проблема алкоголизма - одна из самых злободневных в нашем обществе. Молодые люди особенно подвержены вредным последствиям злоупотребления алкоголем, так как их организму нужно больше времени, чтобы выйти из-под воздействия алкоголя.

Никто не становится алкоголиком преднамеренно; многим просто нравится чувство легкости и раскованности, которые может принести алкоголь.

 Под влиянием алкоголя подростки совершают поступки, о которых потом искренне сожалеют. Например, большинство случайных связей возникает, когда оба партнера пьяны. В состоянии опьянения гораздо труднее осознавать и контролировать свои поступки. Поэтому именно в таком состоянии подростки совершают правонарушения и преступления. Алкоголь делает многих преступниками.

Алкоголь по-разному действует на людей. Многие думают, что алкоголь является стимулирующим средством, однако с точки зрения медицины алкоголь - депрессант, он замедляет реакцию, нарушает координацию движений. Если выпить слишком много, то трудно даже ходить и говорить.

Важно понять, что алкоголь - это наркотик, к нему привыкаешь. Чем больше пьешь, тем больше хочется пить и тем больше возрастает потребность пить ради мгновенного чувства возбуждения и удовольствия, приносимого алкоголем. Однако это порочный круг, потому что после выпивки наступает похмелье - ужасная головная боль. Основная причина этого - обезвоживание: алкоголь способствует выходу воды из клеток тела в кровь и мочу.

Более того, при многолетнем употреблении алкоголь вызывает цирроз печени, повреждение мозга, болезнь желудка, авитаминоз; он повышает давление крови, приводит к депрессии. Очень опасно пить беременным женщинам: даже малое количество алкоголя в крови матери может вызвать умственную отсталость или другие врожденные заболевания ребенка.

Пожалуй, не надо обладать особенным воображением, чтобы представить себе урон, который способно вызвать у подростка хотя бы однократное употребление вина или даже пива. Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в теле человека нет таких органов и тканей, которые не поражались бы алкоголем.

Попав в организм, он достаточно медленно (со скоростью 0,1 г на 1 кг массы тела в час) расщепляется в печени. И только 10 процентов от общего количества принятого алкоголя выводится из организма в неизменном виде. Оставшийся алкоголь циркулирует вместе с кровью по всему организму, пока не расщепится весь. Высокая проницаемость "молодых" тканей, их насыщенность водой позволяет алкоголю быстро распространяться по растущему организму.

Токсическое воздействие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1 (единицу), то в печени оно будет равно 1,45 , а в головном мозге - 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя влияют на обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга : происходит их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияние в ткань мозга.

Произойти от обезьяны
Был человеку путь не мал.
В обратный путь пустился пьяный,
За час опять животным стал.

Эти строки написал

Расул Гамзатов.

        

Стр. 2

ВЫПУСК 7

  3200 лет тому назад китайский император Ву Ванг издал этикет, согласно которому все лица, застигнутые врасплох во время выпивки, должны быть подвергнуты смертной казни.

  В древней Индии уличенных в пьянстве жрецов поили из раскаленных сосудов коровьей мочой.

  В древнем Риме разрешалось безнаказанно убивать жен, злоупотребляющих спиртными напитками.

  В древнегреческой Спарте нарочно спаивали рабов и показывали их юношам, чтобы внушить отвращение к пьянству.

  В 600 г. н. э. проповедник Мухаммед, он же Магомет, предписывал давать каждому пьянице 40 палочных ударов.

  При французском императоре Карле Великом в 300 г. н. э. Пьяниц подвергали публичным наказаниям. Если это не помогало, то их казнили.

  В старой Англии существовал обычай надевать на пьяниц ярмо и водить по улицам, чтобы все видели.

  В России при Петре I за злоупотребление спиртными напитками предписывалось носить на шее чугунную медаль весом в 23 фунта (9 кг 200 г), на которой было выбито: "За пьянство".

Густая сеть кормчих домов оплела и Белоруссию. В 1800 г. на востоке Белоруссии был голод, но 6 тысяч винокурен исправно перегоняли хлеб на спирт. В 1914 г. в связи с войной царское правительство запретило производство и продажу алкоголя. В результате производительность труда поднялась на 17%, прогулы сократились на 47%, преступность уменьшилась в 2 раза. "Сухой закон" просуществовал 11 лет до 1925 года. Выпуск алкогольных напитков был сокращен с 1941 по 1945 г. Уже в 1980 г. на душу населения выпускалось в год 10,6 л чистого алкоголя, что превышает средний мировой уровень в 2,5 раза. Через 3 года уже 12 л чистого алкоголя, т.е. 30 л водки на одного человека в год. А входят сюда грудные младенцы, старики и мусульмане, которые совсем не употребляют алкоголя. Самым страшным последствием 25-летнего хмельного безумия стало то, что заметно прогрессировало вырождение народа. Ужасающими темпами выросло количество дебильных детей, 3,5% от общего числа рожденных, выросло число детей-уродов.

В 1988 г. на каждого жителя Беларуси приходилось 7,4 л алкоголя. Это значит, что на каждого жителя Беларуси приходилось 75 бутылок водки и 50 бутылок вина в год. Много ли это? Судите сами! Всемирная организация Здравоохранения оптимальной нормой считает 2 л алкоголя в год на душу населения. В наше время правительством нашей Республики предпринимаются серьёзные шаги по профилактике алкоголизации населения.

ИСТОРИЯ ГЛАСИТ…

КАК ОБМАНЫВАЕТ РЕКЛАМА

Реклама "самого продвинутого пива", по сути, рекомендует подросткам носить с собой бутылочку пива и прикладываться к ней на ходу, то доставая ее из широких штанин, то поворачивая козырек бейсболки назад, чтобы не мешал запрокидывать бутылку повыше. Реклама другого пива умиляет нас неким типом, напивающимся до потери чувства времени. А как говорят психиатры - это классический алкогольный симптом. Реклама навязывает тебе нехитрую мысль: пиво - это вовсе не опасно, но зато "круто", это настоящий мужской напиток.

Сколько же алкоголя в пиве?
Пол-литровая бутылка пива крепостью 5 объемных % алкоголя - это уже 50 г водки. И чем выше крепость, тем агрессивнее ведут себя ядовитые вещества, содержащиеся в пиве.

 Не думай, что выпить раз-два в неделю это нормально. Такое отношение у алкоголю крайне опасно. Очень важно помнить: если подросток выпивает три-четыре раза в месяц, это уже злоупотребление, и очень опасное.

Не существует понятия безвредного пития для подростка, пока организм не закончил своего формирования. Есть данные, показывающие, что пиво увеличивает риск ишемической болезни сердца, в основе которой лежит атеросклероз. А биогенные амины - горькие вещества пива - могут повышать давление, вызывать головную боль и оказывать снотворное действие. В пиве в приличной дозе содержится и такой экзотический компонент, как фитоэстрои - растительные вещества, похожие на женские половые гормоны. У мужчин, злоупотребляющих пивом, они вызывают феминизацию, а у женщин - маскулинизацию.

Медики давно заговорили о пивном алкоголизме. Пиво всегда считалось "стартовым напитком", с которого начинали все алкоголики, постепенно переходя к более крепким напиткам. А у подростка алкоголизм формируется в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых, и имеет более злокачественное течение.



Предварительный просмотр:

                                                                                                   

99 ВОЗМОЖНОСТЕЙ

        СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ:

« Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ»

Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для его полного самораскрытия, реализации.  Сказать: «я тебя люблю» это только одна из возможностей. Есть много других слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятии мира и любви. Мы предлагаем только некоторые из возможных фраз как идеи. Самое главное руководствоваться собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова и не произносить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу своей любви.

1.   Молодец

2.   Хорошо

3.   Не скромничай

4.   Удивительно

5.   Уже лучше

6.   Очень мило

7.   Отлично

8.   Еще лучше, чем  прежде

9.   Гораздо лучше, чем я ожидал

10. Значительно лучше меня

11. Лучше, чем все, кого я.знаю

12. Великолепно

13. Потрясающе

14. Прекрасно

15. Очаровательно

16. Дивно

17. Классно

18. Высший класс

19. Поразительно

20. Очень продуманно

21. Одухотворенно

22. Незабываемо

23. Неподражаемо

24. Именно этого давно ждали

25. Поэтично

26. Несравненно

27. Головокружительно

28. Красота

29. Ты бьешь без промаха

30. Как в сказке

31. Это трогает меня до глубины души

32. Это подобно прорыву в новое и прекрасное

33. Восхитительно

34. Очень ясно

35. Ювелирно точно

36. Ярко, образно

37. Ну, ты прямо профессор

38. Проникнутый любовью

39. Сказано здорово - просто и ясно

40. Остроумно, очень забавно

41. Прямо энциклопедические знания

42. Эффективно работаешь

43. Очень эффектно

44. Экстра класс

45. Прекрасное начало

46. Талантливо

47. Ты просто чудо

48. Ты на верном пути

49. Ты сегодня много сделал

50. Здорово

51. Ты в этом разобрался

52. Ты ловко это делаешь

53. Это как раз то, что нужно

54. Не отступай

55. Ух!

56. Мне очень важна твоя помощь

57. Продолжай работать, у тебя получается все лучше

58. Ты одаренная

59. Поздравляю

60. Продолжай в том же духе

61. Я тобой горжусь

62. Ты делаешь все хорошо

63. Я просто счастлив, когда вижу, что ты так работаешь

64. По-моему, ты это ухватил сейчас

65. Мне очень важна твоя помощь

66. Работать с тобой просто радость

67. Одно удовольствие учить тебя

68. Ты мне просто необходим

69. Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит, радует

70. Поздравляю, здорово ты это (написал нарисовал и т.д.)

71. Еще разок и все получиться

72. Я сойду с ума, если с тобой что-то случиться

73. (молча погладить по голове)

74. (молча подержать за руку)

75. (молча обнять)

76. (открыто смотреть в глаза)

77. С каждым днем у тебя получается все лучше

78. Это просто сенсация

79. Ты все замечаешь        :

80. Как тебе это удалось?

81. Ты сделал это с легкостью

82. (выбрать время вместе почитать, обсудить прочитанное)

83. Хорошо сделано

84. Научи меня делать также

85. Прекрасная мысль    

86. Это действительно получилось

87. Тут мне без тебя не обойтись

88. Я знал, что тебе это по силам

89. Ты меня всегда радуешь

90. Ты мне нужен именно такой, какой ты
 есть

91. Вот это я и называю хорошей работой

92. Ты смотришь в корень

93. Грандиозно

94. Никто мне не может заменить тебя

95. Я горжусь тем, что тебе это удалось

96. Сегодня ты превзошел (шла) сам (а) себя

97. Фантастика        

98. Для меня нет никого красивее тебя

99. Я сам не смог бы сделать лучше


Ну что к этому еще осталось добавить « я люблю тебя». Именно это стоит за всеми словами, фразами, и молчаливыми жестами. Каждому из нас так важно услышать это от тех, кто нам дорог.

КТО НА КОГО ПОХОЖ                                              

Олег КУРГУЗОВ

У

читель сказал нам: - Каждый человек своим поведением на поминает какое-нибудь животное... Один лени вый, как, например, медведь. Другой по прыгунчик, как заяц. Попробуйте нарисо вать своих мам и пап в виде симпатичных животных. Это будет хорошая шутка, она развеселит ваших ро дителей.

Когда я пришел до мой, папа лежал на ди ване, читал газету и зе вал.

Я нарисовал его мед ведем в берлоге.

А тут мама возврати лась из магазина с тя желыми сумками. И я нарисовал ее верблю дом с огромными тю ками.

Мама и папа посмот рели на мои рисунки и рассмеялись. Потом мама спросила:

  1. Ты ри суешь для школы?
  2. Конечно! -
    сказал я. - Это такое за дание.
  3. Ну! - сказал папа. - Зачем же выдавать до машние секреты?! На рисуй меня лучше в ви де бобра, который без устали строит дом. А мама пусть будет без заботной порхающей птичкой.

Я так и сделал. Папу - бобром, маму - птич кой.

И сдал рисунки учите лю.

И тогда папу привлек ли к ремонту школы. А маму заставили петь в родительском хоре. Хорошая шутка полу чилась.



Предварительный просмотр:

 Тема: Работа с «трудными» детьми.

      Наверное, если Вас спросят, какими Вы хотели бы видеть своих учеников, Вы назовете такие качества как образованность, честность, принципиальность, самостоятельность, порядочность, скажете, что хотите гордиться ими.

      Но, вместе с тем, если попросить любого опытного учителя вспомнить самые яркие события или случаи из его педагогической практики, он как правило, вспомнит не процент отличников и поступивших в ВУЗы, а совсем другое. Например, сложные отношения с «трудным» учеником; непростой процесс завоевания доверия у «трудного» класса; рассказы ребят о своих бедах; реальную помощь кому-то из родителей в поисках путей к сердцу своего ребенка и т.д.

     Каких же детей можно отнести к категории «трудные»?

Большинство исследователей называют «трудными» таких детей, поведение которых отклоняются от принятых в обществе стандартов и норм и которые являются трудновоспитуемыми.

     Помимо отклонений в поведении выделяют еще основные признаки трудных детей.

  1. сложность коррекции имеющихся отклонений в поведении ребенка, т.е. трудновоспитуемость как невосприимчивость ребенка педагогическому воздействию.

2.        признаком вступает их особая потребность в индивидуальном подходе со стороны учителей и внимании сверстников.

    Трудный ребенок не является безнадежно испорченным человеком, он просто требует участия и терпения окружающих.

     Таким образом, «трудные» дети в школе  представляют неоднородную группу учащихся, в которую можно включить все категории школьников с отклоняющимся от нормы поведением (педагогически запущенные дети, социально-запущенные, с девиантным и делинквентным  поведением, с суицидальными и различными формами аддитивного поведения и др.); они сопротивляются педагогическому воздействию и доставляют массу трудностей педагогам, родителям и одноклассникам, при этом их не следует считать потерянными людьми. Они оказались такими в силу сложившихся обстоятельств, условий жизни, из-за отсутствия должного внимания и заботы со стороны родителей, учителей, всего окружения.

     Основные причины трудностей:

  1. биологические - дети с высокой наследственной отягощенностью психическими заболеваниями; дети с гипердинамическим синдромом, ММД, родовые травмы:
  2. социальные - воспитание в семьях с различным уровнем социальной дезадаптации;
  3. психологические - интеллектуальная, личностная незрелость, неспособность качественно усваивать учебные предметы, отрицательное отношение к учению, неумение выполнять на уроке учебные действия
  4. педагогические - степень интеллектуального развития, неполное усвоение программы обучения, узкий кругозор, бедность активного словаря.

     

     Работа с «трудными» детьми.

   

    Первым этапом в работе является педагогическая диагностика.

Диагностирование особенностей развития трудного ребенка и причин  отклоняющегося поведения предполагает многоуровневое изучение его личности. Опираясь на педагогические критерии развития личности, педагогическая диагностика позволяет сравнить уровень развития ребенка с другими школьниками данной возрастной группы, определить зону ближайшего развития, своевременно обнаружить предпосылки возможных адаптивных нарушений или их начальные проявления, обосновать требуемые условия обучения или необходимость изменения существующих, установить вид и объем педагогической помощи.

   Диагностика состоит в сборе информации из бесед с учащимся, родителями, изучении продуктов деятельности (рисунков, письменных работ), повседневных наблюдений за учащимися в ходе работы на уроке, в процессе опроса, на перемене и внеурочной деятельности.

    К методам относят: беседа , наблюдение, тестирование, обучающий эксперимент, анализ продуктов деятельности и т.д.(заполнение таблицы педагогами).

    Описание проблем и трудностей, выявленных на этапе педагогической диагностики учащихся, завершается выдвижением гипотезы о причинах школьных трудностей. С целью более глубокого  и точного определения этих причин проводится психологическая диагностика, позволяющая сочетать впечатления и мнения педагогов с заключениями, полученными школьным психологом в результате применения объективных  психодиагностических методик.

    Причины нарушений поведения и адаптации определяется на основе данных педагогической и психологической диагностики, итоговым документом становится индивидуальная психолого-педагогическая карта учащегося. Это отправная точка коррекционно-развивающей работы.

    Изучение зоны ближайшего окружения:

- семья;

- общение в школе и вне школы;

- на основе диагностических данных необходимо проводить работу с его семьей с целью оптимизации семейного воспитания, а также корректировать межличностные отношения в группе сверстников.

     Система коррекционно-развивающей работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника с отклонениями в развитии и поведении к реальностям окружающего мира.

     В коррекционно-педагогической работе выделяются следующие компоненты:

  1. Нормализация и обогащение отношений ребенка с окружающими, прежде всего с учителями и сверстниками;
  2. Компенсации пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших успехов;
  3. Восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию;
  4. Постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости;
  5. Формирование ведущих положительных качеств;
  6. Усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;
  7. Накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей;
  8. Исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.

    Существует ряд методов, приемов, определенный инструментарий.

Просмотр слайдов:

1. “трудные» дети младшего школьного возраста: гиперактивные, эмоциональные нарушения у детей (тревожные, агрессивные, эмоционально-расторможенные дети);

2. “трудные» среди подростков: с явлениями психической неустойчивостью, с явлениями аффективной возбудимости (агрессия), с аддитивным поведением, с девиантным поведением.

3. Взаимодействие между специалистами школы: школьными психологами, социальными педагогами, классными руководителями, педагогами.



Предварительный просмотр:

Работа с трудными подростками

Педагогически трудные дети - Работа с "трудными детьми"

Автор: Administrator   

13.11.2010 15:36

Работа с трудными подростками.

Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразится в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка.

Положение взрослых более выгодно во взаимоотношениях с подростками, так как у них есть преимущество – возможность выбора линии поведения по собственному усмотрению, чего у подростка обычно нет. Непослушание у подростка принимает форму протеста, а сама ситуация - характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – это чувство внутренней несвободы, ограничение его в деятельности. Нередко взрослые сами не в состоянии убедительно аргументировать свои запреты. Нередко решающим аргументом является то, что он старше и уже занимает какое-то положение в обществе. Часто звучит выражение : «Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования» Взрослые более консервативны, чем подростки и поэтому должны допускать возможность того, что они могут быть неправыми, и надо уметь признать свою неправоту.

Причины возникновения «трудных» подростков

1. биологические причины:

  1. нарушения центральной нервной системы;
  2. несвоевременная диагностика умственной отсталости;
  3. неравномерность полового созревания;
  4. аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;
  5. наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)

2. социальные причины:

  1. социальный статус района;
  2. пассивность общественности;
  3. педагогические ошибки воспитателей;
  4. неблагополучный социально – психологический климат в школе;
  5. стиль преподавания в школе;
  6. трудность школьных программ;
  7. неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
  8. воспитание детей в жестокой семье;
  9. многодетные семьи;

3. психологические:

  1. конфликт ролей у подростка;
  2. конфликт уровня притязаний и самооценки;
  3. конфликт со взрослыми;
  4. конфликт со сверстниками;
  5. сексуальный конфликт;
  6. неуспех ребенка в ведущей деятельности;
  7. неразвитость самосознания;
  8. неадекватная самооценка;
  9. личностный кризис;

4. комплексные причины:

  1. общесоциальные причины;
  2. социально-демографические причины;
  3. социально-правовые причины;
  4. социально-медицинские причины;
  5. организационно-управленческие причины;

 

Поведенческие реакции подростков.

1. Реакция эмансипации – особый тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, прежде всего родителей и учителей. Мелочная опека, наказания путем дополнительного контроля и лишение минимальной свободы лишь обостряет конфликт и провоцирует подростков на крайние меры: уход из дома, бродяжничество, прогулы, уходы с занятий.
2. Реакция увлечения (хобби-реакция). Подростковые увлечения принимают иногда вид своеобразного «запоя», в них находят отражение как преходящие влияния моды так и формирующиеся склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
3. Пассивно – оборонительная реакция или реакция отказа, которая проявляется в отказе от деятельности.
4. Реакция «оппозиции» - активное непослушание, дерзость, возникает как протест против непосильных требований
5. Реакция компенсации – развивается при слабости той или иной физической или психической функции, которую компенсируют более развитой функцией. Реакция гиперкомпенсации – развитие слабой функции до степени совершенства.
6. Реакция имитации – подражание определенному образу (например, подражание не всегда положительным телевизионным или компьютерным героям)
7. Реакция группирования – стремление подростка в группу сверстников.

Типичные ошибки педагогов и родителей

1. «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И.Кант) При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю.
2. В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.
3. Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.
4. Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот.
5. Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка.
6. Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной.
7. Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость.
8. В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем.

работа с трудными подростками

Из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе: организация, планирование, контроль / сост. В.В. Шумилова, Н.П.Кузнецова. - Волгоград: Учитель,2007. - 112С.  Б.З.Вульфов, Н.Ю.Синягина, В.А.Березина.
Острые проблемы воспитания:поиски решения. Серия» Библиотека Федеральной программы развития образования». - М.:Изд. дом «Новый учебник»,2003. - 108С.  Дереклеева Н.И.,Савченко М.Ю., Артюхова И.С.
Справочник классного руководителя(10-11) / Под ред. ИСАртюховой. - М.: ВАКО,  2005. 123С. -   (Педагогика. Психология. Управление)


Одним из важных условий переосмысления содержания образования является профессиональная компетентность современного педагога. Поэтому наиболее оптимальный вариант в развитии компетентности современного классного руководителя - это включение его в разработку комплекса разномасштабных образовательных программ, моделей, реализующих базовые цели и ценности образования в образовательном учреждении. Чтобы эффективно работать с детьми «группы риска», а также успешно взаимодействовать между собой, классному руководителю необходимо чётко понимать, что означает эта категория детей. 

Кого можно считать трудным подростком
У многих учителей нет достаточно чётких представлений о том, кого из подростков следует считать трудным, педагогически запущенным. Они относят к ним детей, имеющих аномалии и отклонения в развитии, в основе которых лежат этиологические факторы; всех подвижных, недостаточно организованных учеников, допускающих частичные нарушения дисциплины вследствие особенностей своего темперамента: всех подростков, у которых ярко проявляются такие качества, как стремление к самостоятельности, крепнущее чувство собственного достоинства, нетерпимость к нарушениям педагогического такта. Всё это мешает чёткому пониманию сущности вопроса.
Рекомендуется при определении трудновоспитуемости учитывать следующие признаки:
1. Наличие исходной физической и психической полноценности ребёнка (в отличие от детей с аномалиями и подлежащих обучению в специальных школах).
2. Наличие отрицательных проявлений и отклонений от нормального в нравственном развитии, поведении и учебной деятельности со значительной степенью устойчивости( в отличие от детей, эпизодически проявляющих отклонения такого порядка)
3. Обусловленность этих отклонений недостатками воспитания и особенно отрицательным влиянием неуправляемых факторов (улица, среда).
4. Постоянное устойчивое сопротивление воспитанию
Таким образом, трудные - это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонений в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками воспитания. Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учёбе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях. Быть объективным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чём его вина не доказана. Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершённый поступок, ничего к нему не прибавляя. Осуждая подростка за проступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо говорить:«Ты плохой мальчик, ты хулиган». Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа «бездельник», «лодырь», «хам», «негодяй». Это отталкивает подростка, озлобляет его и ещё более затрудняет процесс общения с ним. Классный руководитель должен быть всегда оптимистом и открыто выражать надежду на исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений. Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в поведении подростка даже незначительные попытки сделать что- то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону. Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в тоже время уметь кое-что прощать, «не заметить». В педагогической практике самое трудное - установление положительного контакта с подростками, проявляющими жестокость, изучение мотивов их поведения.
Опыт показывает, что к трудным, как правило, относят подростков, которые:
- часто бывают невыдержанными;
- спорят со взрослыми;
- отказываются выполнять необходимую общественную работу;
- делают то, что раздражает других
 - часто обвиняют других в своих ошибках;
- часто сердятся и возмущаются;
- недоброжелательны и мстительны;
- сквернословят и говорят непристойности;
- жестоки к младшим и животным и др.
Устойчивое негативное поведение, в отличие от временных вспышек негативизма, создает трудности, как для окружающих, так и для собственного развития подростка.
Педагогу очень важно понять, что стоит за негативистским поведением. Это может быть:
- способ самоутверждения, защита от беспомощности, тревоги, потеря самоуважения;
- стереотипы поведения, ориентация на  «лидеров»;
- устойчивый комплекс ценностных норм.
Наиболее  сложно складываются общение с подростками, чьи установки уже имеют устойчивый характер. Сформированный образ действительности, нежелание идти на  контакт, поддержка со стороны подростковой группы, основанной на асоциальных нормах, чаще всего сводят воспитательные усилия на «нет». Обычно общение педагога и подростка состоит из нотаций, длительных бесед и поучений. При этом педагоги не отличаются знанием о современных молодёжных субкультурах, сленге, музыкальных группах и др. Наибольшее влияние на проявления агрессии и жестокости в поведении подростка могут оказать: дезаптация в учёбе и труде; отношения со сверстниками и учителями. Наибольшее количество детей со школьной дезаптацией приходится на средние классы, то есть на подростковый возраст. Школьная дезаптация в младших классах встречается в 5-8% случаяв, а у подростков - в 18-20%. Чаще всего школьные проблемы возникают у подростков с низким интеллектом и выраженной сенситивностью. Пристальному вниманию подлежит правильная трактовка агрессивного поведения детей и подростков в школьном коллективе и за его пределами, выявление девиантных форм поведения и соответственно применение дифференцированных профилактики и социальной реабилитации. Этиология аффективных переживаний может быть понята в свете описанного в психологической литературе конфликта между уровнем притязаний и  неуверенностью в себе. Такой конфликт, вовремя не снятый ни педагогами, ни родителями, углубляясь, может стать причиной антиобщественных поступков. В этом случае для подростка вызывающее поведение является выражением протеста против не удовлетворяющей его оценки со стороны окружающих, недовольства своим положением среди сверстников, уродливой формой самоутверждения, поисками общественной позиции (хотя бы и отрицательной), способной удовлетворить его притязания. Как показывают наблюдения и данные психологических исследований, этот внутренний источник отрицательного поведения подростка (неудовлетворённые социальные потребности и своеобразный способ их удовлетворения) часто не распознаётся педагогами, а потому и не всегда учитывается ими при организации воспитательного воздействия на этих подростков. Подлинная причина антиобщественного поведения часто бывает не осознана и самим подростком. Вначале у него возникает недисциплинированное поведение, а затем, если вовремя не устранить вызывающую его причину, оно может стать и девиантным. И то и другое возникает в результате сложного внутреннего конфликта, сущность которого заключается в столкновении двух противоположных тенденций: стремления утвердить себя в своём собственном мнении и мнении товарищей, с одной, и (часто неосознанного переживания своей несостоятельности) - с другой. Обычно это переживание является результатом постоянного неуспеха (как правило, будущие правонарушители плохо учатся), который порождает неверие в себя, потерю перспективы, нарушение нормальных взаимоотношений с окружающими. Не до конца осознанная неудовлетворённость своим положением в семье и в учебном заведении вызывает устойчивые отрицательные эмоциональные переживания, от которых подросток стремится избавиться, добиваясь хотя бы кратковременного признания со стороны коллектива сверстников. Это приводит к желанию «показать себя», пусть даже с отрицательной стороны. В дальнейшем это перерастает в позицию противопоставления себя коллективу, а затем обществу с его общественной моралью 

Методика работы по преодолению  у  учащихся вредных привычек Классный руководитель должен уделять большое внимание в работе с классом по формированию у учащихся умения противостоять и бороться с вредными привычками.  Но для того чтобы бороться с вредными привычками учащихся, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение. С этой целью необходимо организовать в классе серьёзную профилактику. Просветительскую работу через систему внеклассных мероприятий. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредных привычек.

Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие
формы работы:
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
 - просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодаления;
- встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
- встречи со специалистами;
- изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;
 - чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;
 - тематические викторины, устные журналы;
- создание антирекламных роликов по проблеме;
- конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека, демонстрирующее силу человеческого духа;
- конкурсы  рекламных щитов по данной проблеме;
- выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;
- нравственные классные часы;
- интерактивные игры;
- пресс
- конференции, брифинги по данной теме;
необходимые условия, которые нужно соблюдать при подготовке мероприятия по профилактике вредных привычек:
- Мероприятия должны быть актуальны. Если мероприятие запоздает, оно может вызвать иронию и сарказм учащихся.
- Подготовка мероприятия должна быть очень детальной и достоверной. Разговор на данную тему не терпит фальши и формализма.
- мероприятия такого рода должны быть искренними и максимально откровенными со стороны взрослого.
- Форма общения - не назидание с позиции своего опыта, а совместный поиск истины.
- Факты и события, статистика должны быть очень впечатляющими, чтобы затронуть внутренние механизмы личности ученика.
- такие мероприятия не должны требовать от ученика единства взглядов со всеми остальными. Они должны поставить ученика в позицию раздумий

Работа с трудными детьми.

1. Посещение «трудных» учащихся на дому.

2. Связь с тренерами, руководителями кружков, учителями-предметниками.

3. Занятость «трудных», общественные поручения.

4.Работа с родителями.

5.Отражение работы с «трудными» в плане воспитательной работы.

6.Беседа с учащимися, которые состоят на учете в ИДН:

- поведение, посещаемость, занятость в кружках, внешний
вид, внешнее состояние дневника, тетрадей, учебников;

контакт с родителями, учителями, одноклассниками;

посещение библиотеки.

7.Беседа с учителями-предметниками.

8.Учет семейно-бытовых условий учащихся.

Психология школьного буллинга

Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) в определяется как притеснение, дискриминация, травля. Д. Лейн и Э. Миллер определяют буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Однако, говоря о школе, следует сказать, что буллинг проявляется не только в детских взаимоотношениях, но также и в системе отношений «учитель/взрослый-ребенок».

В этих условиях жизненно необходимой становится деятельность по профилактике школьного буллинга. За то незначительное время, когда буллинг стал предметом серьёзных научных исследований, появилось немало социально-педагогических технологий, которые могут быть использованы для решения этой непростой проблемы. Однако, отметим, что универсальных среди них нет. По мнению Дэвиса (1990), целесообразно в каждом конкретном случае (т.е. для каждой школы в отдельности) конструировать специфическую модель вмешательства в этот процесс.

По мнению Е.В. Гребенкина, на агрессивное (буллинговое) поведение детей влияет комплекс факторов:

1.персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения);

2.поведенческие факторы (поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию и ранняя судимость);

3.социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.

Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, второго ребёнка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка). Дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети, воспитанные в хороших, благополучных семьях. Гиперопёка или равнодушие со стороны родителей также могут спровоцировать агрессивное поведение у ребёнка.

Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера). Недовольство собственной внешностью, неадекватное восприятие со стороны взрослых: Я взрослый, а Они обращаются со мной как с ребёнком. Развитие критического мышления позволяет подростку ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.

Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение и усталость от школы).

Подростковый период, период созревания, пубертат, всегда вызывал и вызывает интерес у исследователей. Бурное биологическое развитие и стремлением к самостоятельности у подростков вызывают трудности во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Еще вчера послушный и спокойный ребёнок, усердно занимающийся в школе и с удовольствием посещающий различные кружки-секции, сегодня — раздражительный и агрессивный бунтарь, практически потерявший интерес к школе и забросивший ранее любимые занятия.

Немецкий исследователь В.Хайтмайер разделяет методы профилактики на три основные группы:

1. методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;

2. методы, ориентированные на семейные отношения;

3. методы, ориентированные на ближайшее окружение ребёнка (микросоциум).

Евгений Гребёнкин, кандидат психологических наук, в своей работе «Профилактика агрессии и насилия в школе» составил памятки для родителей и учителей.

Памятка для родителей

Аутсайдер (жертва буллинга):

*не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;

*не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);

*одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придёт;

*по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

*задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;

*у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

*выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

*выпрашивает или тайно крадёт деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;

*приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;

*выбирает нестандартную дорогу в школу.

Агрессор (булли):

*вспыльчив, неуравновешен (дерётся, обзывается, ябедничает, кусается);

*типичным агрессором, как правило, является ребёнок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;

*ребёнок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;

*в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);

*приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;

*группируется со старшими подростками;

*имеет садистские наклонности;

*в мгновение ока переходит от довольства к злобе;

*в игре навязывает друзьям свои правила;

*злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;

*игнорирует указания и легко раздражается;

*введет себя так, будто ищет повод к ссоре;

*не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Памятка для учителей и администрации школ

Аутсайдер (жертва буллинга):

*его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;

*на уроках ведёт себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;

*во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;

*его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны

других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;
*хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;

*опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;

*во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

Агрессор (булли):

*на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;

*манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;

*может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;

*на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;

*не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;

*прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;

*входит в состав небольшой группы, терроризирующей класс или школу;

*спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.

Программа действий:
Аутсайдер (жертва буллинга): приносит себя в жертву, подавляет свои желания, чувства и эмоции, страдает, испытывает тревогу; позволяет другим делать выбор за себя; избегает конфликтов, не достигает своих целей.

Агрессор (булли): добивается своих целей за счет других детей; предпочитает демонстративно выражать свои эмоции и причинять вред другим, делает выбор за других или оскорбляет, если его мнение игнорируют.

Уверенный в себе ребенок: утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей, своих целей обычно достигает, сохраняет уважение к себе и другим.

Отношение к окружающим :
Аутсайдер (жертва буллинга): чувствует симпатию, вину или презрение по отношению к соперникам, достигает своих целей за счёт усидчивости и интеграции вне школы.

Агрессор (булли): чувствует себя победителем, чаще нападает, чем защищается, как и аутсайдер, может оказаться в изоляции от сверстников.

Уверенный в себе ребёнок: ощущает уважение к своим нуждам и способен открыто выражать свои мысли и чувства; имеет возможность достигать цели; стойко переносит конфликтные ситуации.

И.А. Фурманов полагает, что агрессивное поведение подростка, как правило, бывает направленно против взрослых и родственников. Оно выражается во враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизме, постоянной лжи, прогулах и вандализме. Дети с этим типом нарушений обычно даже не стараются скрыть своё антисоциальное поведение. Они часто рано начинают вовлекаться в сексуальные отношения, курить, употреблять алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму хулиганства, физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. В тяжёлых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие.

Для большинства детей, отнесённых к агрессивному одиночному типу, свойственна низкая самооценка, хотя они иногда проецируют образ жестокости. Характерно, что они никогда не заступаются за других, даже если это им выгодно. Их эгоцентризм проявляется в готовности манипулировать другими в свою пользу, без малейшей попытки добиться взаимности. Они не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей. Редко испытывают чувство вины или угрызения совести за своё бездушное поведение и стараются обвинить других. Эти дети часто испытывают фрустрацию, имеют гипертрофированную потребность в зависимости, совершенно не подчиняются дисциплине. Их недостаточная социабельность проявляется в чрезмерной агрессивности почти во всех социальных аспектах и в недостаточности сексуального торможения. Таких детей часто наказывают.

К сожалению, подобные наказания почти всегда усиливают выражение ярости, носящие дезадаптивный характер, вместо того, чтобы способствовать решению проблемы. Основной отличительной особенностью такого агрессивного поведения является одиночный, а не групповой характер деятельности.

Кроме агрессивного нарушения одиночного типа И.А. Фурманов выделяет групповой агрессивный тип. Характерной доминирующей особенностью является агрессивное поведение, проявляющееся в основном в виде групповой активности в компании сверстников обычно вне дома. Оно включает прогулы, акты вандализма, физическое насилие или выпады против других, прогулы, воровство, а также незначительные правонарушения и антисоциальные поступки.

Дети с агрессивными признаками спорят со взрослыми, теряют терпение, легко раздражаются, бранятся, сердятся, возмущаются. Они часто не выполняют просьб и требований, чем провоцируют конфликты с окружающими. Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях. Это почти всегда проявляется дома и в школе, при взаимодействии с родителями или взрослыми, сверстниками, которых ребёнок хорошо знает.

Нарушения в виде непослушания всегда препятствуют нормальным взаимоотношениям с другими людьми и успешному обучению в школе. У таких детей часто нет друзей, они недовольны тем, как складываются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе или совсем не успевают, поскольку не хотят ни в чем участвовать. Помимо того, сопротивляются требованиям и хотят решать свои задачи без посторонней помощи. Психологами доказано, что у агрессивного ребёнка имеются нарушения в области восприятия. Данные нарушения тем более выражены, чем неоднозначней конфликтная ситуация (когда неясно, создана она непреднамеренно или намеренно). Агрессивные дети склонны приписывать окружающим дурные намерения, а неагрессивные — видят в их действиях результат собственной ошибки. К недостаточности когнитивных процессов относят: неспособность к эмпатии, ограниченность возможных стратегий преодоления конфликтов, фокусирование на конечной цели вместо обдумывания промежуточных шагов, непонимание мотивов, определяющих поступки, а также недостаточный уровень самоконтроля.

Для детей характерно саморазрушительное поведение, так как согласно клиническим наблюдениям американских психологов, инстинкт самосохранения окончательно формируется у человека только к 30 годам. Подросток 12-14 лет стремиться к бунту, желает, чтобы его заметили, о нем говорили, особенно бурно он противопоставляет себя взрослым, чтобы перегрызть пуповину детства. И если это ему удаётся, то можно утверждать, что подросток сам престаёт ощущать себя ребёнком и становится взрослым. Если же его удерживать от пубертатного бунта, происходит так называемый процесс заморозки, т.е. родители, педагоги и другие воспитатели, стремясь сделать подростка милым и послушным, загоняют его в определённую поведенческую капсулу, откладывая на потом протестное поведение. Подросток, которого таким образом «заморозили», будучи уже сформировавшимся юношей, проявит себя с негативной стороны и будет бунтовать до тех пор, пока не восстановит баланс между личностными потребностями и социальными ожиданиями.

Согласно наблюдениям норвежского учёного и педагога Д. Олвеуса, юноши чаще выступают в роли агрессоров, чем девушки. Мальчики-агрессоры доминантны. Девочки-агрессоры незаметны и изворотливы, агрессия с их стороны может проявляться в скрытой форме. Они высмеивают, подтрунивают, манипулируют кругом подруг, распространяют слухи и подстрекают других детей против персоны, которая им не нравится.

У детей при вступлении в контакт агрессия является средством проверки на прочность. Соприкасаясь, друг с другом, они выясняют, кто кого может «съесть», после чего акт поедания и подчинения производится незамедлительно. Тот факт, что объектом насилия со стороны подростков являются сверстники, учащиеся младших классов и даже учителя, объясняется очень просто — лёгкой доступностью добычи. Американский психолог А. Точ доказал, что у детей словесные оскорбления особенно часто провоцируют агрессивное поведение и применение физической силы, если несут угрозу репутации, мужскому достоинству и ведут к публичному унижению. Вероятность применения силы в ответ на оскорбление особенно велика, когда трудно избежать столкновения и когда провоцируемые действия носят серьёзный и повторяющийся характер.

Агрессивное поведение, направленное против сверстников, встречается гораздо чаще, чем против взрослых.

Во-первых, со сверстниками ребёнок сталкивается ежедневно.

Во-вторых, будучи слабым сам, он ищет жертву заведомо слабее себя, что вообще свойственно для тех, кто желает самоутвердиться.

Конфликты между детьми возникают не только в ситуации конкуренции и борьбы за лидерство, но и некомпетентных действий или оценок педагогов. Проявление агрессивности в подростковом возрасте главным образом зависит от реакции отношения родителей и значимых взрослых к тем или иным формам поведения. Если родители и педагоги не замечают или относятся терпимо к любым проявлениям агрессии, то в результате возникают символические формы агрессии, такие, как упрямство, раздражительность, злость, вандализм и другие виды сопротивления.

Агрессивное поведение, наблюдаемое в раннем детстве, в дальнейшем зачастую приводит к проблемам со школьной адаптацией. Упрямство, вспышки ярости, неповиновение, склочность, раздражительность, которые появляются в 4-6 лет, в направлении к деструктивным актам, в числе которых запугивание, вандализм, прогулы и побеги в 10-13-летнем возрасте. Не получившие профессиональной психологической консультации дети, став подростками, втягиваются в криминальную деятельность и злоупотребляют токсическими веществами. Они плохо учатся и плохо принимаются сверстниками. В отличие от других у них чаще наблюдаются депрессия и бегство от реальности.

«Трудные» дети уходят из школы по собственному желанию или их исключают за какие-либо дисциплинарные проступки. Как отмечает Ю.С. Пежемская, у истоков проблем агрессивного поведения ребёнка в 80 % случаев лежат трудности связанные с неуспешностью его в учении, проблемная семья и школа являются зоной риска, местом передачи негативного социального опыта для значительного количества детей.

Дети бывают жертвами буллинга или агрессорами (булли ) так же из-за :дефицита родительской любви; ( неумения папы и мамы показать должным образом родительскую любовь ); семейных конфликтов и семейных междоусобиц, а так же дети одиноких матерей и чаще всего дети из семей, где назревает развод или родители уже в разводе.

После того, как родители определили причины проблем своего ребёнка, желательно обсудить это с ним самим, не навязывая свою точку зрения. Главное –помочь проанализировать ситуацию, выбрать подходящий вариант поведения, помочь в последовательности выбранных действий.

Дайте ребёнку почувствовать, что вы понимаете его страх, обиду, одиночество, гнев. Помогите найти новые способы реагирования на школьный буллинг. Подбодрите ребёнка.

Порекомендуйте ребёнку понаблюдать, как общаются между собой другие ребята.

По поводу личностных особенностей, которые вызывают неприятие у одноклассников-то это процесс сложный. Нужно ли изменение личности или нет? Всегда ли нужно безумно подчиняться внутригрупповым нормам? Решать вам с вашим школьником.

Помогите ребёнку завоевать симпатию и признание одноклассников. Определите, успехи в какой области особенно ими ценятся и что он может сделать, чтобы добиться этих успехов (например, в каком-то виде спорта, в игре на гитаре, катание на роликах).Понадобятся от вас какие-то усилия, возможно материальные траты: современный компьютер, модная одежда или ещё что-то, что ценится одноклассниками. И самое основное-это ваша родительская безусловная любовь к ребёнку, которая поможет ему перенести в жизни любые невзгоды и неприятности.

Рекомендации классным руководителям в работе с "трудными" подростками

 Особенности подросткового периода развития:

  1. ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;
  2. примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;
  3. вступает в первые романтические отношения;
  4. привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.

 Общаясь с подростком, помните:

  1. беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
  2. в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
  3. лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
  4. диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
  5. в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
  6. старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
  7. умейте смотреть на вещи глазами подростка.

 

 Работая с «трудным» подростком, нужно:

  1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
  2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
  3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
  4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
  5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение. 
  6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию 
  7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться 
  8. Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему. 
  9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности. 
  10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я. 

Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины.

 

Типы поведения учащихся, его характеристика

Психологические причины поведения

Возможные пути педагогического воздействия

Поведение, направленное на

привлечение внимания

Активное: отвлекает внимание учителя и класса

Неумение просить внимания при переживании дефицита внимания к себе.

Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения).

Разрешающее поведение (к выходке может присоединиться весь класс в пределах «разрешённой квоты»).

Подчёркивание успехов, внимание за хорошее поведение.

Отвлечение ученика (смена вида деятельности).

Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность

Властолюбивое поведение

Активное: вспышки негодования, конфронтация, нагнетание напряжённости

Эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях

Акцентирование на поступках, а не на личности учащихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости ( не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение проступков.

Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Пассивное:

Тихое непослушание

Мстительное поведение

Активное: физические или психологические акты насилия (порча мебели, оскорбления)

Стереотип силового разрешения конфликтов

Акцентирование внимания на поступках, а не на личности учащихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение поступков.

Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Пассивное:

Поведение, направленное на избегание неудач

Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи

Необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия

Представление дополнительной помощи в обучении (ученики-репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия).

Предоставление возможности позитивно рассказать о себе.

Подчёркивание достижений, напоминания о прошлых успехах.

Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками, отметками в «Классном уголке» и др).

Пассивное:

Откладывание «на потом», уверенность в отсутствии способностей и/или возможностей.

 

«Дети – зеркало образа жизни отцов и матерей»

 

Почему мы чаще всего сталки ваемся с феноменом понятия «трудный» именно по отношению к подростку?

 

Во-первых, дело тут в са мом подростке, его психологиче ских особенностях. Этот возраст сам по себе трудный, но и инте ресный. С одной стороны, подрос ток старается казаться взрослым, а с другой - сохраняет детские чер ты, обнаруживает неумение к са мостоятельным действи ям и решениям. Предъ являет завышенные тре бования к учителям и родителям, проявляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой. Уж не говорю о том, что подростку характерно несоответствие между процессами возбуждения и тормо жения. В общем, ему присущ це лый клубок противоречий. Это кризис возраста.

Во-вторых,  «трудный» подросток и «трудные» семьи - эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно свя зан с неблагополучной семьей. Многие социальные, преступ ность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подрост кам, вырастают из семьи:

 «Дети - зеркало образа жиз ни отцов и матерей».

 «Трудных» подростков порождают зримые и незримые педа гогические причины. Сре ди них можно выделить такие, как отсутствие це ленаправленной воспита тельной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попуститель ство или жестокость наказаний за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внима ния, потеря эмоциональных кон тактов, распад семьи.

Существо поведе ния подростка - это эмо ционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необ ходимо начинать с семьи, с кор рекции внутрисемейных отно шений. Классный руководитель должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью уси ления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.

Предлагаем подразделить семьи на пять типов. Это позволит классному руководителю более   адресно   и   точно предупредить  и   корректировать   изъяны семейного воспитания.

1. Семья, в которой «трудные» ро дители.    Это    часто    одинокая мать, которой ребенок  мешает устроить личную жизнь. Атмо сфера в такой семье характери зуется  холодностью,   безразличием, лишенностью духовного контакта.

Для достижения контакта с такой семьей классный руково дитель может приме нить следующую стра тегию:

- расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется настороженно, не спешить обижаться;

- попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение;

- заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, буду щее;

- деликатно, тактично при коснуться к сокровенным чувст вам, естественному желанию мате ри устроить свою личную жизнь, пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном ре шении повседневных жизненных проблем.

Попробовать открыться ре бенку, рассказать ему о планах сво ей личной жизни.

 

2. Семья, где господствует безнад зорность. В семьях этого типа родители, как правило, упот ребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна куль турная ограниченность, бед ность чувств, отсутствие ду ховных связей с детьми.

Задача классного ру ководителя — терпеливо, без назидания и упреков доказать ро дителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность, об ратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наи большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни.

Подростка      необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, мо рально поддержать, установить контроль.

3. Семьи, характеризующиеся пе дагогической неграмотностью родителей. В такой семье роди тели не понимают детей, обна руживают полное незнание ме тодов воздействия, недооцени вают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

Задача  классного   ру ководителя -сформировать у родителей потребность в педагоги ческих знаниях через проведение с ними  консультации,  включение в систематическую и  методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самооб разованию. И еще: внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию   над духовной жизнью. В таких семьях дети, как  правило, растут эгоиста ми, излишне практичными по требителями. И родители эти качества детей поощряют.

Задача классного ру ководителя - изменить ори ентацию родителей только на ма териальные ценности, заинтересо вать внутренним духовным миром подростка. Хорошо помогает «ди пломатический подход»: при встречах   с   родителями   дома,   в школе     использовать     косвенное воздействие, опираясь на их здоро вые интересы,  приводя при  этом примеры из жизни других семей, на служение людям, доброту, бла городство поступков.

5.  Семьи,    в    которых   родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жесто костью. В таких семьях детей на казывают,  часто физически, за малейшую провинность.  И,  как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Задача классного ру ководителя - доказать роди телям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным, отка заться от действия с позиции силы, относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоя тельность и уважение, что терпе ние и снисходительность к ребенку — главные средства в воспитании.

Эффективный педагогический результат для всех типов семей да ет прием включения отцов и мате рей в воспитательную работу клас са. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе спо собствует приобретению ими на выков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для классных руководителей "Разговор о девиантности"

Разработка семинара для классных руководителей, с использованием презентации....

Семинар для классных руководителей "Разговор о девиантности"

Разработка семинара для классных руководителей, с использованием презентации....

Методическая разработка семинара для классных руководителей "Педагогический конфликт и способы его упреждения"

Данный семинар направлен на то, чтобы каждый классный руководитель имел представление о конфликтах, а главное о способах его упреждения. Своевременные профилактические меры должны положительно влиять ...

Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"

Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....

Семинар для классных руководителей «Телесно-ориентированная терапия в работе классного руководителя как один из способов сохранения здоровья подростка»

Классным руководителям необходимо владеть современными психологическими техниками в работе с детьми. Телесно-ориентированная терапия является замечательным средством для того, чтобы наладить контакт с...

Презентация для социальных педагогов Семинар для классных руководителей "Организация работы классного руководителя по профилактике ПАВ"

презентация с методическими рекомендациями для классных руководителей по организации наркопрофилактики в классном коллективе...

Семинар для классных руководителей "Как добиться успеха и избежать неудач в работе классного руководителя"

Семинар для классных руководителей "Как добиться успеха и избежать неудач в работе классного руководителя"...