Система тьютерского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития
статья по психологии (6 класс) по теме

Федотова Ирина Викторовна

В статье указана структура тьюторского сопровождения. Основой деятельности тьютора является забота о развитии ребенка, помощь в решении возникающих проблем, организация разнообразных видов деятельности школьников. Основные направления программы развития ребёнка с психофизическими способностями: выявление проблем в развитии ребёнка; определение воспитательных возможностей семьи; внедрение инновационных педагогических и психологических технологий по обучению и развитию познавательно-волевой сферы; охват дополнительным образованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_tyutorskogo_soprovozhdeniya_uchashchihsya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Система тьюторского сопровождения учащихся

 с особенностями психофизического развития.

                                           

                                            Федотова И.В.

МОУ Новоорловская средняя общеобразовательная

 школа пгт. Новоорловск

Согласно Закону РФ “Об образовании” система образования на современном этапе должна обеспечивать “…самоопределение личности, создавать  условия для ее реализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества”[1]. Одним из возможных путей реализации данного закона являются создание индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных образовательных маршрутов, которые представляют собой целенаправленную образовательную программу, помогающую ученику реализовать себя. В нынешнее время важно формирование жизнестойкой личности. Одному педагогу с этим не справиться, необходим помощник, который бы объединял усилия педагогического сопровождения. И им может быть  тьютор. Кто такой тьютор? Тьютор (в переводе с английского tutor) означает «домашний учитель, наставник, опекун, репетитор». [2]  

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьютор осуществляющий сопровождение обучения в течение учебного.[3]  

Основой деятельности тьютора является забота о развитии ребенка, помощь в решении возникающих проблем, организация разнообразных видов деятельности школьников. Каждый ребёнок, а тем более ребёнок  с особенностями психофизического развития требует индивидуального подхода. Так как каждый человек это личность, которой присущи свои уникальные особенности, а потому, нет, и не может быть универсальной программы развития ученика, однако можно создать систему, которая, бы подгоняя каждый из критериев под конкретный случай, смогла бы создать программу для любого ученика.

 Основные направления программы развития ребёнка с психофизическими способностями: выявление проблем в развитии ребёнка; определение воспитательных возможностей семьи; внедрение инновационных педагогических и психологических технологий по обучению и развитию познавательно-волевой сферы; охват дополнительным образованием. Охват дополнительным образованием обеспечит ребёнку ступень к социализации, позволит ему быть полноправным членом общества. Нужно проводить не только работу с самим ребёнком, но и с родителями. Родитель должен быть союзником тьютора и ребёнка.  Формы работы с  родителями: совместные праздники; родительские собрания; психологические тренинги с родителями; психологические игры по развитию навыков, родительского поведения и общения в семье; беседы- консультации по развитию ребёнка; наблюдения.

Цель программы тьюторского сопровождения: создание благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности. Ожидаемые результаты программы: успешная социализация в социуме, получение аттестата об основном среднем образовании, получение профессионального образования, личностный рост учащегося.

Вся работа по реализации программы проводится поэтапно.  

1 этап – Диагностический. Исследования личности  ребёнка, установление дружеских контактов, определение направлений  совместной деятельности.

Цель: психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей. Установление контакта с родителями.

Задача: провести психологическое обследование с целью определения хода психологического развития, соответствия развития возрастным нормам.

2 этап – Вовлечение учащегося в разнообразные виды деятельности.

Цель: реализация индивидуальной программы развития.

Задача: на основе диагностических данных определить цели развития на предстоящий период времени и план их реализации.

3 этап - Отслеживание результатов деятельности.

Этот этап работы складывается из форм, приемов и методов, помогающих ребенку стать и быть самим собой. Показателем  воспитанности является  конкретные действия ученика в различных ситуациях,  его поступки, ценностные ориентации, отношение к одноклассникам, родителям, взрослым людям, а также к самому себе

4 этап – Корректирование. Корректирование  способствует уточнению и пересмотру воспитательной программы.

   По рассмотренным этапам была составлена и реализована программа с Наташей С. Была проведена диагностика и даны рекомендации: развитие произвольных функций внимания и памяти, восприятия, мышления; необходимо работать над развитием навыков общения, умению сотрудничать с другими детьми; развитие волевой сферы. Оказать помощь в развитии навыков самообслуживания. Ориентировать на выбор профессии. Данные рекомендации реализовывались в течении 5 лет. В результате у девушки повысился уровень самостоятельности, что помогло ей преодолеть ряд комплексов (неуверенность, стеснительность, боязнь критики, растерянность) тормозивших её развитие. Наибольших результатов она добилась в практической деятельности: научилась вязать крючком, делать из бисера украшения, печь кондитерские изделия. Наташа активная участница не только общешкольных внеклассных мероприятий, но и поселковых, Она добилась результатов не только на классном, школьном, но и на муниципальном уровнях. Были свои сложности, трудности, но всё было успешно преодолено. Достижения Наташи – это совместная работа школьного психолога, социолога, педагогов школы и педагогов дополнительного образования, работников детской школы искусств и центра поселкового досуга, которые участвовали в становлении девушки. Наташа успешно социализировалась. Всё, что было запланировано ею, достигнуто, кроме получения образования медицинской сестры. Потому что девушка реально этой профессией овладеть не сможет в силу своих способностей. Но она получила специальность повар-кондитер. В настоящее время она вышла замуж, ждёт ребёнка.  

Как показывает опыт, в саморазвитии ребёнка играет определённую роль ведение дневника. С Наташей тоже вели дневник. В  дневнике совместно намечали план работы на определённые сроки, а затем анализировали, что получилось, а что нет, и выясняли причины отрицательного результата.  С этой целью  проводились консультации, собеседования, беседы выявлялись удачи и неудачи произошедшего, выяснялось, что нового увидела в себе и одноклассниках, намечались пути преодоления трудностей. Сейчас это называется  тьюторским часом.

Успех реализации программы во многом зависит от установления доверительных отношений между учащимся, педагогами и родителями. Каков результат тьюторской работы? Благодаря участию тьютора во взрослении ребенка тот сможет: анализировать эффективность своих проб, осуществляемых в разных местах и разных видах деятельности, и продуктивность переходов от пробного действия к результативному; осуществлять рефлексию своего образовательного движения [3]. Все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения.

                                  Литература

1. Закон РФ “Об образовании”

2.А.Г. Каспржак, К.Г. Митрофанов, К.Н. Поливанова и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA. 2000—2005, 128С.// http://www.orenipk.ru/seminar/trebov.htm.

3.Корнеева, Т. Б. Настоящие и перспективные задачи тьюторского сопровождения в проекте «IT — профи» образовательного портала ОЦ «Школьный университет». http://www.thetutor.ru/distance/article001.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития.

В программе указана цель тьютерского сопровождения:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деят...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова; тьют...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова...

Система тьюторского сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития.

Структура тьюторского сопровождения включает в себя три элемента: руководитель занятий, обеспечивающий учебу учащихся; моральный наставник, отвечающий за жизнь в самом широком смысле этого слова...

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности."  Напр...

Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».

Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности."  Напр...