Программа занятий для подростков с целью: самопознания и саморазвития учащихся 7-9 классов
методическая разработка по психологии по теме

Программа позволит подросткам изучить личностные особенности, повысить психологическую компетентность, овладеть навыками эффективного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovoe_zanyatie_s_podrostkami.docx63.55 КБ

Предварительный просмотр:

Программа занятий для подростков с целью: самопознания и саморазвития учащихся 7-9 классов.

Программа позволит подросткам изучить личностные особенности, повысить психологическую компетентность, овладеть навыками эффективного общения.

Цель курса: формирование и развитие личностных и социальных навыков, навыков самопознания и саморазвития.

Задачи курса:

  1. Построение адекватной Я-концепции;
  2. Развитие навыков саморегуляции;
  3. Развитие критического мышления;
  4. Развитие навыков принятия обоснованных решений;
  5. Приобретение опыта выхода из различных ситуаций;
  6. Формирование навыков преодоления стресса;
  7. Развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия.

Методы: мозговой штурм, ролевое моделирование, дискуссия, беседа, психогимнастика, элементы арттерапии, рефлексия, диагностика, тренинг по практическим навыкам принятия решения и бесконфликтного общения. Психологу следует учитывать трудности, возникающие у подростка в процессе самоопределения:

  1. Недостаточное знание самого себя, заниженная или завышенная самооценка и уровень притязаний,
  2. Социальная незрелость, отсутствие высших жизненных ценностей,
  3. Несформированность навыков принятия решения,
  4. Неуверенность в своих силах, тревожность,
  5. Несформированность волевой, коммуникативной и мотивационной сферы.

Программа рассчитана на 12 занятий по 2 часа в неделю.

Учебно-тематический план.

Тема

Содержание

1

Знакомство. Правила.

Создание комфортной, доверительной, безопасной обстановки. Принятие правил.

2

Я-концепция

Формирование адекватной Я – концепции, осознание своей уникальности и неповторимости.

3

Чувства

Осознание необходимости анализа собственных чувств и способов их регуляции.

4

Стресс

Стресс, его природа. Способы и возможности преодоления стресса.

5

Межличностное взаимопонимание.

Формирование и развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопонимания.

6

Общение

Формирование и развитие навыков эффективного и конструктивного общения со взрослыми и сверстниками.

7

Конфликты

Конфликты и их природа, нахождение в конфликте, выход из него, конструктивное разрешение конфликтов.

8

Принятие решений

Формирование и развитие навыков принятия решений, ответственность за себя и свои поступки. Алгоритм принятия решений.

9

Уверенность

Уверенное и неуверенное поведение, приобретение опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях.

10

Темперамент

Понятие о темпераменте, как об основе психики человека. Характеристика типов темперамента.

11

Характер

Психология характера. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты.

12

Заключительный урок

Подведение итогов. Обратная связь.

Урок 1.

Тема: Знакомство. Правила.

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы психологического тренинга, освоение приёмов активного стиля общения.

Упражнение «Знакомство»

По уже сложившейся традиции тренинговых групп каждый из вас сейчас сделает себе визитку, при этом вы вправе взять себе любое имя. Вам предоставляется полная свобода выбора, вам даётся время для оформления визиток и подготовки к знакомству.

Психолог даёт задания:

  1. Представиться каждому участнику,
  2. Рассказать о своём имени,
  3. Ответить на вопрос «Как ты сейчас себя чувствуешь?»

Психолог представляет программу и правила работы в группе. Проводится обсуждение и принятие с участниками правил работы в группе.

Правила работы в группе:

  1. Один говорит, все молчат.
  2. Каждый говорит от своего имени, о себе, о своём мнении, о своих мыслях и чувствах ( здесь и сейчас).
  3. Конфиденциальность.
  4. Безоценочность.
  5. Активное участие.
  6. Искренность в общении.

Правила принимаются по результатам голосования, после чего записываются на ватмане.

Анкета.

Участникам предлагается ответить письменно на вопросы:

  1. Что я знаю о себе?
  2. что я хочу узнать о себе?
  3. Мои ожидания от данного курса?

Данные анкеты используются психологом для достижения содержательности уроков.

Упражнение «Хлопки»

Все кладут руки на колени рядом сидящих, хлопки выполняются по очереди каждой ладошкой. Если очерёдность ладошек нарушается, участник выбывает из круга.

Ритуал прощания.

Урок 2.

Тема: Я – концепция.

Цель: Установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящим урокам, способствовать самоанализу участников, прояснение Я – концепции.

Упражнение « Приветствие».

Сегодня мы продолжим знакомство и сделаем это следующим образом.

Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами всем тем кто обладает каким – то умением, это умение он называет( поменяйтесь все те, кто умеет плавать), при этом тот, кто стоит в центре круга постарается занять одно из освободившихся мест, а тот кто останется продолжит игру.

Используем это упражнение для того, чтобы лучше узнать друг друга.  

Игра « Салат» ( разделить участников на малые группы)

Обсуждение « Что такое Я»

Психолог предлагает обсудить в малых группах, а затем всем вместе « Что такое Я». Резюме: Я – это чувства, мысли, тело, поступки, желания, мечты, душа, характер…

Упражнение « Я –это …» « Какой я?»  

Подросткам даётся задание написать в рабочих тетрадях 10 предложений « Я – это…», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем 10 предложений « Какой Я?», дав ответ в виде прилагательных.

Реальное, идеальное, зеркальное Я.

Лекционный материал психолога.

Я- реальное –внешность, поступки, способности, качества, мысли, чувства, ценности, мечты и т. д., осознающиеся человеком.

Я- идеальное – представления о внешности, способностях, качествах, которые хотелось бы иметь.

Я – зеркальное – представление других людей о тебе, твоих качествах, способностях, поступках, мыслях.

Работа подростков с таблицей.

1

Я - реальное

Я - идеальное

Я - зеркальное

Представление о том, кто я есть на самом деле.

Представление о том, каким Я хотел бы быть.

Представление о том, как меня воспринимают окружающие.

2

Я - реальное

Я - идеальное

Я - зеркальное

Какие качества ты больше всего ценишь в себе?

Чем гордишься?

Существует ли человек, на которого ты хотел бы быть похожим? Что бы ты хотел изменить в себе?

Что думают о тебе сверстники? Что думают о тебе  взрослые?

Упражнение « Моё Я»

Психолог предлагает нарисовать Я – реальное, Я – идеальное, Я – зеркальное. ( рисование 15-20 минут под спокойную музыку)

Ответить на вопрос: какое из трёх Я самое важное для тебя сейчас и почему?

Ритуал прощания. Обратная связь.

Урок 3.

Тема: Чувства.

Цель: Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере, развитие умений выражать своё эмоциональное состояние.

Психолог озвучивает тему и просит подумать, чем она может быть им полезной. В результате обсуждения делается вывод, что изучать чувства необходимо, чтобы:

- уметь контролировать проявления чувств;

- понимать себя ( рефлексия);

- понимать окружающих ( эмпатия);

- общаться без конфликтов.

Упражнение « Слепой и поводырь»

Нужно разбиться на пары, « слепому» завязывают глаза и «поводырь» проводит его вокруг препятствий, затем они меняются ролями. После  упражнения проводится обсуждение, что участники чувствовали в той и в другой роли.

Дискуссия « Чувства»

Психолог задаёт вопросы, на основе которых строится обсуждение:

- что такое чувства?

- какие бывают чувства?  

- все ли чувства надо испытывать человеку?

- как надо проявлять чувства?

Психолог обобщает: « Чувства – это отношение человека к миру, к тому, что он делает, что с ним происходит в его непосредственном переживании. Это то, что наполняет нашу жизнь особенным трепетом, обогащает внутренний мир, делая нашу жизнь неповторимой и прекрасной.

Чувства

Нравственные, этические

Эстетические

Интеллектуальные (познавательные)

Отношение к другим, семье, себе, к Родине.

Любовь, гуманизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд, патриотизм.

Восприятие художественных произведений.

Диапазон: от наслаждения до отвращения.

Познавательное отношение к миру, интерес, любознательность, тайны, удивления.

Упражнение « Мир чувств»

Психолог предлагает каждому участнику выбрать две карточки ( жёлтую и зелёную ), на которых обозначены чувства.

Жёлтые карточки: радость, надежда, удивление, удовольствие, любовь, восторг, гордость, спокойствие, доброта, смелость, дружелюбие, уверенность.

Зелёные карточки: печаль, горе, злость, раздражение, страх, месть, ненависть, равнодушие, жадность, обида, хитрость, зависть.

Подростки по очереди невербально изображают чувства.

После упражнения проводится рефлексия:

- какое чувство было легче показать?

 -какие трудности возникали при пантомиме?

- что помогло справиться с заданием.

Упражнение « Незаконченные предложения»

  1. Я радуюсь, когда…
  2. Я грущу, когда,  …
  3. Я нервничаю, когда…
  4. Я горжусь, когда…
  5. Я тревожусь, когда…
  6. Я спокоен, когда…
  7. Я злюсь, когда…
  8. Я боюсь, когда…
  9. Я люблю, когда…

Упражнение « Моя полянка»

Психолог предлагает всем занять удобную позу, сидя в кругу, закрыть глаза и представить ( спокойная музыка)

« Все мы находимся на полянке, каждый на своей. У кого – то она маленькая, у кого – то большая. У кого – то светит солнышко, у кого-то идёт дождь. Какое время года на вашей полянке? Какое время суток? Кто вы на этой полянке: гриб, растение, животное, птица? Что вы чувствуете, как взаимодействуете с окружающими, если они есть?

После упражнения подросткам предлагается нарисовать свою полянку.

Игровое задание.

 Загадай предмет.

Психолог рассказывает, что различные предметы, когда мы на них смотрим, вызывают у нас различные чувства. ( когда мы видим шприц, то у нас возникает чувство страха или тревоги, а если смотрим на арбуз, то чувство радости или любопытства – сладкий ли?). Предлагается загадать тот или иной предмет и, не произнося загаданное вслух, называть как можно больше чувств, которые этот предмет вызывает. Остальные должны угадать, какой предмет загадан.  

Ритуал прощания. Обратная связь.

Урок 4

Тема: Стресс

Цель: преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению, развитие стрессоустойчивости, создание позитивного эмоционального фона.

Продолжи ряд. 

Подросткам предлагается продолжить ряд глаголов: заставили, велели, скомандовали… ( приказали, потребовали)

Чем отличаются.

Даётся для сравнения два понятия, определить чем они отличаются.

Эмпатия ( осознание чувств другого человека, наличие сострадательной реакции)

Симпатия ( тёплое чувство к другому человеку, осознание его привлекательности)

Что такое стресс.

Предлагается назвать одним словом ситуации:

  1. Двойка за контрольную,  
  2. Поздно вернулся домой, конфликт с родителями,
  3. Поссорился с другом,
  4. Сломался компьютер,
  5. Потерял телефон.

Резюме: стрессовые ситуации.

Учащиеся предлагают свои понятия « стресс».

Лекционный материал психолога.

В сложной и опасной ситуации человек испытывает стресс. Величина стресса зависит от фактора, вызвавшего это состояние. Стрессоры бывают физиологические ( высокая или низкая температура, недостаток кислорода, сильные боли, травмы) и психологические ( страх, горе, перегрузка). Стрессовое состояние начинается с мобилизации резервных возможностей организма. Это проявляется в усилении работы сердца, гормональной системы, повышении мышечного тонуса. При воздействии кратковременного стрессора умеренной силы, человек , как правило, к нему адаптируется. В экстремальной ситуации ему не удаётся справиться, организм либо не успевает мобилизовать свои энергетические ресурсы, либо они быстро истощаются и не успевают восстановиться. При длительном стрессе основной удар приходится на нервную систему, в результате чего возникает полное истощение сил и психические расстройства. Понятие стресс ( давление, напряжение) стало известно в 1936 г. Его ввёл  Ганс Селье, он определил это состояние, как напряжение, возникающие под влиянием  каких либо сильных воздействий. Для того, чтобы не подвергать свой организм сильным напряжениям, с одной стороны, надо стараться избегать стрессовых ситуаций, а с другой – учиться противостоять стрессам ( повышать энергетические возможности своего организма, вырабатывать умение регулировать своё эмоциональное состояние).

Самоанализ. Диагностика « Как сильно ты подвержен стрессу?»

( анкета Э. Ховарда )  

Упражнение. Чем полезен и чем может быть вреден стресс.

Подростки размышляют и делают выводы. Совместно обсуждается, какие нежелательные эффекты могут возникнуть в результате стресса и делаются записи  в тетрадях.

  1. Эмоциональные эффекты: возрастание напряжения, тревожности, враждебности, мнительности, снижение самооценки.
  2. Интеллектуальные эффекты: ухудшение памяти, внимания, темпов мышления, снижение успеваемости.
  3. Поведенческие эффекты: снижение заинтересованности, нарушение сна и аппетита, нерешительность.  

 Подумай, какие источники могут вызвать стрессовую ситуацию:

Люди

        Работа

Источники стресса         деньги

        болезнь

школа

Упражнение. Выход из сложной ситуации.

С учетом полученных результатов при анкетировании и, исходя из своего опыта, разработать программу или рекомендации по преодолению стресса. По желанию подростки представляют свои разработки.

Памятка

  1. Закалять своё тело. Меньше употреблять жиров, сладкого, мучного, никотина и алкоголя – они ослабляют антистрессовую защиту организма.
  2. Регулировать своё дыхание, так как оно, сбиваясь, первым реагирует на стресс. Положить правую руку на грудь, на вдохе считать: 1 – 10, на выдохе: 10 -1. На вдохе кулаки разжать, на выдохе сжать.
  3. Юмор – это спасательный круг, посмейтесь, подойдите к зеркалу, постройте себе рожицы, похвалите себя.
  4. Если стрессовое воздействие длится долго, переключайтесь на новый вид деятельности.

Притча « Потеря»  ( Лавский В. 1997 г.)

Мулла потерял осла, он ищет его и возносит благодарение к Богу. Когда у него спросили, за что он благодарит, мулла ответил:

« Я благодарю Бога за то, что не сидел на этом осле, а то ведь и я мог потеряться».

Обсуждение

Ритуал прощания.

Урок 5.

Тема: Межличностное понимание.

Цель: актуализация опыта понимания окружающих, поиск способов расположения людей к себе.

Ход работы

Упражнение « Молекулы»

Все подростки – атомы, они двигаются спонтанно. По сигналу ведущего соединяются в молекулы по 2,3, 4, 5 атомов определённым способом. Можно соединяться локтями, ладонями, коленками.

Лекционный материал психолога.

Каждый человек имеет индивидуальные особенности, которые создают различия в восприятии и понимании другого человека. Для того, чтобы научиться договариваться и понимать, необходимо учитывать психологические особенности другого человека, уметь объяснять свои цели и намерения, быть внимательным к себе и своему собеседнику, учитывать мнение собеседника при принятии решения. Взаимопонимание – установление контакта между людьми, совпадение смыслов, высказываний, требований, обуславливающих отсутствие препятствий в общении, принятие партнёра в процессе общения.

Сущность взаимопонимания проявляется:

  1. В согласовании осмысления предмета общения;
  2. В принятии целей, мотивов и установок партнёрами по взаимодействию;
  3. В близости познавательного, эмоционального и поведенческого реагирования на способы достижения результатов совместной деятельности.

Причинами недопонимания могут быть:

  1. Отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;
  2. Умышленное или случайное искажение передаваемой информации;
  3. Отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;

Упражнение « Когда меня понимают…»

Вспомните ситуации взаимодействия с другими людьми, когда вас понимают, и попробуйте ответить на вопросы

По каким признакам вы это чувствуете?

Когда вы понимаете человека, каким образом вы это демонстрируете?

Кого вы поддерживаете и в каких ситуациях?

Упражнение « Круг взаимопонимания»

Нарисуйте круг, вы находитесь в центре круга, расположите своих знакомых, друзей, родственников вокруг себя. ( спокойная музыка )

Кого вы расположили в кругу? Кого за кругом, почему?

Если бы у вас была возможность изменить отношения, то как это повлияло бы на расположение людей вокруг вас?

Нарисуйте второй круг с теми изменениями, которые вы хотели бы внести.

Сравните два рисунка.

Упражнение для групповой работы « Спички»

Подростки разбиваются на пары, садятся спиной друг к другу. Один из них складывает фигуру из восьми спичек. После этого он на словах объясняет своему напарнику, как надо сложить идентичную фигуру. При этом уточняющие вопросы задавать нельзя. Затем упражнение повторяется  и вопросы задавать можно. Меняются ролями.

Рефлексия.

Дискуссия « Помощь»

Психолог предлагает обсудить виды помощи ( материальная, моральная поддержка, физическая, информационная и т. д.) и ответить на вопросы:

  1. Как ты себя чувствуешь, когда тебе помогают?
  2. Как ты себя чувствуешь, когда помогаешь сам?
  3. Что тебе легче: принимать или оказывать помощь?
  4. Кому ты недавно помог?

Упражнение « Строим дом»

Все становятся в один ряд. Один подросток – прораб, он передаёт строителям разные материалы ( ведро с песком, стекло, бревно). Все по очереди передают эти предметы. Последний -  кладовщик, он запоминает, какие материалы были доставлены, упражнение проводится с помощью пантомимических приёмов.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Урок 6.

Тема: Общение.

Цель: знакомство с приёмами общения, развитие базовых коммуникативных умений.

Упражнение « Испорченный телефон»

Подростки встают в цепочку, психолог встаёт в конце. Хлопком по плечу он предлагает подростку повернуться к нему лицом. Затем он жестами показывает какой – либо предмет. Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передаёт третьему и т. д. Последний участник показывает предмет.

Условия: всё делается молча, только с помощью жестов.

Упражнение « Спина к спине»

Подростки садятся на стульях спиной друг к другу, выбирают тему  и общаются. Затем происходит обмен впечатлениями.

Упражнение « Сидя, стоя»

Упражнение выполняется в парах, в которых партнёры меняются местами.

Один подросток сидит на стуле, другой стоит, ведётся беседа. Обсуждение, как каждый себя чувствовал.

Лекционный материал психолога.

Общение – это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности. Процесс общения включает в себя:

  1. Обмен информацией;
  2. Взаимодействие;
  3. Восприятие и понимание другого человека.

Цели общения:

  1. Установление контакта;
  2. Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями;
  3. Побуждение, стимулирование активности партнёра;
  4. Координация действий;
  5. Обмен эмоциями;
  6. Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях ( ролевых, деловых)

Самоанализ

Слово «диагноз» скорее медицинское, чем психологическое, но для нас оно будет означать возможность узнать о себе что – то новое. Я думаю вам будет интересно получить исходную информацию об уровне вашей коммуникабельности. Мы это сделаем с помощью теста « Какой я в общении?»

Интерпретация результатов.  

Упражнение « Круг моего общения»

Сейчас вы проанализируете круг своих знакомых и запишите их имена в специальную аналитическую таблицу.

Возрастная категория

имя

Тип отношений ( общения)

Сверстники

Старше меня на 3-5 лет

Старше меня на 6-10 лет

Старше меня более чем на 10 лет

Младше меня на 1-3 года

Младше меня на 3-5 лет

Маленькие дети

1 Кто лидер в вашей паре общения?

2 Какие чувства вы испытываете во время разговора с каждым из них?

3 Что является предметом разговора?

4 Каким образом заканчиваете беседу?

5 Что испытываете после её завершения?

Рефлексия

Дискуссия « Что может мешать общению»

Прерывание, перебивание, занятия посторонними делами, возражение до того, как собеседник изложил всё до конца и т. д.

Притча « Три типа слушателей»

Однажды к Будде пришёл культурный и воспитанный человек. Он задал Будде вопрос. Будда сказал, что не может прямо сейчас ему ответить. Человек удивился: « Вы заняты?» Будда ответил, что у него достаточно времени, но в данный момент ответ его не будет воспринят, т. к. есть три типа слушателей. Первый тип, как горшок, повёрнутый вверх дном. Можно отвечать. Но в него ничего не войдёт, он не доступен. Второй тип слушателя подобен горшку с дыркой в дне, он находится в правильном положении, но в дне дырка и наполняется он только на мгновение. Есть третий тип слушателя, у которого нет дырки и он не стоит вверх дном, но он полон отбросов, вода может входить в него, но она тут же отравляется.

Обсуждение.

Игра « Пишущая машинка»

Давайте представим себе, что все мы – большая пишущая машинка. Каждый из нас  - буквы на клавиатуре. Наша машинка умеет печатать слова и делает это так: я говорю слово « добро», и тогда, кому достаётся буква « д» , хлопает в ладоши, потом мы все вместе хлопаем в ладоши и т. д. ( распределяем буквы).

Ритуал прощания.

Урок 7 .

Тема: Конфликты.

Цель:  познакомить с понятием « конфликт» и психологией конфликта, выявить стратегию поведения при разрешении конфликта.

Чтобы испортить отношения, достаточно

начать их выяснять.

М. Авреми

Игра « Слон, пальма, крокодил»

Давайте встанем в круг и поиграем в одну весёлую игру. Сначала я расскажу, как нужно будет показывать три фигуры. « Слон» - левой рукой взять себя за нос, правую продеть в образовавшуюся петлю. Соседи справа и слева изображают уши слона, расставив руки. « Пальма» - встать на цыпочки, руки вверх, кончики пальцев сомкнуты. Соседи машут руками – это ветки пальмы. « Крокодил» - двумя руками изображает пасть, соседи лапки – расставленными кистями рук. Теперь я в очень быстром темпе буду называть одну из трёх фигур и при этом показывать на любого из вас. Этот игрок должен быстро сориентироваться и изобразить названную фигуру. А его соседи – помочь ему.

Упражнение « Разведчик»

Все стоят в кругу.

- Я буду быстро задавать вопрос, но отвечать на него должен не тот, кого я спрошу, а его сосед справа.

Обсуждение. Легко ли общаться без контакта глаз?

Лекционный материал психолога.

Конфликт ( лат. столкновение) происходит из – за противоречия, столкновения интересов, взглядов, из желания навязать другой стороне своё мнение или то решение, которые данная сторона не разделяет. В любую ситуацию конфликта мы привносим наш собственный прошлый опыт как положительный, так и негативный. Все мы имеем дело с конфликтами разного уровня, и каждый для себя выработал определённые стратегии, позволяющие справляться с конфликтами.

Конфликт деструктивен, если он:

  1. Уводит в сторону от решения более важных проблем и дел;
  2. Снижает самооценку и вызывает стресс;
  3. Вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение.

Конфликт конструктивен, если он:

  1. Раскрывает важную проблему;
  2. Вовлекает людей в решение проблемы;
  3. Даёт выход скопившимся негативным эмоциям;
  4. Помогает совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.

Условия конструктивного разрешения конфликтов.

  1. Прекращение конфликтного взаимодействия.
  2. Снижение интенсивности негативных эмоций.
  3. Выявление и признание собственных ошибок.
  4. Объективное обсуждение проблемы.
  5. Выбор оптимальной стратегии разрешения.

Конфликты происходят между поколениями ( дети и родители), между полами ( мужчины и женщины), между сверстниками, учителем и учеником, внутри себя.

Дискуссия.

С кем подростки конфликтуют чаще всего?

Что является чаще всего причиной подростковых конфликтов?

Нужны ли конфликты?

Как выходите из конфликтов?

Самоанализ.

Тест описания поведения К. Томаса.

Интерпретация.

Упражнение для групповой работы « Анализ жизненных ситуаций»

Группа разбивается на подгруппы, предлагается провести анализ конфликтных ситуаций и разыграть различные способы её разрешения, используя 5 стратегий поведения. Психолог раздаёт карточки с ситуациями, можно обсудить свою собственную.

Упражнение « Слова»

1

Приятные слова, выражения, которые ты говоришь сверстникам

Неприятные слова, выражения, которые ты говоришь сверстникам

2

Приятные слова, выражения, которые тебе говорят сверстники

Неприятные слова, выражения, которые тебе говорят сверстники

Психолог предлагает заполнить таблицу, и зачитать по желанию.

Обсуждение.

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Урок 8.

Тема: Принятие решений.

Цель:  развитие навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей.

Упражнение « Меняемся местами»

Все сидят в кругу, по команде: « Меняются те, у кого…( летом день рождения, есть домашнее животное, кто любит компьютерные игры) – меняются местами.

Упражнение « Ассоциации»

Подростки пишут названия праздника, сладости, цвета, с которыми себя ассоциируют. Листы собираются, зачитываются, задача группы – узнать автора.

Упражнение « По секрету»

У каждого человека есть самые сокровенные желания и мечты. Мы о них стараемся не говорить в силу разных причин. Боимся, что нас не правильно поймут окружающие. Начнут высмеивать или будут завидовать. Попробуйте сформулировать основные цели, которых вы хотели бы достичь в ближайшее время. Подумайте, какие конкретные шаги необходимо предпринять. Затем вы выберете человека, которому больше всего доверяете в нашей группе, и поделитесь с ним своими планами на будущее.

Лекционный материал психолога

Все свои цели, желания высказывайте только в положительной форме: Я хочу..., Я могу.., Я буду… Отрицательное высказывание лишь блокирует действие, препятствует ему. Начинать надо с выяснения того, что именно вы хотите изменить в себе, в своей жизни. Это очень важно, иначе можно поставить перед собой ложные цели, ведущие к самообману и неудаче. Сделать это непросто, существует много внутренних преград – от простого неумения думать о себе до внутренних конфликтов. Непонятное нам сопротивление может выражаться в страхе, скуке, лени. Возьмите лист и напишите: « Хочу, чтобы в ближайшие полгода…» Прочтите внимательно, выберите три самых главных, и начните с достижения этих трёх.

Шаги к цели.

  1. Анализ цели. Спросите себя: что значит достичь этой цели? В чём конкретно это может проявиться?
  2. Оцените и запишите, на каком этапе осуществления цели вы находитесь, что вы уже знаете и умеете?
  3. Решите, что вам нужно сделать, и что вы предпримете?
  4. Точная конкретизация каждого из действий по времени.
  5. Осуществление того, что вы наметили.
  6. Проверка и контроль результатов.

Лучше всего оформлять в таблицу, по горизонтали – что вы делаете, а по вертикали – временные отрезки.

Упражнение « Шаг к цели»

Подростков просят нарисовать горизонтальный отрезок и отметить на нём 11 точек на равном расстоянии друг от друга, обозначить их цифрами от 0 до 10. Отрезок символизирует путь к достижению цели. Крайняя левая точка ( 0 ) обозначает ситуацию, когда цель не достигнута, крайняя правая ( 10 ) – ситуацию, когда цель достигнута полностью. Подросткам предлагается написать рядом с каждой из двух точек несколько слов, которые бы описали соответственно наихудшее и наилучшее положение дел. После этого участников просят оценить с помощью получившейся шкалы собственное положение дел, то насколько они близки к своей цели. Они отмечают соответствующую цифру, потом надо нарисовать от этой точки стрелку к следующей « Вот ближайший шаг на пути к вашей цели, даже если пока она полностью не достижима, хотя бы этот шаг сделать можно и нужно.»  Подумайте, что нужно сделать и когда именно вы это сделаете.

Обсуждение.

Памятка

Подросткам раздаются памятки

  1. Четко определить и сформулировать проблему или ситуацию.
  2. Собрать и рассмотреть всю информацию, все факты о проблеме.
  3. Подобрать возможные варианты решения проблемы.
  4. Рассмотреть возможные последствия каждого варианта.
  5. Выбрать оптимальный вариант.
  6. Осуществить принятие решения.
  7. Нести ответственность за своё решение.

Упражнение « Смятый лист»

Подросткам предлагают вспомнить о какой-либо проблеме, решение которой они хотят найти, подумать о ней 2-3 мин, после чего кратко написать её суть или изобразить символ. Когда эта часть работы завершена, каждый участник берёт свой лист и сильно сминает, а потом разглаживает. После этого подростков просят внимательно рассмотреть лист, сконцентрировавшись на узоре, образованном линиями, разглядеть в смятых линиях какой-либо рисунок. Потом участники обводят карандашами рисунок. Когда изображение готово, можно записать ассоциации и идеи, как рисунок может быть связан с их проблемой.

Обсуждение.

Психологический смысл упражнения.

Техника носит проективный характер, как правило, после размышления о проблеме и описания её сути человек « видит» в хаотичном наборе линий, возникших на смятом листе, нечто связанное с этой проблемой и возможными способами её решения. Осознание этой связи может позволить разглядеть проблему в новом ракурсе, обнаружить неожиданный способ её решения.  

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Урок 9.

Тема: Уверенное поведение

Цель: приобретения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, познакомить с признаками уверенного и неуверенного поведения.

Игра « Контакт глаз»         

Все встают в круг и пытаются встретиться с кем-то взглядом; когда двоим это удаётся, они меняются местами.

Упражнение « Уверенность, неуверенность»

Сейчас мы будем кидать друг другу мяч и при этом говорить ассоциации, связанные со словом « уверенность» ( спокойствие, сила…) А теперь  почувствуем состояние уверенности в себе: походим уверенной походкой, сядем уверенно на стул, посмотрим друг на друга уверенно, пожмём уверенно руку соседу.

Обсуждение.

Затем психолог предлагает прочувствовать неуверенное поведение.

Обсуждение.

Лекционный материал психолога.

Уверенное поведение зависит от внутренней позиции человека. Признаки уверенного поведения ( я - хороший, ты - хороший) , у человека есть три потребности: в понимании, в уважении, в принятии. Только удовлетворив эти потребности, мы войдём в контакт с человеком, а удовлетворяются они при уверенном поведении. Уверенный человек:

  1. Использует « Я – высказывание»;
  2. Применяет эмпатическое слушание;
  3. Умеет говорить о своих желаниях;
  4. Отражает чувства;
  5. Умеет просить;
  6. Умеет отказать;
  7. Умеет принимать отказ;
  8. Говорит прямо и открыто;
  9. Склонен к компромиссам, предлагает их сам.

Признаки неуверенного поведения ( я – плохой, ты – хороший):

  1. Человек смотрит в пол;
  2. Не может отстаивать свою позицию;
  3. Первое «нет» приводит к его отказу от дальнейших попыток добиваться своего;
  4. Не умеет просить;
  5. Не может отказать;
  6. Ему трудно убеждать собеседника, приводя аргументы;
  7. Отвечает односложно «да», «нет»;
  8. При разговоре не садится;
  9. Прячет ноги под стул;
  10. Держится на большой дистанции от собеседника;
  11. Мнёт руки, говорит тихо.

Упражнение « Нет»

Разбиться на пары, у одного в руках любой предмет, задача второго любыми способами выпросить предмет. Задача первого игрока не отдавать предмет, при этом чётко и уверенно говорить « нет». Меняются ролями. Обсуждение. Легко ли было просить? Легко ли было отказывать?

Отработка навыков уверенного поведения.

Психолог предлагает ситуации, они разыгрываются желающими и затем анализируются всей группой.

Если подростки предлагают свою, актуальную для них, ситуацию, можно разобрать её.

  1. Вы со своим другом собрались в кино, встречаетесь с ним у входа, и тут выясняется, что он забыл билеты.

Проиграть эту ситуацию с учетом следующих характеристик:

  1. Вы не очень уверены в себе, а друг – душа любой компании, немного эгоистичен;
  2. Вы – лидер, друг – робкий и застенчивый.  

Обсуждение зависит от того, как будет разыграна ситуация. Устраивает ли подростков предложенный выход, какие чувства испытывают герои ситуации?

  1. Девушка уже сорок минут ждёт юношу, он появляется очень расстроенный.
  2. твой друг взял у тебя учебник на время. Завтра зачёт, и учебник необходим. Ты звонишь другу и просишь срочно вернуть учебник. Друг отвечает, что сейчас принесёт, проходит час – друга нет. Твои действия.

Упражнение « Символ»

Подростком предлагается на листах нарисовать символическое изображение « Вера в себя». Затем по желанию рассказывают о своих символах.

Упражнение « Копилка»

Психолог рассказывает о том, что человек чувствует себя уверенным, опираясь на внутренние( умственные способности, душевные качества, умения) или внешние( семья, друзья, природа, хобби) источники силы. Совместно с подростками собирается их « копилка» - называются те качества, способности, достижения, которые могут помощь человеку осознать свою уверенность.

Упражнение « Мои ресурсы»

Подросткам раздаются карточки с позитивными утверждениями, ребята отмечают те, которые им подходят:

Я могу это сделать.

Я всегда думаю, что одно маленькое усилие – и будет результат.

Я достаточно умелый, чтобы сделать работу хорошо.

Я могу измениться так, как считаю нужным.

Я имею право вслух говорить о своём мнении.

Моё мнение может отличаться от остальных.

Я ощущаю свою ценность и уникальность.

Я понимаю , что способен на многое.

Я осознаю богатство своего внутреннего мира.

Рефлексия

Урок 10

Тема: Темперамент

Цель: Знакомство с типами темперамента, определение типа темперамента.

Игра «Абракадабра»

Все разбиваются на пары. По команде психолога пары быстро должны принять определённую позу  ( спина к спине, колено к колену, затылок к затылку), при слове « Абракадабра» нужно поменять партнёра и образовать новые пары.

Лекционный материал психолога.

В 5 веке до новой эры древнегреческий врач Гиппократ, условно разделил людей на четыре группы, в зависимости от преобладания в организме жидкостей:

Кровь ( сангвис)

Желтая желчь ( холе)

Черная желчь (мелайна холе)

Лимфа (флегма)

От латинских названий этих жидкостей и получили своё обозначение типы темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость возникновения, прекращения и изменение.

Свойства темперамента составляют индивидуальные особенности человека, так как в основном биологически обусловлены и являются врождёнными.

И. П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы – силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов:

  1. сильный, неуравновешенный, подвижный  (холерик)
  2. сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник)
  3. сильный, уравновешенный, инертный (флегматик)
  4. слабый, неуравновешенный, инертный (меланхолик)

Характеристика темпераментов.

Сангвиник – уравновешенный, с высокой скоростью реакции, умеренной силой их протекания. Активный, энергичный, способен легко приспосабливаться к новым условиям, подвижный, общительный, мимика и жесты выразительны, речь быстрая, самоконтроль мыслей и эмоций. Легко приобретает знания, умения и навыки, выполняет одновременно несколько дел, свободно переключается с одной работы на другую, имеет творческий потенциал.  Подходящей можно считать деятельность, наполненную разнообразием, активностью, творчеством, может быть рекомендована работа с людьми.

Холерик – неуравновешенный, в общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп выполнения деятельности быстрый. Вспыльчивый, порывистый, может ставить перед собой такие задачи, которые не в силах выполнить. Отсюда возникает перенапряжение и неудовлетворённость собой, и как результат – раздражение на окружающих. Неуступчивый, запас энергии распределяет неравномерно. Подходящей можно считать деятельность, имеющую в своей основе цикличность, творчество, физическую выносливость.

Флегматик – уравновешенный, упорный, терпеливый, в общении избирательный, трудно сходится с людьми. Речь и движения неторопливы. Не любит частую смену деятельности. Не конфликтный, отличается медлительностью и продуманностью поступков. К новой обстановке привыкает медленно, устойчив в отношении привычек, в деятельности проявляет вдумчивость и усидчивость. Наиболее эффективно работает при стабильном режиме на привычном месте. Подходящей  можно считать деятельность, не отличающуюся разнообразием, не требующую быстрого переключения.

Меланхолик – неуравновешенный, чувствительный, ранимый, тревожный, эмоционально неустойчив. Отличается пониженной работоспособностью, уходит от принятия решений и ответственности. Трудно привыкает к новой обстановке, склонен к самоанализу и анализу поступков других людей. Подходящей можно считать деятельность, требующую внимания, умения вникать в суть проблемы и прорабатывать детали.

Самоанализ « Мой темперамент»

Определение типа темперамента: тест Айзенка

Определение типа нервной системы. Теппинг – тест.

Рефлексия.

Какие сильные стороны вашего темперамента способствуют успешной деятельности?

Над чем стоит работать?

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, несвойственные данному темпераменту ( самовоспитание).

Ритуал прощания.

Урок 11.

Тема: Характер

Цель: познакомить подростков с понятием « характер», осознание собственных качеств характера

Игра « Стоп – кадр»

Подростки свободно перемещаются по классу, по хлопку они останавливаются, демонстрируют с помощью мимики, пантомимики, жестов, то слово, которое называет психолог ( слова: встреча, общение, дружба, понимание, счастье).

Упражнение « Я дарю»

Каждый подросток получает по три листочка, на которых пишет, что хотел бы подарить: другу, группе, семье. Листочки собираются, перемешиваются, каждый выбирает три листочка, в группе зачитываются все « подарки».

Лекционный материал психолога

В переводе с древнегреческого слово « характер» означает « чеканка, печать». В самом деле, с одной стороны, жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека.

Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, выражающихся в отношении к различным сторонам действительности и проявляющихся в деятельности, поведении и поступках.

В системе отношений выделяют четыре группы черт характера:

- отношение человека к другим людям ( общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость)

- отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, халатность)

- отношение человека к самому себе( скромность, тщеславие, самокритичность)

- отношение человека к вещам  

В характере человека выделяют:

- интеллектуальные черты ( качества ума)

- эмоциональные черты

- волевые черты  

Упражнение « Азбука характера»

Впишите, соответственно алфавитному порядку, названия черт характера. А – аккуратность, Б – бережливость

А________         К___________             У__________

Б_________       Л___________             Ф_________

В_________        М__________              Х_________

Г_________        Н__________               Ц_________

Д_________        О__________               Ч_________

Е_________        П__________               Ш_________

Ж_________       Р__________                Щ_________

З_________        С__________                 Э_________

И_________        Т__________                Ю_________

Сказка о Деревьях – Характерах  (И. Вачков)

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли … Деревья – Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живущих далеко за горами.  У каждого Дерева от ствола отходили четыре главные ветки и множество маленьких. Эти четыре ветки имели своё название: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. На одном Дереве ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, на другом была скручена кольцом Лжи. Где – то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где – то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где – то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья – Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжёлыми, зато лёгкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже пила не смогла бы распилить твёрдые Характеры, а мягкие были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по – разному, верно?  Порой  налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви. Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево. Но попасть в лес невозможно, а узнать какой у тебя характер можно, изучая себя и свои поступки.

Обсуждение.

Самоанализ

Типы акцентуаций характера и особенности их проявления (А. Е. Личко)

Ритуал прощания.

Урок 12.

Тема: Прощай…

Цель: закрепление представления подростков о своей уникальности, обогащение позитивными образами личности, закрепление дружеских отношений.

Игра « Скрепки»

Подростки делятся на подгруппы,  каждому даётся по 4 скрепки. Первое задание: как можно быстрее составить из них цепочку, использовав все скрепки. Второе задание: как можно быстрее разобрать цепочку.

Анкета обратной связи

- Как ты себя чувствовал на занятиях?

- Какая информация оказалась для тебя важной, интересной?

- Что больше всего понравилось?

- Твои пожелания.

Письмо себе

- Сейчас я предложу вам необычное задание. Возьмите лист бумаги и напишите письмо себе. О чём? Решать вам. Может это будут размышления о жизни, или совет, как справиться с проблемой, или рассказ о том, чему научились здесь. Вариантов много. Начнём.

- Теперь представьте, что вы получили это письмо. Прочитайте его как письмо от самого близкого человека и напишите ответ.

- Посмотрите на всех, сидящих здесь, и выберете того, кому вы могли бы прочитать своё письмо или отрывок. Можно рассказать о своих мыслях, сомнениях…

Играем в любимые игры и упражнения.

Притча

Когда – то старый индеец открыл своему внуку одну важную жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк добро – мир, любовь, надежду, истину, милосердие, верность. Эта борьба идёт внутри постоянно между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством.

Маленький мальчик, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Обсуждение.

 Верьте в себя.

Вы – самое большое сокровище.

Для вас нет ничего невозможного.  

Ваши достижения определяются  

Собственными желаниями

Верьте в своё занятие,

Мечтайте, о чём хотите мечтать

Будьте тем, кем желаете быть

Поверьте в свои силы!  

Ритуал прощания.