"Опасности и риски подросткового возраста"
методическая разработка по психологии на тему

Ирина Юрьевна Вяткина

Комплект материалов для педагога-психолога школы. Выступление, презентация, буклет. Собранные материалы предназначены для работы с родителями и педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon презентация к теме выступления84.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                               ГСУ АО

                                                                      «Приводинский СРЦН «Улитка»

Выступление

«Опасности и риски

подросткового возраста.

Депрессия и суицид»

                                                                                               Педагог-психолог

                                                                          Ирина Юрьевна Безденежных

Приводино, 2011

3 слайд. Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания.

Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием

Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения

В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими

4 слайд. Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения.

Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.

Характерные особенности подросткового возраста: 

  1. Эмоциональная незрелость,
  2. Недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение,
  3. Неспособность соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость,
  4. Желание самоутвердиться и стать взрослым во что бы то ни стало.

5 слайд. «Почемучка»

Науки, которые в школе в этот момент изучаются, просто не интересны ему – они слишком конкретны и требуют такого же осознанного подхода к изучению.

Он учится рассуждать и делать выводы, на основе которых потом появляются первые понятия. Дальнейший процесс - весьма обширное наращивание  понятийного аппарата..

Развитие понятийного аппарата сопровождается некоторыми особенностями:

  1.    оно немного поверхностно;
  2.    максималистично;
  3.    жизненного опыта не хватает для  широты, обхвата информации.

Подростки много спорят. Они заговорят учителя до смерти: сначала забросают вопросами, потом начнут спорить.

Дружба в это время для подростков является очень важной!

6 слайд. 

  1. Если ребёнок находит взаимопонимание в ближайшем окружении, это соответствует его потребностям и развитию, то его поведение не будет сильно выделяться на общем фоне.
  2. Если ребёнок находит взаимопонимание в ближайшем окружении, это соответствует его потребностям и развитию, то его поведение не будет сильно выделяться на общем фоне.
  3. Если ребёнок находит взаимопонимание в ближайшем окружении, это соответствует его потребностям и развитию, то его поведение не будет сильно выделяться на общем фоне.

7 слайд. Социальный портрет подростка школы

В свободное от уроков время подростки любят:

  1.  проводить с друзьями на улице –52 %, 
  2. участвовать в вечерах и дискотеках — 13 %,
  3. заниматься в спортивных секциях и кружках — 34 %.

Здесь мы можем еще раз наглядно убедиться, что основным для подростка является общение со сверстниками, желание и стремление быть в группе, в компании себе подобных.

Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован.

  1. Любимым жанром кино и литературы у подростков являются фантастика 30%; боевики — 29%, детективы — 12%, триллеры — 12%, мистика — 5%, эротика — 8%.

У каждого подростка в жизни есть трудные ситуации. Помощь для их разрешения большинство предпочитает искать у родителей (48 %) или у друзей (45 %). Менее 2% подростков выразили готовность обратиться за помощью к классному руководителю.

54% подростков этого возраста испытали насилие со стороны других людей (мальчики — 65%, девочки — 40%). 

По видам насилия: избиение — 10%; издевательства, оскорбление — 28%; вымогательство денег и вещей — 5%; другим видам насилия — 3%.

50% подростков считают, что, в основном, насилие исходит от чужих ребят. Для 28% источник насилия — одноклассники; для 20% — взрослые, для 3% подростков основной источник насилия — родители, а для 5% — учителя.

45% подростков о своей беде рассказывают друзьям; 40% -родителям. Готовы рассказать о своей беде учителям 1% подростков, представителям правоохранительных органов — 3%, а 11% подростков о своей беде предпочли бы не говорить никому.

О готовности совершить насилие подростки сказали так: готовы отомстить за нанесенную обиду — 46%, склонны сами совершить насилие — 3%, способны уйти из дома — 5,5%, могли бы совершить преступление — 2 %. 

43% подростков ушли от ответа на этот вопрос.

8 слайд. Разновидности асоциального поведения:

  1. детский алкоголизм
  2. наркомания
  3. токсикомания
  4. беспризорность
  5. безнадзорность
  6. проституция

Причины:

  1. неблагополучие семьи;
  2. позитивная реклама в СМИ;
  3. незанятость свободного времени;
  4. отсутствие знаний о последствиях;
  5. самоутверждение;
  6. уход от окружающих проблем.

Употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.

Вопросы лечения наркотической зависимости разработаны только в общих чертах. Это долгий, многоступенчатый процесс с риском неудачи. Главное - это профилактика наркотической зависимости среди молодежи:  разъяснение подросткам и медицинских последствий употребления ПАВ, о которых они в общих чертах осведомлены, и последствий социальных.

Для подростков особенно актуально мнение их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период.

9 слайд. Электронные таблицы

10 слайд.

вредно

не вредно, если в меру

вреда нет

Курение

78%

16%

3%

Наркотики

79%

4%

1%

Алкоголь

75%

16%

6%

Мы видим, что наиболее лояльное отношение у подростков к употреблению алкоголя и курению.

  1. Необходимо сочетать работу по пропаганде здорового образа жизни  с организацией  досуга.
  2. Подростки отмечали, что взрослые проводят с ними беседы по проблемам, затронутым в анкетах. Но чаще всего эти беседы носят характер нравоучений и запретов. Подросткам хотелось бы больше говорить о том, как надо строить свои отношения с лицами противоположного пола, понять, почему люди тянутся к алкоголю, курению и наркотикам, как противостоять соблазнам и давлению сверстников, чем можно заменить асоциальный образ жизни, чтобы не остаться одному.

Таким образом, своевременная и нужная информация поможет подростку сопротивляться пагубным пристрастиям и отвечать твёрдо: «Нет!» на любые попытки его соблазнить.

11 слайд. Интерес подростка к вопросам секса

Проблема объяснения подростка с родителями относительно вопросов секса рано или поздно встает перед каждым. Из каких источников, если не от родителя, попробует ребенок узнать о сексуальной сфере, можно только догадываться. То ли ему попадется один из популярных сейчас фильмов, где сцены насилия от сцен любви ничем не отличаются, то ли от более взрослых друзей, которые вряд ли могут лучше родителей адекватно помочь.

И в этом деле главное – не утратить золотую середину. Не бросаться раньше времени в разговор и таинственно, негромко вещать о тех подробностях, которые еще не интересуют подростка, не затягивать объяснения отговорками «дорастешь, потом расскажу».

Не мяться и не жаться, не краснеть и не заикаться. Сфера сексуальных отношений – одна из неотъемлемых в жизни человека, почему же о ней нужно так странно говорить? Если так ее подать для ребенка, то он и будет относиться к ней соответствующе: как к чему-то, о чем – «тсс!» Либо наоборот – покричать, чтобы все были шокированы.

Смаковать подробности и объяснять все «до винтиков» - тоже не стоит. Для каждого возраста есть свой необходимый минимум, который хорошо укладывается в голове и не заставляет «перепрыгивать» барьеры возраста. Ведь неясно, какой ярлык на новые знания будет навешен. Итак, спокойное отношение родителя к поставленной задаче, понимание того, что интерес подростка более чем естественен, возможно, предварительно проконсультироваться со специалистом, какой объем стоит доверить этому переходному возрасту, а возможно, родительское интуитивная ориентация – ответить просто на поставленные конкретные вопросы.

12 слайд. По опросам социологов каждый десятый ребенок, переживая подростковый период, задумывается о самоубийстве. Ну, а от каждого пятого можно услышать такие слова: «Так все плохо и безнадежно, что хочется плакать». Чувства одиночества и отчаяния – страшны. Прыщи, бесконечные мучения с сальными прядями (избыточные выделения сальных и потовых желез), начало менструальных циклов и поллюций, а с ними – эмоциональной нестабильности дополняют жизнь новыми ощущениями.

Приходится сталкиваться сразу с несколькими задачами:

  1. Освоиться со своим стремительно меняющимся телом;
  2. Осознать и принять собственную сексуальность;
  3. Занять подобающее место в среде сверстников;
  4. Испытать свои силы и способности;
  5. Выбрать свой интерес в жизни;

       6. Определиться с планами на будущее

Любая из задач может стать психотравмирующей при неблагоприятном стечении обстоятельств, любая неудача может привести к депрессии! Огорчения, разочарования, обида, печаль – важные составляющие эмоционального опыта любого человека. Важно помнить, как нестабильно эмоциональное состояние подростка!

13 слайд. Признаки тяжёлого эмоционального состояния

  1. Снижение или потеря аппетита, нарушение сна;
  2.   Резкое сокращение общения со сверстниками, вплоть до полной изоляции;
  3.   Потеря интереса к прежним увлечениям при отсутствии новых занятий  и (или)  дел;
  4.   Появление безразличия к собственному внешнему виду (не изменение или ухудшение с точки зрения родителей, а именно потеря его собственного интереса к одежде, облику, производимому впечатлению).

В таком состоянии, к тому же, если  он чувствует себя одиноким, никому не нужным, он может пойти на экстремальные меры «разрешения» всех проблем , в том числе и на попытки суицида.

Депрессия в этом смысле гораздо более прогностический фактор, чем агрессия против себя, раздражение или резкие демонстративные угрозы покончить с собой

14 слайд. Мотивы  развития самоубийств

  1. Лично-семейные конфликты (развод, болезнь, смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление со стороны окружающих, половая несостоятельность);
  2. Состояние здоровья (психические, соматические заболевания, уродства);
  3. Конфликты, связанные с асоциальным поведением человека (опасение уголовной ответственности, боязнь иного наказания или позора);
  4. Материально-бытовые трудности (непрезентабельный вид с точки зрения окружающих, невозможность иметь необходимое оборудование);
  5. Конфликты, связанные с работой или учёбой (неуспехи в учёбе, отчуждение в общении с коллективом);
  6. Другие мотивы.

Факторы развития самоубийств

  1. Ослабление семьи и разрушение её внутренней гармонии;
  2. Общественно-политическая обстановка;
  3. Борьба за существование;

Угрызения совести из-за какого-нибудь поступка или преступления

15 слайд. Люди в зоне риска

1. Люди с ощущением безнадёжности.

Лица с ощущением безнадёжности могут рассматривать суицид как единственный выход из сложившейся ситуации. Это могут быть люди с душевными болезнями, расстройствами личности, злоупотребляющие психоактивными веществами. Соматические болезни увеличивают риск суицида, особенно когда они сопутствуют депрессии.

2. Люди, имеющие наличие  предыдущих суицидальных попыток, а также наличие случаев суицида среди родственников.

3. Люди, живущие в одиночестве или имеющие мало близких, друзей.

Лица, не получающие эмоциональной поддержки, которая предупредила бы появление чувства безнадёжности и разрушающих мыслей во время трудного периода в их жизни.

16 слайд. Признаки суицидальных намерений (по Шнейдерману)

  1. Цель суициданта – нахождение решения.
  2. Задача – прекращение сознания.
  3. Стимул – невыносимая душевная (психическая) боль.
  4. Стрессор – фрустрированные (раздутые) психологические потребности.
  5. Эмоция – беспомощность – безнадёжность.
  6. Внутренне отношение к суициду – амбивалентность.
  7. Состояние психики при суициде – сужение когнитивной (познавательной)

      сферы.

  1. Действие – бегство от реальности.
  2. Коммуникативное действие – сообщение о своём намерении.
  3. Закономерность – соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.

17 слайд. Что делать родителям?

1.  Поговорить с подростком. Здесь важная честность и искренность. Скажите ему о своей тревоге и беспокойстве, о том, как вам тяжело видеть его переживания. Спросите, можете ли вы чем-то ему помочь. Расскажите о собственном опыте, когда вы о чём-то переживали, о том, как вам было тяжело, одиноко и тоскливо. Выразите свою готовность и стремление его понять.

2.  Выслушайте своего ребёнка внимательно  и бережно. В этом состоянии ему нужно понимание и участие, а не советы и утешения.  Не говорите фразы: «Не стоит из-за этого расстраиваться», «Это всё ерунда» , «Забудь!», «Наплюй!». Гораздо лучше сказать: «Это действительно нелегко (неприятно, обидно, грустно). Теперь понятно, из-за чего ты расстроен (огорчён, переживаешь). Давай подумаем, чем тебе можно помочь (что можно сделать)!»

Давайте советы и решайте ситуацию только тогда, когда ребёнок сам об этом попросит! Дайте ему возможность проявить самостоятельность.

18 слайд. 3.  Если ребёнок не хочет обсуждать с вами (в силу специфики возраста), предложите поговорить с кем-то другим, кому он доверяет (родственник, знакомый, двоюродный брат, дядя, тётя, тренер, учитель, психолог). Не настаивать и не организовывать встречу помимо воли ребёнка.  Необходимо предложить ему  самому выбрать человека, время, место встречи.  Если же такового человека не найдётся, предложите воспользоваться бесплатной услугой «Телефон доверия» 8-800-200- 0122

4.  Проводите с подростком больше времени, больше общайтесь, рассказывайте о своих делах, обсудите что-то интересное для вас обоих, подумайте о деятельности, которая вам двоих могла бы увлечь. Очень важно, чтобы сын или дочь чувствовали ваше участие, любовь, понимание, которые не требуют слов и проявляются в интонациях, эмоциональном настрое, в простых бытовых действиях, в участии.

19 слайд. Как вести себя с подростком, чтобы не стать его врагом?

1. Главное в отношениях с подростком - ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позиция по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности. 

2. Время безоговорочного авторитета родителей безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия.

3. Потребность в риске – ещё одна особенность подросткового возраста. Это продиктовано желанием самоутвердиться. Взрослым это трудно понять, принять, но единственный способ – рисковать вместе с ребенком, но на своей территории. Так вы скорее сможете говорить с ним на его языке и дадите ему возможность постоянно удивляться вашей изобретательности.

4. Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизма. Подросток воспринимает все происходящее с долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Однако, не стоит высмеивать или подшучивать над чувствами ребенка. Лучше всего посмеяться над самой ситуацией.

20 слайд. Подросток – как этот листок.

Его может подхватить ворвавшийся ветер и он погибнет. Его могут подхватить руки и выкинуть, вдоволь наигравшись, а могут пригреть и посадить в землю, ухаживать за ним и вырастить дерево.

Родители – давайте растить большое и красивое дерево!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет к теме "Опасности и риски подросткового возраста"

В буклете раскрываются особенности подросткового возраста, разновидности и причины асоциального поведения подростков, а также о причинах, которые подводят подростков к попыткам самоубийства. Даются ре...

Подростковый возраст, как группа риска нарушений поведения

Подростковый период представляет собой сложную структуру перехода от ребёнка к взрослому человеку. За достаточно короткий период личности предстоит пройти несколько этапов развития, от успешности прох...

Стоп, опасность: подростковый возраст. Нужные советы.

Данный материал предназначен для родителей, чьи дети подходят к сложнейшему периоду в их жизни - переходному возрасту. Цель его - помочь родителям разобраться в общении с подростком, найти свои "ключи...

Влияние особенностей мышления на восприятие экологических рисков в подростковом возрасте

В статье рассматривается влияние особенностей мышления на восприятие экологических рисков в подростковом возрасте...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...

Опасности подросткового возраста.

Выступление на родительском собрании...

Профилактическая беседа "Опасность курения в подростковом возрасте"

Данная беседа разработана для работы социальных педагогов и классных руководителей....


 

Комментарии

Ирина Юрьевна Вяткина

Не удалось закачать буклет. Придумаю вечером, как это сделать.