Психологическая помощь
классный час по психологии (5 класс) по теме

Ребзон Юлия Аркадьевна

Психологическая помощь пятиклассникам

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.
2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.
3. Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.
4. Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.
5. Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.
6. Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
7. Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том,
что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.
8. В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам.
9. Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
10. Продумай последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.
11. Убери со стола все лишнее — то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.
12. Между уроками делай перерывы.
13. Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
14. Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
15. При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.
16. Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.
17. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.
18. Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.
19. При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.
20. Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5 П», разработанный американскими психологами.
1 По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.
21. Составляй план устного ответа.
22. Проверяй себя.

У тебя все получится!

Помни: мы лучше всего запоминаем:

— то, чем постоянно пользуемся;
— то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);
— то, что нам нужно;
— то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;
— то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).

МЕТОД КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ2 

Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце.
Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.
После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.
После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.
Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.
Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

МЕТОД «5 П»

1 П — Просмотри текст (бегло)

2 П — Придумай к нему вопросы

3 П — Пометь карандашом самые важные места

4 П — Перескажи текст

5 П — Просмотри текст повторно

1 По: А.С. Галанов. Как пройти аттестацию. М., 2001. В оригинале — метод SQ-3R в соответствии с английским текстом:

S (survoler) — бегло ознакомиться;
Q (questionner) — задать вопросы;
3R (reperer) — делать отметки при чтении;
(reciter) — пересказать словами;
(revior) — просмотреть повторно.

2 По: Корсаков И.А., Корсакова Н.К. Наедине с памятью. М., 1984.



Предварительный просмотр:

КАК ПОМОЧЬ ПЯТИКЛАССНИКУ?

Занятие для учителей

Цель: формирование у учителей мотивации для оказания помощи учащимся 5-го класса, адаптирующимся в среднем звене.

Задачи:
— помощь учителям в осознании трудностей, возникающих у учащихся 5-го класса в процессе адаптации;
— знакомство с мерами профилактики дезадаптации;
— пробуждение желания оказать учащимся помощь.

Оборудование:

1. Распечатанные вопросы по единым требованиям к учащимся (по количеству участников).
2. Памятки «Правила техники оценочной безопасности».
3. Таблички с названиями качеств.
4. Цветные карточки восьми цветов Люшера.
5. Таблица эмоционального восприятия учениками учителей (по тесту Эткинда).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово ведущего

— Сегодня мы проводим семинар-тренинг «Как помочь учащимся 5-х классов адаптироваться в среднем звене?». Мне хотелось бы, чтобы то, что мы обсудим сегодня на семинаре, было вам полезно и применялось в повседневной работе.

II. Разогрев участников

— Мы с вами сели в круг. Такое расположение отличается от традиционного (за партами). Давайте по кругу выскажемся, какие плюсы и минусы есть в таком рассаживании участников по сравнению с традиционным.

III. «Воспоминания»

— Вспомните те далекие времена, когда вы из начальной школы перешли в среднее звено. Что было труднее всего?
Учителя называют: нахождение кабинетов, разные требования учителей, разница эмоционального восприятия учителей — строгая, добрая, злая.

IV. «Единые требования»

Прошу учителей высказаться по каждому вопросу. Ответы фиксируются на доске.
— Где и каким образом надо записывать число и вид работы в тетради? Сколько клеток и строк пропускать между различными видами работ?
— Сколько клеток должны составлять поля и в какой стороне тетради они должны быть расположены?
— Нужно ли учителям, не преподающим русский язык, исправлять у детей в тетради ошибки и снижать за это оценки?
— Что делают дежурные по классу (готовят доску, моют пол после урока, проверяют наличие сменной обуви)?
— Итак, вы заметили, что требования, предъявляемые учителями, весьма различны. Как вы думаете, что чувствует ученик в ситуации, когда он перешел от одного учителя к разным и получил столь различные требования? Как помочь учащимся избежать чувства растерянности, неопределенности, тревожности? Что мы можем для этого сделать?

V. «Цветные качества»

Учителям предлагается ассоциативно подобрать цвета к качествам, написанным на табличках:
Справедливость
Угрюмость
Уступчивость
Враждебность
Общительность
Замкнутость
Уверенность
Злоба
Дружелюбие
Доброжелательность
Зависимость
Активность
Неуверенность

Цветные квадратики вывешиваются рядом с качествами на доске.
— Мы отметили, что разные цвета ассоциируются с разными качествами. А теперь посмотрите, как воспринимают ученики 5-го класса вас.
(Вывешивается таблица, где без указания фамилии представлены результаты теста ЦТО Эткинда.)
Что бы вы почувствовали, если бы ваши результаты были в зоне положительного эмоционального отношения, и что бы вы почувствовали, если бы результаты оказались противоположными?
Что должно проявляться в поведении учителя, чтобы дети связывали его с черным цветом? Как этого избежать?

VI. «Переключение»

— А сейчас я предлагаю определить степень вашего утомления в процессе работы. Прошу всех подняться. Если степень утомления большая, присядьте, опустите плечи вниз. Если степень средняя — встаньте, руки вниз. Если степень утомления небольшая, встаньте, поднимите руки вверх («полетели»). Выполняем.
А как вы показали бы большую степень утомления?
А маленькую?
Спасибо, садитесь. Попробуйте определить значимость данного упражнения в процессе работы.

VII. «Динамика работоспособности» (сообщение информации)

— Итак, мы определили, что физкультминутка снимает напряжение, уменьшает утомление, однако в среднем звене учителя часто не находят для нее времени. Между тем механизм работоспособности имеет определенную цикличность (таблица, иллюстрированная пиктограммами, составляется на доске):
3–5 минут — врабатывание;
15–20 минут — оптимум;
с 20-й минуты — утомление.
Какие приемы вы используете на уроке, чтобы снизить утомление сообразно с природными биоритмами?

VIII. «Правила техники оценочной безопасности».

Участникам раздаются листочки с «Правилами техники оценочной безопасности»:
1. Не бей лежачего!
2. Двойка, а для кого-то и тройка — достаточное наказание, не стоит дважды наказывать ребенка за одни и те же ошибки. Не требуйте от родителей наказания, дома ребенок должен получить спокойную помощь.
3. Выберите из множества недостатков, недочетов, промахов ребенка только тот, который сейчас особенно непереносим, работайте сначала только над ним.
4. Например, если скорость чтения не укладывается в нормативы, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа, и сочинения.
5. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать — безлично.
6. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами.
7. Не скупитесь на похвалу! Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить.
8. Ставьте перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.
Предлагается прочитать, привести примеры применения этих правил, порассуждать о достоинствах (или о недостатках, если они есть) применения их на практике, особенно в период адаптации.

IХ. Подведение итогов

— Поделитесь чувствами.
Что было полезного, что вы бы взяли в повседневную практику из сегодняшнего семинара?



Предварительный просмотр:

Советы родителям пятиклассников

Вроде совсем недавно был этот волнующий день - «первый раз в первый класс», а ведь прошло уже четыре года! Сколько было волнений и переживаний: как будет адаптироваться наш ребенок к новой школьной жизни, как будет учиться, как общаться со сверстниками и учителем?! Казалось бы, эти вопросы как-то решились. И вот снова не менее важный и, как это ни странно, очень похожий день - начало обучения в средней школе. И опять эти проблемы с адаптацией ребенка к новой, теперь уже почти взрослой, жизни в средней школе. Что же нужно знать родителям, чтобы облегчить жизнь пятикласснику, да и себе тоже?

В средней школе коренным образом меняются условия обучения, и перед детьми встают достаточно сложные задачи: приспособиться к новой для них «кабинетной» системе, различным стилям педагогической деятельности и личностным особенностям нескольких незнакомых для них учителей-предметников, а также к самостоятельной организации своей учебной деятельности. Проблем много, но радует то, что переход в среднюю школу совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом психического развития детей. Это несомненно облегчает адаптацию школьника к новым учителям и новым условиям.

Практика показывает, что большинство детей переживает этот переход как важный шаг в жизни. Центральное место занимает, во-первых, сам факт окончания младшей школы, который в той или иной степени подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Несмотря на то, что и ранее дети изучали разные предметы, именно при переходе в среднюю школу они начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний. Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.

Кроме того, определенная часть детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся или не устраивающие школьника отношения с педагогами, а иногда и сверстниками. Этот момент очень важен для родителей: необходимо быть как можно внимательнее к своему пятикласснику, стараться быть в курсе всех его дел. проблем, взаимоотношений, чтобы вовремя скорректировать поведение ребенка, посоветовать ему как лучше себя вести или поступить.

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Отмечавшееся к концу начальных классов снижение интереса к учебе, определенное «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что в школе им станет интересно. Это обязательно надо учитывать и стараться поддерживать у детей познавательную потребность и мотивацию.

Вместе с тем, учителя средней школы иногда не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Это может затруднять адаптацию детей к средней школе. Возросшие требования зачастую оказываются не по силам пятиклассникам. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей - своеобразный уход в детство. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, того, что никому из взрослых они не нужны. Иногда за одной и той же формой поведения детей (например, посещение 1 класса, в котором работает их бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы: от желания вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости (когда тебя знают, о тебе думают) до стремления утвердить себя в роли «старшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же ребенка это может сочетаться. В таких случаях родителям важно открыто демонстрировать понимание, сочувствие и сопереживание своему ребенку.

Очень важно помнить также об индивидуальных особенностях детей. Именно индивидуальные особенности пятиклассников (повышенная медлительность или импульсивность, робость, чрезмерная чувствительность к замечаниям и т.п.), к которым приспособился учитель начальных классов, неожиданно становится «камнем преткновения» в средней школе. Для решения этой проблемы не надо стесняться обращаться за советами к психологам, которые помогут вам разобраться в ситуации и наладить оптимальное взаимодействие учителя с Вашим ребенком.



Предварительный просмотр:

Родителям пятиклассника

1.Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.

2.Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.

3.Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.

4.Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.

5.Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.

6.Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».

7.Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.

8.Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я — «центр Вселенной».

9.Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.

10.Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.

11.Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.

12.Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.

13.Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

14.Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, — это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.

15.Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.

16.Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это надо время.

17.Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.

18.Не забудьте, что я развиваюсь, а значит - экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.

19..  Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.

20.Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему, я буду в центре вашего внимания.

21.Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.

22.He отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.

23.Никогда не считайте, что извиниться передо мной - ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.

24.Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.

25.Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.

26.Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.

27.Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.

28.Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.

29.Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей.

30.Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете.

Это чудо — Я, ВАШ РЕБЕНОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь учащимся и родителям.

Советы родителям о том, как можно психологически помочь ребенку, сдающему  экзамены....

Психологическая помощь обучающимся при подготовке к экзаменам

В  этой статье  даются советы,как вести работу с педагогами  и родителями выпусных классов. Даются рекомендации для учителей и родителей....

Презентация : "психологическая помощь при сдаче ГИА и ЕГЭ."

Данная презентация направлена на то, чтобы помочь ребятам успешно сдать экзамены и преодолеть страхи связанные с экзаменами ....

Психологическая помощь при переживании горя

Данная презентация необходима в работе школьного психолога. Описаны этапы переживания горя. Психологические приёмы при переживания горя подростком....

Психологическая помощь в работе с детьми с СДВГ

Памятки для родителей воспитывающих детей с СДВГ. Памятки для учителей....

Психологическое просвещение "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"

Психологическое просвещение для педагогов и педагогов -психологов "Психологическая помощь и поддержка семей,  воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"...

Психологический тренинг, направленный на оказания психологической помощи преподавателям.

Профессия преподавателя сложна. А в современных условиях – тем более. Жизнь в условиях высоких рисков возникновения стресса усложняет профессиональную работу учителя. На помощь преподавателю мож...