Проект "Карусель"
рабочая программа по психологии по теме

Кондрушина  Оксана Евгеньевна

Коррекция  девиантных форм поведения у подростков. Практическая работа с группой подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_karusel.rar28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Карусель»

( коррекция девиантных форм поведения у подростков)

                   

Авторы составители:

педагог-психолог Сергеева С.И.

МБОУ  Мотмосская СОШ

педагог-психолог Кондрушина О.Е.

МБОУ СОШ № 12                              

г. Выкса

2013

                                           

                                           

                                               Николка важничал и держался, как большой:      

                                               курил папиросы,  сплевывал через зубы, ругался

                                               скверными словами и даже хвастался Петьке,                            

                                                что пил водку, но, вероятно, врал.

                                                                       Л.Андреев. Петька на даче.

Цель проекта: создание условий для формирования позитивного социального поведения, социальной адаптации и интеграции в общество подростков с девиантным поведением.

Задачи проекта:

  1. Создать информационный психолого-педагогический банк материалов по обеспечению эффективности работы с подростками в условиях педагогического пространства;
  2. Разработать технологию коррекционно-развивающей работы с подростками;
  3. Разработать диагностический пакет методик;
  4. Работа с ближайшим социальным окружением девиантных подростков.

Участники проекта: обучающиеся  7- 9 классов  городского округа                  г. Выкса.

Основные направления деятельности:  

  1. Психолого-педагогическое;
  2. Профилактическое;
  3. Организационно-методическое;
  4. Социально-поддерживающее.

Основные  этапы:

Состоит из 3-х блоков: вводный, формирующий и закрепляющих.

Водный блок:

  1.  установление позитивных отношений в группе;
  2.  создание положительной  установки на участие работы группы;
  3.  постановка цели.

Формирующий блок:

  1. формирование адекватных способов поведения в различных ситуациях;
  2. отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;
  3. развитие коммуникативных умений и расширение форм общения со сверстниками;
  4. развитие способности к осознанию  себя и своих возможностей, коррекция самооценки и уровня притязаний, преодоление неуверенности в себе;
  5. формирование навыков саморегуляции;
  6. развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека.

Закрепляющий блок:

Обобщение сформированных ранее адекватных способов коммуникации и поведения подростков, создание условий для их переноса в реальную жизнь.

Структура занятий по программе:  

    Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с подростками и формирования у них направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают  детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

     Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.

     Основная часть занятия включает в себя психолого-педагогические упражнения и приемы, направленные на решение основных задач.

    Обсуждение итогов занятия, или рефлексия, является обязательным этапом и предполагает:

 1) эмоциональную оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения,

2) осмысление подростком  занятия.

   Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

Принципы работы по программе.

Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом. Такой подход помогает создать условия психологической безопасности для детей,  способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.

Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность подростков  давать обратную связь другим участникам  и психологу, а также принимать ее.

Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие подростку  осознать свои чувства, познакомиться с особенностями своей личности. В процессе выполнения многих упражнений подросток имеет возможность увидеть себя в разных ситуациях.

 Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения  на занятиях. В случае доминирования одного участника или нескольких членов группы эффективное выполнение задания становится невозможным.

 Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать. Не допускает использования в занятиях провокационных упражнений, в процессе выполнения которых дети могли бы получить негативную оценку со стороны других или оказаться в изоляции.

 Правила работы  в  тренинговой  группе.

1. Общение по принципу «здесь и теперь»

2.Конфиденциальность всего происходящего.

3. Уважение к говорящему.

4. «Не опаздывать!»

Частота проведения занятий – 2 раза в месяц на протяжении учебного года. Длительность занятий  1,5-2,5 часа.

Методы проекта:

  1. Беседы;
  2. Мозговой штурм;
  3. Игры;
  4. Написание сценариев;
  5. Работа со сказкой (сказкотерапия);
  6. Работа с притчами, литературными произведениями, мифами (библиотерапия);
  7. Работа  с музыкальными произведениями (музыкотерапия);
  8. Работа с видеоматериалами;
  9. Психологическое анкетирование, опросы;

Система управления: 

идея создания проекта была предложена  КДНом  и  ЗП, которые взяли на себя организацию проводимых мероприятий и предоставление помещений для проведения тренингов. Педагоги- психологи провели  психолого- педагогическое исследование обучающихся и разработали технологию по коррекции девиантного поведения среди подростков, сделали подборку психологических упражнений, актуальных сказок, подбор музыки, литературных произведений, мифов, притч.

Сроки реализации проекта:  

1 этап- Ознакомительный ( сентябрь- ноябрь 2012 г.)

  1. Создание базы данных.
  2. Диагностичестический (метод психологического наблюдения, анкета «Жизненные ценности»,  социальная анкета, модифицированная методика «Дорожная карта»).
  3. Организационно-методический (создание методической копилки для проведения  психолого-педагогических мероприятий).

2 этап – коррекционно-развивающие мероприятия ( декабрь 2012- апрель 2014 г)

  1. Проведение  практических занятий с элементами тренинга для подростков.
  2. Психопрофилактические встречи с родителями по налаживанию детско-родительских отношений.

3 этап – Методический. ( апрель- май 2014 г.)

  1. Обобщение, анализ, систематизация и  распространение опыта работы.

Обоснование актуальности

В современных условиях   необходимо  принципиально менять подходы  к организации   работы с девиантными подростками. Наряду с мерами  административно-правового воздействия  оказывать социально-педагогическую помощь  семье, подростку.

В современной массовой школе трудные подростки составляют до 40% всех обучающихся в среднем звене. Это группа учащихся, которые испытывают трудности, проявляющиеся в сниженной успеваемости, нарушениях поведениях, расстройствах физического и психического здоровья. Они нуждаются в  коррекционно-развивающих занятиях.

Профилактика различных форм девиантного поведения и реабилитации подростков групп социального риска является  исключительно важным  и актуальным направлением. Рост правонарушений и преступности среди несовершеннолетних в последние годы превратился в серьезную социальную проблему. Все больше  подростков вовлекается  в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, угон автомобилей,  бродяжничество и др., что является   высокой степенью риска, как для самого подростка, так и  для общества в целом.

К сожалению, не все  образовательные учреждения располагают необходимыми методическими разработками  преодоления такого положения. Администрация, педагоги порой не знают, как работать с девиантными подростками и переадресовывают запросы друг другу, привлекая инспекторов ОДН, медицинских работников и т.д.

Поэтому актуальным становиться интеграция усилий разных ведомств в непосредственном воздействии на «трудного» подростка.

Цель и задачи.

ЦЕЛИ: 

1. Создание проекта как новой модели в работе с девиантными подростками, состоящими на учете в КДН и ЗП, ОПДН, и развитие положительного социального опыта в процессе группового общения.

2. Создание условий для формирования позитивного социального поведения, социальной адаптации и интеграции в общество подростков с девиантным поведением через совершенствование механизмов и технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса.

3.Изменение отношения к ошибкам, научиться воспринимать отрицательный опыт как обратную связь.

Задачи:

  1.  пропаганда здорового образа жизни;
  2.  развитие культуры общения;
  3.  отработка навыков социального взаимодействия;
  4.  формирование умения противостоять внешнему асоциальному давлению;
  5.  вовлечение подростков в ОДО;
  6. повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.

Ожидаемые результаты.

  1. Повысить уровень успешности детей «группы риска».
  2. Формирование адекватной самооценки.
  3. Улучшить понимание подростком своего поведения или мотивации.
  4. Формирование умения противостоять внешнему асоциальному давлению;
  5. Улучшение общего морально-нравственного  развития.
  6. Усиление ориентации обучающихся на духовные ценности.
  7. Укрепить связь семьи и школы.
  8. Повышение мотивации к самореализации, самоопределению, самовоспитанию.

Основные идеи проекта, теоретические положения.

  Подростковый возраст – это период, когда бурно протекают физиологические и психологические изменения. Смена социальной сферы и социальных требований к подрастающей личности часто провоцируют различные отклонения в поведении, эмоциональные и нервно-психологические нарушения.  Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.  Этот процесс преобразования  определяет основные особенности личности детей подросткового  возраста,  и  специфику работы с ними.  Огромное значение имеет для подростка общение со сверстниками. Для них чрезвычайно важно не только быть вместе со сверстниками, но главное занимать положение среди них, удовлетворяющее их потребность  в общении.

Именно неумение, невозможность добиться желаемого положения среди сверстников чаще всего является причиной неуспеваемости, недисциплинированности и даже правонарушений подростков.

Предлагаемый проект предназначен для создания условий успешного личностного роста подростков с отклоняющимся (девиантным) поведением, что является значимым фактором профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.  Для этого в ходе  занятий формируется  ценностное отношение подростка к предметам и явлениям окружающего его мира, к людям,  к самому себе.

В работе с подростками используются методы:  сказкотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, психолого-педагогические техники, ролевое проигрывание ситуаций.

Сказкотерапия: Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, рас-

шифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Самое важное для нас - создать ситуацию, в которой подросток может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.

Целями психологической сказки выступают

Раскрытие перед человеком глубин его собственного внутреннего мира,

развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями; помощь на пути становления его личности.

Жанры сказкотерапии

  1. Сказка
  2. Притча
  3. Басня
  4. Анекдот
  5. Легенда, былина, эпос
  6. Мифы

Музыкотерапия:  Музыка властвует над нашими эмоциями. Её взаимоотношение с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроении. Музыка существует в  нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения.  Музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентами и средством, облегчающим эмоциональное  реагирование в процессе коррекционной работы.

Основные направления коррекционного действия музыки:

1)эмоциональное активирование;

2) развитие навыков межличностного общения – коммуникативных функций и способностей;

3) регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

4) развитие эстетических потребностей.

Она может применяться при коррекции личностных особенностей, дезадаптирующих  детей в коллективе сверстников, нарушающих его социальные связи.

У подростков аспект музыкотерапии в форме коллективного обсуждения прослушанных произведений, музыкальных викторин, сочинения рассказов, навеянных музыкой, приближается к традиционным вариантам коммуникативной психотерапии.

Библиотерапия: 

Одной их особенностей библиотерапии  является процесс самоактуализации. Под библиотерапией понимается вспомогательная психотерапевтическая техника, основанная на обсуждении  художественных произведений, в которых сюжет и эмоциональное воздействие соотнесены с психической проблематикой. Библиотерапия влияет на образную сферу человека. Использование этой техники в  коррекции девиантного поведения имеет исключительное значение. Опыт применения  показывает, что в кризисных ситуациях художественные произведения выступают медиатором выражения их собственных чувств, страхов, опасений.

Научная новизна и практическая значимость .

НОВИЗНА работы заключается в максимальном приближении теоретических знаний о адаптированности подростков к жизненным ситуациям; отработке навыков  адекватного социального взаимодействия, через работу в тренинговой группе. При этом подросток работает также и над собой — тренирует свои интеллектуальные, социальные навыки, улучшает наблюдательность, расширяет набор стереотипов поведения. Причем такая форма работы позволяет проделывать это, не вытаскивая напрямую на обозрение проблемы личности. Если хочешь улучшить свою жизнь, научись ее анализировать. Через осознание ценностей другого человека происходит обогащение его личностного смысла.

 Не всегда девиантный подросток имеет низкий уровень интеллектуального развития. Скорее его социальный неуспех  вызван рядом причин: социальная и педагогическая запущенность, педагогическая несостоятельность родителей, низкая мотивация к обучению.

Краткое описание опыта реализации проекта

На 1 этапе  педагогами- психологами О.Е. Кондрушиной, С.И.Сергеевой после изучения методической литературы был разработан проект по работе с девиантными подростками « Карусель». Идея создания проекта была активно поддержана отделом КДН и ЗП. План реализации проекта был определен на 2 года. Педагогами- психологами проведено психолого-педагогическое исследование подростков. Состоящих на учете В КДН и ЗП.. Учитывая индивидуальные психологические особенности девиантных подростков были разработаны практические мероприятия, сделана подборка диагностических методик, психологических техник, сказок, музыки, художественных произведений. Информирование подростков и предоставление помещений  взяли на себя сотрудники КДН и ЗП.

  Проект начал работу в сентябре 2012 г.

В конце первого мероприятия  был проведен  экспресс- опрос

«нужности» данного проекта.  Все собравшиеся единогласно решили, что создание  проекта актуально и необходимо.

Основной акцент в данном направлении деятельности был сделан на привлечении к реализации проекта учащихся 7-9 классов « группы риска», т.к. именно в этом возрасте у подростков происходит формирование личности, переосмысление взглядов.

Мероприятия всегда  имеют ярко выраженный нравственный аспект, позволяющий учащимся высказать свою точку зрения, проанализировать собственную жизненную ситуацию, изменить свое отношение к себе и окружающим.

Опрос участников проекта.

Среди участников проекта педагогами-психологами  был проведен опрос на сферу интересов, жизненных ценностей.

В опросе принимали участие подростки  12-15 лет.

На вопрос   как проводят  свободное время, были получены следующие ответы:

На  вопрос  бывают ли в вашей жизни ситуации, которые кажутся вам безвыходными, были получены следующие варианты ответов:        

Постоянно

Иногда

Практически никогда

Не бывает

0 %

83 %

0 %

17%

На вопрос  в ситуации, которая кажется безвыходной, к кому ты обращаешься, были получены ответы:

К друзьям

К родителям

Сам ищу выход

К педагогам

34%

33%

25%

8%

На  вопрос  знают ли ваши родители, где вы проводите свое свободное время, подростки дали, следующие ответы:

Да

Нет

Не всегда

20%

10%

70%

На вопрос понравились ли тебе занятие, и хотел бы ты их дальше их посещать, были  следующие ответы:

Да, мне понравилось занятие

60%

Нет, занятие мне не понравилось

10%

Не знаю

30%

Да, я хотел бы дальше посещать занятия

90%

Нет, я не хочу посещать занятия

10%

 Приоритеты  в сфере социальных и семейных отношений.

                                                    ( жизненные ценности)

1. Профессиональная карьера -16%      ↔     Хорошая, дружная семья  -78%                    

2. Крепкое здоровье – 69%      ↔   Яркая, насыщенная событиями жизнь- 25%

3. Близкие друзья,                ↔    Интересная доходная работа – 12,5%            

     любимые люди- 78%                        

  1. Приоритетными жизненными ценностями для большинства учащихся являются

хорошая, дружная семья- 78%

      близкие друзья и любимые люди – 78 %;

крепкое здоровье – 69 %;

  1. В сфере социально значимых отношений приоритетными являются такие ценности как  близкие друзья и любимые люди  - 78 %.

                               3. Потребности и способы их удовлетворения.

Учащимся был предложен вопрос :  « Чем можно пожертвовать  ради возможности быстро заработать много денег?»

Предлагаемые варианты ответов: 1- соблюдением закона, 2-здоровьем, 3- личными интересами и хобби, 4- материальным  благополучием других людей. 5- отношением с близкими, 6- спокойствием своей семьи, 7- жизнью других людей.

 Ответы учащихся говорят о том, что ради возможности быстрого обогащения  подростки в первую очередь пожертвуют личными интересами и хобби –84 % ( 27 ч.);

здоровьем- 21% ( 7 ч.);

материальным благополучием других людей- 19 % ( 6 ч.);

соблюдением закона –16  % ( 5 ч.), жизнью других людей- 3% ( 1ч.)  – возможно низкая правовая  безграмотность;

отношениями с близкими людьми- 9 % ( 3 ч).

ВЫВОД:

Исследование подтверждает целесообразность включения групповой формы работы  как подростковый проект «КАРУСЕЛЬ» в систему коррекционной работы для решения актуальных задач по преодолению асоциального поведения детей и подростков.

Основные этапы проекта

Этапы

Содержание

Формы и методы

Результат

 1 этап- Ознакомительный ( сентябрь- ноябрь 2012 г.)


Цель – создать обстановку готовности   ученического коллектива к работе.

1. Создание базы данных.

 2. Знакомство с подростками.

3.Диагностичестический блок.

3.Организационно-методический (создание методической копилки для проведения  психолого-педагогических мероприятий).









 

1.Метод психологическо-го наблюдения, анкета «Жизненные ценности»,  социальная анкета, модифицированная методика «Дорожная карта»).

.

1.Разработка программы.


2 этап – коррекционно-развивающие мероприятия                 ( декабрь 2012- апрель 2014 г)


Цель:

создание психолого-педагогических  условий для формирования позитивного социального поведения

девиантных подростков

через совершенствование механизмов и технологий взаимодействия всех участников образовательного процесса.



1.Разработка технологий по отслеживанию результатов работы проекта.


2.Психолого-педагогические мероприятия.


3. Привлечение к экспериментальной работе родителей обучающихся.



1.Работа проблемной группы.


2.  Тренинг детско-родительских отношений


3. Анкетирование, тестирование.

Внедрение проекта в работу с подростками.

3 этап - активизация эксперимента, 

(апрель- май 2014 г.)

Цель - распространение отработанных технологий, соотношение целей и промежуточных результатов.

1. Обобщение, анализ, систематизация и  распространение опыта работы.


2.Популяризация опыта.













Диагностика и корректировка проектной работы.


1.Повышение уровня успешности детей «группы риска».

2.Повышение уровня понимания подростком своего поведения и мотивации.

3.Повышение мотивации к самореализации, самоопределению, самовоспитанию.

                               Тематическое планирование.

№ п/п

                      Тема занятия.

Содержание работы

1

Вводное .Знакомство. Принятие правил работы.

Практическое занятие с элементами тренинга

2.

« Откровенно говоря…»

Диагностическое занятие

3.

« Дорожная карта»

Практическое занятие с элементами тренинга.

4

« Разный цвет горестных чувств»

Практическое занятие с элементами тренинга с использованием музыкотерапии (Бах, Рушель Браво).

5

« Знаете ли вы закон?»

Практическое занятие Работа с притчей «Бабочка»- видеовоспроизведение.

6

« Формирование ценностного отношения подростков к своему здоровью»

Практическое занятие с элементами тренинга.

Видеоролик.

Презентация                   « 9  факторов ЗОЖ»

7

« Познание»

Работа со сказкой. Использование метафорической сказочной формы для раскрытия,

формирование навыков межличностного восприятия.

8

«Разговор через стекло»

Практическое занятие с элементами тренинга.

Использование музыки для творческого самовыражения.

9

«Я тебя понимаю, и  ты пойми меня»

Практическое занятие на отработку конфликтных ситуаций. Работа с притчей «Коробочка»

10

« Умение жить среди людей»

Занятие в тренинговом режиме. Способствовать осознанию неизбежности подчинения  моральным и правовым нормам в обществе.

11

«Необитаемый остров»

Практическое  занятие на  взаимодействие. Притча «Морские звезды» в музыкальном воспроизведении (Исполнитель С. Копылова)

12

«Свободный человек»

Занятие с элементами библиографии. Марк Твен «Приключение Тома Сойера и Гекельберри Финна»

13

Тренинг детско-родительских отношений          « Мы строим дом»

Тренинг с участием подростков и родителей с использованием арт-терапии по методикиеМ.Дрезниной.

14

«Диагностика отношений к своей деятельности».

Практическое занятие  напрвленое на  выбор видов своей деятельности.

Притча «  О змее»

15

«Мораль и право»

Практическое занятие на нравственное поведение. Рассказ              «Два брата»


16

«Незаконченная  сказка»

Практическое занятие  на отношение к себе и людям.


17

«Я и все, все, все…»

Групповой коллаж

Отработка и закрепление навыков позитивного группового взаимодействия.


 Всего:

17 занятий.

Общие подходы к организации проекта.

- для проведения практических занятий выделяется отдельное помещение (актовый зал);

- перед посещением занятий обязательна вводная беседа и знакомство с участником проекта;

- принимают участие не только школьники, но  родители обучающихся;

- первоначально планируется организовывать 2 занятия в месяц.

- осуществляется связь с современностью;

- проект рассчитан на 2 года, в перспективе – включение данной технологии в учебный процесс, как коррекционно-развивающие мероприятия, позволяющие интегрировать содержание и технологии в структуру школьных  воспитательно-профилактических мероприятий.

Общая структура занятий.

1. Введение в тему.

2. Тренинговая работа.

3. Индивидуальная оценка.

4. Групповое обсуждение.

5. Связь с современностью.

6. Рефлексия.

7. Внешкольные мероприятия по теме, обратная связь.

Порядок вступления.

Участником  проекта является подросток  « группы риска».

     

   Для родителей

Для родителей:  тренинги детско-родительских отношений, консультации. Кроме того, каждый родитель может внести свои предложения, а также активно помогать и участвовать в жизни  проекта.

Порядок проведения занятий

Занятия в  проходят два раз в месяц, начало в 14:00, продолжительность - 2-3 часа; каждое занятие посвящено определенной теме; план мероприятий известен за месяц вперед.

Ресурсное обеспечение

Задача: создать условия эффективного осуществления проекта.

Технические средства: ноутбук, аудио-центр, принтер, цифровая видеокамера,  расходные материалы, слуги Интерне.

Направления деятельности

Подбор используемых  материалов.

1. Бах   «Концерт №7 для фортепиано с оркестром», «Сицилиана».

2 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000.

3. Копылова  С. Песни-притчи «Кисточка в божьих руках», аудиодиск

4. Рушель Браво   Лечебные силы  звука.

5. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. СПб.: Речь, 2005.

6. Марк Твен  «Приключение Тома Сойера и Гекельберри Финна»

7. Михайлина М.Ю. Психологическая помощь  подростку в кризисных ситуациях, Волгоград, 2009.

8. Фалькович Т.А. ,Толстоухова Н.С.,  Высоцская Н.В.  Подростки 21 века. М.,2007.

9.Федосеенко Е.В.  Помощь подростку.  С.Пб.,2009.

10. Интернет – ресурсы.

Направления деятельности

Вовлечение в объединения дополнительного образования

Организация работы по проведению занятий

Создание методической копилки

Сотрудничество с КДН и ЗП, зам.директоров

по ВР СОШ

Просвещение родителей

Администрация МБОУ СОШ  городского округа  г. Выксы

Сотрудничество с родителями