«Как помочь ребенку успешно сдать ЕГЭ (ГИА) без стресса?»
план-конспект занятия по психологии по теме

Свидерская Татьяна Николаевна

 Практическое занятие для родителей направлено на  развитие конструктивного взаимопонимания и взаимодействия в системе «родитель-ребёнок», и на изменение отношения родителей к процедуре и результатам проведения ЕГЭ (ГИА).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_kak_pomoch_rebenku_uspeshno_sdat_ege.doc722 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Краснодарского края

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №1

План-конспект занятия

«Как  помочь  ребенку  

успешно  сдать  ЕГЭ (ГИА)   без стресса?»

Практическое занятие для родителей

Свидерской Татьяны Николаевны

педагога-психолога

г. Апшеронск

2012 год

 «Как  помочь  ребенку  успешно  сдать  ЕГЭ (ГИА)   без стресса?»

Практическое занятие для родителей

«Пессимист видит в каждой возможности трудность,

 а оптимист - в каждой трудности - возможность»  

Уинстон Черчилль      

Цели:

  1. развитие конструктивного взаимопонимания и взаимодействия в системе «родитель-ребёнок»,
  1. изменение отношения родителей к процедуре и результатам проведения ЕГЭ (ГИА).

Задачи:

  1. определение взаимосвязи между тревогой учащихся и их родителей в период подготовки и сдачи ЕГЭ (ГИА),
  1. актуализация эмоционального состояния,
  1. знакомство с приемами саморегуляции, снятия сильного нервного напряжения,
  2. выработка алгоритма защиты от стресса.

Структура занятия:

  1. информационный блок,
  1. выполнение упражнений,
  1. обсуждение после каждого упражнения, отреагирование упражнений на эмоциональном и рациональном уровнях,
  2. завершение занятия, выводы и перспективы.

Используемые методики: психологические игры, упражнения, арт-техники, модифицированные для решения поставленных задач.

Продолжительность занятия: 1,5 часа.

Количество участников: 12-15 человек.

Ход занятия

ЕГЭ и ГИА – это система государственных экзаменов по отдельным предметам. Результаты их одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы, академии, техникумы, колледжи и т.д. При проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и система независимой внешней оценки (в том числе с помощью компьютера), основанная на использовании единой шкалы и критериев оценки. Экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов.

Важнейшие задачи школьника при подготовке и прохождении итоговой аттестации:

  1. самопознание – раскрытие в себе качеств, позволяющих получить максимально хороший результат на экзаменах;
  2. самоактуализация – соотнесение своих жизненных целей, планов, желаний со своими возможностями;
  3. профессиональное самоопределение.

Причины психологических трудностей у выпускников при сдаче ЕГЭ (ГИА):

  1. субъективные особенности восприятия учеником ситуации экзамена,
  1. недостаточность развития самоконтроля,
  1. низкая стрессоустойчивость учащегося,
  1. отсутствие навыков саморегуляции.

Система психологической поддержки учащихся
в условиях подготовки и прохождения итоговой аттестации

1. Организационный момент.

Цели:

  1. познакомить с целями  и задачами занятия-практикума,
  1. настроить на активное взаимодействие
  2. самопрезентация участников

Зависимость эффективности  обучения

от формы работы с материалом:

Определение оптимальных форм работы для занятия-практикума.

2. Разогрев

Цель:

  1. актуализация проблемы психологической готовности учащихся к подготовке и прохождению итоговой аттестации

        Чтение и анализ сочинения одиннадцатиклассницы.

Приложение 1.

        С какими трудностями сталкиваются старшеклассники при подготовке и прохождении итоговой аттестации?

        Как можно научиться справляться с тревогой и страхом?

3. «Кричащие заголовки».  1-я ступень. Коллаж.

Цели:

  1. актуализация эмоционального состояния,
  2. выявление причин повышенного уровня тревожности у родителей

        Предлагаются вырезки заголовков из газет и журналов. Необходимо выбрать из них те, которые были бы для вас ответом на вопросы:

Что такое ЕГЭ (ГИА)?

Что он значит для меня и моего ребенка?

        и сделать из них коллаж.

Приложение 2.

4. Арт-техника «Эмоции и чувства»

Цели:

  1. оперативная помощь при повышенном уровне нервно-психического напряжения,
  2. эмоциональная разрядка.

        Нарисуйте на листе бумаги абстрактный сюжет, отражающий своё эмоциональное состояние, максимально используя всё пространство листа. Старайтесь «выплеснуть» беспокойство и тревогу полностью.

        Далее переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваши эмоции и чувства.

        Затем эмоционально порвите лист на маленькие кусочки и бросьте в урну.

ВСЕ!  Вы избавились от своего напряженного состояния!

Ваше напряжение перешло в рисунок и исчезло!

5. «Кричащие заголовки».  2-я ступень.  Мозговой штурм.

«ИНСАЙТ»

Цели:

  1. определение резервного потенциала учащихся,
  2. установка на успех

        Предлагаются вырезки заголовков из газет и журналов. Необходимо выбрать из них те, которые являются для вас ответом на вопросы:

В чём позитивный потенциал ЕГЭ (ГИА)?

Каковы новые взгляды родителей и новые возможности ребёнка?

        и сделать из них коллаж.

Приложение 3.

6. Упражнение «Синквейн»
Цель:
- подведение итогов эмоциональной саморегуляции.
Группа выбирает одно слово, обозначающее название переживания, вызванного ситуацией подготовки и прохождения итоговой аттестации, чувства, которое мешает.
Необходимо составить синквейн.
                       Стихотворение о переживании.

  1. 1строка - 1 слово - существительное (чувство, переживание)
  2. 2 строка -2 слова – прилагательные (описание чувства)
  3. 3 строка – 3 слова – глаголы (действия, вызванные чувством)
  4. 4строка – 4 слова – предложение (описание чувства, которое возникло в результате действий)
  5. 5строка – 1 слово-существительное (итоговое чувство, может быть как и первое)
  1. Обида!


  1. Сильная, ненужная!


  1. Хожу, соплю, не говорю!


  1. Чувствую нелепость, беспокойство, тупик…


  1. Обида?

Что необходимо изменить для позитивного окончания стихотворения?

(3-ю строку, действие)

7. «Кричащие заголовки». 3-я ступень.  «Чемодан в дорогу»

Цель:

  1. актуализация внутрисемейных ресурсов для организации поддерживающей среды

Группе (семье) необходимо «собрать чемодан в дорогу» для другой семьи. А положить в него надо то, что поможет им в создании благоприятного климата, взаимопонимания и позитивного настроя.

        Для работы предлагаются вырезки заголовков из газет и журналов. Необходимо выбрать из них те, которые отражают ваши выводы, идеи, актуальное отношение к решению проблемы и перспективные стратегии.

Приложение 4.

Древняя мудрость:

«Мы долго учим других тому,

                                       чему должны научиться сами.»

8 Заключение.

Алгоритм защиты от стресса

  1. 1-й шаг. Определите начало вхождения в «зону стресса», актуализируйте своё эмоциональное состояние.
  2. 2-й шаг. Усилием воли остановите свои деструктивные действия.
  3. 3-й шаг. Переведите свою энергию в другие виды деятельности.
  4. 4-й шаг. Позвольте себе каждый день немного времени на занятия, приносящие вам радость.
  5. 5-й шаг. Пересмотрите свои требования к себе и окружающим

«Пессимист  видит в каждой возможности - трудность,

а  оптимист - в каждой трудности  -  возможность»
Уинстон Черчилль

Приложение 1.

Единый Государственный Экзамен.… Как-то жутковато становится, когда слышишь эти три слова. Сразу представляешь себя в чужом классе: сидишь с незнакомыми людьми…, и одна навязчивая мысль не дает тебе покоя – А вдруг провалишь? И что тогда?    
Так рассуждают если не все, то большая часть выпускников. Ведь на этом экзамене и отличник может не показать результата. Конечно же, с приближением этого испытания волнение у выпускников резко возрастает. ЕГЭ - очень сильный стресс, как для детей, так и для учителей, и для родителей.
        Выпускник настраивает себя на то, что успешная сдача экзамена - путевка в жизнь. На сколько сдал - туда и поступишь. А какова психологическая нагрузка на человека, понимающего, что если он не напишет, все его мечты и планы рухнут как карточный домик? С одной стороны, страх побуждает к действию. Значит нужно больше готовиться, чтобы не оплошать. А если рассуждать от обратного? Зачем готовиться, если все равно не получится?  Ведь на экзамене даже многие довольно хорошо подготовленные дети показывают результаты ниже, чем рассчитывали. Основная причина- волнение, паника.
        Для того чтобы такого не было - учителя, психологи и родители должны психологически подготовить ребенка. Важно поговорить с ребенком, на какую оценку он претендует, и помочь ему разработать свою стратегию действий.
Чтобы чего-то достичь в познании, нужно поставить перед собой цель, и добиваться ее. Я, например, амбициозный человек. Я хочу учиться в престижном ВУЗе. Для этого приходиться много заниматься и постоянно быть подверженной стрессовым ситуациям.
Чтобы морально быть готовой к экзаменам я делаю несколько упражнений. В основе их лежит поговорка: «Не так страшен черт, как его малюют».
        Я рисую в уме или на бумаге «мистера экзамена» так, как я его представляю. Например, злым стариком. А потом… я «ставлю свой персонаж в неловкое положение». Например, надеваю на старика розовый чепец, или еще что-нибудь смешное. Постепенно, страх уходит. Главное внушить себе, что все будет хорошо, и «запрограммироваться» на удачу.  
        Можно цитировать известных философов. Найти несколько известных высказываний, написать их на листе бумаги и приклеить на видное место. Немного погодя  замечаешь, что эти фразы оказали свое действие, проникли в твоё сознание.
        Чтобы меньше бояться на экзаменах, нужно выступать  как можно чаще на олимпиадах, в конкурсах, концертах. Это помогает контролировать свой страх, побеждать его.
И самое главное, это стараться быть оптимистом!  
«Пессимист видит в каждой возможности трудность, а оптимист - в каждой трудности - возможность».    Уинстон Черчилль

Приложение 2.

Методика первичного отбора

Правила регистрации

Проблемы межличностных отношений

Трудные темы

Современный стресс

Комплексный подход

Проблемы детей и проблемы родителей

Беда или симптом?

Оценка и использование человеческих ресурсов

Инструмент устойчивого лидерства

Страхи у детей и взрослых

Проблемы поведения

Технологии и стандарты

Теория и практика

Приложение 3

Подготовка к самостоятельной жизни

Встреча с собой

Учимся понимать и ценить различия

Разработка компетенций

Предупреждение «выгорания»

«Пульсация личностного роста»

Новый подход

От диагностики к прогнозу эффективности

Всё может быть иначе

Преодоление

Техника успешных

Прагматичный подход

Мотивация

«Родители и дети – жизнь в согласии»

Развитие ресурса

Чтение между строк

Адаптация

От диагностики к оптимизации обучения, социализации и профессиональному самоопределению

«Как стать успешным?»

От «банальных» проблем к парадоксальным решениям

Карта личной истории…

Психологический потенциал

Создание желаемого будущего

Путь к гармонии и психическому здоровью

Вернуть утраченные мечты

Личностные особенности и проблемы

Распознавание и противостояние

Развитие личной эффективности и успешности

Дети с особенностями поведения и развития

Приложение 4

Тренинг уверенного поведения

Комплексный подход к решению проблем ребенка

Новая стратегия

Деловая психология

Эффективные методы воспитания

Технологии управления

Эффективные коммуникации

Музыка, литература, живопись

Эффективное управление

Психологическое консультирование

Многообразие подходов

Современные технологии

Практика

Позитивный подход

Профилактика

Психологическая помощь

Секреты профессионализма

повышение

сопротивляемости стрессу

через организацию

поддерживающей среды 

в семье учащегося 

развитие навыков 

самоконтроля

 и саморегуляции,

 повышение

стрессоустойчивости 

знакомство 

с особенностями

и процедурой проведения

 ЕГЭ (ГИА)

Выпускник