«Как помочь ребенку успешно сдать ЕГЭ (ГИА) без стресса?»
план-конспект занятия по психологии по теме
Практическое занятие для родителей направлено на развитие конструктивного взаимопонимания и взаимодействия в системе «родитель-ребёнок», и на изменение отношения родителей к процедуре и результатам проведения ЕГЭ (ГИА).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_kak_pomoch_rebenku_uspeshno_sdat_ege.doc | 722 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Краснодарского края
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №1
План-конспект занятия
«Как помочь ребенку
успешно сдать ЕГЭ (ГИА) без стресса?»
Практическое занятие для родителей
Свидерской Татьяны Николаевны
педагога-психолога
г. Апшеронск
2012 год
«Как помочь ребенку успешно сдать ЕГЭ (ГИА) без стресса?»
Практическое занятие для родителей
«Пессимист видит в каждой возможности трудность,
а оптимист - в каждой трудности - возможность»
Уинстон Черчилль
Цели:
- развитие конструктивного взаимопонимания и взаимодействия в системе «родитель-ребёнок»,
- изменение отношения родителей к процедуре и результатам проведения ЕГЭ (ГИА).
Задачи:
- определение взаимосвязи между тревогой учащихся и их родителей в период подготовки и сдачи ЕГЭ (ГИА),
- актуализация эмоционального состояния,
- знакомство с приемами саморегуляции, снятия сильного нервного напряжения,
- выработка алгоритма защиты от стресса.
Структура занятия:
- информационный блок,
- выполнение упражнений,
- обсуждение после каждого упражнения, отреагирование упражнений на эмоциональном и рациональном уровнях,
- завершение занятия, выводы и перспективы.
Используемые методики: психологические игры, упражнения, арт-техники, модифицированные для решения поставленных задач.
Продолжительность занятия: 1,5 часа.
Количество участников: 12-15 человек.
Ход занятия
ЕГЭ и ГИА – это система государственных экзаменов по отдельным предметам. Результаты их одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы, академии, техникумы, колледжи и т.д. При проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и система независимой внешней оценки (в том числе с помощью компьютера), основанная на использовании единой шкалы и критериев оценки. Экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов.
Важнейшие задачи школьника при подготовке и прохождении итоговой аттестации:
- самопознание – раскрытие в себе качеств, позволяющих получить максимально хороший результат на экзаменах;
- самоактуализация – соотнесение своих жизненных целей, планов, желаний со своими возможностями;
- профессиональное самоопределение.
Причины психологических трудностей у выпускников при сдаче ЕГЭ (ГИА):
- субъективные особенности восприятия учеником ситуации экзамена,
- недостаточность развития самоконтроля,
- низкая стрессоустойчивость учащегося,
- отсутствие навыков саморегуляции.
Система психологической поддержки учащихся
в условиях подготовки и прохождения итоговой аттестации
1. Организационный момент.
Цели:
- познакомить с целями и задачами занятия-практикума,
- настроить на активное взаимодействие
- самопрезентация участников
Зависимость эффективности обучения
от формы работы с материалом:
Определение оптимальных форм работы для занятия-практикума.
2. Разогрев
Цель:
- актуализация проблемы психологической готовности учащихся к подготовке и прохождению итоговой аттестации
Чтение и анализ сочинения одиннадцатиклассницы.
Приложение 1.
С какими трудностями сталкиваются старшеклассники при подготовке и прохождении итоговой аттестации?
Как можно научиться справляться с тревогой и страхом?
3. «Кричащие заголовки». 1-я ступень. Коллаж.
Цели:
- актуализация эмоционального состояния,
- выявление причин повышенного уровня тревожности у родителей
Предлагаются вырезки заголовков из газет и журналов. Необходимо выбрать из них те, которые были бы для вас ответом на вопросы:
Что такое ЕГЭ (ГИА)?
Что он значит для меня и моего ребенка?
и сделать из них коллаж.
Приложение 2.
4. Арт-техника «Эмоции и чувства»
Цели:
- оперативная помощь при повышенном уровне нервно-психического напряжения,
- эмоциональная разрядка.
Нарисуйте на листе бумаги абстрактный сюжет, отражающий своё эмоциональное состояние, максимально используя всё пространство листа. Старайтесь «выплеснуть» беспокойство и тревогу полностью.
Далее переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваши эмоции и чувства.
Затем эмоционально порвите лист на маленькие кусочки и бросьте в урну.
ВСЕ! Вы избавились от своего напряженного состояния!
Ваше напряжение перешло в рисунок и исчезло!
5. «Кричащие заголовки». 2-я ступень. Мозговой штурм.
«ИНСАЙТ»
Цели:
- определение резервного потенциала учащихся,
- установка на успех
Предлагаются вырезки заголовков из газет и журналов. Необходимо выбрать из них те, которые являются для вас ответом на вопросы:
В чём позитивный потенциал ЕГЭ (ГИА)?
Каковы новые взгляды родителей и новые возможности ребёнка?
и сделать из них коллаж.
Приложение 3.
6. Упражнение «Синквейн»
Цель:
- подведение итогов эмоциональной саморегуляции.
Группа выбирает одно слово, обозначающее название переживания, вызванного ситуацией подготовки и прохождения итоговой аттестации, чувства, которое мешает.
Необходимо составить синквейн.
Стихотворение о переживании.
|
|
Что необходимо изменить для позитивного окончания стихотворения?
(3-ю строку, действие)
7. «Кричащие заголовки». 3-я ступень. «Чемодан в дорогу»
Цель:
- актуализация внутрисемейных ресурсов для организации поддерживающей среды
Группе (семье) необходимо «собрать чемодан в дорогу» для другой семьи. А положить в него надо то, что поможет им в создании благоприятного климата, взаимопонимания и позитивного настроя.
Для работы предлагаются вырезки заголовков из газет и журналов. Необходимо выбрать из них те, которые отражают ваши выводы, идеи, актуальное отношение к решению проблемы и перспективные стратегии.
Приложение 4.
Древняя мудрость:
«Мы долго учим других тому,
чему должны научиться сами.»
8 Заключение.
Алгоритм защиты от стресса
- 1-й шаг. Определите начало вхождения в «зону стресса», актуализируйте своё эмоциональное состояние.
- 2-й шаг. Усилием воли остановите свои деструктивные действия.
- 3-й шаг. Переведите свою энергию в другие виды деятельности.
- 4-й шаг. Позвольте себе каждый день немного времени на занятия, приносящие вам радость.
- 5-й шаг. Пересмотрите свои требования к себе и окружающим
«Пессимист видит в каждой возможности - трудность,
а оптимист - в каждой трудности - возможность»
Уинстон Черчилль
Приложение 1.
Единый Государственный Экзамен.… Как-то жутковато становится, когда слышишь эти три слова. Сразу представляешь себя в чужом классе: сидишь с незнакомыми людьми…, и одна навязчивая мысль не дает тебе покоя – А вдруг провалишь? И что тогда?
Так рассуждают если не все, то большая часть выпускников. Ведь на этом экзамене и отличник может не показать результата. Конечно же, с приближением этого испытания волнение у выпускников резко возрастает. ЕГЭ - очень сильный стресс, как для детей, так и для учителей, и для родителей.
Выпускник настраивает себя на то, что успешная сдача экзамена - путевка в жизнь. На сколько сдал - туда и поступишь. А какова психологическая нагрузка на человека, понимающего, что если он не напишет, все его мечты и планы рухнут как карточный домик? С одной стороны, страх побуждает к действию. Значит нужно больше готовиться, чтобы не оплошать. А если рассуждать от обратного? Зачем готовиться, если все равно не получится? Ведь на экзамене даже многие довольно хорошо подготовленные дети показывают результаты ниже, чем рассчитывали. Основная причина- волнение, паника.
Для того чтобы такого не было - учителя, психологи и родители должны психологически подготовить ребенка. Важно поговорить с ребенком, на какую оценку он претендует, и помочь ему разработать свою стратегию действий.
Чтобы чего-то достичь в познании, нужно поставить перед собой цель, и добиваться ее. Я, например, амбициозный человек. Я хочу учиться в престижном ВУЗе. Для этого приходиться много заниматься и постоянно быть подверженной стрессовым ситуациям.
Чтобы морально быть готовой к экзаменам я делаю несколько упражнений. В основе их лежит поговорка: «Не так страшен черт, как его малюют».
Я рисую в уме или на бумаге «мистера экзамена» так, как я его представляю. Например, злым стариком. А потом… я «ставлю свой персонаж в неловкое положение». Например, надеваю на старика розовый чепец, или еще что-нибудь смешное. Постепенно, страх уходит. Главное внушить себе, что все будет хорошо, и «запрограммироваться» на удачу.
Можно цитировать известных философов. Найти несколько известных высказываний, написать их на листе бумаги и приклеить на видное место. Немного погодя замечаешь, что эти фразы оказали свое действие, проникли в твоё сознание.
Чтобы меньше бояться на экзаменах, нужно выступать как можно чаще на олимпиадах, в конкурсах, концертах. Это помогает контролировать свой страх, побеждать его.
И самое главное, это стараться быть оптимистом!
«Пессимист видит в каждой возможности трудность, а оптимист - в каждой трудности - возможность». Уинстон Черчилль
Приложение 2.
Методика первичного отбора |
Правила регистрации |
Проблемы межличностных отношений |
Трудные темы |
Современный стресс |
Комплексный подход |
Проблемы детей и проблемы родителей |
Беда или симптом? |
Оценка и использование человеческих ресурсов |
Инструмент устойчивого лидерства |
Страхи у детей и взрослых |
Проблемы поведения |
Технологии и стандарты |
Теория и практика |
Приложение 3
Подготовка к самостоятельной жизни |
Встреча с собой |
Учимся понимать и ценить различия |
Разработка компетенций |
Предупреждение «выгорания» |
«Пульсация личностного роста» |
Новый подход |
От диагностики к прогнозу эффективности |
Всё может быть иначе |
Преодоление |
Техника успешных |
Прагматичный подход |
Мотивация |
«Родители и дети – жизнь в согласии» |
Развитие ресурса |
Чтение между строк |
Адаптация |
От диагностики к оптимизации обучения, социализации и профессиональному самоопределению |
«Как стать успешным?» |
От «банальных» проблем к парадоксальным решениям |
Карта личной истории… |
Психологический потенциал |
Создание желаемого будущего |
Путь к гармонии и психическому здоровью |
Вернуть утраченные мечты |
Личностные особенности и проблемы |
Распознавание и противостояние |
Развитие личной эффективности и успешности |
Дети с особенностями поведения и развития |
Приложение 4
Тренинг уверенного поведения |
Комплексный подход к решению проблем ребенка |
Новая стратегия |
Деловая психология |
Эффективные методы воспитания |
Технологии управления |
Эффективные коммуникации |
Музыка, литература, живопись |
Эффективное управление |
Психологическое консультирование |
Многообразие подходов |
Современные технологии |
Практика |
Позитивный подход |
Профилактика |
Психологическая помощь |
Секреты профессионализма |
повышение
сопротивляемости стрессу
через организацию
поддерживающей среды
в семье учащегося
развитие навыков
самоконтроля
и саморегуляции,
повышение
стрессоустойчивости
знакомство
с особенностями
и процедурой проведения
ЕГЭ (ГИА)
Выпускник