Система мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся.
методическая разработка (психология) по теме

Программа составлена на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе.

Краткая аннотация: программа составлена на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

        В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

  1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
  2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
  3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
  4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
  5. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
  6. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Объекты мониторинга:

  1. Универсальные учебные действия младших школьников;
  2. Психолого- педагогические условия обучения;
  3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе.

Условия реализации программы мониторинга  банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.

Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

  1. соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;
  2. соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям;
  3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Методы сбора информации:

  1. административные контрольные работы;
  2. участие в мониторинге МЦКО;
  3. участие в независимой экспертизе 4-х классов (МЦКО);
  4. анкетирование;
  5. тестирование;
  6. наблюдение;
  7. беседа.

Методики  для проведения мониторинга

  1. «Лесенка» (1- 4 класс).
  2. Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
  3. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева)

                                                                                                                 ( 3 -  4 класс.)

  1.  «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
  2. «Незаконченные предложения» (3-4 класс).
  3. «Рисование по точкам (1 класс)
  4. Корректурная проба (2- 4 класс)
  5.  «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).
  6. Выделение существенных признаков (2 класс).
  7. Логические закономерности (3 класс).
  8. Исследование словесно- логического мышления (4 класс).
  9. Узор под диктовку.
  10. «Рукавички».
  11. «Левая и правая стороны»
  12. «Совместная  сортировка»
  13. «Дорога к дому»
  14. «Кто прав?».

Циклограмма мероприятий

УУД

Характерис-тика УУД

Инструментарий

Методы

Периодич-ность проведения

Сроки проведения

1

Самопознание и самоопределение

Самооценка

Тест на определение самооценки «Лесенка»

тестирование

1 раз в год

Март- апрель

3

Смысло-образование

Мотивация

  1. Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации

Приложение

  1. Опросник мотивации

тестирование

1 раз в год

Март- апрель

4

Нравственно-этическая ориентация

  1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
  2. Методика «Незаконченные предложения»

анкетирование

1 раз в год

Март- апрель

5

Регулятивные УУД

контроль

  1. Рисование по точкам
  2. Корректурная проба

тестирование

1 раз в год

февраль- апрель

6

Познавательные УУД

Логические УУД

  1. Сравни картинки
  2. Выделение существенных признаков
  3. Логические закономерности
  4. Исследование словесно-логического мышления

тестирование

1 раз в год

февраль- апрель

7

Коммуниникативные УУД

  1. «Рукавички»
  2. «Левая и правая сторона»
  3. «Узор под диктовку»
  4. «Совместная сортировка»
  5. «Дорога к дому»
  6. «Кто прав?»

Тестирование


Беседа


Тестирование


Тестирование

тестирование

беседа

1 раз в год

февраль- апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего огбразования.

В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД  на ступени основного общего образования....

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе

Программа  мониторинга уровня    сформированности универсальных учебных действий в основной школе. Диагностический инструментарий....

План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы

Подробный план реализации программы мониторинга уровня сформированности УУД учащихся основной школы...

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования...

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования...

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования

Программа составлена на основе методического пособия  Серякина А.В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО». ...

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе

Краткая аннотация: программа составлена на основе методического пособия  Серякина А.В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе н...