Программа элективного курса психологического практикума "Основы саморегуляции деятельности"
рабочая программа по психологии (9 класс) по теме

Комлева Ольга Геннадьевна

Предлагаемая программа психологического практикума составлена на основе рекомендаций по проектированию учебного курса (Г.Б. Скок, Н.И. Лыгина и др.) и с учетом современных требований социально-экономического развития общества к будущему специалисту (любого профиля). 

Стратегическая (главная) цель предлагаемого курса состоит в овладении учащимся необходимыми знаниями и умениями по самоорганизации, саморегуляции собственной деятельности, развитии возможностей повышения своего интеллектуального потенциала для наиболее эффективного взаимодействия, мобильности и социальной адаптации в изменяющемся современном обществе.

Практикум по самоорганизации предлагается как дополнительный курс к учебному базовому плану. Курс может проводиться в разном объеме: от 36 до 72 часов аудиторных занятий, но в таком случае он будет преследовать разные цели. В объеме 36 часов – это будет ознакомительный курс. При объеме же 72 часа могут достигаться цели приобретения учащимися соответствующих умений и навыков.

В структуру курса входят 6 модулей:

1. Общие осоновы саморегуляции деятельности.

2. Основы информационной культуры.

3. Сознание размышляет, бессознательное управляет.

4. Саморегуляция эмоциональной сферы.

5. Тренировка и совершенствование познавательных процессов.

6. Образ жизни - мечты и цели.

Психологический практикум имеет прикладную направленность, содержит конкретные рекомендации и включает много упражнений по самосовершенствованию.

         Учитывая прикладную направленность данного практикума, изучение каждого модуля целесообразно строить в соответствии с особенностями практического сознания человека. Учащиеся должны найти взаимосвязанные ответы на четыре вопроса:

-Зачем, ради чего необходимо освоение данной темы, или какие возможности открываются при ее практическом изучении?

-Какие психологические механизмы лежат в основе аспекта самоорганизации?

-Что конкретно надо делать, осваивая и реализуя данный аспект самоорганизации, или каковы программы действий по самоорганизации?

-Что мне мешает овладеть этим аспектом самоорганизации, или какие у меня существуют личные психологические трудности?

         Эти четыре вопроса соответствуют четырем аспектам практического сознания, которые функционируют в единстве – система ценностей, система оперативных знаний, система программ действий и самосознание.

         Программа отмечена Дипломом III степнни по результатам Республиканского конкурса элективных курсов ИПК и ПРО Удмуртской Республики (Ижевск, 2012 г.). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Бюджетное образовательное учреждение Удмуртской Республики

среднего профессионального образования

Удмуртской Республики

«Ижевский торгово-экономический техникум»

 

ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ПРАКТИКУМА

«ОСНОВЫ  САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

для учащихся 9 - 11 классов

Ижевск, 2013.

Автор - составитель: Комлева О.Г. – к.п.н., психолог, преподаватель психологии высшей квалификационной категории  БОУ СПО УР «Ижевский торгово-экономический техникум»

                                     

Рецензенты: Бочкарева Л.Л. Почетный работник СПО РФ, заместитель директора по производственной практике, преподаватель психологии высшей квалификационной категории БОУ СПО УР «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»;

Глазкова Т.Н. заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 42 г. Ижевска УР.

Пояснительная записка

Главной целью организации предпрофильных и профильных классов в общеобразовательной школе является формирование у учащихся способности выбрать сферу профессиональной деятельности, т.к. правильный выбор профессии – это залог успеха в жизни. Школьные годы – основной этап формирования интереса к осознанному труду, поэтому оказание помощи учащимся в выборе профессии должно занимать одно из ведущих мест в образовательном процессе. Но необходимо отметить, что в любом виде профессиональной деятельности к специалисту со стороны работодателя предъявляются определенные требования как к личности, которыми он должен обладать. Это в первую очередь высокий уровень развития интеллекта, целеустремленность и умение организовывать и регулировать собственную деятельность.

Предлагаемая программа психологического практикума составлена на основе новых рекомендаций по проектированию учебного курса (Г.Б. Скок, Н.И. Лыгина и др.) и с учетом современных требований социально-экономического развития общества к будущему специалисту.

Данные требования включают в себя:

  1. инициативность (динамизм и творчество, самостоятельность мышления и действия);
  2. умение сотрудничать (конструктивное и целенаправленное взаимодействие с другими);
  3. умение работать в коллективе (групповые формы деятельности вместо соперничества);
  4. взаимное обучение (умение учиться у других и учить других);
  5. владеть оценочными действиями (рефлексия деятельности);
  6. коммуникативность (владение вербальной и невербальной коммуникацией; умение слушать; читать и правильно интерпретировать смысл полученной информации);
  7. умение логически мыслить (избегать механического заучивания и запоминания);
  8. умение решать проблемы и принимать решения (нестандартность мышления);
  9. умение получать и использовать информацию (информационная культура);
  10. умение прогнозировать и планировать собственную деятельность (саморегуляция);
  11. умение учиться (владеть когнитивными умениями и навыками, способствующими приобретению новых знаний и умений)

        Данные требования могут быть рассмотрены как индивидуальные и как социальные качества личности. И коль эти качества определены, они должны формироваться и развиваться у учащихся уже в процессе обучения в общеобразовательной школе.

        Стратегическая (главная) цель предлагаемого курса состоит в овладении учащимся необходимыми знаниями и умениями по самоорганизации, саморегуляции собственной деятельности, развитии возможностей повышения своего интеллектуального потенциала для наиболее эффективного взаимодействия, мобильности и социальной адаптации в изменяющемся современном обществе.

        Психологический практикум имеет прикладную направленность, содержит конкретные рекомендации и включает много упражнений по самосовершенствованию.

        Учитывая прикладную направленность данного практикума, изучение каждого модуля целесообразно строить в соответствии с особенностями практического сознания человека. Учащиеся должны найти взаимосвязанные ответы на четыре вопроса:

-Зачем, ради чего необходимо освоение данной темы, или какие возможности открываются при ее практическом изучении?

-Какие психологические механизмы лежат в основе аспекта самоорганизации?

-Что конкретно надо делать, осваивая и реализуя данный аспект самоорганизации, или каковы программы действий по самоорганизации?

-Что мне мешает овладеть этим аспектом самоорганизации, или какие у меня существуют личные психологические трудности?

        Эти четыре вопроса соответствуют четырем аспектам практического сознания, которые функционируют в единстве – система ценностей, система оперативных знаний, система программ действий и самосознание.

        Для формирования познавательной мотивации целесообразно проводить групповые дискуссии, на которых приводить конкретные факты, примеры и аргументы необходимости умений и навыков самоорганизации деятельности в будущей профессиональной деятельности. Знания о психологических механизмах тех или иных аспектов самоорганизации учащиеся получат из объяснений преподавателя и самостоятельного знакомства с рекомендуемой литературой. Освоить программы действий помогут разнообразные алгоритмы, упражнения и игры. Самосознание может быть расширено за счет проведения диагностических и самодиагностических процедур.

        Темы, предложенные в модулях программы, не предполагают строгой последовательности в их прохождении, допускаются вариации. Более того, занятия могут часто носить комплексный характер, включая упражнения и игры из разных тем. На первых занятиях целесообразно познакомить учащихся с некоторыми методами саморегуляции, методами тренировки памяти, первыми уроками быстрого чтения и обработки полученной информации. Эти темы обладают наибольшими мотивирующими воздействиями, и будут способствовать активному включению обучающихся в практическую деятельность. В то же время вопросы общих основ совершенствования и тренировки познавательных процессов, образа жизни лучше включать в занятия несколько позже, поскольку их значение осознается труднее. Существенным условием эффективности занятий является регулярность в освоении тренировочных упражнений, что должно обеспечить развивающий эффект.

        Данный практикум может быть предложен учащимся любого профильного класса, т.к. самопознание, саморазвитие и самовоспитание одна из важнейших задач гуманистической школы.

        Практикум по самоорганизации предлагается как дополнительный курс к учебному базовому плану. Курс может проводиться в разном объеме: от 36 до 72 часов аудиторных занятий, но в таком случае он будет преследовать разные цели. В объеме 36 часов – это будет ознакомительный курс. При объеме же 72 часа могут достигаться цели приобретения учащимися соответствующих умений и навыков.

        В то же время практикум предполагает регулярные самостоятельные тренировки учащихся с целью закрепления умений, полученных на аудиторных занятиях и формирования навыков.

        Практические занятия целесообразно строить на текущем материале других общеобразовательных предметов с тем, чтобы они помогали решению реальных повседневных задач учебно-познавательной деятельности.

        Комплексный характер программы создает определенные трудности в организации учебных занятий, но наибольшую ценность представляет именно комплексное самосовершенствование учащегося по всем направлениям программы.

        Курс обеспечен необходимым методическим материалом, в частности методиками диагностики познавательных процессов, упражнениями и играми на развитие психических процессов, алгоритмами действий, аудиозаписями по релаксации и др.

В данной программе не предусмотрены образцы контролирующих материалов, т.к. оценка достижений обучающихся предполагает самоанализ через рефлексию учащихся и диагностику уровня сформированности умений самоорганизации деятельности до и после изучения курса (см. приложение).

Тактические цели курса (результат)

№ цели

Содержание

После освоения курса учащийся будет

иметь представление:

1

о структуре человеческой деятельности;

2

о роли сознания в общении и деятельности человека;

3

об информационной культуре человека;

4

о позициях общения и взаимодействия;

5

об особенностях эмоциональной сферы личности;

6

об основных психических (познавательных) процессах;

7

о механизмах психологической защиты;

8

о самоуважении и самооценке личности;

Знать:

9

цели, пути и методы самосовершенствования;

10

роль волевых качеств личности в самоорганизации деятельности;

11

свою ведущую репрезентативную систему восприятия информации;

12

разнообразные виды и алгоритмы чтения;

13

правила эффективного слушания;

14

вербальные и невербальные средства общения;

15

виды астенических психических состояний;

16

приемы и способа развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления);

17

значение физической и психической активности в жизни и деятельности человека;

18

способы поднятия самооценки.

Уметь:

19

планировать элементы собственной учебно-познавательной деятельности;

20

использовать способы развития быстрого чтения;

21

подбирать и использовать упражнения для саморегуляции психических состояний;

22

подбирать и использовать упражнения для развития познавательных процессов;

23

использовать упражнения для поднятия самооценки.

Иметь навыки:

24

пользоваться методиками самодиагностики;

25

пользоваться методами регуляции эмоциональной сферы;

26

пользоваться приемами развития познавательных процессов;

27

саморегуляции деятельности;

28

работы с литературными источниками.

Структура курса психологического практикума

Примерное распределение часов по модулям

Название модуля

Кол-во

теорет. часов

Кол-во

практ.

часов

Самост-ая

работа

(в часах)

1

Общие основы самоорганизации деятельности.

2 (4)

3 (6)

2 (4)

2

Основы информационной культуры.

2 (4)

4 (8)

2 (4)

3

Сознание размышляет, бессознательное управляет.

2 (4)

3 (6)

2 (4)

4

Саморегуляция эмоциональной сферы.

2 (4)

4 (8)

2 (4)

5

Тренировка и совершенствование познавательных процессов.

4 (8)

6 (12)

2 (4)

6

Образ жизни - мечты и цели.

2 (4)

2 (4)

2 (4)

Общее кол-во часов: 36 (72) + 12 (24) сам.раб.

14 (28)

22 (44)

12 (24)


В скобках указано количество часов, если курс рассчитывается на 72 часа.

Содержание курса и учебная деятельность учащихся

№ цели

Содержание (основные понятия)

Учебная деятельность

Модуль 1. Общие основы саморегуляции деятельности

1,2,9,19,27

Самоорганизация, ее роль в деятельности. Диагностика самоорганизации деятельности. Мотивационный и операционный компонент самоорганизации. Цели, пути и методы самосовершенствования.

  1. Анализируют роль самоорганизации деятельности с целью построения собственной траектории развития.
  2. Определяют уровень развития самоорганизации деятельности.
  3. Обсуждают цели, пути и методы самосовершенствования.

1,2,9,10,19,24,

27

Организация деятельности. Постановка цели. Планирование деятельности, его принципы и приемы. Мотивационное обеспечение деятельности: мотивационные установки и возможности самоуправления мотивацией. Принятие решения. Исполнение. Самоконтроль. Коррекция.

Волевые качества личности и их роль в самоорганизации деятельности.

  1. Анализируют организацию собственной учебной деятельности.
  2. Определяют ведущие мотивы своего учения и познания.
  3. Обсуждают роль волевых качеств личности в самоорганизации деятельности.
  4. Выявляют собственный уровень развития волевых качеств.

1,2,9,10,19,24,

27,28

Самоанализ успехов и неудач в выполнении намеченного в самоорганизации деятельности. Позитивная установка самосовершенствования. Приемы и способы самосовершенствования.

  1. Проводят самоанализ успехов и неудач в учебной деятельности.
  2. Обсуждают роль позитивной установки в успешности деятельности.

Модуль 2. Основы информационной культуры

2,3,6,9,11,22,

24,27

Понятие информационной культуры. Восприятие информации. Диагностика зрительного восприятия, восприятия времени, восприятия речи, слухового восприятия. Определение ведущей репрезентативной системы восприятия информации.

  1. Анализируют свою информационную культуру.
  2. Выявляют уровень развития восприятия.
  3. Определяют свою ведущую репрезентативную систему.

3,9,12,16,20,

22,24,26,28

Чтение: поисково – просмотровое, ознакомительное, изучающее. Определение быстроты чтения и уровня информационной коммуникации через чтение. Психологические основы быстроты чтения и методика занятий по развитию быстроты чтения. Семь золотых правил быстрого чтения.

Интегральный алгоритм чтения – целенаправленный поиск необходимой информации. Дифференциальный алгоритм чтения: ключевые слова, смысловые цепи, структурирование. Целенаправленная работа с книгой, справочником, периодикой.

  1. Определяют уровень развития быстроты чтения.
  2. Знакомятся с методиками занятий по развитию быстроты чтения.
  3. Обсуждают и разрабатывают правила быстроты чтения.
  4. Готовят свой материал по развитию быстроты чтения и расширения поля чтения (числовая пирамида, таблицы Шульте и др.).
  5. Работают с алгоритмами по работе с книгой, справочником, периодикой.
  6. Находят ключевые слова в предложенном тексте.
  7. Определяют смысловые цели прочитанного текста.
  8. Составляют структурно-логические схемы прочитанного.

1,2,3,6,11,13,

16,22,26,27,28

Продуктивное и непродуктивное слушание. Правила эффективного слушания. Кодирование информации при записи. Индивидуальная информационная система.

  1. Анализируют собственное слушание информации.
  2. Определяют причины непродуктивного слушания.
  3. Обсуждают и разрабатывают правила продуктивного слушания.
  4. Разрабатывают символическое кодирование информации.
  5. Обсуждают способы организации собственной информационной системы.

Модуль 3. Сознание размышляет, бессознательное управляет

1,2,4,10,14,27

Сознание и бессознательное. Проявление бессознательного в деятельности и общении человека. Случайность или закономерность, мотивов действий и поступков. Роль сознания в общении и деятельности человека.

  1. Анализируют собственные действия и поступки.
  2. Определяют побуждающие мотивы действий и поступков человека.
  3. Обсуждают регулирующую роль сознания в действиях и поступках человека

1,2,4,9,10,13,

14,24,27

Что мы говорим на самом деле, когда – говорим. Язык тела и жестов. Открытые и закрытые позиции, динамические позиции, парные взаимодействия.

  1. Обсуждают соответствие вербальных и невербальных средств общения в процессе взаимодействия людей.
  2. Учатся «читать» язык тела и жестов.
  3. Отрабатывают закрытие и открытые позиции в общении.
  4. Проигрывают парное взаимодействие.

Модуль 4. Саморегуляция эмоциональной сферы

2,5,7,9,15,21,24,

25,27

Психические состояния и их роль в жизнедеятельности человека. Стресс. Отдаленные последствия стресса. Кризис. Преодоление кризиса. Тревожность. Как избавиться от тревожности. Депрессия. Как справиться с депрессией.

  1. Выявляют собственное  психическое состояние.
  2. Обсуждают возможные причины возникновения негативных психических состояний и их влияние на деятельность.
  3. Разрабатывают способы и приемы позитивного выхода из негативных эмоциональных состояний.

2,5,7,9,15,21,24,

25,27,28

Методы регуляции психических состояний: релаксация, физические и психическая активность, упражнения на визуализацию, дыхательные упражнения, самомассаж, самовнушение, медитация, самоубеждение. Аутотренинг, его основы. Способы использования аутотренинга в повседневной жизни.

Диагностика и самоконтроль состояний.

  1. Знакомятся с методами регуляции психических состояний.
  2. Составляют пример аутотренинга.
  3. Подбирают из предложенных методов приемлемые для себя.
  4. Тренинг на снятие астенических состояний.

Модуль 5. Тренировка и совершенствование познавательных процессов

2,6,9,10,11,16,

19,22,24,26,27

Внимание и его роль в самоорганизации и саморегуляции деятельности. Диагностика индивидуальных особенностей внимания.

Произвольное и послепроизвольное внимание – основа самоорганизации и саморегуляции.

Побуждающая и поддерживающая функция внимания. Рефлексия. Регуляция уровня внимания. Развитие внимания.

  1. Выявляют уровень развития внимания и индивидуальные особенности.
  2. Обсуждают роль внимания в учебной  и других видах деятельности.
  3. Анализируют приемы и способов совершенствования внимания.
  4. Отбирают приемы и способы развития внимания из предложенных.

2,3,6,9,10,11,16,

19,22,24,26,27

Память и ее роль в повышении интеллектуального потенциала личности. Диагностика индивидуальных особенностей памяти. Учет индивидуальных особенностей памяти в самоорганизации и саморегуляции деятельности.

Процессы памяти и управление ими. Условия успешного запоминания и их создание.  Мнемотехника.

Тренинговые игры в развитии памяти. Сжатие информации. Запоминание лиц и имен, ассоциативное запоминание информации. Рациональная организация повторения. Самоконтроль.

  1. Выявляют уровень развития памяти и индивидуальные особенности.
  2. Обсуждают роль памяти в учебной  и других видах деятельности.
  3. Анализируют условия успешного запоминания.
  4. Отбирают приемы и способы развития внимания из предложенных.
  5. Участвуют в тренинговых играх по развитию памяти.
  6. Учатся сжимать полученную информацию по предложенному алгоритму действий.
  7. Составляют план рациональной организации повторения.

1,2,3,6,9,10,11,

16,19,22,24,26,

27,28

Мышление и его роль в повышении интеллектуального потенциала личности. Диагностика индивидуальных качеств мышления. Стиль мышления.

Анализ и синтез. Выделение сходства и различия. Абстрагирование и поиск многообразия. Обобщение и конкретизация.

Индивидуальные особенности мышления и  их учет в саморегуляции деятельности.

  1. Обсуждают роль мышления в учебной  и других видах деятельности.
  2. Делают сравнительный анализ мышления человека и интеллектуального поведения животных.
  3. Выявляют индивидуальные качества мышления.
  4. Анализируют приемы и способов совершенствования мышления.
  5. Отбирают приемы и способы развития мыслительной деятельности.

Модуль 6. Образ жизни – мечты и цели

2,4,5,7,9,15,21,

25,27

Здоровый образ жизни: мотивация и практические основы. Психологическое сопротивление и защита: отрицание, обратное чувство, подавление, рационализация, расщепление, проекция и другие.

  1. Анализируют собственный образ жизни.
  2. Рассматривают средства психологической защиты.
  3. Обсуждают продуктивные средства психологической защиты.

1,2,4,5,7,9,15,

17,19,21,25,27

Физическая и психическая активность, ее роль в жизни и деятельности человека. Движения и упражнения в повседневной жизни.

  1. Анализируют свой режим дня.
  2. Обсуждают роль физической активности в интеллектуальной деятельности человека.
  3. Составляют собственных недельный режим.

1,2,3,6,9,17,19,

24,27

Мечты и цели в жизни человека. Целенаправленность личности в достижении своей мечты. Мой выбор профессии. Соотнесенность своих возможностей и способностей с выбором профессиональной деятельности.

  1. Обсуждают реальность и нереальность мечты человека.
  2. Планируют собственные дольные и ближние цели.
  3. Самоанализ «Профессия моей мечты».
  4. Выявление склонностей к профессиональной деятельности.

2,8,9,17,18,23,

24,25,27,28

Самооценка и самоуважение. Диагностика самооценки. Способы поднятия самооценки. Самооценка и достижение жизненных целей. Рефлексия и ее роль в развитии личности.

  1. Определяют уровень самооценки.
  2. Обсуждают понятие - «чувство собственного достоинства».
  3. Знакомятся с упражнениями по коррекции самооценки.
  4. Рефлексия «Что мне дало изучение данного курса?»

Самостоятельная работа учащихся к модулям курса

№ модуля

Название модуля

Содержание самостоятельной работы

Кол-во часов

1

Общие основы самоорганизации деятельности.

1.Выделить специфические особенности трудовой деятельности человека в разных профессиях.

2.Ответить на вопрос:

 -Как Вы понимаете следующие высказывания?

  1. «Образование – клад; труд – ключ к нему» (П. Бауст).
  2. «Я – творец мира, и это самое главное во мне. Во все, что я делаю, я вкладываю сознание, что я торец мира» (Д. Хармс).
  3. «Всего невыносимей для человека покой, не нарушаемый ни страстями, ни делами, ни развлечениями, ни занятиями. Тогда он чувствует свою ничтожность, заброшенность, несовершенство, зависимость, бессилие, пустоту» (Б. Паскаль).

2

2

Основы информационной культуры.

1.Разработать индивидуальную программу по совершенствованию  своей информационной культуры.

2.Составить структурно-логические схемы по одной из пройденных тем на уроках истории, географии, литературы и др.

2

3

Сознание размышляет, бессознательное управляет.

Выдвинуть собственную гипотезу (на выбор):

-Сверхсознание человека.

-Познание окружающей действительности.

-Управление человеческим мозгом.

-Создание сверхчеловека.

2

4

Саморегуляция эмоциональной сферы.

1. Создание словесных продуктов творчества (стихотворений) на темы (по выбору учащихся):

-Бывают в жизни минуты … .

-Есть целый мир в душе моей … .

-Не позволяй душе лениться … .

2. Подобрать литературные произведения, где автор показывает выражение эмоциональных состояний человека.

2

5

Тренировка и совершенствование познавательных процессов.

Доказать или опровергнуть высказывание:

-Внимание человека – это «окно» в мир.

-«Воспитание» памяти – это, прежде всего, воспитание личности.

-Кто ясно мыслит, тот ясно говорит.

-Человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы одинаково качественно.

2

6

Образ жизни - мечты и цели.

Сочинение – рассуждение на темы (по выбору учащихся):

«Мой внутренний мир».

«Парадоксы самонаблюдения».

«Смысл моей жизни».

«К чему я стремлюсь».

«Как меняется мир, и как я меняюсь сам».

«Мое место в обществе».

«Человек на своем месте».

2

Выполнение реферативной работы (по желанию учащихся). Темы рефератов представлены в приложении к курсу.

Литература к программе

  1. Айзенк Г. Проверь свои способности. – М., 1972.
  2. Азарных Т.Д., Тыртышников И.М. Психологическое здоровье. – М., 1999.
  3. Алексеев А.В. Сам себе гипнолог. // Знание – сила. 1979. №3-4.
  4. Алексеев А.В. Аутотренинг для всех. // Физкультура и спорт. 1984.№4.
  5. Алякринский Б.С. Беседы о самовоспитании. – М., 1977.
  6. Бассет Л. Только без паники: как избавиться от чрезмерной тревожности. – СПб., 1997.
  7. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – Воронеж, 1988.
  8. Бородина В.А., Бородин С.Н. Учим … читать: уроки динамического чтения. – Л., 1985.
  9. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменений. – Воронеж., 1988.
  10. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984.
  11. Гильбух Ю.З. Как учиться работать эффективно. – Минск.,1985.
  12. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев., 1984.
  13. Горбунов Г.Д. Учитесь управлять собой. – Л., 1976.
  14. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.,1988.
  15. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1987.
  16. Дилман Б. Результаты на мишени: руководство по улучшению результатов и избеганию ловушек. – СПб., 1995.,с. 232.
  17. Дилтс Р. Стратегии гениев. Т.2. – М.,1998., с. 167-169.
  18. Корсаков И.А., Корсакова Н.К. Наедине с памятью. – М., 1980.
  19. Кузнецов О.А., ХромовЛ.Н. Техника быстрого чтения. – М., 1983.
  20. Куценко Г.И. НОТ учащихся техникумов. – М., 1983.
  21. Леви В.Л. Искусство быть собой. – М., 1977.
  22. Лезер Ф. Тренировка памяти. – М., 1979.
  23. Лезер Ф. Рациональное чтение : более быстрое и основательное. – М., 1980.
  24. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. – М., 1987.
  25. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка: справочное пособие для врачей. – Л., 1987.
  26. Малкова А.В. Приемы психической саморегуляции как средство оптимизации психического состояния студентов в процессе учебной деятельности: Методические рекомендации. – Минск, 1983.
  27. Мерзляков Ю.А. Путь в страну здоровья. Методы лечебного и профилактического самовоздействия. – М., 1986.
  28. Меркле Р. Депрессия? – Больше никогда! – М.,1997., с. 143-167.
  29. Некрасов В.П. Всегда в хорошем настроении: методы психорегуляции. – М., 1986.
  30. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. = М., 1987.
  31. Пекалис В.Д. Твои возможности, человек. – М., 1984.
  32. Рейнуотер Д. Это в ваших силах: как стать собственным психотерапевтом. – М., 1992.
  33. Рудик Г.А., Гуцу В.И., Фейгина А.Н. и др. Развивающая педагогика. Техника учения и обучения. – Ижевск, 1997.
  34. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.
  35. Тарновский Ю.Б. Искусство быть здоровым. – М., 1986.
  36. Фонтана Д., Перри Г. Как справиться со стрессом. Как справиться с кризисом. – М., 1995.
  37. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.,  1990.
  38. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? – Минск, 1997.
  39. Формирование учебной деятельности студентов. / Под ред. В.Я. Ляудис. – М., 1989.
  40. Цзен Н.В., Пахомов В.Ю. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 1987.

ПРИЛОЖЕНИЕ  К  ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ПРАКТИКУМА

«ОСНОВЫ  САМОРЕГУЛЯЦИИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Содержание

Приложение 1. Методика диагностики сформированности умений саморегуляции деятельности (Автор: А.К. Осницкий).

Приложение 2. Алгоритмы выполнения заданий для формирования и развития общих учебных умений и навыков (ОУУН) (авторская разработка).

Приложение 3. Алгоритмы работы с литературными источниками (из кн. Рудик Г.А. и др.).

Приложение 4. Ксерокопии методик по диагностике познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Приложение 5. Методика самооценки личности (Автор И.Я. Кисилев).

Приложение 6. Методика самооценки (рефлексии) ученика по курсу (составлена автором).

Приложение 7.  Рекомендации по работе над рефератом. Требования к написанию реферата (составлены автором на основе литературных источников).

Приложение 8. Образец оформления титульного листа реферата.

Приложение 9. Примерные темы рефератов по курсу.

Приложение 1

Методика диагностики сформированности умений саморегуляции деятельности

(Автор: А.К. Осницкий)

Инструкция 1: Уважаемые учащиеся, примерьте к себе каждое пронумерованное утверждение опрсника, как бы отвечая на вопрос «Свойственно ли Вам: за дело приниматься …». Эти утверждения представляют собой сочетание (триады), которые нужно оценивать в целом, по совокупности, а не выбирать лишь что-нибудь одно из триады.

        Выберите один из четырех возможных вариантов:

  1. «Да»; 2. «Пожалуй, да»; 3. «Пожалуй, нет»; 4. «Нет».

Варианты «Да» и «Пожалуй, да» выражают согласие с утвердительным или отрицательным высказыванием. Варианты «Нет» и «Пожалуй, нет» - несогласие с тем же высказыванием. Свой вариант ответа отметьте в бланках СР-1 и СР-2 знаком «+».

Инструкция 2: Выберите один из трех возможных вариантов и отметьте в бланке СР-3:

  1. «Могу и хочу»; 2. «Могу, но не хочу»; 3. «Хочу, но не могу».

Выберите один из четырех возможных вариантов и отметьте в бланке СР-4:

  1. «Очень часто»; 2. «Часто»; 3. «Редко»; 4. «Очень редко».

Опросник «саморегуляция»

Форма 1 (СР-1; СР-3)

  1. За дело приниматься после напоминаний, подсказок; не планировать, не организовывать свои дела и работу; отвлекаться от работы, не закончив дела, бросать его.
  2. Не анализировать условий; не учитывать возможных трудностей; не отделять главное от второстепенного.
  3. Находить не лучший путь решения задачи; неверно планировать свои занятия и работу; не пытаться решить задачу разными способами.
  4. Не замечать, не видеть возникающих трудностей; ошибаться, неверно оценивать свои действия; не замечать, не видеть ошибок в своей работе.
  5. С трудом находить новые способы решения задачи; не исправлять допущенных ошибок; повторять одни и те же ошибки.
  6. Поступать необдуманно; не справляться с трудными заданиями; не справляться с заданиями без напоминаний и помощи со стороны.
  7. Не поддерживать порядка; не знать заранее, что предстоит делать; быть непоследовательным; неаккуратным.
  8. В работе не продумывать мелочей, деталей; ограничиваться лишь общими сведениями, общим впечатлением; выполнять лишь основные требования задания.
  9. Приступать к делу без подготовки; рисковать, искать приключений; полагаться на случай и удачу.
  10. Решения принимать после длительных раздумий; не приниматься за дело из-за сомнений в своих силах; менять свои действия под влиянием первых же помех.
  11. Быть нерешительным; нуждаться в подсказке, одобрении, поощрении; быть ведомым, идти за другими.
  12. Задумывать много, а делать мало; не доводить начатое дело до конца; обсуждать, а действовать.
  13. Действовать без раздумий, «сходу»; не анализировать своих ошибок и неудач; не планировать своих дел, не рассчитывать сил.
  14. Не прислушиваться к замечаниям; не замечать, что повторяются одни и те же ошибки; не заниматься исправлением своих недостатков.
  15. А) На какую меньшую из оценок согласны, когда нужно спешить по своим делам? Б) Какие из оценок преобладают среди обычно получаемых? В) На какую из оценок способны, если постараетесь?
  16. Не проверять правильность своих действий; бросать работу, не доделав ее; стараться поскорее закончить работу, не обращая внимание не результаты.
  17. Нуждаться в поддержке, одобрении; не справляться с трудностями самому; действовать по принципу: как все, так и я!
  18. Отдавать предпочтение работе в привычной обстановке; с трудом переключаться с одной работы на другую; плохо ориентироваться в новых условиях.
  19. Быть неаккуратным; быть невнимательным; быть неусидчивым.
  20. Не справляться с промахами и неудачами; не активизироваться при промахах; не разбираться в причинах ошибок.
  21. С большим трудом мобилизовывать усилия не выполнение заданий; поступать необдуманно; не придерживаться правил.
  22. Не считаться с мнением других; не прислушиваться к замечаниям; не слушать разъяснений.

Опросник «Саморегуляция»

Форма 2 (СР-2; СР-4)

  1. За дело приниматься без напоминаний; планировать, организовывать свои дела и работу; выполнять порученное задание.
  2. Анализировать условия; учитывать возможные трудности; отделять главное от второстепенного.
  3. Находить верный путь решения задачи; правильно планировать свои занятия и работу; решать задачу разными способами.
  4. Справляться с возникающими трудностями; не ошибаться, правильно оценивать свои действия; самим обнаруживать ошибки в своей работе.
  5. Находить новые способы решения задачи; исправлять свои ошибки; не повторять ранее сделанных ошибок.
  6. Продумывать свои дела и поступки; справляться с трудными заданиями; справляться с заданиями без помощи со стороны.
  7. Поддерживать порядок; заранее знать, что делать; быть аккуратным.
  8. Продумывать все до мелочей; требовать подробных объяснений; выполнять задания, стараясь не упустить ни одной мелочи.
  9. Готовиться прежде, чем приступить к делу; избегать риска; полагаться только на точный расчет.
  10. Решения принимать без колебаний; быть уверенным в себе; действовать настойчиво, решительно.
  11. Быть решительным, предприимчивым; быть активным; быть ведущим.
  12. Осуществлять все, что планируется; начатое дело доводить до конца; действовать, а не обсуждать.
  13. Обдумывать свои дела и поступки; анализировать ошибки и неудачи; планировать дела, рассчитывать силы.
  14. Прислушиваться к замечаниям; не повторять одних и тех же ошибок; знать о своих недостатках и исправлять их.
  15.  А) На какую меньшую из оценок согласны, когда нужно спешить по своим делам? Б) Какие из оценок преобладают среди обычно получаемых? В) На какую из оценок способны, если постараетесь?
  16.  Проверять правильность своей работы; доводить дело до конца; добиваться требуемых результатов.
  17.  Действовать самостоятельно, не советуясь с другими; справляться с трудностями самим; решения принимать, независимо от других.
  18.  Искать перемены в занятиях; легко переключаться с одной работы на другую; хорошо ориентироваться в новых условиях.
  19.  Быть аккуратным; быть внимательным; быть усидчивым.
  20.  Справляться с промахами и ошибками; активизироваться при неудачах; разбираться в причинах промахов.
  21.  Мобилизовать усилия, собраться, если нужно; взвешивать все «за» и «против»; придерживаться правил.
  22.  Считаться с мнением других; прислушиваться к замечаниям; слушать разъяснения.

Бланк ответов СР-1 и СР-2

№ п/п

СР-1

«Да»

«Пожалуй, да»

«Нет»

«Пожалуй, нет»

№ п/п

СР-2

«Да»

«Пожалуй, да»

«Нет»

«Пожалуй, нет»

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

11

11

12

12

13

13

14

14

15

15

16

16

17

17

18

18

19

19

20

20

21

21

22

22

Бланк ответов СР-3 и СР-4

№ п/п

СР-3

«Могу и хочу»

«Могу, но не хочу»

«Хочу, но не могу»

№ п/п

СР-4

«Очень часто»

«Часто»

«Редко»

«Очень редко»

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

11

11

12

12

13

13

14

14

15

15

16

16

17

17

18

18

19

19

20

20

21

21

22

22

Обработка заполняемых учащимися опросных бланков методики «Саморегуляция»

  1. В бланках СР-1 и СР-2 ответы «Да» и «Пожалуй, да» считаются как один ответ – «утвердительный», а ответы «Нет» и «Пожалуй, нет» тоже считаются как один, но – «отрицательный» ответ.

В бланке СР-3 для получения информации о «возможностях» саморегуляции учащихся при подсчете объединяются ответы «Могу и хочу» и «Могу, но не хочу», для выявления желания учащихся применять умения саморегуляции при подсчете объединяются ответы «Могу и хочу» и «Хочу, но не могу».

        В бланке СР-4 ответы «Очень часто» и «Часто» суммируются, также вместе суммируются ответы «Редко» и «Очень редко».

  1. Сопоставляя построчно ответы, полученные в бланке СР-1 (вопросы задаются в отрицательной форме), с ответами в бланке СР-2 (вопросы задаются в утвердительной форме), получаем разные варианты:

А) при совпадении отрицательного ответа в бланке СР-1 с положительным ответом в бланке СР-2 опрашиваемый подтверждает наличие умения (или особенности) саморегуляции, указанного в бланке СР-1;

Б) при совпадении положительного ответа в бланке СР-1 с отрицательным ответом в бланке СР-2 опрашиваемый отрицает наличие умения (или особенности) саморегуляции, указанных в бланке СР-1;

В) совпадения отрицательных (как и положительных) ответов в обеих формах означает так называемые «ошибки рефлексии», свидетельствующие о неспособности четко устанавливать у себя наличие или отсутствие умения (особенности) саморегуляции;

Г) предпочтение опрашиваемого к использованию категорических оценок «Да» и «Нет» свидетельствует об уверенности оценивания, оценки «Пожалуй, да» и «Пожалуй, нет» - говорят об осторожности, неуверенности самооценивания.

  1. Результаты в бланках СР-3 и СР-4  объясняют в расхождении оценок учащихся.
  2. Сопоставление результатов обследования учащихся по всем четырем бланкам позволяют объяснить причины необоснованных самооценок и «ошибок рефлексии», связывая их с редким употреблением, с недостатком возможностей реализации.

Для учащихся старших классов число «ошибок рефлексии» больше, чем 7, и, по крайней мере, два отрицательных ответа относительно наличия у них структурно-компонентных умений саморегуляции, свидетельствует о слабости общей системы саморегуляции, и предполагают коррекционную работу.

Приложение 2

Алгоритмы выполнения заданий для формирования и

развития общих учебных умений и навыков (ОУУН)

Алгоритм работы с термином

  1. Запишите определение термина в свою тетрадь.
  2. Прочитайте запись.
  3. На чистом листе бумаги изобразите определение в виде рисунка или символов и сравните с записью в тетради.
  4. Повторите два-три раза весь цикл: прочитайте            изобразите.

Алгоритм составления логической цепочки

  1. Прочитайте предложенные слова (термины, понятия).
  2. Выберите ключевое слово (термин, понятие), вспомните его определение.
  3. Запишите выбранный вами термин (понятие) в тетрадь и проведите от него стрелочку
  4. Вновь прочитайте предложенные слова (термины, понятия) и выберите из них слов (термин, понятие) наиболее взаимосвязанное с ключевым.
  5. Запишите выбранное вами слово после стрелки и вновь поставьте после него стрелочку.
  6. Выпишите в такой последовательности не менее 10 слов (терминов, понятий).
  7. Придумайте к каждому, выбранному вами слову, пример из личного опыта или литературы.

Алгоритм составления структурно-логической схемы

  1. Прочитайте предложенный текст и запишите его название в тетрадь.
  2. Выделите карандашом основные общие разделы текста и дайте им названия.
  3. Проведите от названия текста, записанного в тетради, стрелочки вниз и подпишите возле каждого названия разделов.
  4. Дополните полученную схему своими примерами.

(С/л схема: «генеалогическое дерево» – «сверху-вниз».)

(С/л схема: «паучок» – «тело паучка» - «ножки паучка».)

Алгоритм составления кроссворда

  1. Выберите из своей тетради основные понятия, термины по предложенной теме и выпишите их на отдельный лист бумаги.
  2. Отберите из выбранных слов самое большое и запишите его горизонтально или вертикально. Это слово будет ключевым.
  3. Начните подбирать слова так, чтобы каждое из выбранных вами слов имело в своем составе одну из букв ключевого.
  4. Составьте вопросы по принципу: точно и кратко.
  5. Начертите на правой стороне листа схему кроссворда, где каждая буква – это пустая клеточка.
  6. Проставьте цифры: сверху вниз, если ключевое слов расположено горизонтально и слева направо, если ключевое слов – вертикально.
  7. На левой стороне листа напишите вопросы вашего кроссворда. Каждый новый вопрос пишите с красной строки и номером, соответствующим номеру в схеме.
  8. Проверьте свой кроссворд. Помните, что его будут решать ваши одноклассники!
  9. На отдельном листочке напишите ответы.

Алгоритм установления взаимосвязи

  1. Прочитайте предложенные термины или понятия.
  2. Вспомните их определения (можно заглянуть в свой словарик).
  3. Выберите один из терминов и подберите к нему другой по принципу прямой связи: из первого вытекает второй, поставьте между ними стрелку (1           2).
  4. Сформулируйте эту связь и запишите ее в тетради.
  5. Поставьте стрелочку обратной связи (1              2) и сформулируйте обратную связь по принципу: второй термин входит в первый, запишите в тетрадь.
  6. Поставьте между терминами стрелочку взаимосвязи (1          2) и сформулируйте эту взаимосвязь на основании предыдущих.

 Алгоритм доказательства или опровержения высказывания

  1. Прочитайте предложенное вам высказывание.
  2. Продумайте и найдите факты из личного опыта, научной или художественной литературы подтверждающие или опровергающие данное высказывание.
  3. Запишите их в тетрадь.
  4. Сделайте вывод на основании подобранных и записанных вами фактов.

 Алгоритм проведения сравнительного анализа

  1. Прочитайте задание.
  2. Найдите в лекции, учебнике или словаре определение предложенных вам понятий. Запишите их в тетрадь.
  3. Найдите и запишите в тетрадь различие между этими понятиями.
  4. Найдите и запишите в тетрадь сходство между этими понятиями.
  5. Сделайте вывод на основании найденных вами различий и сходств.

Приложение 3

Алгоритмы работы с литературными источниками

Алгоритм работы со справочником

  1. Определите, что необходимо искать в справочнике;
  2. Ознакомьтесь с аннотацией (она обычно печатается на обороте титульного листа) – это позволит определить содержание справочника, целесообразность его дальнейшего использования;
  3. Отыщите нужную информацию; поиск может осуществляться по алфавиту, по оглавлению или предметному указателю, который печатается в конце справочника;
  4. Для расшифровки информации внимательно изучите сокращения, используемы в справочнике (они приводятся в разделе «Сокращения и обозначения», который обычно располагается в начале справочника).

Алгоритм работы с периодикой

Приемы работы с периодикой:

Систематическое накопление вырезок из газет и журналов;

Работа с аннотированными источниками информации (реферативными журналами);

Использование закладок в журналах;

Ведение карточек просмотра журналов;

Выписки.

Порядок работы с периодикой:

Ознакомление с заголовками статей и выбор материалов для чтения (поисково-просмотровое чтение);

Ознакомление с отобранными статьями и материалами (ознакомительное чтение);

Отбор материалов для глубокого изучения;

Глубокое изучение отобранного материала с использованием маргинального приема и определение способа его дальнейшего хранения.

Повседневные упражнения в «схватывании» сути материалов периодики помогают выработать умение мгновенно видеть то, что нужно отбирать. Если на первых порах не все удается, не разочаровывайтесь – умение работать с периодикой надо «развивать».

Алгоритм работы с учебником

Работа с заголовком:

  1. прочитав заголовок, остановитесь;
  2. сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте;
  3. вспомните все, что вы уже знаете на эту тему;
  4. поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, будут даны ответы в тексте;
  5. приступайте к чтению, сопоставляя выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.

Работа с текстом:

  1. обращайте внимание на непонятные слова и выражения;
  2. если содержание вам совсем непонятно, то подумайте,

что из старого материала мешает пониманию текста,

и повторите его.

Диалог с автором:

  1. по ходу чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем развитии его содержания;
  2. сверяйте свои предположения с сутью текста;
  3. если ваши ответы не совпадают с текстом, то поищите недостающие сведения в других источниках;
  4. выделяйте при чтении главное;
  5. по ходу чтения составляйте устный или письменный план;
  6. придумывайте свои примеры по тексту;
  7. представляйте себе то, о чем читаете.

Запоминание материала:

  1. объясните себе, в чем связь мыслей и пунктов вашего плана;
  2. перескажите текст;
  3. ответьте на вопросы в конце текста (если они есть) или на вопросы, записанные в тетради на уроке.

Самопроверка:

  1. ответив на вопросы, оцените по учебнику правильность ответов:
  2. после пересказа проверьте, все ли выделенное вами, верно и нет ли при этом ошибок.

Алгоритм рецензии текста учебника

(статьи, книги)

  1. Чему посвящен изученный текст? Что заинтересовало в тексте и почему?
  2. В чем главная идея изученного текста?
  3. Какая информация (взгляды) для Вас были новыми?
  4. Понятно ли раскрыто содержание текста? Какие места, на Ваш взгляд, наиболее трудные?
  5. Достаточно ли аргументированных фактов (примеров) приведено в тексте?
  6. Какие вопросы возникли при изучении текста?
  7. О чем бы хотелось узнать дополнительно?
  8. Каков Ваш вывод из прочитанного?

Приложение 4

Ксерокопии методик по диагностике познавательных процессов:

восприятия, внимания, памяти, мышления

Приложение 5

Методика самооценки личности

(Автор И.Я. Кисилев)

Инструкция 1: Уважаемый учащийся! Прочтите внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое из них в пределах от 20 до 1 балла. Оценку «20» проставьте в графе «N» бланка слева от того качества, которое, по Вашему мнению, является значимым, полезным, желанным. Оценку «1» - слева от качества, которое менее всех желанно, значимо, полезно. А оценки от «2» до «19» расположите в соответствии с Вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, ни одна оценка не должна повторяться.

        Загните левую часть бланка с оценками таким образом, чтобы они не были видны.

Инструкция 2: В графе справа отметьте оценкой «20» качество, которое, по Вашему мнению, присуще Вам в наибольшей степени. Оценкой «19» - качество, присущее Вам несколько меньше, и т.д. Наконец, оценкой «1» - качество, характерное для Вас в наименьшей степени. Оценки не должны повторяться.

Определение самооценки и интерпретация результатов тестирования

  1. Отогните левую часть бланка.
  2. Начиная с верхней строки, из оценки, стоящей слева, вычтите оценку, стоящую справа. Результат запишите в графе d. Возведите его в квадрат и второй результат запишите в графе d2.
  3. Сложите все значения d2 и запишите внизу полученную сумму.
  4. Помножьте эту сумму на 0,00075.
  5. Из единицы вычтите полученное произведение.

В конечном итоге Вы определите коэффициент ранговой корреляции (r), который может иметь значение от +1 до -1. Он выражает характер и тесноту связи между отношением человека к качествам, названным в бланке, и самооценкой тех же качеств у самого себя. Чем ближе коэффициент у +1, тем выше самооценка личности.  Значение r, превышающее 0,85, свидетельствует о завышенной самооценке, о некритическом отношении к себе. Если значение r ближе к -1, то это говорит о заниженной самооценке личности.

Бланк самооценки личности

Ф.И.О.____________________________________________________________

Дата____________ Класс ___________ Школа ____________________

N

КАЧЕСТВА

N

d

d2

Трудолюбие

Находчивость

Искренность

Общительность

Эмоциональность

Эмпатия

Тактичность

Наблюдательность

Самообладание

Волевая активность

Выдержка

Инициативность

Организованность

Гибкость

Профессиональная грамотность

Способность к работе

Отзывчивость

Справедливость

Внешняя привлекательность

Рефлексивность

R=1 - 0,00075

Приложение 6

Методика самооценки  (рефлексия) ученика по элективному курсу

  1. На занятиях по курсу я:

- узнал(а)________________________________________________________________________

- понял(а)_______________________________________________________________________

- научился(ась)___________________________________________________________________

  1. Лучше всего на занятиях у меня получалось____________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Основные трудности у меня были в___________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие изменения у меня произошли:

- в заниях_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- в умениях______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- в моих способностях и возможностях_______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- в желаниях и целях______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сам(а) себе я желаю________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 7 

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО РАБОТЕ НАД РЕФЕРАТОМ

Реферат - одна из форм самостоятельной учебно-исследовательской работы. Реферирование предусматривает самостоятельную познавательно – творческую работу с учебниками, учебными пособиями, статьями, монографиями по соответствующему курсу и по определенной теме.

        Реферат представляет собой письменную работу, в которой кратко излагаются основные положения, выбранной темы.

        Выделяют учебные и научные рефераты. Учебные рефераты углубляют и расширяют знания учащегося по изученной теме, разделу или всему курсу. Научные рефераты посвящены проблемам науки изучаемого предмета. Данный вид реферата заслушивается и обсуждается на семинарах, конференциях и т.д.. Исследовательский подход учащегося при написании научного реферата должен проявляться в согласии или несогласии с существующим мнением(-ями) автора(-ов) и в доказательстве своего взгляда на проблему.

        

После определения темы реферата учащийся:

  1. Знакомиться со списком литературы, предложенным преподавателем;
  2. Знакомиться с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек;
  3. Составляет предварительный список источников;
  4.  Консультируется с преподавателем и с его помощью отбирает те источники, которые будут использованы в работе;
  5. Составляет план реферата;
  6. После завершения этой работы учащийся приступает к написанию самого реферата;
  7. Показывает черновик работы руководителю, и после проверки пишет чистовой вариант работы;
  8. Завершается работа по реферату публичным выступлением или проверкой реферата руководителем.
  9. Оценка за реферат определяется преподавателем.

ТРЕБОВАНИЯ  К  НАПИСАНИЮ  РЕФЕРАТА

  1. Соблюдение структуры реферата.
  1. Титульный лист, где указывается тема реферата, данные об авторе, руководитель, год написания работы;
  2. План, который состоит из пунктов: введение, основная часть, вывод, список литературы, приложение (если есть);
  3. Основная часть реферата, где идет анализ изученного материала;
  4. Вывод, в котором автор высказывает свою точку зрения на проблему;
  5. Список,  используемый автором литературы;
  6. Приложение.

 

  1. Текст реферата обязательно должен быть оформлен в соответствии с требованиями конкретного образовательного учреждения.
  2. Каждая страница, кроме титульного листа и плана, должна быть пронумерована вверху листа по центру или справа.
  3. Поля страниц реферата: сверху – 2 см., слева -3 см., снизу – 2 см., справа – 1,5 см. или стандартный компьютерный вариант.
  4. Все академические тексты печатаются согласно соответствующему стандарту, через полуторный межстрочный интервал 14 шрифтом.
  5. Введение пишется на 3 странице и начинается словом – ВВЕДЕНИЕ, его объем не менее 1 страницы. В нем указывается причина выбора темы реферата, сама тема, цель и задачи работы.
  6. Вывод по всей работе пишется с новой страницы с указанием – Вывод, где автор реферата отражает: достигнута ли цель, решены ли задачи, полученные результаты и их новизну, область применения и значимость работы, прогнозные предложения о развитии данного исследования (согласие, несогласие, отстаивание своего мнения на проблему).
  7. Общий объем реферата 20-30 страниц рукописного или 10-25 страниц печатного текста.
  8. Библиографический список пишется с новой страницы под соответствующим заголовком – Литература, и должен содержать минимум 5-7, максимум 20 источников. При составлении списка указываются следующие данные: Ф.И.О. автора; полное название книги без кавычек, название города, где издана книга, год издания без слова «год»; количество страниц в книге. Список пишется в порядке алфавита.
  9. В основной части работы при цитировании, каждая цитата, взятая из авторского текста, должна заключаться в кавычки, и иметь ссылку на первоисточник. [5, 58] Первая цифра – порядковый номер из списка литературы, вторая цифра – № страницы, откуда выписана цитата.
  10. При ссылках на теорию, взгляды, мнения какого-либо автора, без прямого цитирования, или приведения нескольких строк, предложений, определений автора, кавычки не ставятся, но также в скобках указывается источник.
  11. Таблицы, схемы, иллюстрации следует дополнять краткой словесной характеристикой;
  12. При изложении текста следует помнить, что реферат – это научный текст, которому характерны такие особенности как: смысловая законченность, целостность и связность текста;
  13. В тексте должна быть точная терминология, нельзя произвольно смешивать в одном тексте различную терминологию.

ЖЕЛАЕМ  УСПЕШНОГО  ВЫПОЛНЕНИЯ  РЕФЕРАТИВНОЙ  РАБОТЫ !

Приложение 8

ОБРАЗЕЦ  ТИТУЛЬНОГО  ЛИСТА  РЕФЕРАТА

Приложение 9

Примерные темы реферативных работ

  1. Специфика человеческой деятельности.
  2. Деятельность человека и его поведение.
  3. Сравнительный анализ общения у человека и животных.
  4. Кинесика - наука, изучающая невербальную коммуникацию.
  5. Репрезентативные каналы восприятия человека.
  6. Возрастные и профессиональные особенности техники и приемов общения.
  7. Низшие и высшие формы внимания.
  8. Этапы развития внимания у человека.
  9. Развитие внимания.
  10. Виды памяти у человека.
  11. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.
  12. Пути, приемы, средства улучшения памяти человека.
  13. Индивидуальные особенности мышления.
  14. Условия продуктивности творческого мышления.
  15. Интеллект и жизненный успех.
  16. Проблемы и пути развития творческого мышления.
  17. Личностные особенности творческого человека.
  18. Сравнительный анализ мышления человека и машины (ПК).
  19. Связь эмоций с индивидуальностью личности.
  20. Связь эмоций с индивидуальностью личности.
  1. Мотивация и воля.

Модуль 1. Общие основы саморегуляции деятельности.

Цель: построить собственную траекторию индивидуального развития.

Модуль 2. Основы информационной культуры.

Цель: проанализировать собственную информационную культуру и определить пути ее совершенствования.

Модуль 3. Сознание размышляет, бессознательное управляет.

Цель: научить сознательному регулированию своих действий и поступков.

Модуль 4. Саморегуляция эмоциональной сферы.

Цель: выявить продуктивные способы саморегуляции эмоциональной сферы.

Модуль 5. Тренировка и совершенствования познавательных процессов.

Цель: совершенствовать познавательные возможности и способности личности.

Модуль 6. Образ жизни - мечты и цели.

Цель: спроектировать жизненно важные профессиональные цели.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №

РЕФЕРАТ

Тема: __________________________

Выполнил: учащийся ….класса

                                                                                                    ….школы

 Ф.И.О……………….

                                                                                                Руководитель:……Ф.И.О….

Ижевск 2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Важнейшая задача в современных условиях Российской Федерации это не только  изучение основ права и повышение уровня знаний по праву у населения Российского государства, в том числе и у  учен...

Программа элективного курса "Введение в исследовательскую деятельность"

Основным требованием «Закона об образовании в РФ» являются идеи гуманизации, и демократизации педагогического процесса, а также, успешной социализации и конкурентоспособности наших выпускников. Эти тр...

Программа элективного курса "Основы психологических знаний" по предмету Психология 9-11 класс.

Курс  «Основы психологических знаний» представляет собой  теоретическую и практическую формы обучения, состоящий из нескольких блоков. Первый в программе - Личностный блок и последний - Инте...

Программа элективного курса «Правовое регулирование экономической деятельности в РФ»

Программа элективного курса «Правовое регулирование экономической деятельности в РФ»  разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями  Концеп...

Программа элективного курса «Правовое регулирование экономической деятельности в РФ»

Программа элективного курса «Правовое регулирование экономической деятельности в РФ»  разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, основными положениями  Концеп...

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по основам предпринимательской деятельности (предпрофильная подготовка)

Рабочая программа по курсу «Основы предпринимательской деятельности» для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов разработана в соответствии с программой и «Методическими реком...