«Содержание работы психолога-исследователя при проведении исследования методом наблюдения». 2013 г
рабочая программа по психологии

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Наблюдение - старейший и неизменно важный метод психолога. В качестве психодиагностического метода он часто недооценивается, как впрочем и другие малоформализованные методы. Нередко и обыватели, и профессиональные психологи считают, что диагностика сводится к тестированию, не предполагая, что нельзя полностью полагаться только на результаты стандартизированных методик. Необходимы и другие источники информации, дополняющие и развивающие те сведения, которые получены посредством строго форм ализованной диагностики. К таким важным источникам относится наблюдение, с помощью которого можно узнать о том, что невозможно протестировать, поскольку нет соответствующих тестов. Значение наблюдения хорошо понимают психологи-консультанты, клинические и детские психологи, у которых этот метод является едва ли не основным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Содержание работы психолога-исследователя при проведении исследования методом наблюдения».

Пояснительная записка

Наблюдение - старейший и неизменно важный метод психолога. В качестве психодиагностического метода он часто недооценивается, как впрочем и другие малоформализованные методы. Нередко и обыватели, и профессиональные психологи считают, что диагностика сводится к тестированию, не предполагая, что нельзя полностью полагаться только на результаты стандартизированных методик. Необходимы и другие источники информации, дополняющие и развивающие те сведения, которые получены посредством строго форм ализованной диагностики. К таким важным источникам относится наблюдение, с помощью которого можно узнать о том, что невозможно протестировать, поскольку нет соответствующих тестов. Значение наблюдения хорошо понимают психологи-консультанты, клинические и детские психологи, у которых этот метод является едва ли не основным.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии, не менее значимы и традиционные методы сбора научной информации, такие, как наблюдение или опрос.

Наблюдение как метод исследования является наиболее распространенным и востребованным методом социологических и психологических исследований. Если данные об обследуемом процессе, о деятельности индивидов, группы, коллектива в целом должны быть максимально «очищены» от рациональных, эмоциональных и прочих свойств респондентов, то прибегают к такому методу сбора информации, как наблюдение.

Наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога. В процессе наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде и т. п.

Наблюдение не ограничивается простой констатацией фактов, а научно объясняет причины конкретного явления, и заключается в целенаправленном сборе фактов о поведении и деятельности людей для последующего их анализа.

Так, видный американский психодиагност А. Анастази пишет: «Непосредственное наблюдение за поведением играет существенную роль в получении личностных характеристик, будь то в клинике, консультационном центре, в классе, в отделе кадров или в любой другой ситуации, требующей личностных оценок».

Метод наблюдения нельзя отнести к экспресс-методам. В зависимости от целей и характера наблюдения оно может быть длительным, многолетним, учитывающим многие аспекты поведения (примером является дневниковый метод) или состоять из многих чередующихся периодов, разных по времени (от нескольких минут до нескольких часов).

Цель наблюдения:

- знакомство с развитием классных коллективов таким методом исследования как наблюдение

- получить описание всех проявлений новообразований психического развития ребенка в подростковом возрасте

- выявление фактического поведения и деятельности подростков во время уроков, подготовки домашних заданий, кружковой работы, различных соревнований, особенностей поведения и взаимоотношений с товарищами, учителями, родителями, фактов, связанных с интересами, планами на будущее, отношением к себе, претензиями и стремлениями, общественной активностью, реакциями на успех и неуспех

Задачи наблюдения:

•    оценивание поведение обучающегося во многих его ролях и ситуациях, с разных сторон,

•    заранее должны быть выделены черты личности и те особенности поведения, по которым их можно оценивать;

- провести длительное наблюдение в течении учебного года ежедневно, но с разной, зависящей от цели, длительностью периодов наблюдения (от нескольких минут до нескольких часов);

- накопление данных неконтролируемым наблюдением, проводимым и в повседневной жизни, других способов получить информацию об обучающемся

- наблюдать за внешними проявлениями и поведением школьника в разных учебных и внеучебных ситуациях

- выделение детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, в частности — выделение детей «группы риска» по показателю школьной тревожности.

Возрастные ограничения. Методика может применяться в широкомвозрастном диапазоне (1-11 класс).

Используя метод наблюдения,  фиксирую различные параметры и характеристики деятельности группы обучающихся (или одного обучающегося), в зависимости от поставленных задач.

Наблюдение осуществляется во время урока или во время перемены, в различное время дня — на первых уроках или на последних, на различных предметах.

Параметры наблюдения:

2.    Предварительный выбор ситуаций для наблюдения. Например, наблюдать следует за школьником в классе, на перемене, во время ответа у доски, во время выполнения контрольных работ, на экзамене, во внеклассных играх и пр.

3.    Необходимостью заранее установить связь внешних симптомов и особенностей поведения с той психологической характеристикой, которую нужно оценить (т.е. перейти от психологической характеристики к поведенческим проявлениям).

4.    Выбором и категоризацией поведенческих проявлений и внешних симптомов, за которыми будет вестись наблюдение. К ним относятся любые внешние признаки, по которым можно сделать вывод о выраженности искомого психологического свойства (в приводимом примере - дрожащий голос, изменение цвета кожных покровов и некоторые другие).

5. Выбор способа фиксации параметров наблюдения - наличия/отсутствия признака или степени его выраженности.

6.Выявление  детско-родительских отношений, с целью выявления привязанности ребенка к матери или к отцу.

Методы, применяемые и используемые, можно разделить на две группы: экспериментальные и неэкспериментальные.

Как известно, экспериментальный метод является основополагающим методом психологии. Он заключается в том, что исследования и анализ того или иного действия, события проходят в специально созданной обстановке или в естественной для этого действия обстановке. Все действия, наблюдаемые и исследованные данным методом, можно откорректировать, создать определенные условия, результат получается точный и наглядно виден.

Самым распространенным неэкспериментальным методом исследования, является наблюдение. В процессе наблюдения психолог получает всю необходимую информацию о проявлениях поведения в различных ситуациях, о коммуникативных процессах, об условиях обучения на уроках и т.д.

Традиционно принято выделять два типа наблюдения: внешнее и внутреннее. Внешнее, еще его называют непосредственным, позволяет с точностью описать приемы и действия обучающегося и провести сравнение с нормативными целями. Обычно непосредственное наблюдение планируется и проводится точно по плану. Способ наблюдения сводится к тому, что выделяются отдельные элементы из реальной деятельности и проводится наблюдение именно выделенных элементов по заранее четко составленному плану.

Вся полученная информация в ходе наблюдения фиксируется. Для процесса такого наблюдения важен подход сравнения, который предполагает исследование поведения обучающихся, стоящих на разных ступенях обучения, разной возрастной категории. Это сравнение позволяет выявить так называемую причину успешного обучения одних и неудачи других.

Наблюдение как метод исследования характеризуется рядом предъявляемых к его проведению требований. К ним относятся требование сохранения условий естественности прохождения исследуемых явлений, требование целенаправленного изучения и поэтапной фиксации результатов.

Специфика наблюдения как метода психологии состоит в типе отношения к объекту изучения (невмешательстве) и наличии прямого визуального или слухового контакта наблюдателя с наблюдаемым.

Основными характеристиками наблюдения как метода психологии являются целенаправленность, планомерность, зависимость от теоретических представлений наблюдателя.

Методика наблюдения содержит самое полное описание процедуры наблюдения и включает:

 а) выбор ситуации и объекта для наблюдения;

б) программу (схему) наблюдения в виде перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием;

в) способ и форму фиксации результатов наблюдения;

г) описание требований к работе наблюдателя;

д) описание способа обработки и представления полученных данных.

Объект наблюдения.

- поведение школьника и внешние симптомы тревожности;

 - выявление факторов, вызывающих состояние тревоги, беспокойства у школьника;

Предметом наблюдения могут быть только внешние, экс-териоризированные компоненты деятельности:

– моторные компоненты практических и гностических действий;

– движения, перемещения и неподвижные состояния обучающихся (скорость и направление движения, соприкосновения, толчки, удары);

– совместные действия (группы обучающихся);

– речевые акты (их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического, фонетического строя);

– мимика и пантомимика, экспрессия звуков;

– проявления некоторых вегетативных реакций (покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Процедура диагностики

Метод наблюдения полезен тем, кто работает в сферах обучения, управления, с коллективами и малыми группами, эффективность деятельности которых зависит от складывающихся там взаимоотношений.

Главная проблема, возникающая при проведении наблюдения, – воздействие присутствия наблюдателя на поведение наблюдаемого. Чтобы минимизировать это воздействие, наблюдатель должен «примелькаться», т. е. чаще присутствовать в окружающей среде, заниматься каким-либо делом, не акцентировать внимание на наблюдаемом. Кроме того, можно объяснить присутствие наблюдателя какой-либо приемлемой для наблюдаемого целью.

Скромность, такт, воспитанность наблюдателя ослабляют неизбежное влияние его присутствия.

Позиция наблюдателя по отношению к объекту наблюдения может быть открытой или скрытой.

По способу организации -  Систематическое наблюдение проводится по плану. Исследователь выделяет некоторые особенности поведения и фиксирует их проявление в различных условиях или ситуациях.

Периодическое наблюдение проводится в течение определенных, точно заданных промежутков времени.

К условиям проведения психодиагностики с помощью метода наблюдения необходимо отнести обязательную договоренность с учителем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей. При этом предупреждать детей не следует, поскольку «незаметность» психолога снижает вероятность демонстрации детьми нетипичных для них форм поведения, что вполне вероятно, если визит психолога расценивается как "проверка». Желательно сесть на одной из последних парт и не проявлять живого и эмоционального интереса к тому, что происходит в классе.

Процедура наблюдения  начинается не с первого посещения класса, когда присутствие на уроке постороннего человека для учащихся стало привычным. Наблюдение, как правило, проводится в несколько этапов, на различных уроках, что позволяет диагностировать устойчивость проявлений школьной тревожности от одной ситуации к другой. Этапность наблюдения выражается и в том, что объем внимания наблюдателя имеет определенные ограничения, и наблюдать более 6-8 учащихся одновременно — задача практически невыполнимая.

Предлагаемая карта наблюдения позволяет осуществлять диагностику в урочное время (не на перемене).

Необходимые материалы. Для проведения диагностики необходимы заранее заготовленные бланки карты наблюдения. Если психолог плохо знаком с детьми, ему требуется «шпаргалка» — план расстановки парт в кабинете, на котором отмечена рассадка учащихся.

Карта наблюдения  представляет собой апробированную авторскую разработку и выглядит следующим образом.

Карта наблюдения (бланк)

Признаки

Учащиеся

1

2

3

4

5

n

Вербальные

«Я боюсь» (и смысловые эквиваленты)

«Я не знаю» (и смысловые эквиваленты)

«Я не буду отвечать» (и смысловые эквиваленты)

Невербальные

Мимика

Непроизвольное подергивание век

Расширенные глаза

Потупленный взгляд

Лицо без эмоций

Бледность лица

Покраснение лица

Испарина

Взгляд «мимо доски», «мимо учителя»

Плотно сжатые губы

Поза

Втягивание головы в плечи

Наклон к парте

Раскачивание на стуле

Подсовывание рук под ноги

Привставание в момент поднимания руки

Небрежное понимание руки

Напряженное поднятие руки («трясущаяся рука»)

Жесты

Закрывание лица руками

Подергивание рукой, ногой

Покусывание ручки, карандаша

Перекладывание предметов по парте

Заламывание пальцев, рук

Интонация

Прерывистый голос

Плаксивая интонация (вплоть до слез)

Тихий голос

Вопросительная интонация в утвердительных предложениях

Итого:
невербальных признаков тревожности
вербальных признаков тревожности

Цель приводимой карты наблюдения — диагностика уровня школьной тревожности учащихся посредством анализа ее проявлений в поведении.

В карте фиксируется каждое проявление тревожности.
Обработка результатов. Обработка результатов наблюдения представляет собой подсчет количества поведенческих проявлений, свидетельствующих о том, что учащийся испытывает тревожность. Вербальные и невербальные проявления оцениваются отдельно.

Интерпретация результатов. Метод наблюдения предполагает прежде всего качественную интерпретацию данных. Важно учитывать, что невербальные признаки тревожности значительно более информативны, чем вербальные, поскольку посредством анализа невербальных проявлений можно выявить тревожность, не осознаваемую самим испытуемым. Высказывания, свидетельствующие о переживании учащимся тревоги (вербальные признаки), требуют осознания этого состояния, что случается не всегда. Стандартизированных количественных показателей, позволяющих интерпретировать результаты наблюдения, на настоящее время предложить не удается. В самом общем виде можно сказать, что если в поведении учащегося отмечается более 50 % признаков тревожности, перечисленных в карте наблюдения, психологу следует обратить на него особое внимание.

Карта наблюдения составляется на каждого учащегося отдельно. В результате психологу предстоит посетить не один урок.

Используется также форма записей наблюдений в виде сплошного протокола. В нем обязательно указываются дата, время, место, ситуация наблюдения, социальное и предметное окружение, при необходимости – контекст предшествующих событий. Сплошной протокол – это обычный лист бумаги, на котором запись ведется без рубрикаций. Чтобы запись была полной, необходимо хорошее сосредоточение наблюдателя, а также использование условных сокращений или стенографии. Сплошной протокол используют на фазе уточнения предмета и ситуации наблюдения, на его основании может быть составлен перечень единиц наблюдения.

Способы записи наблюдений.

 Общие требования к записи наблюдений сформулированы М.Я. Басовым.

1. Запись должна быть фактологична, т. е. всякий факт должен быть зафиксирован в том виде, в каком он реально существовал.

2. Запись должна включать описание ситуации (предметной и социальной), в которой происходит наблюдаемое событие (запись фона).

3. Запись должна быть полной, чтобы в соответствии с целью отражать изучаемую реальность.

Результатом наблюдения является «поведенческий портрет».

параметры при составлении поведенческого портрета на основе наблюдения таковы:

1) отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды, прически, насколько он стремится в своем внешнем облике «быть таким, как все» или же хочет выделиться, привлечь к себе внимание, равнодушен ли он к своей внешности или придает ей особое значение, какие элементы поведения это подтверждают, в каких ситуациях);

2) пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений, характерные индивидуальные позы);

3) мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность, в каких ситуациях мимика значительно оживляется, а в каких остается скованной);

4) речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи);

5) поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способы установления контакта, характер общения – деловое, личностное, ситуативное общение, стиль общения – авторитарный, демократический, с ориентацией на себя, с ориентацией на собеседника, позиции в общении – «на равных», сверху, снизу, наличие противоречий в поведении – демонстрация различных противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях);

6) поведенческие проявления (по отношению к себе – к внешности, личным вещам, недостаткам, преимуществам и возможностям);

7) поведение в психологически трудных ситуациях (при выполнении ответственного задания, в конфликте и т. п.);

8) поведение в основной деятельности (игра, учеба, профессиональная деятельность);

9) примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.

План наблюдения за поведением обучающихся в группе

1. Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет.

2. Чувствует себя удобно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение.

3. Соглашается, -пассивно повинуется, понимает, уступает другим.

4. Советует, руководит, причем учитывает автономию других.

5. Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства или желания.

6. Ориентирует, информирует, повторяет, объясняет, подтверждает.

7. Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвердить. у|

8. Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих | действий, выражением чувств по поводу своего поведения.

9. Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях действий.

10. Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально.

И. Проявляет напряженность, раздражение, просит о помощи, уклоняется от совместных действий.

12. Проявляет антагонизм, унижает других, защищает и утверждает себя.

Указанные в плане наблюдения признаки поведения членов группы говорят о следующем:

пп. 1,2,11,12 описывают сопровождающие процесс совместного принятия решения эмоции (пп. 1,2 — положительные и пп. 11,12 — отрицательные эмоции) и .соответствующие действия членов группы;

пп. 6, 7 характеризуют ориентировку членов группы в отношении общей задачи;

пп. 5, 8 оценивают ход выполнения совместной задачи членами группы;

пп. 4, 9 характеризуют качество внутригруппового контроля;

пп. 3, 10 раскрывают процесс принятия совместного решения, причем пп. 4, 5, 6 характеризуют предложения собственных решений, а пп. 7, 8, 9 — поиск решений у других членов группы.

Шкала оценки в процессе наблюдений межличностных отношений в группе.

В. Ньюстетгером предложена шкала оценки в процессе наблюдения характера проявлений взаимоотношений членов группы в диапазоне от сердечности до прямой враждебности. Шкала состоит из девяти пунктов (табл.).

Шкала оценки межличностных отношений в группе 

Пункт

шкалы

Наблюдаемые показатели у членов группы

1

Физическое выражение симпатии (прикасаться, гладить и т.д.)

2

Знаки особого расположения в доброжелательном смысле (давать, одолжать, приглашать, предпочитать, защищать)

3

Знаки товарищеского отношения (шепот, смех, улыбки, совместная работа, высказывание, приобщение)

4

Случайные разговоры (беседы, которые не обязательны для ситуации, приветствия)

5

Почти нейтральное, но еще немного позитивное отношение (вопросы, согласие, одобрение, похвала, любезность, одолжение, выполнение небольших просьб, игнорирование, обиды)

6

Знаки равнодушия к правам, требованиям или просьбам другого (игнорирование вопроса или просьбы, отказ выполнить просьбу, попытка доминировать без ссоры, ирония, критика)

7

Признаки нескрываемого, явного конфликта с правами, требованиями и желаниями других (спор, возражения против правил поведения, первенство над другими)

8

Признаки злобы или презрения личностного типа без прямого нарушения прав, требований или желания (обвинение, критика, ирония)

9

Признаки гнева или намеренных оскорблений (пренебрегать, противиться, ругаться, угрожать, вызывать на драку)

Разработанная В.Л. Марищуком и Л.К. Серовой шкала показателей групповых взаимоотношений представлена в талице.

Представленная шкала позволяет осуществлять наблюдение по таким критериям:

характер взаимодействия; уровень взаимопонимания в группе;

наличие одобрения или упреков; готовность к взаимопомощи. При подведении итогов наблюдения необходимо наблюдаемые признаки отменить, исходя из 5-балльной шкалы.

Одним из важнейших факторов повышения эффективности психологического наблюдения за группой является использование различных приемов преодоления субъективизма в оценках и выводах наблюдателя.

Прием достижения целостного образа группы основывается на необходимости сбора как можно более полной и объективной информации о группе, что позволяет преодолеть тенденцию к категоричным, грубым оценкам специфики ее психологии только «в черно-белых» красках.

Шкала показателей групповых взаимоотношений 

№ п/п

Наблюдаемые показатели

Условные оценки

1.

Взаимодействуют согласованно и слаженно, понимают друг друга с полуслова, не упрекают, а поддерживают, проявляют инициативу во взаимопомощи

5

2.

Взаимодействуют с незначительными рассогласованиями, хорошо понимают друг друга, поддержка и одобрение преобладают над упреками, помогают друг другу при необходимости

4

3.

Взаимодействуют не согласованно, понимают друг друга с трудом, высказывают много упреков, не стремятся к взаимопомощи, оказывая ее лишь по просьбе

3

4.

Взаимодействуют формально, партнеры не хотят понимать друг друга, взаимные обвинения преобладают над дружескими советами, высказывают явное нежелание помогать друг другу

2

5.

Взаимодействие практически отсутствует, оно происходит лишь случайно, партнеры конфликтуют, категорически отказываются помочь друг другу

1

Прием критичности в оценке группыСмысл его заключается в сбалансированности как положительных, так и отрицательных оценок. Тенденция к злоупотреблению положительными оценками, которая получила название «эффекта снисхождения», искажает истинную картину психологических явлений в группе. Кроме того, при наблюдении «эффекта ореола» следует учитывать действие характерного переноса на актуальную оценку групп предыдущих оценок (как отрицательных, так и положительных).

Прием выводов и оценок, основанных на длительном наблюдении за группой. Иногда наблюдатель делает выводы о группе на основе первого впечатления о ней, а последующую информацию отбрасывает, считая ее случайной и поверхностной. Это обстоятельство приводит порой к неверным выводам о психологических особенностях группы. Практика показывает, что социально-психологические явления в группе должны изучаться не только путем отдельного кратковременного наблюдения, а посредством достаточно длительной по времени фиксации наблюдаемых фактов.

Овладение навыками психологического наблюдения очень значимо для педагога, так как позволяет ему глубже понять своих воспитанников.

наблюдения за «трудным» поведением обучающихся

Принято относить тех учащихся, поведение которых противоречит принятым нормам и правилам: например, учащихся, для которых характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость.

для понимания проблемы ребенка следует провести наблюдение и после этого сделать вывод, насколько она серьезна.

Довольно легко определить три основных аспекта наблюдения:

1) частота – как часто проявляется проблема;

2) продолжительность – как долго длится «трудное» поведение в каждом случае или в течение какого времени за день такое поведение выглядит типичным;

3) интенсивность – проблема несложная, довольно серьезная или весьма серьезная.

Отдельно следует сказать о частоте наблюдений. Можно наблюдать за ребенком в течение нескольких дней, а можно просто сосчитать число проявлений «трудного» поведения.

 Частотный счет применительно к такому поведению порой приносит и неожиданные результаты. Взрослые могут решить, что подросток не слушает их  большую часть дня, а после наблюдения оказывается, что бывают длинные периоды в течение дня или даже целые дни, когда обучающийся вовсе не «трудный».

За частую изменение поведения подростков связаны с конфликтами в семье.

К семейным причинам девиантного поведения подростков относятся нарушения детско-родительских (эмоциональная холодность, отвержение, авторитаризм, сверхконтроль, гипо- или гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи») и/или супружеских взаимоотношений; жестокое обращение, насилие в семье, оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность; низкий социальный статус семьи; асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи; психические заболевания родителей; хроническая психологическая травматизация, серьезные изменения или стрессы, переживаемые семьей.

Задачи:

- выявление причины отклонения в  поведении обучающегося;

- налаживание контакта с родителями семьи обучающегося;

- использовании ресурсов семьи (незаметные на первый взгляд способности и интересы членов семьи, сохранные отношения с другими людьми, любовь между детьми и родителями, ресурсами могут быть и особенности характера, которые могли бы помочь человеку измениться);

При работе с обучающимся с трудным поведением используются принципы индивидуального подхода, то есть ставятся те цели и задачи, которые адекватны потребностям именно этого обучающегося и его родителей со всей историей их проблем, со всеми их недостатками и достоинствами.

Вся полученная информация в ходе наблюдения фиксируется. Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы:

а) карточка наблюдения - предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;

б) протокол наблюдения - предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

в) дневник наблюдателя - предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

Наблюдая за учеником в разнообразных школьных и внешкольных ситуациях - на уроках, переменах, при его общении с детьми и взрослыми, учитель отмечает наличие выделенных в Карте особенностей на специальном бланке. Анализ этих пометок позволяет выяснить, свойственны ли ученику незначительные нарушения в адаптации или есть признаки серьезной неприспособленности.

Наблюдение используется для получения данных об обучающемся с трудным поведением как дополнительный  используемый метод, особенно если нужно зафиксировать процессуальные характеристики выполнения заданий.

Так же обучающимся предлагается выполнить Анкеты. Обработка результатов заключается в подсчете знаков «+» и отдельно знаков «-» на бланке анкеты.

Индивидуальное консультирование подростков

Когда говорят о трудностях подросткового периода, имеют в виду обострившиеся противоречия между поведением подростка и внешним миром, прежде всего, требованиями социального окружения. Но аналогичное обострение противоречий наступает и во внутреннем мире подростка, в его представлениях о себе и понимании себя. И то, и другое приводит к интенсивным и тягостным переживаниям.

Трудности подростка возникают из-за противоречий между стремлением к независимости и недостаточно сформированным способом преодоления данных противоречий.

Неожиданно для себя родители сталкиваются лицом к лицу с тем фактом, что определённо что-то изменилось в поведении их ребёнка, но что это, и как теперь выстраивать взаимоотношения, находить взаимопонимание, становится ясно не сразу.

Консультирование подростков основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии, т.е. именно разговор (а не игра, как у дошкольников и младших школьников) служит средством для устранения нарушений психологического здоровья. При этом особое значение приобретают такие описанные К. Роджерсом аспекты взаимоотношений между подростком и консультантом, как полное принятие подростка таким, какой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и быть самим собой (конгруэнтность). Подросток очень четко чувствует любую фальшь в поведении взрослых, поэтому только абсолютная правдивость самого консультанта поможет установить контакт.

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

установление контакта с подростком;

запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;

реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Установление контакта традиционно осуществляется через объединение консультанта с подростком с помощью вербальных и невербальных средств (голос, жесты, поза, слова). Этот этап может представлять некоторые трудности для начинающего консультанта, который часто стремится установить контакт как можно скорее. В этом случает он нередко прибегает к заигрыванию с подростком, активно старается ему понравиться («Ах, как я рада тебя видеть»), нарушает его индивидуальное пространство.

Диагностическая беседа с подростком. На наш взгляд, более быстродейственна беседа с применением ряда проективных методик, которые позволяют быстрее разговорить подростка. Покажем это на конкретном примере.

Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. И если влияние неполной семьи на развитие ребенка изучено достаточно хорошо, то роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается. Последние вызывают глубокий внутренний конфликт у ребенка, который может привести к нарушениям половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых же детей – привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию. Но, как отмечает Г. Фиг-дор, чаще всего изменения в поведении детей обращают на себя внимание лишь тогда, когда перерастают в школьные трудности.

С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы.

Следующее явление, которое необходимо учитывать при изменении поведения обучающегося - семья уделяет много внимания ребенку, но в то же время мешает его самостоятельности.

Индивидуальное консультирование, группы встреч, группы личностного роста для подростков помогают справиться с трудностями данного возраста и найти ответы на вопросы:

  1. Поиск самоопределения, как повысить самоуважение, самооценку,
  2. Отношения со сверстниками, дружба, любовь,
  3. Отношения с родителями, как научиться общаться без конфликтов,
  4. Одиночество, непонимание, как справляться со своими эмоциями?
  5. Ответственность за себя, свои действия, свою жизнь — дома и в школе.
  6. Будущее, выбор профессии.

Для подростка жизненно необходимо умение и желание его родителей, и других окружающих услышать, понять и принять его. Несомненно, искренне стараясь услышать подростка, взрослые могут с наименьшими «потерями» преодолеть барьер взаимопонимания, непременный атрибут подросткового возраста.

Таким образом, на основе наблюдения возможно проведение как фундаментальных исследований в области детского развития, так и огромного числа прикладных изысканий, помогающих вскрыть и объяснить различные феномены детского развития. Овладение навыками психологического наблюдения очень значимо для педагога, так как позволяет ему глубже понять своих воспитанников.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- обучающиеся обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, стремятся преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении, умеют проявлять собранность, организованность;

- стабильный положительный настрой обучающихся  к активной познавательной  и творческой деятельности;

- осознание обучающимися ценности межличностных отношений и необходимости их расширения;

- заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей, обучающихся класса;

- увлекаются каким-либо видом внеурочной деятельности;

- обучающиеся владеют навыками самостоятельной организации учебной и внеурочной деятельности;

- уровень удовлетворенности родителей и обучающихся жизнедеятельностью класса, школы;

- высокий уровень сплоченности детского коллектива;

В общении с товарищами:

1) стараются узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — что бы помочь привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях;

2) развивать  в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека, стараться при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы собеседника;

3) относиться к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе;

4) проявлять чаще интерес к другому человеку, научиться находить в нем достоинства;

5) не замечать мелкие недостатки товарища;

6) развивать умение понимать юмор, стараться отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости;

7) уметь выслушать товарища и вести диалог, а не говорить монологи;

8)  уметь мыслить творчески, заниматься чем-нибудь интересным — это притягивает;

В общении с родителями:

- предотвращения детско-родительского конфликта, постараться понять позицию другого, уважать и учитывать и его интересы, реальное, а не теоретическое признание прав друг друга;

- достижение оптимального типа семьи "Партнёрство". Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование;

- самому начинать диалог с родителями, который приведёт к разрешению конфликта;

- Постараться в разногласиях найти то, что есть в них общее. Очень часто, и подросток, и родители, по своей сути хотят одно и того же, только могут очень сильно различаться методы и способы реализации, представления, как это должно произойти, или подача, форма самой цели. Из-за этих разногласий обе стороны забывают о самой сердцевине, идее, для чего, собственно все это;

- Важно подростку показать, дать очень ясно понять родителям, что ему можно доверять, что он может принимать решения, что он ответственный, так, чтобы родители поверили, смогли это почувствовать;

- Посмотреть, на какие уступки со своей стороны подросток готов пойти, не отвергать все одним махом, а отделить, что для него не приемлемо, а что он на самом деле вполне может сделать;

- Далее очень важный путь, по которому полезно следовать в любых жизненных ситуациях. Подумать: «Что я хочу от родителей ? Чего мне не хватает?» Это может быть, например любовь, или понимание, принятие, умение слушать и слышать. И самому научиться это делать и давать. Просто от чистого сердца.

- борьба с Перфекционизмом - синдромом отличницы и повышение а интереса к учебному процессу и саморазвитию;

- снятие психического напряжения; умение отвлечься от неприятных мыслей и эмоций путем сочетания физического и умственного расслабления

Список используемой литературы

1.    Андрееева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.

2.    Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: М.: изд-во Моск. Ун-та, 1997.

3.    Рогов Е.И. Общая психология. М.:. ВЛАДОС, 1998.

4.    Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования // СОЦИС. 1996. № 9.

5.    Панферова В.В. Социология образования //СПЖ. 1996. №4.

6.    Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.Просвещение: 1999.

7.    Руткевич М.Н., Потопов В.П. После школы: Социально-профессиональные ориентации молодежи. М., 1995.

8.    С.С. Фролов Социология: Учебник. - М.: 1999. -344 с.



Предварительный просмотр:

 

календарно-тематический план

 

№ п/п

Виды деятельности

Планируемые мероприятия


Дата

Приме-

чание


План

Факт

I

 


Диагностика


  1. Диагностико-прогностический скрининг в 1-ых классах.

 

  1. Формирование Личностных Универсальных Учебных Действий

 

  1. Психодиагностическое обследование учащихся 5-ых классов при переходе из начальной школы в среднюю (адаптационный период).

 

  1. Психодиагностическое обследование 10

(адаптационный период)

 

  1. Диагностика психологических причин неуспеваемости учащихся.

 

  1. Диагностика профнаправленности учащихся 9-11 классов.

 

 

  1. Психодиагностика детей, поступающих в 1-ые классы, с целью определения уровня их готовности к школе.

  

  1. Предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.
  2. Организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения.

 

Сентябрь-октябрь

 

 

В течение года 




Сентябрь - октябрь

 

 

 

Сентябрь-октябрь

 

 В течение года

 

 

 

Февраль-март

 

 

 

Февраль-май

 

 

 

 

 

Май

 

 

 

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

Сентябрь-октябрь

 

 

 В течение года



 

Сентябрь - октябрь

 

 

 

Сентябрь-октябрь

 

 В течение года

 

 

 

Февраль-март

 

 

 

Февраль-май

 

 

 

 

 

Май

 

 

 

 

 

 

В течение учебного года

 

По плану школы

 

 

 

По плану школы

 

По плану школы

 

 

 

 

По плану школы

 

 

 

 

 

По запросу

 

 

 

По плану школы

 

 

 

 

По плану школы

 

 

 

 

 

 

II

Развивающая и коррекционная работа

  1. Психокоррекционные занятия с детьми.

 

  1. Коррекция эмоциональной дезадаптации учащихся.

 

 

  1. Профилактика употребления ПАВ.

 

  1. Коррекция коммуникативных ошибок. Тренинги общения.

 

 

 

 

8. Прогнозирование и реализация индивидуальной траектории успешности учащихся.

 

В течение учебного года

 

-//-

 

 

 

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

В течение учебного года

 

В течение учебного года

 

-//-

 

 

 

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

 

В течение учебного года

 

 

По запросу родите-лей,

классных руково-дителей

 

 

 

-//-

 

 

По результа-там диагнос-тики, по плану школы

 

 

-//-

 

III

Консульти-

рование

1.Индивидуальное консультирование (учителя, учащиеся, родители).

 

2.Возрастно-психологическое консультирование.

 

 Консультирование по телефону;


 

В течение учебного года

 

 

 

В течение учебного года

 

 

По результа-там диагнос

тики, по запросу

 

При необходи

мости

IV

Просвети

тельская работа

 

  1. Выступления на родительских собраниях классных, общешкольных.

 

 

  1. Выступления на методических объединениях классных     руководителей, учителей предметников.

 

  1. Выступления на педагогических советах.

В течение учебного года

 

 

 

 

В течение учебного года

В течение учебного года

 В течение учебного года

При необходи

мости

По плану ЗДВР,

школы

 

V

Экспертная работа

1. Участие в ППК, комиссиях, административных совещаниях.

В течение учебного года

 

В течение учебного года

 

По запросу

VI

Организационно-методическая работа

  1. Анализ и планирование деятельности.

 

2.Повышение квалификации. Самообразовательная работа по теме: «Формирование Личностных Универсальных Учебных Действий учащихся ».

 

3. Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ.

Сентябрь-май

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

Сентябрь-май

 

 

 

В течение учебного года

 

 

 

По плану школы

 

                                           

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно -исследовательская работа "Определение содержания железа в яблоках из разных стран методом бумажной хроматографии

В работе исследуется содержание железа в яблоках из разных стран -производителей с помощью бумажной хроматографии....

Примерное содержание работы по теме: «Загадочный космос» I ясельная группа, дата проведения 8.04-12.04.2013

Примерное содержание работы по теме: «Загадочный космос» I ясельная группа, дата проведения 8.04-12.04.2013 ...

УРОК ПО ТЕМЕ:«Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике».

В РАБОТЕ РАССМОТРЕНЫ МЕТОДЫ РЕГИСТРАЦИИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ....

Урок по теме :" Методы наблюдения и регистрации частиц в атомной физике".

Урок построен на использовании интернет ресурсов . Основным сайтом ресурсного обеспечения является сайт: " Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

Вы изучили принципы составления и анализа родословных, что необходимо для выявления, лечения, прогнозирования и профилактики наследственных болезней. Особое место генеалогический метод занимает при ме...

Информационная карта по физике. 12 класс. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

Информационная карта по физике для 12 класса вечерней школы по теме "Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц"....

Практическое занятие в рамках работы секции естественных наук ШНО «Выбор методов исследования, как один из этапов проектной деятельности»

Практическое занятие в рамках работы секции естественных наук ШНО «Выбор методов исследования, как один из этапов проектной деятельности»...