Мой ребёнок курит
план-конспект занятия по психологии на тему

Яицкая Марина Николаевна

Занятие с родителями. Заседание родительского клуба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zasedanie_roditelskogo_kluba.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воронежская область

Кантемировский муниципальный район

МКОУ Смаглеевская средняя общеобразовательная школа

ЗАСЕДАНИЕ СЕМЕЙНОГО КЛУБА

«МОЙ РЕБЁНОК КУРИТ…»

Автор:

педагог-психолог

Яицкая М.Н.

2013 г.

Тема: “Мой ребенок курит…» (заседание семейного клуба).

Цель: содействовать формированию здорового образа жизни учащихся и их родителей.

Задачи:

  1. Дать представление о профилактической работе против табакокурения.
  2. Обучить формам и методам профилактической работы в семье по борьбе с курением.

Возрастной и количественный состав:

дети (подростки) и взрослые, 20 человек.

Оборудование:

правила семейного клуба, видеосюжет, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, материалы: “51 способ сказать '' Нет'', "Способы отказа от курения", "Факты вреда курения", тест, видеоролик со стихами о вреде курения.

Ход занятия.

1. Вводная часть – 10 мин.

2. Изложение материала – 15 мин.

3. Практическая часть:

а) обсуждение – 15 мин.
б) сюжетно – ролевые игры – 15 мин.
в) тестирование – 5 мин

4. Подведение итогов - 5 мин.

I. Вводная часть.

 Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители, гости нашего заседания! Сегодня вы присутствуете на знаменательном событии: во-первых, это первое заседание нашего клуба в нынешнем учебном году, во-вторых, мы его решили провести по-семейному, то есть с приглашением детей и гостей.
Всем известно, что для успешной работы необходимо выполнять какие-то правила. Я предлагаю вам познакомится с правилами нашего семейного клуба. (Всем присутствующим выдаются правила для ознакомления). Если есть какие-то дополнения или изменения, то их необходимо внести.

После обсуждения правила утверждаются.

II. Изложение материала.

  Кто не знает историю о докторе Фаусте и его извечном спутнике и духовном наставнике Мефистофеле? Но мало кто знает, что в легенде о Фаусте был и такой интересный эпизод: когда была открыта Америка, Фауст в сопровождении Мефистофеля побывал в Новом Свете. Они обнаружили там много интересного, в том числе и невиданные растения. И среди них табак. Весьма осведомленный, впрочем, как всегда, Мефистофель заявил:

  • Полезная травка, не лопух какой-нибудь! Она осчастливит Старый Свет! Кто хоть раз попробует закурить, тот никогда не оставит этой забавы. Больше не будут говорить про нас, чертей, что мы одни вдыхаем дым и выпускаем его через ноздри. Не набить ли Вам трубку, уважаемый доктор?
  • Не надо, это забава для дураков – решительно ответил Фауст.

Уважаемые родители и гости, дорогие дети! Об этой несерьезной забаве и пойдет наш серьезный разговор. Итак: “Мой ребенок курит…”

Почему же наши дети начинают курить? С этим вопросом мы начали свое небольшое исследование в школе. Обратимся к видеосюжету.

(Идет просмотр видеоматериала).

По данным опроса, выясняется, что курить дети начинают:

  • Из-за любопытства;
  • Подражание взрослым;
  • Подражание курящим товарищам или героям кино.

  По грустным статистическим данным в наше время в России среди подрастающего поколения 16-17 лет курит каждый второй мальчик и каждая четвертая девочка. Это, несмотря на то, что они осведомлены об известных фактах: четверть случаев ишемической болезни сердца и 80-90 % случаев рака связаны с курением. В некурящих семьях курящими дети становятся в 25% случаях, в курящих семьях число детей, подверженных этой пагубной привычке, увеличивается вдвое.

   Понимание того, что нетерпимое отношение к разрушающим здоровье привычкам надо воспитывать с детства, понимание ценности здоровья, которое, к сожалению, в нашей стране не каждый ставит на первое место среди человеческих ценностей, натолкнуло нас на продолжение исследования причин курения среди учащихся и желание найти методы и формы работы по профилактике табакокурения, борьбы с этой привычкой.

   Так  что же побуждает наших детей приобщаться к раннему курению? Часть ребят начинает курить рано, так как подражает товарищам по школе, по двору. Причем, как правило, более старшим товарищам. Другие, из-за стремления к необычности, таинственности: ведь надо раздобыть сигареты и спички, либо зажигалку, спрятаться в укромном месте. Это похоже на маленькое приключение, в которое подключается все больше желающих. Затем дети становятся почти взрослыми, самостоятельными. Более четверти опрошенных ребят говорили, что начинали курить, чтобы показаться солиднее. Да и просто по привычке курят уже очень многие. С годами ребята даже начинают забывать причины, толкнувшие их на курение.

    В распространении этой вредной привычки имеет значение своеобразное принуждение детей к курению со стороны курящих. Курящие товарищи считают некурящих ребят не вышедшими из-под опеки родителей, несостоявшимися, несостоятельными. Желание избавиться от такого мнения товарищей, встать вровень с курящими, достигается с помощью первой сигареты. Затем желание покурить, вдохнуть аромат сигареты и затянуться, приходит незаметно, но, к сожалению, становится все более сильным.

    Для того чтобы ребенок мог противостоять этому, необходим целый комплекс профилактических мер. Что в данном случае может сделать семья, дабы оградить своего ребенка от пагубной привычки?

    Во-первых, необходимо научить своего ребенка достаточно четко формулировать свои аргументы “за” и “против” курения. Для этого нужно давать четкую информацию о вреде курения, проигрывать ролевые ситуации, помогающие отказаться от первого опыта табакокурения.

Приглашаются желающие поучаствовать

в игре “''Да'' и '' Нет'' не говорите…”.

   Во-вторых, можно предложить несколько способов отказа от курения в реальных жизненных ситуациях.

Раздать присутствующим подготовленный материал: “51 способ сказать '' Нет'', "Способы отказа от курения", "Факты вреда курения".

   То, что мы сейчас с вами обсудили, касается профилактической работы с ребенком, еще не начавшим курить. А что же делать в том случае, когда родители либо догадываются, либо уверены в том, что ребенок стал курильщиком?

Выслушиваются мнения всех участников заседания.

  Выслушав ваши мнения по данному вопросу, можно утверждать, что часть родителей в случае обнаружения вредной привычки у своего ребенка, применяют к нему меры физического воздействия, проводят беседы, пытаются уговорить бросить эту пагубную привычку. Затем, сдавшись, принимают случившееся как данность: покупают сигареты ребенку сами, либо дают на это деньги, разрешают не прятаться при курении. Мотивировка, как правило, одна: пусть лучше курит нормальные сигареты, чем подбирает “бычки” на улице. Является ли это выходом из положения?

Идет обсуждение, в котором принимает участие психолог, врач.

   Уважаемые родители, чтобы убедить своего ребенка отказаться от курения, нужно не мириться с этим, а бороться. Вполне возможно, что начать придется кому-то с себя, самому попытаться бросить курить. Для этого мы хотим предложить небольшой тест “Бросить-то я могу…”, составленный профессором Горном. Во многих странах в центрах по борьбе с курением его используют врачи, которые должны разобраться, зачем люди курят. Ведь только поняв это, можно избрать подходящий способ, позволяющий отказаться от курения.

Всем желающим раздается тест, остальным предлагается собраться в группы для того, чтобы подготовить антирекламу по курению, с применением слоганов, с использованием ролевых игр.

III. Подведение итогов.

   Проверив себя с помощью тестов, многие обнаружили, что бросить курить непросто, но можно. Писатель Марк Твен говорил: “Ничего трудного бросить курить. Я сам бросал раз двадцать…”. Чтобы нашим детям было проще пройти весь нелегкий путь избавления от вредной привычки, мы предлагаем воспользоваться нашими рекомендациями. (Раздать подготовленный материал).

  Вполне возможно, что кто-то уже прошел путь борьбы с курением и сможет добавить что-то в наши предложения. (Заслушать предложения родителей, врача, психолога,  посмотреть подготовленную антирекламу от совместных детско-родительских групп, видеоролик со стихами  о вреде курения).

   Вот и подошло к концу наше заседание. Очень хотелось бы надеяться, что оно поможет вам активизировать борьбу против курения, чтобы ваши дети смогли найти силы и возможности не поддаваться искушению взять сигарету и затянуться, чтобы к нашим детям нельзя было применить высказывание Карла Линнея, который на заданный ему вопрос, куда бы он определил в своей системе человека, ответил: «Животное, без перьев и курящее».

   Благодарю за внимание и вашу активность, до новых встреч.

Приложение

Правила семейного клуба. 

  • “Здесь и сейчас” - все проблемы не оставляем на потом, а решаем здесь и сейчас.
  • Не перебивать говорящего, дать ему высказаться.
  • Каждое мнение имеет свою ценность и достойно уважения.
  • Запомни: от проблем не уйти, их можно только отодвинуть.
  • Задумайся над тем, что сегодня было увидено и услышано.
  • Выдели и выскажи свои чувства.

Факты вреда курения

  • Если человек начал курить в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет.
  • Начавшие курить до 15 лет в 5 раз чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет.
  • Табачный дым в 4 раза более загрязнен токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля.
  • Один кубический миллиметр табачного дыма содержит до трех миллионов частиц сажи.
  • В табачном дыму насчитывается более 3660 компонентов, многие из которых весьма небезопасны для организма, в частности для сердечно-сосудистой системы, 300 из них - биологические яды.
  • Под воздействием никотина число сердечных сокращений возрастает на 15-20%. Регулярное курение заставляет сердце работать с повышенной нагрузкой, что приводит, в конце концов, к его преждевременному изнашиванию.
  • При длительном непрерывном курении (несколько сигарет подряд) пульс нормализуется лишь через 30 минут. Этот убыстряющий эффект никотина способствует его быстрому проникновению в кровь.
  • В экономически развитых странах мода на курение постепенно проходит. Сейчас в моде спортивный стиль, стройная фигура, регулярные занятия гимнастикой, бодибилдингом, другими оздоровительными процедурами.
  • Курение не модно и не престижно, курение может испортить не только здоровье, но и карьеру; все больше работодателей отказываются принимать на работу курящих.

  Способы отказа от курения.

  • Просто сказать “нет” без объяснения;
  • отказаться и объяснить причины отказа (51 способ отказа от курения);
  • предложить сделать что-то другое взамен предлагаемого;
  • отказаться и уйти;
  • продемонстрировать вариант поведения “заезженная пластинка”- на все уговоры отвечать “нет”, “не буду”;
  • проигнорировать предложение;
  • постараться объединиться с кем-то, придерживающимся твоего мнения;
  • постараться избегать опасных ситуаций.

  Первые дни без сигареты. (Рекомендации)

Итак, наступил намеченный день, и вы больше не курите. Однако первые 5-7 дней нужно выполнять некоторые несложные рекомендации, чтобы отказ от курения протекал легче.

  • Нужно пить больше жидкости: воды, соков, некрепкого чая с лимоном (лимон содержит витамин “С”, который особенно нужен тем, кто бросает курить).
  • Не пейте крепкий чай или кофе – это обостряет тягу к сигарете. Воздержитесь первое время от острых и пряных блюд.
  • В первые дни воздержитесь от курящей компании.
  • В первые дни ешьте больше кисломолочных продуктов.
  • Каждый день съедайте ложку меда – он помогает печени очистить ваш организм от вредных веществ.
  • Физкультура не только помогает отвлечься от курения, но и “очищает” дыхание.
  • Ежедневно принимайте душ.
  • Ломайте психологические привычки: например, курить в определенном месте, в определенное время, после определенных дел и т. д.

Вам придется заводить новые “бездымные” привычки. Для чего нужны эти рекомендации? Для того чтобы в первые же дни как можно быстрее освободить организм от никотина и других вредных компонентов табачного дыма.

Тест “Бросить-то я могу…”

Почему вы курите? (за ответ “иногда” - 5 баллов, за ответ “часто – 4, “от случая к случаю” - 3, “редко”- 2, “никогда”- 1)

А. Чтобы поддерживать себя в форме.

Б. Я держу сигарету в руках, и это доставляет мне удовольствие.

В. Я испытываю удовольствие оттого, что с сигаретой мне легче расслабиться, у меня появляется чувство раскованности.

Г. Я закуриваю, если почему-то расстроен.

Д. Мне не по себе, когда под рукой нет сигареты.

Е. Я курю автоматически, не задумываясь о причинах.

Ж. Курю, чтобы собраться, сосредоточиться.

З. Сам процесс прикуривания сигареты доставляет мне удовольствие.

И. Мне просто приятен запах табака.

К. Я закуриваю, когда волнуюсь.

Л. Когда я не курю, то мне как будто чего-то не хватает.

М. У меня такое ощущение, что я курю одну сигарету: пока старая догорает в пепельнице, я, не замечая, прикуриваю новую.

Н. Когда я курю, мне кажется, что я становлюсь бодрее.

О. Смотреть на дым от сигареты доставляет мне удовольствие.

П. Чаще всего я курю, когда мне хорошо, я спокоен и умиротворен.

Р. Я курю, когда мне скучно и не хочется ни о чем думать.

С. Если я какое-то время не курю, то начинаю испытывать неудержимое желание сделать это.

Т. Иногда случается, что зажженная сигарета у меня в зубах, но я закурил ее автоматически, неосознанно.

Складывайте баллы по следующей схеме и определите группу мотивов:

1-я группа мотивов

  1. А+Ж+Н – мотив стимулирования (то есть вы курите для того, чтобы взбодрить себя, поддержать).
  2. Б+З+О - мотив удовольствия от самого процесса курения.
  3. В+И+П – расслабление, удовольствие, поддержка.

2-я группа мотивов 

  1. Г+К+Р – снятие напряжения, придание бодрости.
  2. Д+Л+С – неконтролируемое желание закурить, психологическая зависимость.
  3. Е+К+Р – привычка.

Результаты могут варьироваться от 3 до 15 очков. Результат от 11 очков и выше говорит о высокой зависимости, 7 и менее очков – о невысокой.

А теперь посмотрим, что же у нас получилось…

Вариант первый: вы набрали суммы очков в 1 группе. Это значит, что ваша зависимость от табака скорее психологического, чем физиологического характера. В принципе, держа, перебирая в руках что-то более “безопасное” чем сигарета (карандаш, ручка, четки…), вы легко могли бы избавиться от курения. Шансы, что это вам будет сделать нетрудно, высоки.

Вариант второй: дело принимает более серьезный оборот, если вы получили высокие баллы во второй группе. Если вы действительно хотите бросить курить, то важно подумать над тем, чем же на самом деле помогает вам курение, и попытаться заменить эту привычку. Для этого достаточно может оказаться лишь усилия воли. Но не стоит отказываться и от других средств. Надеемся, что этот тест поможет вам понять, почему вы курите и определить ситуации, когда табак, как вам кажется, необходим. Если вы решили отказаться от курения и подобные ситуации возникнут, вы должны быть готовы к тому, чтобы справиться с этой привычкой, преодолеть себя. Нужно быть готовым и к чувству нехватки сигарет, к тому, что особенно сначала, вам придется нелегко.

Сейчас применяется много способов избавления от курения. Но важно помнить, что в любом случае успех будет зависеть, прежде всего, от воли того, кто решил бросить курить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Курить или не курить? Вот в чем вопрос!» (Классный час, с использованием здоровьесберегающих технологий).

Классный час «Курить или не курить? Вот в чем вопрос!»направлен на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредной привычки. В ходе классного часа учащи...

курить или не курить-решай сам!

классный час для среднего возраста воспитанников детских домов...

Памятка для родителей "Как помочь ребёнку бросить курить?"

В помощь родителям  в борьбе с курением детей....

Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Курить или не курить"( 7 класс)

Материал представляет собой разработку урока развития речи на тему " Подготовка к сочинению-рассуждению "Курить или не курить". Подробно рассматривается вопрос об алгоритме работы над  рассуждени...

Диспут «Курить или не курить – личное дело каждого?»

Диспут проводился в 10 классе по результатам анкетирования. Данные анкет были представлены в виде презентации....

Если Ваш ребёнок начал курить.

Несколько советов родителям, чьи дети начали курить....