Мастер-класс "Добро и зло"
методическая разработка (психология, 8 класс) на тему

Шибалова Вера Евгеньевна

данное занятие предназначено для формирования духовно-нравственных качеств обучающихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro_i_zlo.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Шибалова Вера Евгеньевна педагог-психолог МБОУ «СОШ с.Орлик»

Занятие на тему: «Добро и зло в современном мире»

Цель: Формирование представлений у школьников о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за совершенное.

Задачи: 

Образовательная - познакомить с основными  понятиями: добро и зло,  учить аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Развивающая – развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Воспитательная – создать условия для стремления делать добро, не делать зла, умение быть благодарным.

Оборудование: 5 фишек, 5 пазлов с заданиями, видеоролик, презентация, весы, 5 шляп разного цвета, раздаточный материал, ручки, маркеры, сердечки по количеству детей.

1.Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки.

 Дружно за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся.

-Посмотрите, как стало светло от ваших добрых улыбок!

- Я попрошу каждого из вас представить своего соседа справа. Это можно сделать ярко, нестандартно,  творчески.

(дети рассаживаются за столы –5 групп по 4 человека)

-Вашему вниманию я хочу предложить видеоролик

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно делать так:

На рассвете встать-

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

-Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

-Да, мы будем говорить о добре и зле.  Тема нашего занятия «Добро и зло в современном мире». А эпиграфом к классному часу станут слова Л.Н.Толстого:  «Есть только один способ положить конец злу - делать добро злым людям».

-Как вы понимаете эти слова?

-Как вы понимаете слово «добро»?

-А как можете объяснить значение слова  «зло»?

-Да, ребята, «добро» – это, что честно, полезно, служит сохранению и развитию жизни, все, что помогает человеку и природе, дает им пользу. А «зло»- всегда уничтожение, подавление, унижение. Оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга.

Игра «Ассоциации».

-Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом добро и со словом зло. Запишите их, пожалуйста, на листочки.  А теперь давайте посмотрим, чего больше в современном мире – добра или зла? Для этого мы положим их на разные чаши весов и посмотрим, какая из них перевесит.

(Дети пишут на листочки слова и, озвучивая их,  кладут  на весы).

-Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

-А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

-Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как вы понимаете  смысл этой притчи? Какого волка кормите вы?

( ответы 2-3 детей)

- Кто-то из великих сказал, что бой между добром и злом уже давно выигран. Человеку осталось лишь определиться  - на чьей он стороне.

           -Ребята,  вы определились, на чьей вы стороне? Какие добрые дела можем сделать? Кому нужна наша доброта? (Старикам, детям, животным, растениям, другим людям)
-А у меня добро ассоциируется с сердцем. Ведь недаром существуют такие понятия как «доброе сердце», «сердечный человек».

-Я предлагаю вам задания, выполнив которые, вы сможете сложить интересный пазл.

  • Задание «Сложи пазлы». Пяти группам даются задания, выполнив которые они складывают пазлы в виде сердца.

1. Записать правила доброты.

2. Соединить начало и конец пословицы.

3. Разгадать кроссворд по теме «Доброта».

4. Нарисовать лицо злого и доброго человека.

5. Золотая рыбка выполнит три желания (1- для страны, 1 для семьи,1- для себя). Озвучьте эти желания.

- Спасибо, ребята. У вас получилось доброе и красивое сердце.

Физкультминутка

Становитесь в круг опять,

Будем в солнышко играть.

Мы веселые лучи

Мы резвы и горячи.

1, 2, 3, 4- раздвигайте руки шире!

1,2- вперед нагнуться,

3,4- быстрей чуть-чуть.

Приподняться, подтянуться,

Глубоко потом вздохнуть.

Солнце вышло из-за тучки

Мы протянем к нему ручки.

Руки в стороны потом

Мы пошире разведем.

Мы окончили разминку-

Отдохнули ножки, спинки.

  • Задание «Три Д» (друг для друга). 

       - Придумайте доброе пожелание  для любой группы и озвучьте его.

  • Задание  «Закончи притчу».

-Ребята, послушайте, пожалуйста, одну притчу.

        «Однажды Добро пришло к Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но, ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало:…»

-Что могло сказать Добро? Закончите притчу своими словами.

-А сейчас послушайте, как заканчивается притча:

«Что-то сахар у вас не очень сладкий, вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.

-Ребята, не правда ли, смысл этой притчи подтверждаются словами нашего эпиграфа.

Рефлексия «5 шляп».

-У вас на столе шляпы. Все они разного цвета. В связи с тем или иным цветом, поделитесь со мной своими мыслями.

Синяя шляпа - мыслим фактами.

-Что было для вас сегодня новым?

Желтая шляпа - мыслим позитивно

-Что было хорошо? Полезно? Познавательно? Интересно?

Черная шляпа - критикуем

-С чем вы не согласны? Что хотели бы изменить?

Красная шляпа -  выражаем эмоции

-Какое эмоциональное состояние вы пережили на уроке? (грусть, радость, обиду, удивление, интерес, раздражение)

Зеленая шляпа - проявляем творчество

-Вспомните пословицы, поговорки, афоризмы о добре.

Заключительное слово учителя:

-Дорогие ребята, на прощание я хочу выразить вам признательность  за работу и подарить вам  частичку своего сердца.

Как научиться доброте?

Ответ простой – она везде:

В улыбке доброй и в рассвете,

В мечте и в ласковом привете.

По всей земле добра частицы,

Их надо замечать учиться

И в сердце собирать своем,

Тогда не будет злобы в нём.