"Протяни руку помощи-подари жизнь ребёнку"
материал по психологии по теме

Голева Александра Валерьевна

Просветительская психоло-педагогическая программа "Протяни руку помощи - подари жизнь ребёнку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_roditelskiy_vseobuch_po_suitsidu_na_konkurs_1.rar100.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №38

Просветительская

 психолого-педагогическая

программа

 родительского всеобуча

"Протяни руку помощи -

подари жизнь ребёнку" 

Автор:

Голева Александра Валерьевна,

педагог-психолог

г.Сургут

2013 г.

Содержание

 I Введение

1. Пояснительная записка....................................................................................   3

2. Цели и задачи .....................................................................................................6

3. Научные, методологические и методические обоснования программы.............................................................................................................   7

4. Используемые  методики, технологии, инструментарий................................9

5. Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе...........9

6. Права участников программы............................................................................9

7. Требования к знаниям и умения специалистов................................................9

8. Ресурсное обеспечение.....................................................................................10

9. Этапы и сроки реализации программы ..........................................................11

10. Ожидаемые результаты реализации программы..........................................12

11.Система организации контроля за реализацией программы........................12

12. Критерии оценки достижения планируемых результатов...........................12

II Основная часть

1. Учебно-тематический план..............................................................................14

2. Содержание программы....................................................................................18

III Заключительная часть

1. Сведения об апробации программы................................................................24

2. Информационное обеспечение  программы...................................................25

3. Приложение........................................................................................ ...............25

Пояснительная записка

 «Сколько-нибудь успешная воспитательная  работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей»

В.А. Сухомлинский.

Самое важное в жизни каждого человека – жизнь его ребенка. Горе родителя, пережившего смерть сына или дочери не сравнить ни с каким другим. Еще страшнее, когда подросток сам сделал такой выбор.

По данным отчёта Детского фонда ООН за 2008-20013 увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей (от 10 до 18 лет). Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. 

В  Ханты-Мансийском автономном округе за 2012 год совершено 154 суицидальные попытки, 7 из них завершились смертью подростков. В городе Сургуте за 2012 год совершены 33 суицидальные попытки, 2 из них – со смертельным исходом.

В связи с актуально стоящей проблемой подросткового суицида, как на   мировом, федеральном, так и на региональном уровне создаются нормативно-правовые акты, регулирующие работу различных структур по предотвращению саморазрушающего поведения подростков:  письма Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86 «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков»; от 29 мая 2003 г. №03-51-102 ин 22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков»;

В образовательных учреждениях города организована работа по профилактике суицидальных намерений у детей и подростков. Мероприятия проводятся в разнообразных формах: классные часы, акции, семинары, групповые занятия, интерактивные игры, дискуссии, круглые столы, собрания. Участниками являются учащиеся 1-11-х классов, родители, педагоги.

Выбор вида программы (просветительская) обусловлен широким спектром проблем, обострившихся в настоящее время. Это и проблема сохранения и укрепления психического здоровья старшеклассников, конфликты с взрослеющими детьми, постыдные методы воспитания, подростковая влюбленность, некомпетентность в вопросах воспитания педагогов и родителей, «кризис» семьи, снижения воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей.

В настоящее время усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка,  снизился  уровень педагогической культуры родителей. Семьи, в которых случился  суицид, характеризуются сложными эмоциональными отношениями, формальной заинтересованностью родителей судьбой детей, занятостью личными проблемами. В 70% случаев причинами суицида несовершеннолетних являются внутренние проблемы самого ребенка, которые вовремя не увидели родители, окружение, в том числе и педагоги. Ситуация осложняется ростом числа деструктивных молодежных группировок, которые нередко пропагандируют суицидальное поведение среди несовершеннолетних.

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку,  когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка через родительский всеобуч.

Актуальность данной формы работы обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка); со спецификой процесса его личностного становления; с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения. Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более  продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.

Программа ориентирована на родителей обучающихся 7-9 классов, как самых "кризисных" в суицидных проявлениях, но может быть использована в работе и с родителями обучающихся всех возрастных групп.

        

В соответствии с вышеизложенными  проблемами сформулирована тема программы родительского всеобуча: «Протяни руку помощи -

подари жизнь ребёнку».

Цель программы: создание и реализация комплекса психолого–педагогических условий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в вопросах суицидальных проявлений.

Задачи: 

  • познакомить родителей с причинами, признаками и характером подросткового суицида;
  • расширить знания родителей о возрастных особенностях психики подростков;
  • сформировать умения и выработать навыки ведения конструктивного диалога родителей с несовершеннолетними;
  • обеспечить трансляцию родителями детям ценностного отношения к человеческой жизни.

Научные, методологические и методические основания программы

        

        Проблема суицида — одна из самых острых социально-психологических проблем современного мира. В начале 20 - го века австрийский психиатр Зигмунд Фрейд создал первую психологическую теорию суицида. В ней он подчеркнул роль агрессии, направленной на самого себя. Зло, заложенное в самой природе человека на уровне инстинктов, тем не менее, уживается в нем с позитивными и созидательными силами любви – тезис, который определил Фрейд в своих поздних работах. Фрейд выдвинул теорию инстинкта смерти, согласно которой каждый человек предрасположен к самоуничтожению, и в некоторых случаях, когда воедино сводится ряд обстоятельств и факторов, это приводит к самоубийству. Но этому инстинкту противостоит желание жить. Таким образом, деструктивные и конструктивные тенденции личности пребывают в постоянной борьбе. У одного человека побеждает инстинкт жизни – и он живет, а другой сдается смерти. Американский психиатр Карл Мениннгер детально разработал идеи Фрейда. Им было предложено, что все суициды имеют в своей основе три взаимосвязанных бессознательных причины: месть/ненависть (желание убить), депрессия/безнадежность (желание умереть) и чувство вины (желание быть убитым).
        Одним из основателей современной теории суицида является Эдвин Шнейдман, им описано несколько наиболее серьезных характеристик суицидальных проявлений, к которым включается чувство невыносимой душевной боли, чувство изолированности от общества, ощущение безнадежности и беспомощности, а также мнение, что только смерть является единственным способом решить все проблемы.

        Большинство ученых, работающих в области социологии, верят, что социальная структура и жизненные ценности могут оказывать существенное влияние на рейтинг суицида. Французский социолог Дюркгейм доказал, что рейтинг самоубийств напрямую связан с социальной интеграцией человека,  то есть степенью, согласно которой индивид чувствует себя частью большой группы. В своих трудах он подчеркивает, что каждое государство имеет свой средний уровень самоубийств, обосновывает возрастание уровня суицидов в обществе в периоды экономических и политических потрясений;
связывает уровень суицидов с нарушенными социальными, традиционными семейными связями; обосновывает зависимость уровня самоубийств от религиозных традиций общества, особенностей культуры и обычаев.

        Комплекс основных направлений программы определяют ее методологические и методические основания.

Методологический базис программы: 1) диалектика процесса познания, рассматривающая процессы и явления во всеобщей связи, целостности и единстве, причинной обусловленности явлений; 2)  теория развивающего обучения, законы динамического развития личности, в основе которых лежит принцип социализации и гуманизма; 3) психологическая теория деятельности, опирающаяся на стадии развития психических функций.

Психологической составляющей  базиса программы являются фундаментальные положения о единстве личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы и идеи отечественной психологии об опосредствовании внутренних условий внешними условиями развития личности (А.Н. Леонтьев), об опосредствовании внешних воздействий на личность внутренними условиями (С.Л. Рубинштейн), о личности как субъекте жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), представления о личности как системе жизненных дилемм (Э.Фромм, А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк, О.В. Немиринский).

         В психологии самоубийства большое значение имеет феномен одиночества (к примеру, в бездетных семьях и среди одиноких людей людей выше уровень;
- значительная роль принадлежит подражанию и следованию модели поведения, навязанной извне (массовые самоубийства вслед за гуру в сектах);
- в государствах, где мало ценится индивидуальность, легче отдать жизнь за общую идею.

        Представители различных научных школ и направлений (психодинамического, гуманистического, когнитивного, экзистенциального и др.) указывают на различные причины и особенности протекания одиночества. В отечественной науке феномен одиночества рассматривали в философском (Ачильдиев И.М., Старовойтова Л.И.), философско-социологическом (Тихонов Г.М., Пузанова Ж.В.), социологическом (Черепухин Ю.М., Куртиян С.В.) направлениях.

Все исследователи сходятся на том, что одиночество, в самом общем приближении, связано с негативным переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания.

Используемые методики, технологии, инструментарий

        Для реализации программы были использованы методики "Социологический опрос с целью изучения отношения населения  к суицидальному поведению в обществе" (анкета для взрослых), "Социологический опрос с целью изучения отношения обучающихся  к суицидальному поведению в обществе"(анкета для детей подросткового и юношеского возраста) "Анкета для родителей" вопросы, которой  помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с  ребёнком.

Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе

         Критерием ограничения на участие в программе служат количественные показатели участников тренингов (до 15 человек).

Права участников программы

         Соблюдение «Этического кодекса» психолога является гарантом в обеспечении прав участников программы по направлениям: первоочередного права родителей на воспитание детей (родители

в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье

и благополучие своих детей); достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др. факты); практико-ориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практико-ориентированной, доступной для использования в жизни); взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей); системности воспитательных воздействий на ребёнка; преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка.

Требования к знаниям и умениям специалиста при реализации программы

Психологу, педагогу реализующему программу необходимо иметь:

1. Навыки эффективного общения (умение устанавливать контакт, слушать и говорить, выражать свои чувства и эмоции, сопереживать);

2. Хорошо ориентироваться в школьной ситуации, знать ее особенности и учитывать их в построении практических гипотез;

3. Навыки организации группы взрослых на совместную деятельность и общение;

4. Технологические, интерпретационные и аналитические умения;

5. Навыки нейтрального, безусловного, уважительного, заинтересованного поведения и творческого мышления в разрешении конфликтных ситуаций, жизненных проблем;

6. Умение выстраивать отношения, прогнозировать межличностные ситуации.

Среди личностных черт имеют особое значение: ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, оптимизм, чувство юмора.

Ресурсное обеспечение, необходимое для эффективной реализации программы

Предполагается наличие следующих видов ресурсов:

- кадровые ресурсы: педагоги школы, имеющие высшее профессиональное образование;

- материально-технические ресурсы: помещение (актовый зал школы либо класс), мультимедийное оборудование, компьютер, интерактивная доска;

- организационные ресурсы: проведение родительских собраний;

- мотивационные ресурсы: система морального поощрения специалистов, педагогов, участвующих в реализации программы, возможность повышения квалификации (курсы, семинары, дистанционная самообразовательная деятельность по данной тематике);

- информационные ресурсы (собрана и пополняется библиотека методической литературой; накоплен   и используется дидактический материал: собственные методические разработки, сценарии, карточки     с заданиями; обучающие материалы на электронных носителях; видеоролики, фильмы);

- информационные ресурсы: библиотека, интернет ресурсы, средства массовой информации научно – методические журналы, образовательный и официальный сайты школы.

Этапы и сроки реализации программы:

№ п/п

Этап

Содержание

Сроки

Ответственный

Подготовительный

  1. Информирование родителей

 о реализации программы.

2. Проведение общешкольного родительского собрания «Суицидальное поведение детей и подростков». Проведение социально-психологического мониторинга среди   родителей.

сентябрь 2013

Педагог-психолог

Классные руководители

Практический

  1. Проведение тренингов «Жизнь».

Октябрь 2013 – апрель 2014

Педагог-психолог

  1. Организация работы дискуссионного клуба.

Октябрь 2013 – апрель 2014

Педагог-психолог

Аналитический

1.       Анализ результатов реализации программы.

  1. Определение перспектив программы родительского всеобуча.
  2. Распространение и обобщение опыта реализации программы.

Май 2014

Педагог-психолог, завучи

 по УВР

Программа рассчитана на 1 учебный год. Реализация программы осуществляется в групповой форме. Формы занятий: мини-лекции, семинар-практикум, тренинг, дискуссия, круглый стол.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • повышение психологической компетентности родителей в вопросах профилактики суицидального поведения детей и подростков, умение конструктивно взаимодействовать в стрессовых ситуациях;
  • повышение педагогической культуры родителей, раскрытие творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка;
  • создание памятки родителям подростков по профилактике суицидальных проявлений;
  • создание стенда в школе на тему "Жизнь как чудо";
  • информирование на сайте школы родительской общественности по итогам проведённого всеобуча в форме родительских заметок-впечатлений;

Система организации контроля за реализацией программы

        Организационное сопровождение программы осуществляет администрация школы. Главными исполнителями программы является творческое объединение педагогов-психологов и классных руководителей.

        Контроль проводится на всех этапах реализации программы.

Направления контроля:

- предварительный контроль - осуществляется на организационном этапе, непосредственно перед началом осуществления практической деятельности с целью проверки готовности к реализации мероприятий программы;

-текущий контроль – проводится ежеквартально весь период реализации программы с целью анализа выполнения плана программных мероприятий;

- итоговый контроль - проводится на аналитическом  этапе после завершения реализации программных мероприятий  с целью оценки  качества реализации программы и ее эффективности.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Оценка эффективности реализации программы         осуществляется на основе оценочных показателей – количественных и качественных.

Количественные показатели:

-количество проведенных запланированных мероприятий, семинаров-практикумов, тренингов, заседаний дискуссионного клуба;

-количество родителей, регулярно участвующих в деятельности школьных мероприятий по программе родительского всеобуча;

-количество изданных методических пособий суицидальной направленности.

Качественные показатели:

-повышение педагогической культуры родителей;

-создание открытой социально-педагогической системы в образовательном учреждении, стремящейся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию с родителями и общественностью;
-создание в образовательном учреждении информационного пространства для родителей и общественности;

-показатели социальной адаптации (развитие коммуникативных способностей у родителей, активность участников всеобуча);

- показатели общественного мнения (уровень удовлетворенности участников, заинтересованность, отклик в СМИ);

-технологические показатели (уровень организации мероприятий, профессионализм сотрудников).


Учебно-тематический план

Тема

Цели и задачи

Характеристика форм занятий

Количество часов

Оборудование

1

«Суицидальное поведение детей и подростков»

(общешкольное родительское собрание)

Цель: Обозначить актуальность проблемы подросткового суицида.

Задачи:

  • Провести анкетирование

"Знаем ли мы своих детей? "

"Отношение к суицидальному поведению"

Общешкольное родительское собрание.

Актуальность проблемы детского суицида. Статистика суицидальных попыток.. Анкетирование: Знаем ли мы своих детей? Отношение к суицидальному поведению.

Приглашенные лекторы: специалисты Сургутского психо-неврологического диспансера, Центра медицинской профилактики.

2 часа

Информационные буклеты, презентация, медиа-оборудова-ние, бланк анкеты

2

"А какой он подросток?"

(семинар-практикум)

Цель: Информировать родителей о возрастных особенностях подросткового возраста.

Задачи:

  • выработать новые навыки ведения конструктивного диалога с подростком, (обучение технике активного слушания);
  • научиться способам эффективной коммуникации для поддержания диалога с подростком ( обучение технике «Я-сообщение»); 
  • ознакомить участников семинара с результатами анкетирования

Семинар-практикум (мини-лекция "А какой он подросток?", возрастные особенности подросткового периода

 (техника погружения), упражнения «Чтобы сохранить детскую жизнь…»

(выработка новых навыков ведения конструктивного диалога с подростком, обучение технике активного слушания), упражнение «Свободный микрофон»

( рефлексия взаимоотношений родитель-ребенок), упражнение «Скорая помощь ребенку»

(научиться способам эффективной коммуникации для поддержания диалога с подростком, бучение технике «Я-сообщение»)

2 часа

слайдовая презентация, музыка для создания фона, фломастеры (ручки) по количеству участников, памятка для родителей, бланки анкеты обратной связи.

3

«Жизнь »

Тренинг

Цель: способствовать повышению психолого-педагогической грамотности в вопросах суицида

  • познакомить с понятием "суицид", видами, признаками и причинами суицидального поведения.

Тренинг.

Понятие «суицид». Виды, признаки и причины суицидального поведения. Возрастные особенности суицидального поведения.

2  часа

презентация, медиа-

оборудование

4

 Дискуссия "Школьные проблемы"

(заседание дискуссионного клуба)

Цель: выявить знания родителей о причинах совершения несовершеннолетними 

суицидальных попыток.

Задачи:

  • выявить круг школьных  проблем возникающих в подростковом возрасте

Дискуссия  "Школьные проблемы", мозговой штурм "Суицид"   (выявление знаний родителей о причинах совершения несовершеннолетними 

суицидальных попыток (выслушиваются и обсуждаются ответы родителей).

2 часа

Памятка для родителей

5

«Жизнь»

Тренинг

Цель: способствовать приобретению родителями навыка оказания психологической помощи подростку в семье.

Задачи:

  • переориентировать  родительские позиции и взгляды на детско-родительские отношения, избавление от стереотипов.

Тренинг.

Школьные проблемы – как причина суицида. Оказание психологической помощи ребенку в семье

2 часа

презентация, медиа-оборудова-ние

6

Дискуссия "Проблемы

в семье"

(заседание дискуссионного клуба)

Цель: выявить знания родителей о причинах совершения несовершеннолетними 

суицидальных попыток.

Задачи:

  • выявить круг проблем в семье возникающих в подростковом возрасте;

 Выявление знаний родителей о причинах совершения несовершеннолетними 

суицидальных попыток (выслушиваются и обсуждаются ответы родителей).

2 часа

Памятка для родителей

7

«Жизнь »

Тренинг

Цель: способствовать повышению психолого-педагогической грамотности в вопросах взаимодействия детей и родителей.

Задачи:

  • рассмотреть способы и пути влияния на внутрисемейные актуальные ситуации;
  • рассмотреть конструктивные способы разрешение конфликтов.

Взаимодействие детей и родителей в семье. Конструктивное разрешение конфликтов.

2 часа

презентация, медиа-оборудова-ние

8

Тренинг "Безопасность

 в сети интернет"

Цель: способствовать формированию у родителей понятия о принципах безопасного поведения в сети.

Задачи:

  • способствовать формированию навыка правильного реагирования на опасности в сети Интернет;
  • помочь определить основные виды опасности, подстерегающие детей в сети Интернет.

Тренинг "Безопасность в сети интернет", (выявление знаний родителей о причинах совершения несовершеннолетними 

суицидальных попыток.

2 часа

Памятка для родителей

9

Дискуссия

 "Алкогольная

и наркотическая зависимость"

(заседание дискуссионного клуба)

Цель: выявить знания родителей о причинах совершения несовершеннолетними 

суицидальных попыток.

Задачи:

  • выявить уровень информированности родителей

о влиянии алкогольной и наркотической зависимости на частоту суицидальных попыток;

  • сформировать памятку выявления  признаков алкогольной и наркотической зависимости

Дискуссия " Алкогольная и наркотическая зависимость", (выявление знаний родителей о причинах совершения несовершеннолетними 

суицидальных попыток (выслушиваются и обсуждаются ответы родителей).

 

2 часа

Памятка для родителей

10

«Рука помощи»

(круглый стол)

Цель: Обсуждение и выработка технологий профилактики суицида.

Задачи:

  • Поиск путей решения проблемных ситуаций;
  • Формирование позитивных установок у родителей;

Круглый стол. Обсуждение технологий профилактики суицида

2 часа

Буклеты, рекомендации, слайдовая презентация


Содержание программы

I этап Подготовительный (мотивационный ) (2 часа)

Информирование родителей о реализации программы на общешкольном родительском собрании. Озвучивается актуальность проблемы детского суицида, статистика суицидальных попыток. Проводится  анкетирование: «Знаем ли мы своих детей?», «Отношение к суицидальному поведению» (приглашенные лекторы: специалисты Сургутского психо - неврологического диспансера, а так же центра медицинской профилактики).

 II этап Практический (18 часов)

Семинар-практикум «А какой он подросток?» (2 часа)

Информируем на мини-лекции "А какой он подросток?", возрастные особенности подросткового периода (техника погружения), упражнения «Чтобы сохранить детскую жизнь…», ознакамливаем участников семинара с результатами анкетирования «Знаем ли мы своих детей?», «Отношение к суицидальному поведению».  

Выработка новых навыков ведения конструктивного диалога с подростком, (обучение технике активного слушания), упражнение «Свободный микрофон» (рефлексия взаимоотношений родитель-ребенок), упражнение «Скорая помощь ребенку»; обучаем способам эффективной коммуникации для поддержания диалога с подростком  обучение технике «Я-сообщение»).

Тренинг «Жизнь» (2 часа)

Цель: способствовать приобретению родителями навыка оказания психологической помощи подростку в семье.

Задачи:

переориентировать  родительские позиции и взгляды на детско-родительские отношения, избавление от стереотипов.

• Организационный – ориентация в специфике тренинга как метода, первичная диагностика ожиданий участников; выявление и коррекция мотивации участников.

• Второй этап – самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы; создание в группе такой атмосферы, которая способствовала бы самопознанию и самопроявлению; дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения;

• Третий этап – переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии; расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого; формирование чувствительности к невербальным средствам общения; отработка эффективных средств общения.

• Четвертый этап – проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения; отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного общения;

• Пятый этап – рефлексия изменений, происшедших в участниках группы за время тренинга; прогнозирование будущих жизненных планов участниками группы.

Дискуссия «Школьные проблемы» (заседание дискуссионного клуба)

 (2 часа)

  Цель: выявить знания родителей о причинах совершения несовершеннолетними суицидальных попыток.

Задача: выявить круг проблем в семье возникающих в подростковом возрасте.

Используется форма дискуссии «Аквариум». (Этот вид дискуссии обычно применяют при обсуждении противоречивых подходов, конфликтов, разногласий).
«Аквариум» интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления и отстаивания своей позиции, её аргументации.
Включённость всех участников достигается благодаря участию каждого в начальном обсуждении, после чего группа следит за работой и поддерживает связь со своим представителем. Узкий круг выступающих (5-6 человек) даёт возможность сосредоточиться на основных позициях)
Подготовительный этап. 

Психолог представляет проблему, делит родителей на группы. Обычно группы располагаются по кругу. Участники выбирают представителя, который будет позицию их группы представлять всем участникам.
Ход обсуждения

Группам даётся время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения. Психолог просит представителей групп собраться в центре зала, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от неё указаниями. Кроме представителей, никто не имеет права высказываться, однако участникам группы разрешается передавать указания своим представителям с помощью записок. Остальные участники – это активные наблюдатели и аналитики, они отмечают (можно фиксировать письменно) наиболее яркие и аргументированные выступления, чёткость мыслей и позиции в целом, умение слушать оппонентов и задавать уточняющие вопросы, способность аргументированно отвечать на поставленные вопросы, умение убеждать и т.д. Психолог может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций.

«Аквариумное» обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении установленного времени, либо после достижения решения и как результат составляется памятка для родителей.

Тренинг «Жизнь» (2 часа)

Цель: способствовать приобретению родителями навыка оказания психологической помощи подростку в семье.

Задачи:

переориентировать родительские позиции и взгляды на детско-родительские отношения, избавление от стереотипов.

• Организационный – ориентация в специфике тренинга как метода, первичная диагностика ожиданий участников; выявление и коррекция мотивации участников.

• Второй этап – самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы; создание в группе такой атмосферы, которая способствовала бы самопознанию и самопроявлению; дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения;

• Третий этап – переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии; расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого; формирование чувствительности к невербальным средствам общения;

• Четвертый этап – проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения; отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного общения;

• Пятый этап – рефлексия изменений, происшедших в участниках группы за время тренинга; прогнозирование будущих жизненных планов участниками группы.

Дискуссия «Проблемы в семье» (заседание дискуссионного клуба)

 (2 часа)

Используется форма дискуссии «Вертушка».

Суть этой формы в том, что участники обсуждают тему или проблему в микрогруппах сменного состава (на разных этапах дискуссии, в разных группах), одновременно разбирается несколько основных вопросов по теме. Не менее важно, чтобы каждый участник оказался в позиции ведущего, это помогает занять активную позицию, осознанно относиться к процессу обсуждения, определить свою позицию. При этой технологии на каждом этапе участники отмечают лидеров обсуждения, это позволяет по окончании обсуждения выявить лидеров группы, а при необходимости – сделать их организаторами в реализации планов, намеченных группой.
1-й этап. Подготовительный

Психолог даёт вводную информацию, обозначает тему обсуждения. Предлагает четыре направления решения проблемы или четыре аспекта темы дискуссии, объясняет правила проведения обсуждения и руководит размещением участников за столами.

2-й этап. Вертушка

Определившиеся на подготовительном этапе четыре группы в течение 5-10 минут высказывают идеи, суждения.
Затем группы расходятся, каждый участник переходит в соответствии с маршрутным листом оказывается за другим столом, где с ним садятся по одному представителю из других групп здесь они совместно обсуждают второй аспект (новый для всех участников), который написан на листе стола, куда они переместились. Об суждение занимает 5-7 минут.
За каждым столом участники дают оценку своим коллегам, выставляя на маршрутном листе е колонке «Номер лучшего выступления» один или два номера участников (в том числе можно свой), которые были наиболее активны и содержательны в выступлениях на этом этапе.
Следующих два перехода повторяют предыдущий, участники обсуждают ещё два новых для них аспекта проблемы (или вариантов решена проблемы).

3-й этап. Итоговый

На последнем, четвёртом переходе участник оказываются за теми столами, где они начинали обсуждение. Здесь они обобщают предложена всех групп, систематизируют их, отмечают альтернативные позиции и наиболее интересные идеи, оформляют выводы по своему аспекту (или проекту), готовятся выступать перед группой с памяткой для родителей.

Тренинг «Жизнь» (2 часа)

Цель: способствовать повышению психолого-педагогической грамотности в вопросах взаимодействия детей и родителей.

Задачи: рассмотреть способы и пути влияния на внутрисемейные актуальные ситуации; рассмотреть конструктивные способы разрешение конфликтов.

• Организационный – ориентация в специфике тренинга как метода, первичная диагностика ожиданий участников; выявление и коррекция мотивации участников.

• Второй этап – самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы; создание в группе такой атмосферы, которая способствовала бы самопознанию и самопроявлению; дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения;

• Третий этап – переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии; расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого; формирование чувствительности к невербальным средствам общения; отработка эффективных средств общения.

• Четвертый этап – проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения; отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного общения;

• Пятый этап – рефлексия изменений, происшедших в участниках группы за время тренинга; прогнозирование будущих жизненных планов участниками группы.

Тренинг «Безопасность в сети интернет» (2 часа)

Цель тренинга:

способствовать формированию у родителей понятия о принципах безопасного поведения в сети.

Задачи : помочь определить основные виды опасности, подстерегающие детей в сети Интернет, способствовать формированию навыка правильного реагирования на опасности сети Интернет, определить культуру поведения в Интернет (самому не создавать спорные опасные ситуации), научить различать общественные и личные страницы сети.

Тренинг проводится с использованием стратегии У.Диснея или стратегии мыслительных стульев.

Ожидаемые результаты: родители узнают о правилах безопасного поведения в сети и полученные знания будут использовать в жизни, придет понимание того, что культура Всемирной сети напрямую зависит от личной культуры каждого из нас.

Дискуссия «Алкогольная и наркотическая зависимость» (заседание дискуссионного клуба) (2 часа)

Используется форма дискуссии «Критики, мечтатели, реалисты»

Это групповое обсуждение и разработка новых идей и предложений. Проводится опрос общественного мнения по данной теме, собираются реальные и нереальные предложения, высказываются критические замечания, что в результате помогает более чётко представить саму идею, её актуальность и значимость, наметить пути реализации.
Ход обсуждения. 

Психолог выступает с идеей, настраивает на совместное обсуждение, объясняет правила работы. Участники делятся на три группы (способ разбивки – произвольный). Каждой группе определяют роль и задачи этой роли.
Группе критиков – жёсткая критика идеи, обнаружение и раскрытие её слабых сторон, возможные трудности в реализации и т.д.
Группе мечтателей – генерализация самых невероятных и даже несбыточных вариантов развития идеи, развитие её отдельных направлений, построение перспектив осуществления, прогнозирование областей, где она может реализовываться, людей, которые могут помочь в её реализации и т.д.
Группе реалистов – как можно реализовать идею, какие средства (денежные, технические, люди, связи) нужно для этого вложить и задействовать, реальные трудности, которые мешают развитию идеи и т.д.

На основном этапе.

Группы внутри обсуждают идею с заданных им ролей.

Выступление группы «Мечтателей» (5-7 мин.), которое затем обсуждают группы «критиков» (критикуют предложения, показывают слабые идеи и т.д.) и «реалистов» (анализируют идеи, доказывают, какие из них и как можно воплотить и т.д.),

Выступление группы «Критиков» с последующим обсуждением другими группами. Последними выступают «Реалисты».

Этап коллективного анализа.

Каждая группа обсуждает новые идеи и предложения, замечания и критику и, используя самые, с её точки зрения, интересные идеи и предложения, оглашает окончательный проект.

Выступление представителей от каждой группы с окончательным проектом памятки для родителей.

Круглый стол «Рука помощи» (2 часа)

Цель: Обсуждение и выработка технологий профилактики суицида.

Задачи: поиск путей решения проблемных ситуаций; формирование позитивных установок у родителей;

Обсуждение технологий профилактики суицида. Информирование родителей о существующих способах профилактики суицидальных проявлений, создание совместной памятки "Рука помощи".

III этап Аналитический

 Анализ результатов реализации программы. Определение перспектив программы родительского всеобуча. Распространение и обобщение опыта реализации программы.

Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения

Учитывая актуальность проблемы  и потребность учебного учреждения в данном виде работы с родителями была сформирована программа родительского всеобуча "Подари жизнь ребёнку - протяни руку помощи" в 2013 году и планируется её апробация в 2013-2014 учебном году. Поэтому отзывы участников и администрации будут получены по окончанию проведения программы.

Иформационное обеспечение образовательной программы

Список литературы

  1. Алферов А.Д. Психология развития школьника. – Ростов-на-Дону. 2000.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?: Изд. Сфера; М.: - 2003.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?: АСТ, Астрель; М.: - 2008.
  4. Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико – психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2005.
  5. Куличковская Е. В., Степанова О. В. Это горькое слово «Развод». Психологическая работа с детьми, переживающими развод родителей. – М.: Генезис, 2010.
  6. Куртышева М. А. Как сохранить психологическое здоровье семьи. – СПб.: Питер, 2007. – 288 с. 4.
  7. «Когда тебя понимают» (рекомендации родителям подростков, склонных к суициду). - г.Ханты-Мансийск: БУ ХМАО-Югры для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», 2010
  8. Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. – М., 2002.
  9. Медведева И.Я. Книга для трудных родителей. – М., 1994.
  10. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2002 г.
  11. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. – М., 1990.
  12. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. – М., 1988.
  13. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2003.
  14. Панков Д.Д., Румянцев А.Г., Тростанецкая Г.Н. Медицинские и психологические проблемы школьников- подростков: Разговор учителя с врачом.- М.: АПК и ПРО, 2001.
  15. Профилактика суицида в детской среде. Сборник методических рекомендаций. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2012.
  16. Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева, Е.Г. Артамонова. М.: АНО ЦНПРО, 2013.
  17. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб, 2000.
  18. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение. – СПб, 2006.
  19. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994.
  20. Рындак В.Г и др. Педагогическое просвещение родителей: Педагогический всеобуч, под редакцией профессора В.А. Лабузова, Оренбург, ГУ «РЦРО», 2009.
  21. / http://www.rusmedserv.com/, http://Medlinks.ru
    http://podrobnosti.ua/society/2005/08/23/237296.html

Перечень используемой видео- и аудио- продукции.

Видеоролики:

«Наши дети»

«Мысли позитивно»

Мультфильм

«Барашек и Кролень»

Презентации:

«Профилактика депрессивных состояний у детей и подростков»

«Как помочь ребенку в трудной ситуации»

«Дети и родители. Общение без конфликтов»

Приложение 1

Анкета для родителей

 Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком (варианты ответа – да или нет).

  1. Рождение вашего ребёнка было желанным?
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
  9. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
  13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
  14. Вы первым идёте на примирение, разговор?
  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

Приложение 2

Социологический опрос с целью изучения отношения населения  к суицидальному поведению в обществе

(анкета для взрослых)

Суицид – сознательный акт самоуничтожения по собственной воле, в связи с эмоциональным кризисом или многосторонним недомоганием человека, ни одна из потребностей которого не удовлетворена.

1. Возраст___________Пол:   муж     жен   (нужное подчеркнуть)

2. Возраст вашего ребенка______пол_____

3. Участвуете ли Вы в жизни своего ребенка  (совместное посещение бассейна, просмотр семейного кино и др.)? (нужное подчеркнуть)

а) Каждый день

б) Два, три раза в неделю

в) По запросу ребенка

4. Как Вы считаете, понимаете ли Вы своего ребенка?

Да                 Нет

На сколько процентов?

10%   20%   30%   40%   50%   60%   70%   80%   90%   100%

5. Как часто, ваш ребенок находится в ситуации эмоционального напряжения, беспомощности, потери интереса, апатии, чувства потерянности, глубокой печали? (нужное подчеркнуть)

а) Никогда  

б) Редко        

в) Иногда      

г) Часто        

д) Всегда

6. Высказывал ли Ваш ребенок в слух мысли («Все безнадежно и бессмысленно», «Всем было бы лучше без меня!», «Ненавижу всех…», «Вы не понимаете меня!» и т.д.) о попытках причинения себе вреда? (нужное подчеркнуть)

  а) Никогда  

б) Редко        

в) Иногда      

г) Часто        

д) Всегда

7. Есть ли друзья у вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

а) Мало

б) Как у всех

в) Много

8. Рассказывал ли Вам ваш ребенок о  попытках  совершения суицида сверстниками? (нужное подчеркнуть)

а) Никогда

б) Редко

в) Иногда

г) Часто

д) Всегда

9. Есть ли у Вас возможность беседовать со своим ребенком по душам? (нужное подчеркнуть) 

а) Да

б) Нет

Как часто?    (нужное подчеркнуть) 

а) Каждый день  

б) Два, три раза в неделю  

в) По мере возникновения проблем

10. Знаете ли Вы,  что планирует ваш ребенок, о чем мечтает?   (нужное подчеркнуть)

Да                 Нет

11. По вашему мнению, чувствует ли Ваш ребенок себя счастливым? (нужное подчеркнуть)

а) Никогда  

б) Редко        

в) Иногда      

г) Часто        

д) Всегда

12. Как вы думаете, что толкает людей на то чтобы покончить жизнь самоубийством?____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. По вашему мнению, люди имеют право убить себя? Почему?        ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

14. На сколько процентов Вы любите жизнь? (нужное подчеркнуть)

10%   20%   30%   40%   50%   60%   70%   80%   90%   100%

Спасибо!

Приложение 3

Социологический опрос с целью изучения отношения обучающихся  к суицидальному поведению в обществе

(анкета для детей подросткового и юношеского возраста)

Суицид – сознательный акт самоуничтожения по собственной воле, в связи с эмоциональным кризисом или многосторонним недомоганием человека, ни одна из потребностей которого не удовлетворена.

1. Возраст________пол:    муж     жен     (нужное подчеркнуть)

2. Есть ли среди ваших знакомых люди,  пытавшиеся совершить самоубийство? (нужное подчеркнуть)

а) Да

б) Нет

3. Как Вы относитесь к проблемам и чувствам своих сверстников? (нужное подчеркнуть)

а) равнодушно

б) сдержанно

в) участвую-поддерживаю

4. Как Вы считаете, понимают вас сверстники? (нужное подчеркнуть) 

а) Никогда

б) Редко

в) Иногда

г) Часто

д) Всегда

5. Как Вы считаете, понимают ли Вас родители? (нужное подчеркнуть)

а) Никогда

б) Редко

в) Иногда

г) Часто

д) Всегда

6. Участвуют ли родители в вашей жизни? (нужное подчеркнуть)

10%   20%   30%   40%   50%   60%   70%   80%   90%   100%

7. Есть ли в Вашей жизни непреодолимые трудности? (нужное подчеркнуть)

а) Да

б) Нет

8. Бывает ли, что Вы испытываете чувства отчаяния, безнадежности, обреченности, душевных страданий? (нужное подчеркнуть)

а) Никогда

б) Редко

в) Иногда

г) Часто

д) Всегда

9. Можете ли Вы  изменить свою жизнь и справиться с проблемами? (нужное подчеркнуть)

Да                  Нет

10. Подвергали ли Вы себя смертельной опасности? (нужное подчеркнуть)

а) Никогда

б) Редко

в) Иногда

г) Часто

д) Всегда

11. На сколько процентов Вы любите жизнь? (нужное подчеркнуть)

10%   20%   30%   40%   50%   60%   70%   80%   90%   100%

12. Люди имеют право убить себя? (нужное подчеркнуть) 

а) Да

б) Нет

Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Посещала ли Вас мысль о суициде-самоубийстве? (нужное подчеркнуть)

а) Никогда

б) Редко

в) Иногда

г) Часто

д) Всегда

14. Как вы думаете, что толкает людей на то чтобы покончить жизнь самоубийством?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо!

Приложение 4

Семинар-практикум «А какой он подросток?»

Цель:

 Информировать родителей  о возрастных особенностях подросткового периода, научить эффективным способам коммуникации с подростками. 

Категория участников:       родители обучающихся 7-8 классов

Количество участников:           до 30 человек

Продолжительность семинара:    2 часа

Формы работы:

 мини-лекция "А какой он подросток?",

 (техника погружения), упражнения «Чтобы сохранить детскую жизнь…»

(выработка новых навыков ведения конструктивного диалога с подростком, обучение технике активного слушания), упражнение «Свободный микрофон»

( рефлексия взаимоотношений родитель-ребенок), упражнение «Скорая помощь ребенку».

(научиться способам эффективной коммуникации для поддержания диалога с подростком, бучение технике «Я-сообщение»)

Необходимое оборудование: бумага, маркеры, микрофон , медиа-оборудование

Структура (план) семинара:

1 этап:

Теоретическая часть

 1.Мини-лекция «А какой он подросток?»

2.Рефлексия

3.Упражнение «Свободный микрофон»

2 этап:

 Практическая часть.

1.Упражнение «Чтобы сохранить детскую жизнь…»

2.Рефлексия

3 Упражнение «Скорая помощь ребенку»

4.Рефлексия

3 этап:

Заключительная часть.

1.Упражнение «Пожелание».

План-конспект семинара:

1 этап:

Теоретическая часть

Мини-лекция «А какой он подросток?» (техника: погружение)

Цель: ознакомление с возрастными особенностями личности подростков.

Психолог доносит до родителей, что подростковый возраст очень сложен и опасен. «…Наполненный энергией, одержимый возникшей потребностью в независимости и взрослости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире. А если учесть при этом, что проторенных путей не бывает, можно легко понять то любопытство и ту тревогу, которые вызывают подростки у родителей.

Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростка, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.

Чтобы успешно пережить все злоключения подросткового возраста, и родителям, и подросткам нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций. Постоянно возникающие проблемы, которые необходимо решать, требуют от подростка больших усилий, порой сопряженных с риском.

Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. Родители должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать и любить друг друга. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Пройдете ли вы этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье – любовь или страх.

Разрешение и серьезных и пустяковых проблем зависит от того, известны ли нам подходящие алгоритмы их решений. Если мы знаем выход из ситуации – половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, родителям стоит понаблюдать за подростком…»

Взрослые должны желать помочь ребенку в его трудной жизненной ситуации. Многие родители стремятся к этому, но недостаточные навыки общения с подростком и недостаток знаний делают их беспомощными перед проблемами подростка.

«…Подростковый период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитое чувство самооценки и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том или ином случае.

Можно считать, что подростковый период завершился успешно, если человек входит в мир взрослых с чувством собственного достоинства, обладая способностью устанавливать близкие отношения с людьми, умением отвечать за свои поступки. Конец подросткового возраста – это начало взрослой жизни.»

Рефлексия.

Уважаемые родители, а как вы оцениваете свои отношения с ребенком?

Как вы думаете, а как ваши дети относятся к обсуждаемому нами вопросу? (выслушивание ответов родителей)

Анализ анкет учащихся и родителей.

Психолог озвучивает результаты проведенного социологического опроса. Результаты анкетирования представлены в виде таблицы.

Упражнение «Свободный микрофон»

Цель: рефлексия взаимоотношений родитель-ребенок.

Инструкция: родителям предлагается обменяться мнением.

Психолог рассказывает о том, чтобы заложить основы будущих перемен в ваших отношениях, мы можем предложить следующее:

  1. Вы, родитель, должны четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.
  2. Вы, родитель, должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.
  3. Вы, родитель, должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать вашим советам.

Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми и в дальнейшем развитие новых, конструктивных форм поведения.

Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в своих проблемах. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит окружающих.

Психолог: Как оказывать помощь детям?

2 этап:

 Практическая часть.

Упражнение «Чтобы сохранить детскую жизнь…»

Цель: выработка новых навыков ведения конструктивного диалога с подростком. Обучение техники активного слушания.

Инструкция: родители делятся на две группы, каждой группе раздаются листы формата А4, и просят разработать памятку «Тактика поведения родителей в разговоре с подростком». 

Информирование родителей: психолог знакомит с тем, какое может быть слушание – пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание – минимизация ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю»), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Психолог рассказывает о важности активного слушания как способа решения проблем ребенка, о его приемах (пересказ, уточнение, отражение чувств и т.д.) и о последствиях. Активное слушание создает отношения теплоты; родители могут «влезть в шкуру» ребенка; облегчается решение проблем ребенка; у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей.

Психолог знакомит с правила активного слушания:

  • слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявления подростка (мимика, позы, жестикуляция);
  • проверяй, правильно ли ты понял слова ребенка, используя, если это необходимо, приемы активного слушания;
  • не давай советов;
  • не давай оценок.

Рефлексия.

– Какие были трудности при выполнении задания?

– Кто из Вас хотел бы внести дополнения в свои памятки?

Упражнение «Скорая помощь ребенку»

Цель: научиться способам эффективной коммуникации для поддержания диалога с подростком.  Обучение технике «Я-сообщение».

Инструкция: родителям предлагается, применяя полученные знания, составить высказывания для поддержания диалога с подростком.

Рефлексия.

– Какие сложности у Вас возникли при составлении высказываний?

– Почему?

3 этап:

Заключительная часть.

Звучит музыка. Психолог: 10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств.

У каждого свой тайный личный мир.
Есть в этом мире самый лучший миг.
Есть в этом мире самый страшный час.
Но все это запрятано от нас.
И если умирает человек,
С ним умирает его первый снег.
И первый поцелуй, и первый бой -
Все это забирает он с собой...
Таков закон безжалостной игры -
Не люди умирают, а миры.

Е. Евтушенко

Упражнение «Пожелание».

Цель: оказание участникам психоэмоциональной поддержки.

Инструкция: участников просят обменяться мнением и пожеланиями.

Психолог: С чем уходите. Что удивило, понравилось или не понравилось?

Спасибо!

Заполнение анкеты обратной связи (Приложение 5)

Раздача памяток для родителей (Приложение 6)

До встречи!

Приложение 5

Уважаемые родители!
Благодарим Вас за оказанное доверие, гарантируем анонимность Вашего обращения. Для повышения эффективности работы психолога, просим заполнить анкету, ответив на вопросы.

1. Вы присутствовали на родительском собрании...

______________________________________________________

(тема)

2. На сколько вы оцениваете степень активности вашего внимания  во время встречи? (нужное подчеркнуть)

1- минимальное; 10 – максимальное

1     2     3     4     5     6     7     8     9     10

3. На сколько вы оцениваете полезность данной встречи?

1     2     3     4     5     6     7     8     9     10

4. Существует ли данная проблема в вашей семье?

Да                 Нет

5. Оцените деятельность  психолога.

1     2     3     4     5

6. Ваши пожелания или предложения психологу

Приложение 6

Памятка для родителей

Суицид может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что самоубийцы никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Большинство самоубийц - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если замечена склонность несовершеннолетнего к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

Важно соблюдать следующие правила:

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

- будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

«Ты не можешь убить себя, потому что...;

- делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

                                                                       Приложение 7

Примерный перечень правил работы для участников дискуссии:

  • «Свобода слова». Каждый участник должен иметь возможность высказать своё мнение, даже если оно отлично от мнения группы.
  • «Без потерь». Каждое высказывание, дополнение и уточнение должны быть учтены и внимательно рассмотрены.
  • Обсуждаются идеи, а не личности. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.д.
  • Правило поддержки. Важно быть внимательным к высказываниям другого, стараться понять смысл его мнения, поддерживать тех, кому сложно говорить публично.
  • Правило цели. Говори кратко, ясно и чётко. Говори по теме, старайся отражать суть разбираемой проблемы.
  • Критикуя – предлагай.

Приложение 8

Рекомендации родителям как себя вести в конфликте с ребенком

1. Выясните, в чем состоит причина конфликта. Для этого можно использовать как уточняющие вопросы (Как получилось, что ….?) или техники активного слушания, которые позволяют понять и назвать чувства другого человека без оценивания (Ты сегодня подрался в школе, так как был сильно зол на Колю). И еще немаловажное условие: выяснение причин должно проходить после того, как Вы овладели своими чувства, без криков и ругани.

2. Четко сформулируйте чего вы хотите и чего хочет ваш ребенок. К примеру: «Я хочу, чтобы посуда была чистой к моему приходу домой. Ты хочешь, чтобы у тебя было достаточно свободного времени для общения с друзьями».

3. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта с учетом интересов всех участников. Возможно составления письменного списка. Желательно формулировать желаемое поведение в позитивной форме (Не дрался, а спокойно общался с другими учениками; не сбегал с уроков, а присутствовал на всех занятиях). Чем более конкретные меры прописаны, тем больше вероятности, что они будут приняты и выполнены (Вместо уборки в комнате – сложить вещи в шкафу и порядок с книгами на письменном столе).

4. Совместно дайте оценку всем вариантам и выберите тот, который максимально соответствует интересам всех участников взаимодействия. Будьте гибкими, если желаете достичь главного – разрешения конфликта.

5. Договоритесь действовать в соответствии с данным вариантом, старайтесь следовать договоренностям, желательно с указанием срока договоренности. К примеру, наш договор действует в течение следующей недели. В случае нарушения договоренности не судите строго ни ребенка, ни себя. Возможно, причина в том, что при выборе решения кто-то был не совсем искренним и на самом – то деле предложенный выход из ситуации кого-то не устраивал. Имеет смысл пересмотреть договоренность и вновь прийти к обоюдному согласию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: Протяни руку помощи"

Мероприятие проходит в дни защиты Земли от экологической опасности.Цель мероприятия: привлечь внимание общественности (учащихся, педагогов, родителей, администрации села) к проблемам окружающей ...

Урок « Протяни руку помощи» (Lend a hand) на английском языке Spotlight 9, module 6, unit 6A

Данный урок напроавлен на расширение знаний учащихся о благотворительной деятельности, совершенствование лексических навыков и навыков чтения с целью извлечения конкретной информации....

Открытый урок в 6 классе "Протяни руку помощи"

Методическая разработка посвящена теме "Протяни руку помощи". Данный урок проводится для того, чтобы закрепить зания по данной теме....

Социальный проект "Протяни руку другу"

Актуальность и важность проекта заключается в том, что идея направлена на развитие достоинства подрастающего поколения как личности, как настоящего гражданина России. Вопросы доброты, добрых поступков...

социальный проект "Протянем руку помощи"

Приобретение проездных билетов для детей школы, семьи которых остро нуждаются в материальной поддержке...