профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
статья по психологии на тему

Шушурихина Вера Анатольевна

профнаправленность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologiya_professionalnogo_stanovleniya_lichnosti.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Шушурихина В.А. педагог-психолог

МБОУ Кутуликская СОШ  п. Кутулик

 

          Профессиональное становление – это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма [2].

 Профессиональное становление представляет собой динамический процесс «формообразования» личности, адекватной деятельности, который предусматривает формирование профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионально важных качеств, развитие профессионально значимых психофизиологических свойств, поиск оптимальных способов качественного и творческого выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности.      Системообразующим фактором этого процесса на разных стадиях становления выступает социально-профессиональная направленность, формируемая под влиянием социальной ситуации комплекса взаимосвязанных развивающихся профессионально значимых видов деятельности и профессиональной активности личности.

 Профессиональное становление личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования структуры профессиональной направленности, профессиональной - компетентности, социально и профессионально важных качеств и профессионально- значимых психофизиологических свойств через разрешение противоречий между актуальным уровнем их развития, социальной ситуацией и развивающей веду щей деятельностью.

 Действенность профессионального становления личности зависит от следующих условий: психологически обоснованного выбора профессии; профессионального отбора оптантов, имеющих интерес и склонность к профессии, формирования у них профессиональной направленности, придания содержанию и технологии профессионально-образовательного процесса в учебном заведении развивающего характера; последовательного освоения специалистом и профессионалом системы взаимосвязанных видов деятельности.

Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.[3]

Анализ данных литературы, проведенный В.А. Бодровым , позволяет определить основные предпосылки профессионального развития в виде следующих положений.

1. Все люди индивидуально различаются по психологическим свойствам и качествам.

2. Успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии.

3. Каждый человек соответствует требованиям ряда профессий.

4. Степень соотношения индивидуальных особенностей и профессиональных требований определяет уровень интереса к профессии, удовлетворенности в ней, стремление к профессиональному совершенствованию и т.д.

5. Профессионализация реализуется на всем протяжении профессионального пути развития личности.

6. Профессиональное развитие личности, ее операционных и психологических качеств и структур происходит неравномерно и разновременно.

7. Определяющим в профессиональном развитии личности является характер ведущей деятельности и ее смена.

8. Отношение к профессии, ее освоение и трудовая деятельность детерминируются и корректируются профессиональными, психологическими, физиологическими и другими факторами, определяющими особенности жизненной и трудовой активности человека.

Развитие личности профессионала рассматривается отечественными психологами как интеграция двух процессов: развития личности в онтогенезе (на всем жизненном пути) и ее профессионализации (с начала периода профессионального самоопределения до завершения активной трудовой деятельности).

Рассматривая профессиональное развитие человека, Е.А. Климов                              выделяет в нем три хронологических периода:

1) период допрофессионального развития: от рождения до 11 – 12 лет, здесь выделяют стадию раннего детства, или предигры; стадию дошкольного детства; стадию младшего школьного возраста (от 7 – 8 до 11 – 12 лет). В целом это время формирования произвольной регуляции поведения, овладения речью, формирования общетрудовых умений (самоорганизации и самоконтроля своей деятельности, планирования, доведения до конца начатой работы, умения концентрироваться на извне поставленной задаче). В этот период необходимо воспитать потребность быть равноправным членом общества и создавать что-то ценное для людей, это время начального овладения смыслами труда;

2) период выбора профессии: от 11 до 18 лет. В этот период большинство школьников принимают решение о выборе первой профессии, профессионального учебного заведения, так как существуют колледжи, техникумы, профессиональные училища, в которые принимают лиц, закончивших девять классов общеобразовательной школы;

3) период собственно профессионального развития (19 – 60 лет).

Е.А.Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека.[2]

Проблема  профессионального самоопределения в Кутуликской средней школе очень актуальна. Сегодня некоторые профессии, бывшие популярными в 80-90е годы прошлого столетия, потеряли  былую популярность, востребованность и отошли на второй план. Их место занимают другие специальности, большинство из которых появилось совсем недавно. Поэтому многие учащиеся (или их родители) стремятся получить именно эти специальности независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. Молодые люди получают желаемую профессию, но не могут состояться в ней, реализовать свои таланты.

 В связи с этим важной составляющей профильной подготовки учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов.    Когда же стоит определиться с профессией? Ведь одни уже в первом классе решают стать врачами, учителями, а другие даже к одиннадцатому классу  не могут определиться, хотя уже наступает пора активной подготовки к поступлению. Начинать готовиться нужно  как можно раньше, чтобы знать и развивать нужные способности на протяжении школьных лет.

 Уже начиная с начальной школы,  психологами и классными руководителями, проводятся тематические классные часы,  имеющие профессиональную направленность, проводятся диагностические методики выявляющие интересы и склонности ребенка. Для учащихся  5х классов  организован психологический кружок « Познай себя».  

 В программе кружка широко используется диагностика индивидуальных особенностей личности: самооценка, темперамент, тест на конфликтность, карта интересов (А.Е.Голомштока), определение ведущего полушария (И.П. Павлова), изучение познавательных особенностей (матрица Равена, корректурная проба и др.), изучение склонностей и способностей  учащихся.

 Применяются игровые технологии по профориентации и формированию конструктивного общения. В 9 классе проводится предпрофильная диагностика, для того чтобы ребенок определился с выбором профильного класса , а это химико-биологический и  социально- экономический профили в 10-11х классах.

 Подростковый возраст — это период первичной, амбивалентной оптации,                                                                                                             

детям  необходимо определиться и с профессиональной средой, чтобы на протяжении последующих двух лет выбрать профессию, соответствующую способностям, психологическим и личностным качествам. 

Престижность – это временно! Сегодня модно - завтра может быть и нет. Выбор каждого человека должен быть индивидуален по своим способностям 

 Психологами в  школе успешно  используется программа  элективного курса, М.Р.Григорьевой « Диагностика в профильной подготовке» [1], которая  имеет цель: помочь старшеклассникам самоопределиться, найти что-то свое в разнообразии существующих профессий. Задачами данного курса являются :

1.Осуществить первичную диагностику образовательного запроса.

2.Способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных вариантов совершаемого выбора.

3.Научить учащихся сопоставлять альтернативные варианты со своими интересами, способностями и талантами,  выявленными в процессе диагностики, и на этой основе осуществлять выбор оптимального варианта.

В результате выполнения данной программы, которая состоит из 17 занятий, учащиеся знакомятся с определением понятий : «профессия», «специальность»,  «профессионально-важные качества»,  «способности», «интересы». Знакомятся с факторами, влияющими на выбор профессии. Узнают о существующих типах личности и особенностями их проявления в профессиональной деятельности. На основе полученных знаний учащиеся  находят алгоритм оптимального пути получения профессии, в процессе профессионального самоопределения учитывают свои способности, интересы, личностные качества, а также факторы, влияющие на выбор профессии. Учащиеся участвуют в профориентационных и ролевых играх. 

 Тесты используемые  для профориентационной работы:

  1. Тест «Изучение интеллектуального и эмоционального состояния школьника в учебно-воспитательном процессе».
  2. Тест школьной тревожности Филлипса.
  3. Шкала поиска ощущений (методика Цукермана).
  4. Опросник Шмишека.
  5. Опросник Айзенка.
  6. Тест возрастающей трудности (методика Равена).
  7. Методика «Исключение понятий».
  8. Простые аналогии.
  9. Сложные аналогии.
  10. Методика «Числовые ряды».
  11. Узнавание фигур.
  12. Коэффициент интеллекта (два теста).
  13. Оценка ваших возможностей сделать карьеру.
  14. ШТУР (школьный тест умственного развития).

Результаты этих  тестов служат научной основой экспертной деятельности исполнителей профориентационной работы по психодиагностике для профориентации и профотбора, что, безусловно, положительно влияет на развитие ПСО учащихся. Всё это позволяет в короткие сроки (2—3 месяца) провести и проанализировать  тесты для 8—11 классов (150—200 человек. Благодаря  тестированию, довольно быстро можно подготовить и дать рекомендации ученикам относительно одной, отдельно взятой профессии, либо помочь ему сориентироваться в многообразии существующих профессий. Поскольку в первом случае проблема решается конкретным анализом требований к психологическим возможностям человека, предъявляемым данной профессией, постольку психодиагностические методики здесь определяются относительно узким набором профессионально значимых для этой области деятельности психических качеств. Во втором случае психодиагностика для профориентации и профотбора проводится с учётом классификации всего многообразия профессий. Профессии, относящиеся к одному классу, должны предъявлять примерно одинаковые требования к психическим качествам человека. Известно, что практика профотбора и профориентации показала наиболее удачную классификацию множества существующих профессий по выбору предмета труда в качестве основания. В этой классификации выделяют пять основных групп профессий:

  • «человек — человек» (предмет труда — люди, группы, коллективы);
  • «человек — техника» (предмет труда — машины, механизмы, технические системы);
  • «человек — природа» (предмет труда — живая природа);
  • «человек — знаковая система» (предмет труда — тексты, цифры, чертежи, карты, условные знаки, шифры, коды);
  • «человек — художественный образ» (предмет труда — литература, живопись, искусствоведение).

      Получение результатов тестирования, часто сопровождаемое диаграммами, позволяет чётко проследить за тем или иным параметром личности. Это описание включает в себя характеристику его психофизиологических возможностей, уровня развития важнейших психических функций, характеристику направленности мотивации в совместной и профессиональной деятельности, особенности характера и поведения. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Ведь выбирая профессию – человек выбирает образ жизни.

                    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Григорьева М.Р. Подросток в мире профессий. «Учитель»2009

2.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.М.:Академия 2004

3.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.М.:ПЕР СЭ,2001

4.Сборник программ курсов по выбору по психологии.-Волгоград: Изд-во ВГИК РО, 2005.

5.Тюшев Ю.Выбор профессии : тренинг для подростков-СПб.: Питер,2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья опубликована в сборнике.

Статья опубликована в сборнике. г. Чебоксары, 2014г. Посвящена научно-исследовательской и проектной работе с обучающимися 8-9 классов....

Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях»

Сборник статей XVII Всероссийской научно-практической конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»...

Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""

Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""...

Сборник статей XII Международной научно-практической конференции ИНТЕРНАУКА

Конференция по теме "Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования" Материал статей участников XII Международной научно-практической конференции....

Вопросы исторического и экологического регионоведения. Сборник статей участников Региональной научно-практической конференции (5 декабря 2019 г.) / Отв. ред. В.И. Грубов; науч. ред. А.А. Исаков; Арзамасский филиал ННГУ. 2020

Завьялова А.А., Телухин А.А., Завьялова С.В. Князь Юрий (Георгий) Всеволодович – основатель Нижнего Новгорода и деятель общерусского масштаба. С. 17-21Завьялова С.В., Завьялова А.А. Воины - &laq...

Сборник статей XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета : в 2 ч. / под общ. ред. В.С. Васильевой, С.В. Росляковой; М-во науки и высш. образования Рос.

Сборник статей XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета : в 2 ч. / под общ. ред. В.С. Васильевой...