Занятие по психологической подготовке к ЕГЭ.
план-конспект занятия по психологии (11 класс) по теме

вылиток жанна сергеевна

для учащихся 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege_konspekt.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕКАСОВСКАЯ СОШ

                                 Занятие с элементами тренинга

ТЕМА: Психологическая подготовка к проведению единого государственного экзамена.

КАТЕГОРИЯ УЧАСТНИКОВ:

- обучающиеся 11 классов.

Составила педагог-психолог: Ж.С.Вылиток

г. Наро-фоминск

2013 год

ЦЕЛЬ

ЗАДАЧИ

Оборудование:

- мультимедийная установка с проектором;

- ручки по количеству участников;

-бланки  «трехминутный тест»  (приложение №2) по количеству участников.

- бланки анкеты (приложение №1)

Время проведения: 70 минут.

Количество участников: 15 человек.

Ход занятия.

Показ презентации. (2 минуты)

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Перед тем как мы начнем наше занятие, я попрошу вас заполнить анкету. Эта анкета анонимна, то есть вы не указываете, кто заполнил данную анкету. В ней вы ставите «+», если вы согласны с данным утверждением, и «-» - если вы не согласны с данным утверждением. (Раздача анкеты (Приложение №1) и заполнение ее участниками) Сдайте, пожалуйста, анкеты.5 минут

Ведущий: Сейчас я вам предлагаю пройти тест (Приложение 4)

ИНСТРУКЦИЯ : «Вы должны ответить на данный тест в течение трех минут.  По моей команде вы приступите к выполнению. (Выполнение теста). 3 минуты

Упражнение 1        

Ведущий:  сейчас я вам предлагаю на вашем листке нарисовать три шкалы, внизу вы ставите 0%, а вверху 100 %. Я вам предлагаю ответить на три утверждения с помощью данных шкал.

  1. Я много знаю о ЕГЭ.
  2. Сдать ЕГЭ мне по силам.
  3. От ЕГЭ одни проблемы и неприятности.(3 минуты)

Следующая шкала называется «От кого зависит сдача ЕГЭ?». Обучающиеся должны расставить 100 % на следующие составляющие обучающего процесса: «Я», «Учитель», «Родители», «Случай». (2 минуты)

Обсуждение:

- Как вы считаете, от кого зависит сдача ЕГЭ?

Если обучающиеся отвечают на вопрос «учитель», то с ними можно провести следующую интерактивную игру «Ручка». (10 минут)

Ведущий (выступает в роли учителя) дает ручку (материал) ученику и спрашивает, при каких условиях ты ее взял? Если ученик отвечает, что ведущий ее сам дал, то повторяется данная игра, только с условием, что ведущий прячет руки за спину и просит ученика попробовать дать ее ведущему. Правильный ответ заключается в том, чтобы обучающиеся поняли, что ведущий (учитель) может дать ручку (материал) только при условии согласия принимающей стороны.

        В обсуждении дети должны придти к такому выводу, что сдача ЕГЭ зависит только от их знаний и умений, но никак не от учителя или родителей или случая.

Обсуждение: (10 минут)

  1. Каковы «+» и  « - »    в поведении во время экзамена?
  2. Как сосредоточится во время экзамена?
  3. Как расположить к себе преподавателя (организатора ЕГЭ в аудитории)?

Показ презентации «Для выпускников». (6 минут)

Ведущий: Так как у нас осталось время, я вам предлагаю провести дискуссию (15 минут) по следующим вопросам:

  1. Как лучше подготовиться к экзамену?
  2. Как организовать рабочее место?
  3. Как организовать день накануне?
  4. Что нужно для успешной сдачи экзамена?

Ведущий: Ну и в завершении нашего занятия, я предлагаю вам нарисовать (5 минут) на листке три рисунка (лист можно разделить на три части):

  1. Как я сдаю ЕГЭ.
  2. Как я готовлюсь к ЕГЭ.
  3. Я уже сдал ЕГЭ.

Показ презентации «Размышляй». (6 минут)

Ведущий: Вот и подошло наше занятие к завершению. Огромное спасибо вам за вашу работу! До свидания!

Приложения.

Приложение №1

Анкета.

Вам предлагается ряд утверждений. Если вы согласны с данным утверждением, то поставьте +. Если вы не согласны с данным утверждением, то поставьте – .

  1. Я стараюсь, как можно больше заниматься дополнительно, чтобы иметь хорошие знания и высокие оценки.
  2. Меня больше беспокоит мысль как бы не получить двойку.
  3. Меня всегда беспокоит мысль как бы получить пять.
  4. Бывает, я отказываюсь отвечать, хотя и подготовился к заданию.
  5. Я бывает, чувствую, что всё забыл.
  6. Бывает, что лёгкие предметы я не могу ответить на пять, хотя считаюсь хорошим учеником.
  7. Когда я настраиваюсь отвечать, меня злит смех за спиной.
  8. Мне трудно выступать перед классом или большой аудиторией.
  9. Объявление оценок я всегда ожидаю с волнением.
  10. Я предпочел бы отвечать знакомому преподавателю.
  11. Меня тревожит уже мысль об экзамене, контрольной или необходимости ответа у доски.
  12. Перед занятиями или экзаменом у меня непонятно почему бывает внутренняя дрожь.

Интерпретация: если больше четырех положительных ответов, то можно говорить о высокой или средней подверженности экзаменационному стрессу. Если меньше четырех положительных ответов, то можно говорить о низкой  или ниже средней подверженности к экзаменационному стрессу.

Анкета «Готовность к  ГИА/ ЕГЭ»

Просим вас оценить свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 10-бальной шкале от 1 – «полностью не согласен» до 10 – «абсолютно согласен». Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.

1.Я хорошо представляю, как проходит  ГИА/ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

2. Полагаю, что смогу правильно разделить время и силы во время ГИА/ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

3.Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

4.Считаю, что результаты ГИА/ЕГЭ важны для моего будущего

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

5.Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

6.Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

7.Думаю, что у ГИА/ЕГЭ есть свои преимущества

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

8.Считаю, что могу сдать ГИА/ЕГЭ на высокую оценку

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

9.Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

10. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ГИА/ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

11.Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

12.Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Анкета «Готовность к  ГИА/ ЕГЭ»

Просим вас оценить свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 10-бальной шкале от 1 – «полностью не согласен» до 10 – «абсолютно согласен». Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.

1.Я хорошо представляю, как проходит  ГИА/ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

2. Полагаю, что смогу правильно разделить время и силы во время ГИА/ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

3.Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

4.Считаю, что результаты ГИА/ЕГЭ важны для моего будущего

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

5.Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

6.Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

7.Думаю, что у ГИА/ЕГЭ есть свои преимущества

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

8.Считаю, что могу сдать ГИА/ЕГЭ на высокую оценку

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

9.Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

10. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ГИА/ЕГЭ

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

11.Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

12.Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам

Полностью не согласен

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Анализ данных к анкете «Готовность к  ГИА/ ЕГЭ»

Низкими показателями считаются 4 и меньше, высокими – 8 и больше.

Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1, 4, 6, 7 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой.

Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 12 указывают на высокий уровень тревоги.

Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2, 3, 9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.

Приложение № 3

Анкета «Определение детей группы риска»

Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребенку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.

Утверждение

ДА

НЕТ

1

Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого

2

Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом

3

Решение по какому – либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других

4

Всегда и во всем исполнителен

5

Часто бывает несдержанным

6

Хорошо делает что – либо по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко

7

К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно

8

В своих делах и действиях часто надеется на «авось»

9

Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому – нибудь другому

10

Часто перепроверяет себя, постоянно что-то исправляет в сделанном

11

Перед выполнением чего-либо ему требуется период «раскачки»

12

При выполнении какой – либо работы может делать ее то очень быстро, то медленно, постоянно отвлекаясь

13

Выполненную работу обычно не проверяет

14

Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п.

15

При выполнении какой – либо работы очень быстро устает

16

Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты

17

Часто бывает неаккуратным

18

При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом

19

Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо

20

Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко

21

Часто отвлекается при выполнении какой –либо работы

22

В работе часто бывает небрежен

23

Всегда стремится получать только отличные оценки

24

Всегда и во всем медлителен и малоподвижен

25

Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее

26

Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки

27

Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех

28

Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха

29

Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо

30

Равнодушен к оценке своей работы

31

Заранее свои действия планирует с трудом

32

Часто жалуется на усталость

33

Все делает медленно, но основательно

Ключ к анкете «Определение детей группы риска»

Группа риска

Ответ «да» на вопросы:

Группы риска

Ответ «да» на вопросы:

Инфантильные дети

1, 8, 13, 30

Дети с трудностями произвольности и самоорганизации

12, 19, 21, 31

Тревожные дети

2, 10, 14, 29

Астеничные дети

15, 25, 28, 32

Неуверенные дети

3, 6, 9, 20

Гипертимные дети

5, 7, 17, 22, 26

Отличники и перфекционисты

4, 16, 23, 27

Застревающие дети

11, 18, 24, 33


Приложение № 4

       

УПРАЖНЕНИЕ   ТРЕХМИНУТНЫЙ ТЕСТ.                                                        

  1. Прочитайте все пункты теста до конца.  
  2. Напишите карандашом в левом верхнем углу свое имя.
  3. Сосчитайте до 30.
  4. Нарисуйте 4 маленьких квадратика внизу.
  5. Поставьте точки в центре квадратиков.
  6. Запишите на обратной стороне бланка имена 5 ваших друзей.
  7. Проделайте с левой стороны листа три дырочки ручкой.
  8. Если вы все уже правильно сделали, громко назовите свое имя.
  9. Запишите время на левом поле листа.
  10. В пункте 8 зачеркните все буквы «е», «а», «и».
  11. В пункте 7 подчеркните все нечетные слова.
  12. Обведите кружком все согласные буквы в пункте 6.
  13. Проверьте, какой пункт делает сейчас ваш сосед справа, запишите на своем бланке № этого пункта вверху.
  14. Обведите нарисованные квадратики.
  15. Напишите на обратной стороне 8 мужских имен.
  16. Напишите на обратной стороне 3 любых словарных слова.
  17. Снова запишите время в этой строке.
  18. А теперь, когда вы все прочли, выполните только пункты  № 1 и № 2 и сдайте бланк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Программа развивающих занятий для учащихся 11 класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что така...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...

Занятие с элементами тренинга "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

 В рамках психологической поддержки выпускников разработано занятие «Психологическая  подготовка к ЕГЭ», которое включает в себя три основных блока. В рамках первого блока рассматриваются приемы орган...

Программа занятий для старшеклассников по теме "Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА"

Материалы к занятиям по профилактике тревожности учащихся старшей школы при подготовке к экзаменам. Занятия содержат способы преодоления организационных, когнитивных и личностных трудностей учащихся, ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ»

В статье рассматривается вопрос о возможности использования информационно-коммуникационных технологий в системе работы «Психологическая подготовка к ЕГЭ по химии», даются практические рекомендации по ...

Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Шаги к успеху»

  Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Шаги к успеху» предназначена для учащихся 11-х классов (16-18 лет). При разработке использовали програ...