"Чего не нужно говорить детям"
учебно-методический материал по психологии на тему

Кириченко Светлана Ивановна

Материал полезен для информации как родителям, так и педагогам, работающим с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon davay_bystree.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Материал  для выступления на педсовете перед педагогами.

                                         Подготовила педагог-психолог Кириченко С.И.

«Давай быстрее»

Впервые это требование звучит, когда ребенок идет в детский сад или школу. Теперь он встает рано не потому, что выспался, а потому, что надо успеть – к завтраку или на первый урок. Повторяясь с завидной регулярностью, из внешнего стимула эти слова со временем трансформируются для ребенка в его собственную навязчивую идею. Гнет постоянной спешки сказывается на его внимании, ребенок становится забывчивым, страдает его самооценка. По понятным причинам труднее всего приходится тем, кто в силу особенностей нервной системы нетороплив от природы.

Вырастая, мы привыкаем сами твердить эти слова, и они наполняются для нас едва ли не сакральным смыслом. Постоянная спешка («Я занят по горло!») становится привычкой, а также лучшим способом отвлечься от неприятных переживаний. Занятому человеку просто некогда задуматься о смысле того, чем он занят. Однако отгораживаться от вопроса «Ради чего я это делаю?» можно долго, но не бесконечно. Рано или поздно человека, привыкшего игнорировать подобного рода «мелочи», непременно настигнет синдром хронической усталости – так проявляются вытесненные тоска, страх, скука.

Чтобы вырваться из опустошающего круговорота бесконечных встреч, лиц, впечатлений, почувствовать полноту жизни – эмоциональную и смысловую, – регулярно делайте паузы. При помощи этих кратких передышек вы сумеете более остро прочувствовать каждую минуту жизни и правильно расставить акценты, отделив то, что действительно важно, от второстепенного.

«Думай о других»

«Не жадничай, дай мальчику поиграть с твоей машинкой», «Надо жить дружно, уступи сестренке». Мы с детства учимся учитывать интересы других – это помогает нам налаживать отношения и самим чувствовать уважение со стороны окружающих. Проблемы начинаются, когда девиз: «Думай о других, а не о себе» становится смысловой доминантой нашей жизни. Мы жертвуем своими собственными желаниями, не можем сказать «нет», постоянно даем больше, чем получаем, – и все это не по велению сердца, а из бессознательного страха, что иначе нас отвергнут, не будут любить. Забота о себе начинает казаться чем-то неприличным, неловким. Однако совсем не думать о себе невозможно, и потому, как только мы все же делаем что-то лично для себя, нас тут же захлестывает острое чувство вины: «Я не имею на это права».

Этим свойством могут пользоваться другие люди: «Если ты меня любишь, то должен выполнить мою просьбу». Или сам человек начинает шантажировать окружающих: «Я все для тебя делаю, а ты!..» В итоге, стремясь к любви, мы добиваемся обратного эффекта: нас не принимают всерьез, игнорируют, недолюбливают.

Важно осознать, что у вас есть право отстаивать свои интересы и желания, отвечать отказом на просьбы, которые кажутся несправедливыми. И это вовсе не означает, что при этом вы непременно потеряете любовь окружающих – напротив, ваше уважение к себе вызовет их интерес и уважение скорее, чем безрассудное самоотречение.

Ты можешь сделать лучше!»

Коронная фраза учителей и родителей. Если мы слышим ее слишком часто, то в конце концов и сами начинаем искренне верить, что никогда и ничего не делаем достаточно хорошо. Наше восприятие вещей становится черно-белым, не допускающим ни малейших нюансов: «все или ничего» – вот наш девиз. Либо 100% успеха, либо полный провал. И даже результат 95% уже кажется нам ничтожным – ведь это не лучший, а «всего лишь» очень хороший.

Радоваться своим успехам, сравнивая их с собственным опытом, а не с достижениями окружающих людей.

Страх «все испортить» заставляет откладывать дела до последнего, бросать их на полпути или вообще ни за что не браться. Иногда подсознательно человек сам стремится к провалу, чтобы показать: лучше он не может. Если же достижения очевидны, он обесценивает их или приписывает другим людям, необъяснимому везению, а то и вмешательству высших сил.

Чтобы снова начать радоваться своим достижениям, забудьте об «объективной оценке», «реалистичном подходе» — ведь это означает постоянное сравнение своих успехов с чужими, зависимость от сторонней оценки. Каждому знакомо чувство удовлетворения: «Я сделал это!» Его ни с чем не спутаешь, и оно не зависит ни от чьего мнения. Поэтому сверяйтесь не с окружающими, а с собственным опытом – начиная с самого детства. Сам не ожидал, и вот – получилось. Не умел кататься на велосипеде — взял и научился. Рисовал человечка – вышло что-то похожее именно на человека, а не на паровоз. Серьезно болел – и выздоровел. Перебирая в памяти такие моменты, мы исцеляемся от хандры и неуверенности, и вопрос «А мог бы я лучше?» просто не возникает.

«Нужно быть сильным»

То, что досталось даром, без усилий и страданий, не должно радовать. Держи эмоции под замком – показывать их неприлично. Никогда никого ни о чем не проси – с проблемами надо справляться самому. Всем нам, а мужчинам в особенности, доводилось в детстве слышать нечто подобное. Ребенок легко и органично усваивает такой взгляд на мир – в том числе и потому, что чаще всего он и так уверен в своем всемогуществе: еще бы, ведь в его силах сделать маму счастливой или, напротив, вызвать ее слезы! Однако отношение к себе и окружающим, скрытое в этой установке, таит немало опасностей. Пытаясь всегда и во всем быть сильными, мы рискуем прийти к эмоциональной бедности, черствости, даже цинизму, а также привыкнуть агрессивно «продавливать» любую ситуацию в ущерб интересам других.

Иногда привычка быть сильным оборачивается чувством вины. Привыкнув во всем полагаться только на свои силы, мы корим себя за то, что с близким человеком что-то случилось, что мы не предотвратили неприятную ситуацию и не оградили его от опасности.

Однако всегда быть сильным невозможно: подавляемые чувства непременно прорвутся наружу в виде телесного недомогания, нервного срыва, зависимости от алкоголя, азартных игр.

Чтобы этого не произошло, важно научиться говорить о том, что мы чувствуем. Тем самым мы не только дадим выход накапливающейся в нас разрушительной энергии, но и обезопасим себя от внешней недоброжелательности: человек, способный открыто признаться в своих слабостях, вызывает у окружающих гораздо больше симпатии и уважения, чем самоуверенный и неуязвимый «человек-скала». Переформулировав исходную фразу на более позитивный лад, мы сможем почувствовать радость жизни, не подавляя при этом ни себя, ни других: «Будь не просто сильным – будь реалистичным. Сосредоточь свои силы на том, что зависит от тебя. А если будет трудно, не бойся об этом сказать. Как раз для того, чтобы признать границы своих возможностей, и требуется подлинная внутренняя сила».

«Кто знает, а вдруг пригодится»

Человека, воспринимающего эту фразу как руководство к действию, никогда не застанешь врасплох. Что бы ни случилось, у него под рукой всегда найдется аспирин, зонтик, салфетки, ручка, ножницы, пластырь… Список может быть сколь угодно длинным. Дома у него прекрасная библиотека – и ворох одежды, из которой дети давно выросли, запас консервов, кипы старых журналов... Если бережливость переходит разумные рамки, дом превращается в склад, а то и в свалку. В один прекрасный день оказывается, что расстаться со скучной, но привычной работой решительно невозможно. О том, чтобы завершить изжившие себя отношения, даже речи быть не может, а решение вывезти на дачу старый диван воспринимается чуть ли не как предательство.

Категорическое нежелание расстаться с малейшей крупицей прошлого говорит о страхе перед любыми переменами. А ведь, цепляясь за прошлое, мы лишаем себя будущего. Попав в такое рабство, мы рискуем обнаружить у себя симптомы навязчивого поведения, при котором человек ест «про запас», не испытывая голода, бесконечно наводит чистоту в доме или постоянно моет руки. Все это – способы успокоиться, компенсировать чувство незащищенности, возникшее в детстве, а главное – спрятаться от реальной или воображаемой враждебности окружающих.

Как же впустить в свою жизнь свежий воздух перемен и задышать полной грудью? Для этого важно обратиться к своему прошлому, почувствовать значимость ушедших событий – признать, что они сыграли в нашей жизни свою роль и во многом предопределили ее, но теперь их больше нет – они завершились, освободив место новым людям и связям. Чем более теплую память о прошлом мы сохраним, тем легче нам будет расстаться с ним и наконец открыться навстречу будущему.

ЭТО МОЖНО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ

Сами став родителями, мы невольно передаем сыновьям и дочерям скрытые послания, усвоенные нами в детстве. Что слышат дети в наших привычных наставлениях?

МЫ ГОВОРИМ…

РЕБЕНОК СЛЫШИТ…

СКАЖИТЕ ИНАЧЕ…

Осторожно – упадешь! Не трогай собаку – укусит!

Мир опасен, лучше вообще ничего не делать.

Позаботься о себе, береги себя. Будь внимательным.

Давай быстрее! Поторопись! Замолчи! Стой!Отвечай!

Ты не важен. Тебе придется поступиться своими желаниями ради моих.

У меня 10 минут. Сколько нужно времени тебе? (Попробуйте договориться.)

Не хнычь. Не ори. Не смейся. Не плачь.

Не выражай своих эмоций.

Ты, наверное, устал. Ты чего-то испугался. (Постарайтесь понять чувства ребенка.)

Ну сколько можно повторять (объяснять)!

Ты глупый, ты неудачник.

Ты справишься, попробуй еще. Я могу помочь, если хочешь.

Мальчики не должны бояться (плакать). Девочка должна быть послушной.

Мужчина не имеет права на чувства. Женщина – всегда жертва.

Ты расстроился. Ты рассердилась. Ты имеешь право это переживать.

Как тебе не стыдно!

Ты плохой, с тобой что-то не в порядке.

Все мы ошибаемся. Ошибка – это шаг вперед, к умению и знанию.

Посмотри, как хорошо он/она делает, а ты?!

Ты хуже других.

Я люблю тебя таким, какой ты есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опасная» сила слова, или чего нельзя говорить детям.

Давным-давно В.Даль записал в свой знаменитый словарь поговорку: «Слово не обух, а от него люди гибнут».  В баснях Эзопа говорилось о том, что язык самое сильное оружие. Да и нар...

Материал для выступления на педсовете " Чего мы не должны говорить детям"

Материал полезен для информации как родителям, так и педагогам, работающим с детьми....

Материал для выступления на педсовете " Чего мы не должны говорить детям"

Материал полезен для информации как родителям, так и педагогам, работающим с детьми....

чего никогда нельзя говорить ребенку

беседа для родителей о том, как не нужно разговаривать с ребенком...

50 фраз, которые нужно говорить детям

50 фраз, которые нужно говорить детям...

50 Фраз, которые нужно говорить детям

Здесь вы найдёте слова и фразы для вашего ребёнка, которые часто забывают говорить....