«О внедрении и использовании современных технологий в работе по профилактике наркомании, проводимой с учащимися образовательных учреждений»
статья по психологии на тему

Норман Анна Алексеевна
Проблема наркотиков давно переросла в глобальную проблему, грозящую гибелью для всего человечества. Как всякая глобальная проблема, она не может не стать содержанием современных программ. Перед опасностью вовлечения в употребление наркотиков отходят на второй план многие другие педагогические заботы. Если смысл современной школы – создание образовательной среды, способствующей развитию, то наркотизация пространства школьной жизнедеятельности ребёнка гарантированно рушит все другие педагогические усилия. Даже самая счастливая и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности , для которой распространение наркотиков в среде молодёжи всё более и более становится нормой. Детей нельзя огородить от наркотика, но научить их сознательно отказываться от него можно и нужно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

«О внедрении и использовании современных технологий в работе по профилактике наркомании, проводимой с учащимися образовательных учреждений»

    Для администраторов и педагогов в современной российской школе наиболее типичны следующие заблуждения:

- у нас в школе этого нет и быть не может

-если мы начнём говорить с детьми о наркотиках, то только привлечём внимание к тому, чем они сами могли бы не заинтересоваться

-борьба с распространением наркотиков не входит в сферу профессиональных обязанностей педагогов, это функция специалистов.

    Этот ряд можно было бы продолжить.

    Несколько аргументов в пользу изменения традиционной школьной позиции.

Проблема наркотиков давно переросла в глобальную проблему, грозящую гибелью для всего человечества. Как всякая глобальная проблема, она не может не стать содержанием современных программ.

    Перед опасностью вовлечения в употребление наркотиков отходят на второй план многие другие педагогические заботы. Если смысл современной школы – создание образовательной среды, способствующей развитию, то наркотизация пространства школьной жизнедеятельности ребёнка гарантированно рушит все другие педагогические усилия. Даже самая счастливая и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности , для которой распространение наркотиков в среде молодёжи всё более и более становится нормой. Детей нельзя огородить от наркотика, но научить их сознательно отказываться от него можно и нужно.

   Цель первичной профилактики – создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства  учащихся:

- действия, направленные на школьную среду в целом;

- действия, направленные на детей «группы риска»;

- действия, направленные на помощь детям, замеченным в употреблении наркотиков.

Формула первичной профилактики может быть представлена следующими   понятиями:

-Образование и информация:

-Общее признание правил и норм:

-Чувствительность к сигналам опасности;

-Тренинг активного отрицания;

-Убеждение в доступности помощи;

-Целевая работа с «группой риска»;

-Адресная помощь попавшим в беду  

   Образование и  информация. Распространение информации о  причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами. Формирование у учащихся негативного отношения к возможности употребления наркотиков. Развитие навыков критического анализа и оценки информации, получаемой о наркотиках. Реализация профилактической программы во всех образовательных учреждениях района

   Кто проводит работу: специалисты ПМС-Центра, классные руководи, наиболее подготовленные учителя предметники. Специалисты школьных служб сопровождения.

   На кого направлена деятельность: на учащихся всех возрастов, родителей, коллег-педагогов. Информация для взрослых обязательно должна быть дополнена анализом факторов риска распространения наркомании и изучением путей помощи подростку, поддавшемуся влиянию наркотиков.

   Формы: урочные и внеурочные беседы, анализ специальной литературы, встречи за «круглым столом», диспуты, тренинги, родительские собрания.

   Важно отметить, что если школа ограничится исполнением только этой части формулы, то это не принесёт позитивного эффекта. Указанные формы работы, как бы профессионально они ни были организованы, не заменят других составляющих. Как и в любой образовательной ситуации, необходимо не только сформировать у детей знание об опасности наркотиков и умении отказаться от  них, но и отношение активного непринятия наркомании. Это отношение должно проявлять себя в сознательной деятельности, направленной на преобразование внутреннего и внешнего мира подростка по законам здоровья и разума.  Это акции, конкурсы и смотры.

   Общее признание правил и норм неприятия наркотиков. Очень важно, чтобы  учащиеся поняли и приняли школьную политику в отношении наркотиков. Необходимо ясно и чётко договориться, что в школе обязательно будет пресекаться распространение идеи о возможности и допустимости наркотиков, их легализации и облегчения доступа к ним. Важно, чтобы координацию программы борьбы с наркотиками  вели педагоги, обладающие авторитетом и в детской, и во взрослой среде. Дети гораздо охотнее будут помогать педагогу, которому они доверяют, пристрастие и увлечение которого  разделяют, образу жизни которого готовы следовать.

    Чувствительность к сигналам опасности. В школе должна быть разработана специальная система повышения чувствительности к опасности распространения наркотиков. Родителей и педагогов целесообразно ознакомить с основами диагностики употребления детьми наркотиков. Обязательно нужно довести до всех заинтересованных лиц, к кому конкретно можно обратиться в случае, если возникает предположение о наличии опасности. По сути, речь идёт о школьной службе сопровождения, члены которой обладают достаточными знаниями и облечены полномочиями действовать в соответствии с создавшейся ситуацией.

    Для успеха программы очень важно, чтобы и сами дети приняли участие в такой работе, преодолев извечную убеждённость, что «доносить на товарища нельзя». На этапе «общественного договора» необходимо попытаться объяснить учащимся, что табу недоносительства в данном случае не действует, поскольку сокрытие такой важной информации может нанести непоправимый вред здоровью товарища. Очевидно, что в этом случае дети должны полностью доверять тем взрослым,  с которыми они намерены поделиться информацией. Важное примечание: никакое наказание за отсутствие информации не может быть признано целесообразным, поскольку гарантировано разрушает доверие к взрослым.

   Тренинги активного отправления. Тренинговые занятия по программам направленные на профилактику употребления ПАВ и др. Общая логика и построение этих занятий связана с повышением личностного самоуважения, поиском средств самореализации и межличностного общения, умением критически оценивать информацию и действовать в соответствии со своими убеждениями.

   Методы реализации могут быть различными наиболее целесообразны деловые игры, анализ проблемных ситуаций, проигрывание ролей.

   При этом важно помнить: наркотики всегда заполняют вакуум занятости. Школа, в которой не думают о свободном времени и свободном самоопределении ребёнка – это школа, толкающая его на путь наркозависимости.

   Убеждённость в доступности помощи. Одним из самых страшных заблуждений может стать уверенность, что беда наркомании непреодолима. Важно, чтобы в школе были специалисты, которые обладают всей полнотой информации о соответствующих, наркологических службах и центрах помощи наркоманам.   Дети, педагоги и родители должны знать и верить, что современная диагностика проблемы поможет её разрешению, что даже на стадии развитой болезни ещё не всё потеряно.

   При этом школьным специалистам не стоит переоценивать свои силы и браться за решение проблемы в тех случаях, когда они профессионально не компетентны.

   Целевая работа с «группой риска». Когда мы говорим о «группе риска», мы прежде всего имеем в виду риск для ребёнка оказаться жертвой наркотиков. Сначала необходимо выявить «группу риска», а затем разработать индивидуальную программу помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению склонности к наркотикам. Выявлению «групп риска» может способствовать экспресс-диагностика.

     Кто должен оказывать эту помощь? Специалисты ПМС-Центра. Специалисты школьных служб сопровождения, вместе с классными руководителями должны разработать программу работы с детьми «группы риска». В особых случаях может понадобиться квалифицированная помощь специалиста.

   Адресная помощь всем попавшим в беду.  Очевидно, рано или поздно педагогам придётся столкнуться и с  более тяжёлыми проблемами: с самим заболеванием, со случаями распространения наркотиков, с социально-опасными группировками.  Ещё раз подчёркиваю: это сфера деятельности профессионально компетентных лиц. Информацию о них можно получить в ПМС-Центре, и у специалистов школьных служб сопровождения.

   Педагогическая позиция может быть связана с представлением помощи в обращении к специалисту. Если сам наркоман не в состоянии осуществить необходимые шаги, то за него это могут и должны родители, в крайнем случае – педагоги и друзья.

   Итак, чего же общество вправе ожидать от школы и какие требования предъявлять к педагогам? Прежде всего педагоги должны понимать, что наркомания – это тяжёлое психическое заболевание, которое легко становиться массовым, и в этом плане его вполне можно отнести к «заразным» заболеваниям.

    Основной период приобщения к наркотикам приходиться на подростковый возраст, то есть наркомания – явление преимущественно молодёжное, следовательно, первый опыт употребления наркотиков приходиться на то время, когда ребёнок оказался в сфере постоянных конфликтов с педагогами и родителями. Поэтому проблема предупреждения наркомании – это прежде всего их проблема.

   Два других участника антинаркотической деятельности – медики и работники правоохранительных органов – реально способы помочь в её решении только на последующих за приобщением к наркотикам этапах наркомании, поскольку они занимаются следствиями приобщения. Медики занимаются лечением, а работники правоохранительных органов – пресечением незаконного оборота наркотиков и связанные с их потреблением правонарушениями.

   Воздействие на наркоманию как общественное явление наиболее эффективно  тогда, когда оно осуществляется именно через учителя    и родителей. Но возложение на учителя обязанностей осуществления антинаркотической деятельности должно быть не ещё одной, дополнительной ко множеству других, нагрузкой, а функцией, для осуществления которой государство создаёт ему благоприятные условия. Без повышения общественного и материального положения учителя трудно требовать от него эффективного противодействия наркотизму. Хотя, кроме него эту задачу в обществе не сможет выполнить никто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий при работе с текстом на уроках английского языка.

Важнейшей задачей стандартов нового поколения является: создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетен...

Использование современных технологий на уроках русского языка в период адаптации учащихся 5-х классов

Аннатация + разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сколько лексических значений имеет слово"...

Конспект урока по теме "Использование современных технологий при работе с текстом в 4-м классе"

Конспект урока по теме "Использование современных технологий при работе с текстом в 4-м классе" к УМК Биболетовой М.З. для 4 класса. К конспекту прилагается презентация и технологическая карта урока....

Презентация по теме "Использование современных технологий при работе с текстом в 4-м классе"

Презентация к уроку на тему "Использование современных технологий при работе с текстом в 4-м классе"...

Творческая работа. «Роль компьютера в формировании у учащихся образовательных учреждений знаний о фундаментальных физических экспериментах.»

Творческая работа.  «Роль компьютера в формировании у учащихся образовательных учреждений знаний о фундаментальных физических экспериментах.»...

Комплексно-целевая программа «Линия жизни» по профилактике вредных привычек среди учащихся образовательного учреждения. (сроки реализации: 2017-2020 год) «НАРКОПОСТ»

         Материалы разработаны и подготовлены в рамках краевой целевой программы о «Комплексных мерах противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному...