ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
учебно-методический материал по психологии на тему

Белоусова Людмила Анатольевна

 

1.Психолого – педагогическая диагностика в деятельности педагогических работников.

Среди педагогов разных уровней стоит извечный вопрос:как и чем, измерить душевность, духовность и наконец, воспитанность обучающихся, их интеллект, волю. Эмоции, чувства….. .неоторые измеряют это количеством запретов: не делай, не трогай, не бегай,не кричи. Эти запреты говорят о нежелании контактировать с воспитуемым.Большинство же педагогов стремится определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность,а именно воспитательная.нередко участники воспитательного процесса не могут конкретно ответить на следующие вопросы: что следует изучать в процессе воспитательной деятельности? Какие критерии могут выступать мерилом результативности процесса воспитания?как необходимо изучать и анализировать состояние и эффективность  воспитательного процесса.?в педагогике под словом «диагностика» понимают деятельность, направленную на выявление результатов развития личности ребенка,формирование детского коллектива и на определение причин, повлиявших на эти вопросы.Диагностика охватывает в исследовании большое количество объектов и проводится систематически.В процессе диагностического изученияформируется более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе, явлений,предмете.В начале учебного года,когда в лицейский коллектив вливаются первокурсники, проводится их психолого- педагогическое обследование.здесь  используются как педагогические приемы и методы изучения. Так и психологические методы исследования.правильность выбора целевых ориентиров, направлений и способов организации воспитательного процесса зависит от наличия достаточной,достоверной и постоянно пополняющейся информации о процессах формирования коллектива и развития его членов.Для этого необходимо изучать детское сообщество.Очень важно формировать коллектив и развивать учащихся обратив особое внимание на следующие аспекты:

1.Состояние межличностных  эмоционально-психологических отношений между учащимися.

2.Развитость деловых отношений между ними.

3.Сформирование совместной деятельности в сообществе.

4.Наличие в спектре совместной деятельности доминирующеговида активности учащихся,формирующего «лицо»(индивидуальность группы).

5.Активность учащихся в жизнедеятельности группы.

6.Развитость ученического самоуправления в коллективе группы.

7.Стиль и культура общения в среде одногруппников.

8.Наличие и развитость внешних связей и отношений группы с другими коллективами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное образовательное учреждение начального  профессионального образования «профессиональный лицей №29

пос. Молодежный Россошанского района»

ИЗУЧЕНИЕ  СОСТОЯНИЯ  И ЭФФЕКТИВНОСТИ  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА.

        

                         

                

                 Пос.Молодежный

1.Психолого – педагогическая диагностика в деятельности педагогических работников.

Среди педагогов разных уровней стоит извечный вопрос:как и чем, измерить душевность, духовность и наконец, воспитанность обучающихся, их интеллект, волю. Эмоции, чувства….. .неоторые измеряют это количеством запретов: не делай, не трогай, не бегай,не кричи. Эти запреты говорят о нежелании контактировать с воспитуемым.Большинство же педагогов стремится определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность,а именно воспитательная.нередко участники воспитательного процесса не могут конкретно ответить на следующие вопросы: что следует изучать в процессе воспитательной деятельности? Какие критерии могут выступать мерилом результативности процесса воспитания?как необходимо изучать и анализировать состояние и эффективность  воспитательного процесса.?в педагогике под словом «диагностика» понимают деятельность, направленную на выявление результатов развития личности ребенка,формирование детского коллектива и на определение причин, повлиявших на эти вопросы.Диагностика охватывает в исследовании большое количество объектов и проводится систематически.В процессе диагностического изученияформируется более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе, явлений,предмете.В начале учебного года,когда в лицейский коллектив вливаются первокурсники, проводится их психолого- педагогическое обследование.здесь  используются как педагогические приемы и методы изучения. Так и психологические методы исследования.правильность выбора целевых ориентиров, направлений и способов организации воспитательного процесса зависит от наличия достаточной,достоверной и постоянно пополняющейся информации о процессах формирования коллектива и развития его членов.Для этого необходимо изучать детское сообщество.Очень важно формировать коллектив и развивать учащихся обратив особое внимание на следующие аспекты:

1.Состояние межличностных  эмоционально-психологических отношений между учащимися.

2.Развитость деловых отношений между ними.

3.Сформирование совместной деятельности в сообществе.

4.Наличие в спектре совместной деятельности доминирующеговида активности учащихся,формирующего «лицо»(индивидуальность группы).

5.Активность учащихся в жизнедеятельности группы.

6.Развитость ученического самоуправления в коллективе группы.

7.Стиль и культура общения в среде одногруппников.

8.Наличие и развитость внешних связей и отношений группы с другими коллективами.

И так для определения состояния эмоционально-психологических отношений используется методсоциометрии.С его помощью можно узнать,кто из учащихся является лидером,или отвергнутым,принятым или непринятым  в сообществе одногруппников.

Для этого надо предложить учащимся ответить на следующие вопросы:

1.Если бы у тебя была возможность пригласитького-либо из учащихся своей группы к себе на день рожденья,то кого бы  ты пригласил

2.А кого пригласил бы ты на день рожденья в последнюю очередь?

3.Кому ты доверяешь свою тайну?

4.Кому никогда не доверишь свою тайну?

Состояние деловых отношений в коллективе становится более очевидным при включении в арсенал  диагностической работы методическую,научную литературу.Например,Н.Ф.Масловой разработана  диагностическая схема «Общий уровень развития личности учащихся»,которая содержит следующие разделы:

1.сбор общих сведений об учащихся:пол,возраст, состояние  здоровья и физического развития, условия жизни в семье (состав семьи, наличие других детей, материально-бытовое положение, образовательный, трудовой,нравственный статус  родителей ,отношение старштх и применение поощрений ,наказаний).

2.Знакомство с режимом дня ,культурой использования  свободного времени,участием в домашнем труде.

3.Выявление основных характерологических особенностей учащихся (преобладающее настроение,проявления самостоятельности,воли,трудолюбия,любознательности,общительности).

4.Выявление основных реакций  на различный тон и характер обращения к нему:задушевность,просьбу,строгость,предъявление требований.

5.Определение учащихся  руководить своими чувствами,желаниями,потребностями.

6.Влияние самооценки учащихся,степени удовлетворённости собой,своим поведением  и успехами,его умения анализировать свои поступки и видеть себя со стороны.

7.Выявление общего кругозора  учащихся ,круга чтения,интересов,склонностей,отношения к музыке,кино,общественно-политическим событиям,культуры речи.

8.Выявление отношений к  учебному труду(активность,настойчивость,прилежание,самостоятельность,организованность в учении,интерес к отдельным учебным  предметам,ответственность олнении домашних заданий,отношение к учебным  успехам и неудачам).

9.Выявление отношения обучающихся к физическому труду (привычки и умения обслуживать себя,интерес и выполнение трудовых поручений,проявление добровольности,инициативы,самостоятельности,точности и быстроты  в выполнении трудовых дел,умения работать индивидуально и в коллективе).

10.Определение наиболее выраженых специальных способностей  учащихся.

11.Особенности общения учащихся (отношения с близкими,старшими.младшими,сверстниками,педагогами,незнакомыми):за что ценит взрослых,товарищей,друзей;способен ли к привязанностям,сопереживанию к другим людям;качества,ценимые и поощряемые учащиеся в других;конфликтностьв общении;основныесимпатии и антипатии учащегося в общении.        

12 Проявление нравственных качеств в поведении учащихся ( честь и справедливость,критичность и самокретичность,чувство собственного достоинства,ответственность и дисциплинированность в делах и поступках и др.

13.Выявление особенностей темперамента ( проявление в деятельности  и общении  возбудимости эмоций,частоты и быстроты их смены, скорость и переключение внимания и темы деятельности, подвижность,энергичность высшей нервной деятельности).

Для менее подробного сбора сведений о процессе и условиях развития своих воспитанников в поле зрения классных руководителей, воспитателей находятся: развитие интеллектуального потенцеала,ценностное (нравственное самоопределение) формирование коммуникативной кльтуры,развитие эстетического потенцеала,здоровье и физическое становление,развитие творческих способностей. Формирование   эмоционально- волевой сферы, организация досуга, условия жизнедеятельности и развития ребенка в семье. Основу изучения процесса развития учащихся составляет сбор и анализ классным руководителем информаци о формировании интеллектуального, нравственного и физического потенцеала обучающихся.При исследовании интеллектуального потенцеала учащегося классный руководитель,воспитатель обращает внимание на освоение им учебной программы,на формирование общеучебных умений и навыков, стиля учебной деятельности,на развитие познавательных процессов и интересов . В диагностический инструментарий включают: тест умственного развития,методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся;методики изучения развития мышления, памяти и внимания,восприятия и воображения.

 При изучении развития нравственного применяются тесты, статестический медицинский анализ состояния здоровья.

2.Изучение эффективности воспитательного процесса.

Одной важной составной частью диагностической работы педагогов является исследование эффективности процесса воспитания учащихся в группе.Эффективность воспитательного процесса – это соотнесенность полученных результатов с целями и пршлыми достижениями в воспитательной практике.При подборе показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход для установления взаимосвязи оценочно- результативного компонента с целями, задачами,содержанием и способами организации процеса воспитания.Диагностика результатов развития учащихся является главным содержание деятельности по определению эффективности воспитательного процесса.Алгоритм изучения результативности процесса воспитания учащихся можно представить следующим образом:определение цели и задачи изучения,подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания,выбор методик,исследование испытуемых, обработка результатов,анализ,оценка и обсуждение результатов изучения.

Например:для проверки успешности реализации целевых ориентиров в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии учащихся выделяются следующие показатели:

Критерии          

Интеллектуальная развитость   учащихся  

Показатели

1освоенность учащимися образовательной программы

2развитость  познавательных процессов и интересов учащихся

3сформированность  учебной деятельности

2нравственная развитость  учащихся

1сформированность основных нравственных качеств личности

2 социальная активность учащихся.

3ФИЗИЧЕСКАЯ РАЗВИТОСТЬ

1состояние здоровья учащихся

2 овладение навыками личной гигиены

3Развитость силы,быстроты, ловкости, гибкости. Выносливости.

Показателями эффективности ,воспитательного процесса становятся сформированостьколлектива группы. Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в коллективе. Что помогает оценить результативность работы по содержанию  благоприятного  нравственно-психологического климата.

Литература: «Воспитательный процесс» Е.Н.Степанова 2000г.

                        «Педагогические ситуации»ЕА Бородина, 2000г

                      «Работа классного руководителя»ЕА Слепенкова 2005г