Проблемы формирования учебной мотивации в начальной школе
статья по психологии на тему

Садыкова Гелюся Исламовна

Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность прежде всего обусловлена обновлением содержания обучения, формирование у учащихся  приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов. Также учебная мотивация способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции. Данная проблема интересовала и продолжает  интересовать многих отечественных и зарубежных ученных. Однако единого  взгляда на данную проблему  так и не было выработано. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

   Проблемы формирования учебной мотивации в начальной школе

Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность прежде всего обусловлена обновлением содержания обучения, формирование у учащихся  приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов. Также учебная мотивация способствует формированию у учащихся активной жизненной позиции. Данная проблема интересовала и продолжает  интересовать многих отечественных и зарубежных ученных. Однако единого  взгляда на данную проблему  так и не было выработано.

      В трудах Л.Ф.Бурлачук, И.И. Вартановой, Е.В. Игошиной, Ю.Н. Кулюткина, Л.И.Божович, В.Г. Леонтьева, Т.А.. Маркова, В.Э. Мильмана, Р.В. Овчаровой и др. рассматриваются многообразные аспекты проблемы учебной мотивации в процессе обучения. Проблема формирования учебной мотивации лежит на стыке  обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Учебно-познавательная  мотивация у младших школьников  идет стихийно, являясь скорее результатом достижений передовых учителей, чем предметом специальной целенаправленной систематической работы. На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Дети приходят в школу на первый урок, открывают первую страницу учебника, первую свою тетрадь - и начинается их долгий школьный путь. И все хотят учиться. Но проходит время, и выясняется, что некоторые дети не могут освоиться со школьным укладом. Ребенок должен научиться сосредотачивать свое внимание для восприятия и усвоения малоинтересного материала.  На плечи ребенка ложатся не только обязанности ежедневно посещать школу, но и важнейшей задачей является формирование  умения строить  взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания. По мнению  И.В. Дубровиной ребенку необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя, дать почувствовать, что у него все хорошо и в него верят.                                  На сегодняшний день многие образовательные   учреждения целенаправленно изучают пути повышения эффективности  обучения учащихся. Поэтому одна из главных задач педагогического коллектива - создание в детском коллективе атмосферы интереса к знаниям. Данный аспект также заинтересовал нас. Нам необходимо было  постараться выяснить, почему именно некоторые учащиеся  не хотят учиться, что влияет на формирование школьной мотивации. Цель нашей работы: исследование мотивации учения младших школьников и факторов, влияющих на ее формирование. Однако, как и любое новое явление, данный вопрос требует специальной разработки организационно- методической стороны своей реализации. Этот аспект, как впрочем, и теоретическая проработанность его сущности в научных исследованиях представлены крайне слабо. Низкая учебная мотивация учащихся побуждает многих педагогов и психологов к поиску оптимальных путей организации образовательного процесса.

Согласимся с мнением тех ученых и практиков, которые считают, что овладение новыми способами работы обогащает, перестраивает ученика, приводит к появлению новых особенностей его умственного развития, новых качеств его личности. Удовлетворение глубинных психологических запросов детей в условиях учебной среды должно быть направлено на приобретение учащимися опыта успеха в школе. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни. Трудно отрицать, тот факт, что в классе, как правило, есть дети у которых по результатам диагностики выявляются низкие показатели к учебной деятельности.

Анализ результатов диагностики  Н.Г.Лускановой  позволил установить наличие как минимум четырех основных групп учащихся:

       1-хорошая школьная мотивация. Данный результат является нормой, его показывают меньшее количество  учащихся начальных классов. Ребята, показавшие такой результат, характеризуются преобладанием познавательных мотивов над социальными. Ребята с удовольствием и очень аккуратно выполняют все школьные требования.

      2- положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами. Ребята, показавшие такой результат, довольно комфортно чувствуют себя в школе, но больше их привлекает общение. На рисунках они изображают школу, но ситуации внеучебного характера. Для таких учащихся свойственно преобладание социальных мотивов над познавательными. При умелом воздействии  и взаимодействии учителя и родителей у таких детей вполне успешно формируются познавательные мотивы.

     3-низкий уровень школьной мотивации. Ребята, показавшие такой результат, неохотно посещают школу, часто ссылаются на плохое самочувствие. На уроках из портфелей достают игрушки, часто отвлекаются на игры.

     4-школьная дезадаптация, негативное отношение к школе. Такой результат характерен для детей с низкой мотивационной, психологической, физиологической готовностью к школе. В школе они чувствуют себя дискомфортно, проявляют агрессию по отношению к одноклассникам.

        Данная дифференциация на эти группы  нужна для того, чтобы помочь учителю организовать обучение с учетом необходимой детям помощи.                Условием достижения целей и задач по формированию учебной мотивации является на наш взгляд сохранение индивидуальных особенностей учеников.

       Нам предоставляется, что успешное формирование учебной мотивации обеспечивается следующими условиями:

  • Компетентность педагогов в вопросах формирования положительной учебной мотивации учащихся;
  • Психолого- педагогическое сопровождение учащихся на основных этапах обучения;
  • Компетентность  и инициативность родителей «научиться учиться» вместе со своими детьми.

Существование благоприятных социальных и педагогических условий помогает учащимся в овладении положительной учебной мотивации. Так как постоянные неуспехи и неудачи не позволяют ребенку личностно развиваться. Следует отметить, что есть возможности повышения учебной мотивации в начальной школе.

           Основные направления работы по формированию

       положительной  учебной мотивации в начальной школе.

Диагностическая

деятельность

Просветительская

деятельность

Коррекционная деятельность

Развивающая деятельность

Диагностика уровня  мотивации

1.Классный час «Ценность школьного обучения как ступеньки к дальнейшей самореализации»

2.Экскурсия по школе

Н.П.Слободяник

«Я учусь владеть собой»

Реализация инновационного  проекта

«Счастливы вместе».

Несомненно в формировании положительной школьной мотивации, должна стать организация наиболее оптимальных условий обучения учащихся. Повышение учебной мотивации первоочередная задача взрослых: задача учителя и родителей. Воплощение изложенного подхода позволяет внедрять широкие возможности педагога и соответственно родителей в образовательный  и воспитательный процесс.  

        

 Список литературы

1.Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник Московского университета.-1998-№2-80-81с.

2.Игошина Е.В. Методика исследования мотивов учения// Начальная школа.-1995.-№6-15с.

3.Лукьянова М.И.Вариативные  образовательные маршруты учащихся: учебное пособие.-НИЛ,2009.-78-80с.

4.Т.Б. Табарданова., Шустова Л.П. Образ выпускника общеобразовательного учреждения Ульяновской области :от моделирования к реализации: методическое пособие.-ИПКПРО,2009.-5-8с.

5.Финько И.Л., Антонова И.Г. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса: методическое пособие.-ИПКПРО,2000.-3-10с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование универсальных учебных действий - основная задача, которая стоит перед педагогом в современной школе. В данной статье рассматривается как интеграция учебных предметов помогает повышению эф...

Приемы формирования учебной мотивации на уроке иностранного языка (на примере заданий УМК "FORWARD" для начальной школы)

В данной статье представлена классификация способов формирования положительной учебной мотивации на уроке английского языка в начальной школе на примере приемов УМК "FORWARD" для 3 и 4 класса. Материа...

Учебник « Spotlight» как основа формирования учебной мотивации в начальной школе

Зачастую учителям английского языка довольно часто приходится встречаться с тем, что у учащихся пропадает интерес к учебе, снижается мотивация. В статье я попыталась проанализировать УМК Spotlight на ...

Проблема формирования учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания.

«Все наши замыслы,все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».В.А. Сухомлинский...

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»

Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...