Родительское собрание "Взаимосвязь стиля семейного воспитания и личности ребенка"
методическая разработка по психологии (6 класс) на тему

Расулова Ольга Владимировна

Родительское собрание "Взаимосвязь стиля семейного воспитания и личности ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Расулова О.В.,

педагог-психолог МБОУ СОШ № 15

Родительское собрание

"Взаимосвязь стиля семейного воспитания и личности ребенка"

Цель: дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания, способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном стиле семейного воспитания, а так же помочь в выработке эффективных форм взаимодействия с ребенком.

Форма проведения: семинар-практикум.

Оборудование: мультимедийная презентация, бланки для ответов.

Ход собрания

Слайд 1

1. Введение в тему собрания.

Психолог: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать, и благодарим за то, что вы нашли время для нашей встречи.

Слайд 2

Эпиграфом  сегодняшней нашей беседы будет восточная мудрость: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на  век вперед – воспитай человека».

Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, успешным, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог получить хорошую профессию, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей. Об этом думают все родители, и каждый родитель для своего ребёнка желает лучшей доли.

 Давайте внимательно посмотрим на себя. Что мы считаем любовью по отношению к себе? Мы хотим, чтобы нас понимали, принимали такими, какие мы есть, и доверяли нам. Всё. Больше ничего не надо. Если это есть, то будет и забота, и нежность, и все прочие внешние проявления любви.

Слайд 3

Тема сегодняшнего разговора касается всех нас, и я надеюсь, что каждый возьмет для себя что-то полезное, возможно, сделает определенные выводы. А поговорим мы о взаимоотношениях между родителями и детьми, от которых в значительной мере зависит развитие ребенка. Эти взаимоотношения в психологии принято называть стилем семейного воспитания. И сегодня мы попытаемся определить свой стиль воспитания  и найти ту золотую середину, так необходимую для правильного взаимодействия с детьми.

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится.

2. Практическая работа.

А как же получается?

Слайд 4 - 8

С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Слайд 9

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитетный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

Либеральный

(попустительский)

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Обработка результатов.

Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

3. Обсуждение результатов.

Характеристика стилей воспитания.

Слайд 10

Авторитарный: характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Слайд 11

Либеральный: предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведения ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.

Слайд 12

Индифферентный: с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остаётся сил для воспитания детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся от норм поведению.

Слайд 13

Демократический: предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Слайд 14

Следует обратить внимание, что это деление очень условно. Но, как правило, какой-то из стилей преобладает в семье в большей степени. Были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

 Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

 Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

4. Заключение.

Слайд 15

Ещё в XIX веке передовые русские писатели и педагоги  понимали воспитание как взаимодействие равноправных участников. Отмечали, что все воспитание в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.

Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.

Слайд 16

Американские психологи предлагают взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу"). Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Слайд 17

Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами известного педагога  Симона Львовича Соловейчика, которые могут стать вашей молитвой. Я зачитаю их вслух, а вы проговаривайте каждый про себя.

«Каждое утро взываю к тому лучшему, что есть во мне. Мне послан ребенок; это дорогой мой гость; я благодарен ему за то, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет - мы есть, мы живые люди. Он такой же, как и я, он человек, и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди; я его принимаю, как всякого другого человека. Я принимаю ребенка: Я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю, прощаю. Я не применяю силу к нему, не угнетаю его своей силой, потому, что я его люблю. Я люблю его, и я благодарен ему за то, что он есть, и за то, что я могу его любить, и тем самым я возвышаюсь в духе своем»

Мне хочется поблагодарить всех за плодотворную работу. Желаю вам, чтобы в вашем доме всегда царило взаимопонимание и любовь, и тогда жизнь будет ярче и радостнее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание Взаимосвяь стиля семейного воспитания и личности ребенка Педагог-психолог МБОУ СОШ № 15 Расулова Ольга Владимировна

Слайд 2

«Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».

Слайд 3

Стиль семейного воспитания — это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия

Слайд 4

Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием? А. Преимущественно воспитанием. Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды. В. Главным образом врожденными задатками. Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом. 2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей? А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. Б. Абсолютно с этим согласен. В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

Слайд 5

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным? А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу) Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве) В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер) Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер). 4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит. Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

Слайд 6

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы? А. Если попросит, можно и дать. Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму. 6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник? А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика. В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги. Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

Слайд 7

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка? А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято. Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе. 8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее? А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят. В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться. Г. Не вижу причины запрещать.

Слайд 8

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения. В. Расстроюсь Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать. 10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример? А. Безусловно. Б. Стараюсь. В. Надеюсь. Г. Не знаю.

Слайд 9

Стиль поведения Номера вопросов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б Авторитарный А А Г В Б Б Б А А А Либеральный В Б Б Б А А Г В В В Индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г

Слайд 10

Авторитарный Дети замкнуты, боязливы и угрюмы,. Непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны. Характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные.

Слайд 11

Либеральный стиль я Предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее Дети склонны к непослушанию и агрессии, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. направление коммуникации – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений.

Слайд 12

Хаотический С низким уровнем контроля и холодными отношениями . Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению. стиль

Слайд 13

Авторитетный Демократический Предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения. Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Слайд 14

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка. Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Слайд 15

Рекомендации родителям. Уважайте личность ребенка; Почаще проводите свой досуг совместно с детьми; Общайтесь с друзьями своих детей; Будьте в курсе дел своего ребенка; Не стесняйтесь обращаться к учителю с проблемами; Принимайте участие в делах класса;

Слайд 16

Золотые правила воспитания Учитесь слушать и слышать своего ребенка; Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение; Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции; Умейте принять и любить его таким, каков он есть; Повиновение, послушание ,исполнительность будут там, где они предъявляются разумно; К агрессивности приводит агрессивность семьи;

Слайд 17

помните! Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас. Легуве



Предварительный просмотр:

С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.



Предварительный просмотр:

Стиль

поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

2.

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

3.

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

4.

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Стиль

поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

2.

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

3.

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

4.

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Стиль

поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

2.

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

3.

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

4.

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Стиль

поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

2.

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

3.

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

4.

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г

Стиль

поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

2.

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

3.

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

4.

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г



Предварительный просмотр:

Либеральный

(излишне терпимый, снисходительный стиль).

  • Предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Детям предоставлен избыток свободы. Каких-либо ограничений родители не устанавливают.
  • Родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, предоставляют ребенку полную свободу выбора, в том числе и выбора непосильного, не по возрасту. Строится эта «свободная педагогика» на взглядах типа «ребенок лучше знает, что ему нужно», «дети мудрее нас» и тому подобному. Родители открыты для общения с детьми, однако, доминирующее направление общения - от ребенка к родителям. Они считают себя не авторитетными, заботливыми наставниками, а «партнерами» детей, что, является вредной моделью поведения, поскольку родители перестают быть для них авторитетом, и воспитание становится невозможным.
  • Родители не придают значения проступкам детей («ничего страшного»), считают, что «все дети такие» либо «мы сами были такими же».
  • В семьях с таким стилем воспитания активно обсуждаются вопросы секса, рассматривают картинки, которые еще недавно были бы квалифицированы как порнографические, вместе сидят у телевизора, когда на экране демонстрируются слишком откровенные сексуальные сцены.
  • В юношеском возрасте дети, выросшие при либеральном стиле воспитания, склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. В основном же игнорируют нормы и правила, принятые в обществе, не обладают самоконтролем, плохо приспособлены к кропотливому труду. Не умеют строить крепкую семью, склонны к «гражданским бракам», «свободной любви». Испытывают депрессию из-за недостатка эмоционального тепла, склонны к самоубийствам. Нередко приобретают зависимость от алкоголя, наркотиков или азартных игр.

Авторитарный

(власть, беспрекословное подчинение).

  • Характеризуется высоким контролем над детьми со стороны родителей. Авторитарный стиль родительского воспитания является основной причиной конфликтов в доме и отклонений в поведении детей.
  • В таких семьях конфликт легко перерастает в открытое противостояние. Если оно затягивается без перспективы конфликтующих сторон договориться, то отношения ухудшаются настолько, что члены семьи получают психологические травмы, испытывают чувство постоянной усталости, стресс и даже депрессию.
  • Родители ожидают неукоснительного выполнения своих требований. Отношения родителей к детям холодные, отстраненные.
  • Родители отдают приказания и ждут, что те будут в точности выполнены; закрыты для постоянного общения с детьми. Устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.
  • Жесткая требовательность, лишенная уважения к личности ребенка, превращается в принуждение, сковывает его активность, самостоятельность. Нередко отцу и матери легче заставить ребенка выполнить то или иное требование, чем вызвать у него желание поступать так всегда. Родители считают, что для достижения воспитательной цели все средства хороши, забывая о том, что суть воспитания не в принуждении, не слепом повиновении, а в побуждении ребенка сознательно поступать так, как подобает.
  • Дети в семьях с авторитарным стилем воспитания замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. В юношеском возрасте часто демонстративны, ведут себя вызывающе. Пытаются скрыть за маской развязности свою зависимость, неуверенность и тревожность.

Памятка родителям

Взаимосвязь стиля семейного воспитания и личности ребенка

г. Камышин

МБОУ СОШ № 15

педагог-психолог

Расулова Ольга Владимировна

Авторитетный

(стиль безусловного доверия)

  • Предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения.
  • Отношения между родителями и детьми строятся на искренней, безусловной любви, уважении и доверии. Дети воспитываются в послушании родителям и дисциплине. Мама и папа - авторитет для детей, они являются теми людьми, на кого ребенок всегда может опереться, положиться, на кого будет равняться.
  • Родители открыты для эмоционального общения, обсуждения с детьми различных вопросов, в том числе установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах, учитывают возрастные особенности детей, черты их характера, темперамент. Детей не ругают, не борются с их отрицательными качествами, а взращивают противоположные – положительные;  поддерживают их самостоятельность и нередко хвалят.
  • На примере собственных родителей ребенок с детства усваивает модели поведения, связанные с полом. Не на словах, а на деле убеждается в том, что в мужчине ценятся стойкость, мужество, выносливость, а в женщине - нежность, чуткость, душевная теплота.
  • В таких семьях дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся и обладают адекватной самооценкой. В юношеском возрасте дети ведут себя разумно, ответственно, в меру независимо; возрастные кризисы сглажены. Обладают разумной верой в себя и собственные силы, способны развивать сильные стороны своей личности. Как правило, создают крепкие и счастливые семьи.
  • Если в вашей семье сложился авторитетный стиль родительского воспитания, то вы тем самым способствуете формированию успешного ребенка.

Законы для родителей,

воспитывающих детей

  • Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
  • Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
  • Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.
  • Не налагайте запретов. В природе ребенка — дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
  • Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
  • Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
  • Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше чем, если над ним будут смеяться другие люди.
  • Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
  • Будьте всегда последовательны в своих. требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
  • Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители.
  •  Помните, что самое большое родительское счастье — видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

Индифферентный

 (равнодушный, безразличный стиль).

  • Стиль с низким уровнем контроля и холодными отношениями.
  • Родители не устанавливают для детей почти никаких ограничений, они поглощены устройством своей личной жизни. Безразличны к собственным детям, закрыты для общения с ними. Частый случай: выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака. В таких семьях детям катастрофически не хватает родительской любви. Для родителей характерны высказывания типа: «Я его (или ее) совершенно не понимаю. Ничего о нем (о ней) не знаю - где бывает, с кем дружит. Он (она) мне ничего не рассказывает».
  • Дети предоставлены сами себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушное отношение родителей.
  • Они с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны значимого старшего, способны привязаться к нему, относятся к нему с большой теплотой, доверием. Хорошо если старший окажется добрым и отзывчивым человеком, однако часто дети из семей с безразличным стилем воспитания легко вовлекаются в различные сектантские или криминальные сообщества, во главе которых стоят лица, преследующие далеко не благовидные цели.
  • Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к проблемному поведению. Это неизбежный путь к употреблению наркотиков, алкоголизму и прочим формам девиантного поведения.
  • Причины безразличного стиля воспитания. В одних случаях родителям просто нет никакого дела до детей, они заняты своими проблемами и забывают о родительских обязанностях. В других случаях папа и мама, пытаясь приучить ребенка с ранних лет к самостоятельности, избегают чрезмерной опеки, впадают в крайность безразличия.


Предварительный просмотр:

Индифферентный стиль воспитания

Родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил, зачастую практически безразличны к собственным детям, закрыты для общения. Проблемы воспитания детей в этом случае присутствуют из-за того, что у родителей не остается сил на воспитание детей, в семье — сосуществование с позиций «у тебя свои дела и проблемы, у меня свои» (родители работают, ребенок учится, у каждого своя деятельность). Жизнь родителей переполнена собственными проблемами и стрессами, и у них нет ни времени, ни желания делиться и «вмешиваться» в чувства и переживания ребенка, они предпочитают комфортную отстраненность.

Иногда взрослые аргументируют такой подход так: пусть ребенок растет самостоятельным и независимым. Чем же это может обернуться на деле? Ребенок достаточно остро чувствует отсутствие родительской поддержки, помощи, защиты, у него не формируется доверия к миру. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к асоциальному поведению.

При таком стиле воспитания страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями, понятия «семья», «семейный очаг» у него просто не сформированы, что в будущем может помешать и при создании собственной семьи.

Либеральный стиль воспитания

Родитель, придерживающийся либерального стиля воспитания, слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не отказывают своему чаду ни в чем, любые его требования тут же выполняются.

Либеральные родители открыты для общения с детьми, однако главное направление коммуникации — от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, родители не устанавливают каких-либо жестких ограничений. Если поступки детей выводят из равновесия, сердят родителей, они, как правило, стараются подавить свои чувства, винят себя за них («Ведь он просто ребенок!»).

В чем проблемы воспитания детей, воспитывающихся в либеральном стиле? Они часто склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Также зачастую реагируют тревожностью, нервозностью, поскольку им не хватает ощущения определенности мира, четких границ и норм.

Неприспособленность к жизни, детская привычка «все должны меня любить и обожать» часто оборачиваются серьезными нервными срывами и депрессиями во взрослой жизни. Часто такие дети сталкиваются с реальными проблемами во взаимоотношениях с другими людьми, так как они ожидают от них такого же отношения, как и от родителей. Нередко возникают проблемы в детском саду и в школе, когда ребенок сталкивается с довольно жесткой системой правил и ограничений.

Авторитарный стиль воспитания

Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). Он отдает приказания, указывает и ждет, что они будут в точности выполнены. Обычно существует и система наказаний, которые применяются даже за самый мелкий проступок.

Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.

Из этого и исходят основные проблемы воспитания детей.

Сначала ребенок может отвечать на излишний контроль вспышками грубости, обманами, но когда внешнее сопротивление сломлено (что случается довольно быстро), дети становятся замкнутыми, боязливыми и угрюмыми, непритязательными и раздражительными. Нереализованная самостоятельность, низкая вера в себя накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Ребенок не получает возможности и не научается принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Девочки, как правило, остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики в подростковом возрасте могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными, нередко доходя в своих протестах до асоциального поведения.

Безусловно, сказывается это и на близости отношений между родителем и ребенком. В некоторых случаях отношения могут быть конфликтными, в других ребенок смиряется с контролем со стороны родителей, но в этих отношениях так или иначе отсутствует теплота, близость, доверие.

Авторитетный стиль воспитания

Родители, придерживающиеся авторитетного стиля воспитания, признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем. Авторитетные родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.

Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

В идеале ни родители, ни дети не занимают в доме доминирующего положения, они взаимодействуют, сотрудничают. Таким образом, в семье создается гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без борьбы за власть. Члены семьи, в которой достигнуто оптимальное сочетание свободы и контроля, обычно очень привязаны друг к другу, отношения между ними стабильные, удовлетворяющие всех.

Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет.

По мере взросления дети приобретают чувство ответственности за свое поведение, навыки самоконтроля. Дети авторитетных родителей хорошо адаптированы, они уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки. В таких семьях проблемы воспитания решаются мирным путем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"

Небольшая аннотация о стилях воспитания...

Родительское собрание "Стили семейного воспитания"(8 класс)

Родительское собрание на тему "Стили семейного воспитания"...

Родительский всеобуч "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности"

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве к...

материал к родительскому всеобучу " Стили семейного воспитания"

Этот материал поможет родителям со стороны оценить результативность своих отношений с ребенком и дает возможность показать другие стили взаимодействия в семье....

Родительское собрание "Стили семейного воспитания детей"

Цель: Познакомить родителей с современной классификацией стилей семейного воспитания и их особенностями....

Родительское собрание. «Стили семейного воспитания»

Цель: Обратить внимание родителей на внутрисемейный уклад их жизни, сформировать осознанное отношение к понятию “здоровье семьи”.Эпиграф.   Я.А. Коменский “Школа – эт...

Родительское собрание "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"

Родительское собрание - тренинг "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"...