Принципы организации самостоятельной работы
статья

Останина Наталья Александровна

Расс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsipy_organizatsii_samostoyatelnoy_raboty.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы организации самостоятельной  работы

         Рассмотрение различных сторон самостоятельной работы учащихся в процессе обучения является актуальной задачей.  Организуя самостоятельную работу педагогу необходимо учитывать и возрастные и индивидуальные особенности школьников. В сферу внимания педагогов попадает широкий спектр индивидуальных различий — от особенностей темперамента и типов мышления до преобладающего способа переработки информации (синтетического и аналитического).

        Как правило, мы не задумываемся о том, как разделить класс на группы для самостоятельной работы. Наиболее часто объединяем ребят просто по рядам. В итоге в группе работают два-три ученика, а остальные отсиживаются и ничем не занимаются. А тем не менее, существуют различные  подходы к делению учеников на группы.  В классе находятся очень разные дети, и  педагогу нужно  строить свою работу с учётом этого.

Рассмотрим некоторые способы деления учащихся на группы.  

        1. Деление на группы с учетом мотивации. Первая группа – учащиеся с высокой мотивацией, вторая – со средней, третья – с низкой мотивацией. Для этого не надо проводить предварительную диагностику, каждый учитель и сам знает какая мотивация у ученика по их предмету, не надо путать с уровнем обученности. Даже хорошист и отличник не по всем предметам имеют одинаковую мотивацию. Таким образом, никому не удастся отсидеться в своей группе. Ведь даже,  в группе с низкой мотивацией обязательно найдется свой лидер, тот который не даст группе провалить задание.  Тем более, что и задания  учитель подбирает разные для каждой группы.         Но самостоятельная работа не должна быть слишком простой для ребят, т.е. ниже уровня развития их умственных способностей.

     2. Другой способ деления на группы - по уровню усвоения (обученности). Здесь педагог    исходит  из того, что дети будут эффективно работать на уроке, если им обеспечить посильный уровень трудности учебных задач.
Учитель на основании предыдущих результатов учебной деятельности ребенка выделяет группы детей с разным уровнем обученности. В соответствии с этими данными он выдает детям учебные задания.

Первая группа выполняет задания на уровне воспроизведения: вставляет пропущенные слова в определения, вносит недостающие данные, отделяет верные утверждения от ошибочных.
Вторая группа работает на продуктивном уровне — решает задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразований в 1—2 действия.
Третья группа выполняет неалгоритмизированные задания или задания с большим количеством преобразований, то есть работает на творческом уровне.

Причем, здесь тоже возможны вариации. Учитель может сам производить  деление или по инициативе самих учащихся.

     Например, учитель объявляет работу и описывает характер заданий каждой  группы. И предлагает детям определить уровень своей готовности к уроку: «Если вы считаете, что еще не совсем хорошо усвоили тему, то можете поработать в первой группе, если усвоили основные понятия, выбирайте вторую группу. Если вы уверенно чувствуете себя в теме и хотите проверить свои силы, выбирайте третью группу».

   Конечно, учитель может скорректировать выбор группы ребенком в случае несогласия с ним, но не стоит  прибегать   при этом к авторитарной позиции. Пусть в итоге работы ребенок не справится с заданием,  но  он получит новый опыт и продвинется в понимании своих проблем.

   Возможны и другие способы формирования групп, например, по стилю интеллектуальной деятельности (эрудит - критик - генератор идей) или по знакам Зодиака (достаточно необычно, чем производит впечатление, возможны неожиданные сочетания учеников) – этот способ деления больше подходит для внеклассной работы.  

     

     Но самостоятельно школьник может работать не только в группе, но и один, и  в паре.  

Работа учащихся в парах может основываться на тех же принципах, что и групповая.

А возможно и деление на пары по принципу комплементарности (совместимости) темпераментов. 

    Психологи выяснили, что  отличные партнеры в работе – два меланхолика.  Флегматики по причине своего несокрушимого спокойствия  хорошо  срабатываются со всеми.

    Следует избегать объединять для парной работы:

- холерика с меланхоликом — ситуация довольно неприятная (прежде всего для меланхолика). Холерик — человек несдержанный, он может и накричать.

- сангвиники с трудом уживаются  с меланхоликами и холериками. Холерики кипят, меланхолики расстраиваются, а  сангвиники непроницаемо оптимистичны, вызывая у одних отчаяние и гнев, у других стрессовую ситуацию.

  С осторожностью следует объединять двух  холериков, они  яростны в работе, но им нужно дать четкие инструкции по выполнению, иначе им  вряд ли когда-нибудь удастся завершить работу и могут поспорить или привести к конфликтной ситуации.

Два сангвиника слишком болтливы и поверхностны в работе.

Два флегматика слишком медлительны.

 

     Выбор заданий для индивидуальной самостоятельной  работы  в первую очередь определяется уровнем обученности учащихся, так, чтобы учащийся постоянно преодолевал посильные трудности.

     А  если говорить о природных свойствах нервной системы темпераментах, то:

- Холерики предпочитают   практическую (действенную) отработку навыков (проект сделать, макет смастерить и т.д.),  а также такие задания, где есть возможность придумать оригинальный способ решения.

- Сангвиники предпочитают творческие задания, которые предусматривают связь знаний с эмоциональной сферой.

- Флегматикам лучше давать  задания, построенные по принципу  от простого к сложному, с использованием  учебника, и  давать  при этом  четкие инструкции (возможно дидактические карточки с заданием).

- Меланхолик предпочитают аналитический стиль обучения, логические задания. И кстати вообще самостоятельное  углубление  знаний.  

  Холерикам  и сангвиникам нравится  работать в группах, чего не скажешь о флегматиках и меланхоликах, которые предпочитают индивидуальную работу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы организации коррекционной работы по формированию смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с трудностями в обучении.

Если  ученик не может вникать в смысл слов, он будет отставать в изучении любого предмета. Эта мысль, которую высказал К. Д. Ушинский более 150-ти лет тому назад, сохраняет свою актуальност...

Статья. Основные принципы организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно - развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, со...

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Принципы организации логопедической работы.

Нарушения речи - распространенное явление среди дошкольников, школьников и взрослых. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных спосо...

Методы и принципы организации самостоятельной работы студентов на уроках истории

Самостоятельная работа представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной составляющей частью.Главной целью самостоятельной работы является не только закрепление, расширение и угл...

Алалия.Принципы организации логопедической работы.

Принципы – основные положения были разработаны Натальей Николаевной Трауготт, Верой Константиновной Орфинской, Борисом Моисеевичем Гриншпуном....

Презентация "Организация самостоятельной работы на уроке истории",Методические указания по выполнению самостоятельных работ

Материал предназначен для использования при организации самостоятельной работы студентов во время урока и во внеурочной деятельности...