Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Попова Ольга Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_5_kl._14-15.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе:

1. Конвенции о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с.;

2.Конституции Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 г. – 40 с.;

3. Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.;

4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

5. Положения о психологической службе в системе народного образования (приказ № 636 Министерства образования Российской Федерации от 22.10. 1999);

6. Базового компонента деятельности педагога-психолога (приказ № 2405 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 12.11.2007);

7. Должностной инструкции педагога-психолога МБОУ-СОШ №1;

8. Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка;

9. Программы Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.

Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья

школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной

жизни.

Задачи курса:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам,

голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -

установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для

установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего

эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

  1. Место курса в учебном плане.

     В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ-СОШ №1 сл. Б. Мартыновка на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Данная программа реализуется для учащихся 5 класса.

  1. Общая характеристика курса.

     В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой

работы с младшими школьниками, которая включает три основных  компонента:

  • аксиологический (связанный с сознанием);
  • инструментально-технологический;
  • потребностно-мотивационный.

     Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:

собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными

объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

     Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как

средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

     Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у

ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

     Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы

  1. Содержание курса.

     Тематическое планирование.

Название темы, занятия

Кол-во часов

Тема 1. Введение в мир психологии.

Цель: мотивировать учащихся к занятиям психологией.

1

Занятие 1. Зачем человеку занятия психологией?

1

Тема 2. Я – это я.

Цель: способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки.

11

Занятие 2, 3. Кто я, какой я?

2

Занятие 4,5. Я – могу.

2

Занятие 6,7. Я нужен!

2

Занятие 8. Я мечтаю.

1

Занятие 9. Я – это мои цели.

1

Занятие 10,11. Я – это мое детство.

2

Занятие 12. Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.

1

Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.

Цели:

 - способствовать рефлексии эмоциональных состояний;

 - способствовать адекватному самовыражению.

5

Занятие 13. Чувства бывают разные.

1

Занятие 14,15. Стыдно ли бояться?

2

Занятие 16,17. Имею ли я право сердиться и обижаться?

2

Тема 4. Я и мой внутренний мир.

Цель: подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

3

Занятие 18, 19. Каждый видит мир и чувствует по-своему.

2

Занятие 20. Любой внутренний мир ценен и уникален.

1

Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир?

Цель: подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли.

2

Занятие 21.Трудные ситуации могут научить меня.

1

Занятие 22. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

1

Тема 6. Я и Ты.

Цель: осудить проблемы подростковой дружбы.

8

Занятие 23. Я и мои друзья.

1

Занятие 24,25. У меня есть друг.

2

Занятие 26,27. Я и мои «колючки».

2

Занятие 28. Что такое одиночество?

1

Занятие 29,30. Я не одинок в этом мире.

2

Тема 7. Мы начинаем меняться.

Цели:

 - помочь подросткам осознать свои изменения;

 - мотивировать подростков к позитивному самоизменению.

3

Занятие 31,32. Нужно ли человеку меняться?

2

Занятие 33. Самое важное – захотеть меняться.

1

Обобщение.

1

Занятие 34.Заключительное занятие.

1

  1. Результаты освоения курса.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои личные качества, способности и возможности;
  • осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
  • овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
  • научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
  • осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
  • учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Познавательные УУД:

  • учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
  • планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
  • адекватно воспринимать оценки учителей;
  • уметь распознавать чувства других людей;
  • обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
  • уметь формулировать собственные проблемы.

Коммуникативные УУД:

  • учиться строить взаимоотношения с окружающими;
  • учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
  • учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
  • формулировать свое собственное мнение и позицию;
  • учиться толерантному отношению к другому человеку.

Представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  Печатные пособия        

п/п

Наименование учебного оборудования

1.

Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с.

2.

Конституция Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 г. – 40 с.

3.

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013.–208 с.

4.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

5.

Положение о психологической службе в системе народного образования.

6.

Базовый компонент деятельности педагога-психолога.

7.

Должностная инструкция педагога-психолога МБОУ-СОШ №1.

8.

Положение о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка.

9.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.

Технические средства обучения

п/п

Наименование оборудования

1.

Ноутбук

2.

Колонки

3.

Диски с музыкальным сопровождением.

  1. Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата

Название темы, занятия

Кол-во часов

По плану

По факту

Тема 1. Введение в мир психологии.

1

1.

3.09.2014

Зачем человеку занятия психологией?

1

Тема 2. Я – это я.

11

2,

3.

10.09.2014,

17.09.2014

Кто я, какой я?

2

4,

5.

24.09.2014,

1.10.2014

Я – могу.

2

6,

7.

8.10.2014,

15.10.2014

Я нужен!

2

8.

22.10.2014

Я мечтаю.

1

9.

29.10.2014

Я – это мои цели.

1

10,

11.

12.11.2014,

19.11.2014

Я – это мое детство.

2

12.

26.11.2014

Я – это мое настоящее.

Я – это мое будущее.

1

Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.

5

13.

3.12.2014

Чувства бывают разные.

1

14,

15.

10.12.2014,

17.12.2014

Стыдно ли бояться?

2

16,

17.

24.12.2014,

14.01.2015

Имею ли я право сердиться и обижаться?

2

Тема 4. Я и мой внутренний мир.

3

18,

19.

21.01.2015,

28.01.2015

Каждый видит мир и чувствует по-своему.

2

20.

4.02.2015

Любой внутренний мир ценен и уникален.

1

Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир?

2

21.

11.02.2015

Трудные ситуации могут научить меня.

1

22.

18.02.2015

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

1

Тема 6. Я и Ты.

8

23.

25.02.2015

Я и мои друзья.

1

24,

25.

4.03.2015,

11.03.2015

У меня есть друг.

2

26,

27.

18.03.2015,

1.04.2015

Я и мои «колючки».

2

28.

8.04.2015

Что такое одиночество?

1

29,

30.

15.04.2015,

22.04.2015

Я не одинок в этом мире.

2

Тема 7. Мы начинаем меняться.

3

31,

32.

29.04.2015,

6.05.2015

Нужно ли человеку меняться?

2

33.

13.05.2015

Самое важное – захотеть меняться.

1

Обобщение.

1

34.

20.05.2015

Заключительное занятие.

1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

МБОУ – СОШ № 1

сл. БольшаяМартыновка

от _______ 2014г № ______

_______________ Е.П.Басюк

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВР

__________________

Т.В. Корсун

_________ августа 2014 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» для обучающихся 2 – 4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир информатики" разработана для обучающихся 2 - 4 классов. В ней представлено содержание и тематическое планирование для каждого класса по отдельности. П...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое пёрышко" для обучающихся 10-11 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое пёрышко" для обучающихся 10-11 классов основана на изучении основ журналистики, теории литературы и русского языка и предназначена для педагогов, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подарки своими руками"

Рабочая программа по внеурочной деятельсти "Подарки своими ркуами"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательный английский» для обучающихся 7 «Б» класса

К числу наиболее актуальных вопросов образования относится изучение иностранных языков. Происходящие сегодня глобальные изменения в обществе поставили перед школой задачу -  подготовить обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселый английский» Для обучающихся 1-2 классов На 2015-2016 учебный год

Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного язы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Спортивные игры» для обучающихся 5-6 классов количество часов 34 (1 час в неделю)

Данная программа предназначена для учителей физической культуры и преподавателей дополнительного образования. Программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" разработана на основе раб...