Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 6-х классов
рабочая программа по психологии (6 класс) на тему

Попова Ольга Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 6-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_6_kl._14-15.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе:

1. Конвенции о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с.;

2.Конституции Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 г. – 40 с.;

3. Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208 с.;

4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

5. Положения о психологической службе в системе народного образования (приказ № 636 Министерства образования Российской Федерации от 22.10. 1999);

6. Базового компонента деятельности педагога-психолога (приказ № 2405 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 12.11.2007);

7. Должностной инструкции педагога-психолога МБОУ-СОШ №1;

8. Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка;

9. Программы Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.

Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья

школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной

жизни.

Задачи курса:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам,

голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -

установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для

установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего

эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

  1. Место курса в учебном плане.

     В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ-СОШ №1 сл. Б. Мартыновка на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.

Данная программа реализуется для учащихся 6 класса.

  1. Общая характеристика курса.

     В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой

работы с младшими школьниками, которая включает три основных  компонента:

  • аксиологический (связанный с сознанием);
  • инструментально-технологический;
  • потребностно-мотивационный.

     Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:

собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными

объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

     Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как

средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

     Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у

ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

     Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1.Введение в тему.

2.Развёртывание темы.

3.Индивидуализация темы.

4.Завершение темы

  1. Содержание курса.

     Тематическое планирование.

Название темы, занятия

Кол-во часов

Тема 1. Агрессия и ее роль в развитии человека.

Цель: помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.

11

Занятие 1, 2. Я позрослел.

2

Занятие 3. У меня появилась агрессия.

1

Занятие 4,5. Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?

2

Занятие 6,7. Конструктивное реагирование на агрессию.

2

Занятие 8,9. Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми.

2

Занятие 10,11. Учимся договариваться.

2

Тема 2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека.

Цель: помочь обучающимся обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека.

11

Занятие 12. Зачем человеку нужна уверенность в себе?

1

Занятие 13,14. Источники уверенности в себе.

2

Занятие 15,16. Какого человека мы называем неуверенным в себе?

2

Занятие 17. Я становлюсь увереннее.

1

Занятие 18,19. Уверенность и самоуважение.

2

Занятие 20. Уверенность и уважение к другим.

1

Занятие 21. Уверенность в себе и милосердие.

1

Занятие 22. Уверенность в себе и непокорность.

1

Тема 3. Конфликты и их роль в усилении Я.

Цель: помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

9

Занятие 23,24. Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице.

2

Занятие 25,26. Способы поведения в конфликте: наступление,обсуждение, отступление, уход от конфликта.

2

Занятие 27,28. Конструктивное разрешение конфликтов.

2

Занятие 29,30. Конфликт как возможность развития.

2

Занятие 31. Готовность к разрешению конфликта.

1

Тема 4. Ценности и их роль в жизни человека.

Цель: побудить обучающихся задуматься о собственных жизненных ценностях.

3

Занятие 32.Что такое ценности?

1

Занятие 33. Ценности и жизненный путь человека.

1

Занятие 34. Мои ценности.

1

Обобщение.

1

Занятие 35.Заключительное занятие.

1

  1. Результаты освоения курса.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои личные качества, способности и возможности;
  • осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
  • овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
  • научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
  • осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
  • учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Познавательные УУД:

  • учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
  • планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
  • адекватно воспринимать оценки учителей;
  • уметь распознавать чувства других людей;
  • обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
  • уметь формулировать собственные проблемы.

Коммуникативные УУД:

  • учиться строить взаимоотношения с окружающими;
  • учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
  • учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
  • формулировать свое собственное мнение и позицию;
  • учиться толерантному отношению к другому человеку.

Представляется важным оценивать воздействие данных занятий на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного занятия просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого – о радостном, зеленого – о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового – о тревожности, напряженности, черного – об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов цветограммы, полученных в начале и конце занятия, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого обучающегося под влиянием занятий.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Печатные пособия        

п/п

Наименование учебного оборудования

1.

Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – РИОР, 2001.- 24 с.

2.

Конституция Российской Федерации. – М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 г. – 40 с.

3.

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013.–208 с.

4.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

5.

Положение о психологической службе в системе народного образования.

6.

Базовый компонент деятельности педагога-психолога.

7.

Должностная инструкция педагога-психолога МБОУ-СОШ №1.

8.

Положение о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка.

9.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.

Технические средства обучения

п/п

Наименование оборудования

1.

Ноутбук

2.

Колонки

3.

Диски с музыкальным сопровождением.

  1. Календарно-тематическое планирование.

п/п

Дата

Название темы, занятия

Кол-во часов

По плану

По факту

Тема 1. Агрессия и ее роль в развитии человека.

11

1,

2.

2.09.2014,

9.09.2014

Я повзрослел.

2

3.

16.09.2014

У меня появилась агрессия.

1

4,

5.

23.09.2014,

30.09.2014

Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?

2

6,

7.

7.10.2014,

14.10.2014

Конструктивное реагирование на агрессию.

2

8,

9.

21.10.2014,

28.10.2014

Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми.

2

10,

11.

11.11.2014,

18.11.2014

Учимся договариваться.

2

Тема 2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека.

11

12.

25.11.2014

Зачем человеку нужна уверенность в себе?

1

13,

14.

2.12.2014,

9.12.2014

Источники уверенности в себе?

2

15,

16.

16.12.2014,

23.12.2014

Какого человека мы называем неуверенным в себе?

2

17.

30.12.2014

Я становлюсь увереннее.

1

18,

19.

13.01.2015,

20.01.2015

Уверенность и самоуважение.

2

20.

27.01.2015

Уверенность и уважение к другим.

1

21.

3.02.2015

Уверенность в себе и милосердие.

1

22.

10.02.2015

Уверенность в себе и непокорность.

1

Тема 3. Конфликты и их роль в усилении Я.

9

23,

24.

17.02.2015,

24.02.2015

Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице.

2

25,

26.

3.03.2015,

10.03.2015

Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта.

2

27,

28.

17.03.2015,

31.03.2015

Конструктивное разрешение конфликтов.

2

29,

30.

7.04.2015,

14.04.2015

Конфликт как возможность развития.

2

31.

21.04.2015

Готовность к разрешению конфликта.

1

Тема 4. Ценность и их роль в жизни человека.

3

32.

28.04.2015

Что такое ценности?

1

33.

5.05.2015

Ценности и жизненный путь человека.

1

34.

12.05.2015

Мои ценности.

1

Обобщение.

1

35.

19.05.2015

Заключительное занятие.

1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

МБОУ – СОШ № 1

сл. БольшаяМартыновка

от _______ 2014г № ______

_______________ Е.П.Басюк

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВР

__________________

Т.В. Корсун

_________ августа 2014 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» для обучающихся 2 – 4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир информатики" разработана для обучающихся 2 - 4 классов. В ней представлено содержание и тематическое планирование для каждого класса по отдельности. П...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое пёрышко" для обучающихся 10-11 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Золотое пёрышко" для обучающихся 10-11 классов основана на изучении основ журналистики, теории литературы и русского языка и предназначена для педагогов, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подарки своими руками"

Рабочая программа по внеурочной деятельсти "Подарки своими ркуами"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательный английский» для обучающихся 7 «Б» класса

К числу наиболее актуальных вопросов образования относится изучение иностранных языков. Происходящие сегодня глобальные изменения в обществе поставили перед школой задачу -  подготовить обра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселый английский» Для обучающихся 1-2 классов На 2015-2016 учебный год

Актуальность изучения английского языка продиктована потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного язы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Спортивные игры» для обучающихся 5-6 классов количество часов 34 (1 час в неделю)

Данная программа предназначена для учителей физической культуры и преподавателей дополнительного образования. Программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" разработана на основе раб...