Деловая профориентационная игра "Ярмарка вакансий"
учебно-методический материал по психологии на тему

Дырина Ольга Алексеевна

Навыки самопрезентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_proforientatsionnaya_igra_yarmarka_vakansiy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД ЦВР «Крылатый» г.о. Самара

Деловая игра «Ярмарка вакансий»

Цель - развитие навыков самопрезентации при устройстве на работу.

Задачи:

  1. развитие коммуникативных навыков;
  2. формирование психологической готовности к прохождению собеседования на работу;
  3. погружение в профессиональную атмосферу;
  4. формирование навыка составления резюме;
  5. выработка стратегий собственных действий.

Этапы игры:

1) подготовка игры,

2) роли работодателей,

3) руководство игрой, контроль за ее процессом,

4) ход игры,

5) подведение итогов и оценка результатов.

  1. Подготовка игры.

На занятии, предшествующем данной деловой игре, учащимся объясняются цель и задачи игры, рекомендуется литература, необходимая для самостоятельной подготовки учащихся к игре. Учащимся делятся на группы соответственно доставшемуся стилю проведения собеседования при приеме на работу.

Работодатели подготовка:

«Работодателем» может быть один человек, либо группа. Если один человек представляет одну фирму, набирающую персонал, то вся подготовка проводится индивидуально. Оптимальное количество учащихся в команде «Работодателей» 3 человека, в таком количестве можно найти наиболее быстрое и правильное решение о приеме на работу, поэтому должно быть в команде не более 5 человек. Если команда набирается из большего количества человек, то ее нужно поделить на 2, 3 или более команд. Если работа ведется в группе, то выбирается учащийся, который распределяет функциональные роли каждого члена своей команды, например:

  • директор фирмы,
  • менеджер по персоналу,
  • руководитель функционального подразделения и т.д.

Команде работодателей необходимо подготовить «пакет документов» для проведения предстоящего оценочного собеседования. Данный «пакет» является домашней заготовкой и включает в себя материал проделанных ранее практических работ. В «пакет документов» входит:

- краткое описание фирмы (название, вид деятельности, организационно-правовая форма, организационная структура, список «сотрудников» с указанием должностей, заявленная вакансия, стиль проведения собеседования);

- объявление о вакансиях;

- портрет кандидата;

- бланк оценки кандидата;

- перечень вопросов к кандидату (для каждого этапа собеседования);

- карточки для каждого сотрудника с указанием его имени и должности (бейджик);

– возможны задания (например: для собеседования-«испытания») и.т.д.

Подготовка к деловой игре включает групповую и самостоятельную работу учащихся.

Соискатели подготовка: 

Подготовка «соискателей» идет индивидуально. Обязательно для «соискателя» только резюме.

1.  Резюме.

Каждый учащийся составляет оптимальное резюме на себя.

Резюме должно быть четким, понятным и кратким, в идеале размер не должен превышать 1 страницы.

Если учащиеся составляют резюме на компьютере,  он должен обратить внимание на следующие моменты:

  • использовать стандартные шрифты Arial или Times New Roman;
  • избегать экзотических витиеватых шрифтов, рамочек, виньеток, которые будут отвлекать от сути;
  • разбить  резюме на абзацы, после каждого делается отступ, при этом заголовки не выделяются.
  • отформатировать текст и проверить грамматику. Даже одна ошибка способна испортить замечательное резюме.

Варианты оформления резюме в приложении.

2. Портфолио.

Можно так же составить папку-портфолио, где могут быть вложены дипломы, грамоты, благодарности, авторские работы в тех или иных областях, которые близки для «соискателя». Так как заранее для соискателя не известны сами вакансии и набор фирм, в которых он будет проходить собеседование, то объем портфолио не ограничивается, напротив – чем больше разнообразных материалов, тем лучше, главное сделать для «соискателей» акцент на том, чтобы все материалы были бы оформлены качественно и аккуратно.

3. Визитки.

Обычные визитки могут быть выполнены как вручную, так и напечатаны. По желанию самого «соискателя».

II. Роли работодателей.

1.                     Собеседование - опрос.

Интервьюер проявляет постоянную активность, задает «закрытые вопросы», позволяет себе перебивать или обрывать собеседника намеренно, атмосфера собеседования официальная и крайне напряженная, все невербальное поведение интервьюера показывает превосходство над кандидатом. Цель - проверить кандидата на стрессоустойчивость и выявить характерный тип реакции на сложную межличностную ситуацию общения.

2.                     Собеседование - «игра в прятки» или «ежик в тумане».

Характеризуется явным стремлением запутать кандидата, сбить его с толку, постараться ничего не рассказать о своей компании, объясняя это сохранностью интересов фирмы от собеседника, намерения которого не ясны, а решение о его «допуске» в фирму еще не принято. Цель -заинтриговать кандидата, выявить стратегию поведения кандидата в ситуации неопределенности. Оптимально использование данного стиля в ситуации, когда кандидат явно не подходит или не нравится.

3.                     Собеседование - «песня».

После нескольких, чаще всего необязательных вопросов интервьюер начинает долго, подробно и пространно рассказывать о фирме, ее истории, планах, о должности, какие люди и как работают в фирме. Цель - привлечь кандидатов, не искушенных в поисках работы, заинтересовать кандидата и в то же время избежать приема на работу тех, чьи ожидания расходятся с возможностями фирмы.

4.                     Собеседование - испытание.

После нескольких обязательных вопросов кандидату предлагается решить некую профессиональную или поведенческую задачу. Такой стиль собеседования дает возможность достоверно проверить практические специальные навыки. Однако есть опасность отсеять хороших и перспективных специалистов, которым не хватает специфических знаний или умений.

5.                     Собеседование - «партнерские переговоры».

Со стороны выглядит как диалог хороших знакомых, время для высказывания мнений распределено приблизительно одинаково. Преобладают вопросы «открытого» типа. Цель - получить о кандидате или компании как можно больше информации. Открытые вопросы часто звучат как продолжение к рассказу.

III. Руководство игрой, контроль за ее процессом.

Руководитель выполняет в организации игры следующие функции:

-   формирует состав участников;

-   готовит и адаптирует применительно к конкретным условиям базу
данных для начального периода игры, устанавливает ее регламент;

-   знакомит с условиями и правилами игры, консультирует участников;

-   осуществляет текущий контроль за соблюдением правил игры;

-   следит за соблюдением в процессе игры этических норм,

- следит за ориентацией игрового процесса на достижение
поставленных целей, помогает выявлять и анализировать
неэффективные способы действий;

-     собирает по завершению игры рабочие документы и проверяет
правильность их заполнения;

-     оценивает результаты выполнения заданий, поведение участников,
делает общие выводы, дает частные рекомендации конкретным
участникам игры.

IV. Ход игры.

Руководитель фирмы проводит презентацию своей организации, представляет сотрудников (либо один человек представляет фирму), заявляет вакансии, стиль проведения собеседования остается в секрете до конца игры для соискателей. Соискателем на вакантную должность может стать любой учащийся из числа зрителей. При прохождении собеседования кандидат представляет свое резюме, составленное ранее. Зрители наблюдают за проведением собеседований. По окончании выступления Ведущий благодарит участников собеседования.

Критические замечания со стороны зрителей во время выступления не допускаются.

В случае если кандидат по какой-либо причине не соответствует требованиям вакансии, проводится еще одно собеседование у другого работодателя. Работодатель во время игры не говорит о результатах собеседования, только во время обсуждения каждый работодатель об Выступление кандидата оценивается, но не комментируется до конца игры.

Заключительная часть. Ведущий благодарит всех за участие, предоставляет возможность желающим высказать свое мнение о ходе игры. Последним подводит итог деловой игры ведущий.

V. Подведение итогов деловой игры.

Подведение итогов и оценка результатов являются заключительным и чрезвычайно важным для реализации целей моментом. Работодателям дается слово и они объясняют кто и почему получил вакансию. Возможно у работодателей какое-то количество вакансий останутся свободными. В процессе оценки следует руководствоваться заранее установленными критериями. Грамотное подведение итогов должно помочь участникам игры адекватно оценить свои сильные и слабые стороны, утвердиться в собственном мнении, сделать соответствующие выводы относительно дальнейшего закрепления изученных образцов поведения и их внедрения в повседневную деятельность.

Критериями оценки служат следующие параметры:

-   степень подготовленности к игре;

-   актуальность подготовленных и задаваемых вопросов;

- соответствие стратегии поведения представленному стилю
собеседования;

-   культура речи;

-   степень активности в работе коллектива фирмы;

-   проявление коммуникативных навыков.

Составитель: Ермолаева А.Д.        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие «Ярмарка вакансий». К. Г. Паустовский «Заячьи следы» в 5 классе.

Мероприятие «Ярмарка вакансий».К. Г. Паустовский «Заячьи следы» в 5 классе. Основные виды деятельности учащихся.Работа с текстом рассказа по разным направлениям. Поиск интересных  слов и опр...

Профориентационная деловая игра "Салон красоты «Афродита»"

Профориентационная деловая игра «Салон красоты «Афродита»  предназначена для профориентационной работы с подростками в школе. Подростковый и ранний юношеский возраст отличается р...

Деловая игра как форма изучения химического производства и ведения профориентационной работы

Современное образование, являясь участником процесса зарождения нового всемирного сообщества, оказалось в самом  центре проблем, связанных с развитием личности. Задача образования заключается в т...

План открытого урока в 7 классе на тему: "Ярмарка вакансий"

В марте 2016 года я проводила урок в 7 А классе по теме Ярмарка Вакансий.Урок был очень интресным и креативным. Каждый ученик подгтовил мини презентацию о своей будуще профессии, дополнив свои выступл...

вакансии для поступления

матариал содержит информацию для поступающих...

Профориентационная деловая игра "Биржа труда"

Деловая игра предназначена для учащихся 12-17 лет и направлена на содействие их  профессиональней ориентации через включение в профориентационную деловую игру и групповую работу по формулированию...

Сборник профориентационных игр, квестов, деловых игр "ПрофиНавигатум"

В сборнике представлены актуальные практикоориентированые формы работы, направленные на личностное и профессиональное самоопределение учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, формиро...