Экстренная помошь в конфликтных ситуациях на уровне "ученик - ученик" в начальной школе.
статья по психологии на тему

Макарова Елена Родиславовна

           Нередко и педагоги, и родители  замечают, что дети младшего школьного и младшего подросткового возраста часто не умеют справляться со своими эмоциями, что приводит к конфликтным ситуациям. А при возникновении таких ситуаций не умеют решать их конструктивно. На это есть свои причины. Во-первых, каждый ребенок  приходит в школьный социум со своим взглядом на себя, который обычно прививается ему в семье. Таким образом, сами того не понимая, дети позиционируют себя по-разному. Во-вторых, в этом возрасте процессы саморегуляции у детей развиты недостаточно: они часто сначала делают, а потом думают, т.е. импульсивность становится причиной различных недоразумений. В-третьих,  в этом возрасте дети еще не могут осмысливать конфликтную ситуацию объективно и приходить к конструктивному решению проблемы, поэтому большинство этих ситуаций заканчивается открытым  противостоянием (ссорами, драками), которое впоследствии, если ситуацию не отработать, перетекает в противостояние закрытое, и дети начинают «гнобить» друг друга (вспомните фильм «Чучело»). Поэтому в таких ситуациях нужно снять первичное напряжение, вызвавшее у детей ситуацию непринятия другого. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экстренная помощь в конфликтных ситуациях

на уровне «Ученик – Ученик»

в классном социуме.

           Нередко и педагоги, и родителя замечают, что дети младшего школьного и младшего подросткового возраста часто не умеют справляться со своими эмоциями, что приводит к конфликтным ситуациям. А при возникновении таких ситуаций не умеют решать их конструктивно. На это есть свои причины. Во-первых, каждый ребенок  приходит в школьный социум со своим взглядом на себя, который обычно прививается ему в семье. Таким образом, сами того не понимая, дети позиционируют себя по-разному. Во-вторых, в этом возрасте процессы саморегуляции у детей развиты недостаточно: они часто сначала делают, а потом думают, т.е. импульсивность становится причиной различных недоразумений. В-третьих,  в этом возрасте дети еще не могут осмысливать конфликтную ситуацию объективно и приходить к конструктивному решению проблемы, поэтому большинство этих ситуаций заканчивается открытым  противостоянием (ссорами, драками), которое впоследствии, если ситуацию не отработать, перетекает в противостояние закрытое, и дети начинают «гнобить» друг друга (вспомните фильм «Чучело»). Поэтому в таких ситуациях нужно снять первичное напряжение, вызвавшее у детей ситуацию непринятия другого.

           Читать нравоучения в данном случае нет смысла, потому что каждый ребенок будет стоять на своем и отстаивать свою правоту. И вообще,  я противник нравоучений, потому что они всегда вызывают защитную реакцию, и при кажущемся согласии (потому что этого от него хотят) ребенок все равно остается при своем мнении. В таких случаях, я считаю, лучше всего решать такие ситуации исподволь, ненавязчиво, а на выходе поставить детей перед добровольным выбором линии  своего дальнейшего поведения со сверстниками и отношения к ним.

            Когда я столкнулась с такой ситуацией в первый раз и ее нужно было решать в течение 15 минут, я быстренько написала на бумажках номера по количеству детей в классе, взяла три очень славные маленькие мягкие игрушки, листочки для работы в группах, цветные мелки, набросала мысленно ход работы,  посыл для детей на выходе и пошла в класс (тогда это был 4-ый). Дети не знали, что я была в курсе сложившейся в классе ситуации и поэтому даже не догадывались, что мой визит к ним был не случайным.

           Свое занятие мы начали с беседы о том, как называется планета, на которой мы живем; почему ее называют «голубая планета». Дальше мы плавно перешли к тому, одни ли мы, на их взгляд, во Вселенной, какие планеты они еще знают. Затем был задан вопрос: «Ребята, скажите, а как лучше жить – во вражде или мире?». Дети хором ответили «В мире». Затем мы выяснили, почему. И пришли к выводу, что когда люди живут в мире, то всем хорошо и спокойно.

            Далее мы перешли к следующему этапу. Я спросила детей, знают ли они, кто такие инопланетяне. Дети ответили, что это пришельцы. Далее мы выяснили, что приставка «ино» означает «иной», «другой», потому их так и называют, что они отличаются от нас. А затем я их спросила, одинаковыми ли дети считают себя. Они ответили, что нет. А следует ли из этого, что человек, который чем-то на Вас не похож, хуже Вас. Ответ: «Нет». Далее мы говорим о том, что если бы мы все были одинаковы, нам просто было бы неинтересно жить, а так как  мы не похожи друг на друга, то  друг у друга чему-то учимся, в чем-то помогаем, радуемся успехам.  (Так постепенно я подвожу  детей к пониманию, что каждый человек  такая же ценность, как Ты сам»).

          После этого мы перешли к жеребьевке для разбивки на команды (конфликтующие дети обязательно должны отработать в одной команде, а это очень легко сделать, если при жеребьевке ненавязчиво подсунуть им рядом стоящие номерки). Конечно же, в первые минуты неприятие будет просматриваться, но наша задача как раз и состоит в том, чтобы перенести акценты, а это делается уже по ходу игры.

         Детям дается задание, как можно быстрее расставить столы и стулья для своей команды с наименьшим шумом и максимальной быстротой. (Кстати, очень хороший прием для выяснения умения работать в группе на общий результат).

          После того, как команды рассаживаются за столы, я  прошу детей сосредоточить свое внимание и послушать меня.

       - Ребята, представьте, что к нашей Земле движется инопланетный корабль. Он уже очень близко. Мы не знаем, с какими намерениями он решил посетить нас, но мы должны быть к этому готовы. Мы должны показать, какие мы любознательные, знающие,  веселые, дружные, добрые, ведь добро всегда порождает добро, а зло порождает зло. Давайте встретим наших гостей и проявим самые лучшие свои качества. Согласны?  («Да»).

Затем каждая команда получает задания.

ЗАДАНИЕ 1. Выбрать командира, придумать название своей команды и девиз (3 -5 мин.)

После этого каждая команда зачитывает выполненное задание.

ЗАДАНИЕ 2. Каждая команда получает по мягкой игрушке, листочку с ручкой  и должна обратиться с просьбой к инопланетянам, чтобы те не забирали их маленького друга, а для этого они должны так изложить свою просьбу, чтобы она произвела впечатление на пришельцев. Так дети учатся вслух делать добрые посылы другому, а это немаловажно - уметь рассказать о своих чувствах, найти в другом хорошие качества и озвучить их. (Кстати, дети подбирают очень много нужных, добрых, убедительных слов). (5 -7мин.)

После выполнения каждая команда зачитывает выполненное задание. Дети обсуждают.

ЗАДАНИЕ 3. Каждой команде выдается набор пазлов, разных по сюжету, но одинаковых по сложности. Дети по команде ведущего начинают собирать пазлы. Когда пазлы собраны, команда дает знак готовности. Выполнение данного задания другими командами при этом не завершается: каждая команда заканчивает сборку пазлов по своим возможностям. Члены других команд в это время могут помогать им своими советами и даже участием в сборке, потому что главная задача выполнения данного задания не   скорость, а  совместный результат на общее благо.

          После сборки всех пазлов учащиеся  берутся за руки, и произносят вместе с психологом слова: «Ура! Ура! Уранда! Мы дружная команда!»

ЗАДАНИЕ 4. Детям дается задание продолжить фразу так, чтобы получилось четверостишие (здесь фразы могут быть любыми, потому что чем смешнее у детей получается, тем большее эмоциональное напряжение снимается).

Каждая команда зачитывает свои «творения» и получает бурные аплодисменты.

После этого задается вопрос:

- Ребята, как Вы думаете, какое впечатление получили пришельцы, наблюдая за Вами и Вашей работой? Хотели бы они дружить с Вами? (Утвердительные ответы).  

       -   А теперь посмотрите на доску. Прочитайте, что там написано? Дети хором читают : «Будем дружить?»  Скажите, это какое предложение, какой знак стоит в конце? (вопросительное). Давайте ответим себе,  будем дружить? (Да!). Какой знак поставим в конце (восклицательный).

         - Я стираю вопросительный знак, и каждый ребенок выходит к доске и ставит восклицательный знак  цветом своего настоящего настроения.

           После этого дети встают в круг,  перебрасывают друг другу воздушный шарик под песню «Настоящий друг».

          В конце занятия, когда дети остаются в кругу, я вновь задаю им вопрос уже сама: «Так будем дружить?», и они с таким запалом отвечают: «Будем!!!». Затем им раздаются открытки – сердечки, и на этом занятие заканчивается.

Классный руководитель, как она мне потом рассказала, зайдя после занятия в класс, не поняла, что за гомон стоит в кабинете. Дети писали на доске объяснения в любви своей учительнице, писали разными цветами фразу «Будем дружить!», оживленно о чем- то беседовали. Значит, результат налицо! После этого занятия, по словам учителя, конфликтная ситуация была снята.

           Вот таким образом можно оказать экстренную помощь в конфликтной ситуации по прочищению коммуникаций «Ученик – Ученик», не прибегая ни к каким ИКТ и ТСО, а на чисто человеческом общении, которого нашим  детям часто не хватает.

Если же конфликтная ситуация через время вновь возникает, здесь нужен уже немного другой вид работы и ее продолжительность. Но в данном случае я говорила об экстренной помощи по снятию эмоционального напряжения в конфликтной ситуации.

Примечание: данная психологическая игра может опираться на любую тематику в зависимости от возраста и интересов детей. Главное, чтобы она была нацелена на позитив, проводилась в подгруппах (командах) и была нацелена на общий результат. Здесь нет соревновательного момента, который мог бы спровоцировать противостояние и привести к новым проблемам.

Педагог – психолог МОУ СОШ №21,

Макарова Елена Родиславовна,

п. Чульман, Республика Саха /Якутия/.