Программа курса по выбору "Мои профессиональные намерения"
элективный курс по психологии (9 класс)
Курс по выбору для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Программа курса по выбору
«Мои профессиональные намерения»
(для учащихся 9 классов)
Останина Н.А.,
педагог-психолог
1 кв. категория
г. Когалым
2011 г.
Пояснительная записка
Выбор формы дальнейшего обучения (в том числе его профиля), решение о трудоустройстве является для девятиклассников одной из первых серьезных жизненных задач, требующих максимально ответственного подхода. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Данный курс проводится в рамках предпрофильной подготовки как ориентационный курс, предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 17 часов. В основе курса - программа М.Ю. Савченко «Мои профессиональные намерения», взята из сборника: Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М., ВАКО, 2006. Курс даёт учащимся возможность актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения, совершенствовать навыки самопрезентации, спланировать профессиональный путь.
Цель:
Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 9-х классов, помощи в определении жизненных планов.
Задачи:
- формировать актуальное для подростков «информационное поле»;
- обеспечить подростков средствами самопознания;
- развить навыки и умения по целеполаганию и планированию.
Формы и методы проведения занятий
Занятия включают различные формы и методы работы: беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения; сюжетно - ролевые игры, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения и т.п.; выполнение различных тестов и методик, которые помогут выявить уровень развития отдельных свойств и качеств личности.
При изучении темы «Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении» для определения уровня развития основных когнитивных навыков – внимание, память, восприятие, мышление – используется компьютерная программа СИРС – Система Интенсивного Развития Способностей.
При изучении тем «Темперамент и выбор профессии», «Выбор и моделирование» также используются презентации учителя.
Итогом курса является составление дневника профессионального самоопределения учащегося и выводы о соответствии направленности личности предполагаемой профессии.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся должны знать:
- уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии;
- значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять самоанализ развития своей личности;
- проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.
Диагностический материал, используемый на занятиях
- Методика определения уровня самооценки.
- Тест «Профессиональный тип личности» (модификация Г.Резапкиной).
- Методика «Эрудит».
- Диагностика «Качества темперамента».
Тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Внутренний мир человека и система представлений о себе. | 2 |
2. | Склонности, интересы и способности в выборе профессии. | 2 |
3. | Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении. | 2 |
4. | Темперамент и выбор профессии | 2 |
5. | Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. | 2 |
6. | Здоровье и жизненные планы. | 2 |
7. | Выбор и моделирование. Деловая игра «Кадровый вопрос» | 2 |
8. | Как достичь успеха в профессии. | 1 |
9. | Подведение итогов. Рефлексия. | 2 |
Содержание программы
Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч)
Сущность концепции «я». Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.
Склонности, интересы и способности в выборе профессии (2 ч)
Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник «(ДДО). Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей.
Психические процессы и их роль
в профессиональном самоопределении (2 ч)
Восприятие, внимание, память, мышление. Значение в профессиональном самоопределении. Выявление и оценка основных психических процессов с применением компьютерной программой СИРС. Методика «Эрудит».
Темперамент и выбор профессии (2 ч)
Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента.
Мотивы, ценностные ориентации и их роль
в профессиональном самоопределении (2 ч)
Выявление ведущих мотивов деятельности. Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Значение мотивов деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении. Определение ведущих мотивов в выборе профессии.
Здоровье и выбор профессии (2 ч)
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии.
Выбор и моделирование (2 ч)
Развитие мотивов самоактуализации. Формирование установки на необходимость профессионального самоопределения. Деловая игра «Кадровый вопрос».
Как достичь успеха в профессии (1 ч)
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера.
Подведение итогов. Рефлексия (2 ч)
Самопознание и самокоррекция личности в зависимости от выбранной профессии. Заполнение дневника профессионального самоопределения. Индивидуальное собеседование. Рефлексия.
Учебные пособия для учителя:
- Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1995.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб. Питер, 2003.
- Резапкина Г. Я и моя профессия. Газета «Школьный психолог», № 15, август, 2006.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы). М.: Вако, 2006.
- Сонин В.А. Психологический практикум. – М. «Флинта», 1998.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Ежова Н.Н. Научись общаться! Коммуникативные тренинги. Ростов-на-Дону «Феникс», 2005
2. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональных намерений обучающихся, воспитанников с целью адекватного выбора жизненного пути.
На примере работы проекта "Время выбирать профессию" поднята проблема проориентации подростков с ОВЗ....
Учебный проект "Профессиональный намерения учащихся 9-11 классов МБОУ "Верхопенская СОШ им. М.Р. Абросимова".
Презентация работы о профессиональном выборе учащихся школы....
Презентация к элективному курсу "Мои профессиональные намерения" 8-9 классы.
Презентацию можно использовать как в начале элективного курса, так и на занятиях по отдельным темам, к примеру по теме "Темперамент и выбор профессии". так же презентация может быть иллюстративным мат...
Рабочая программа по профориентации школьников"Твои профессиональные намерения" для 9 класса
Программа по профориентации школьников...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профессионально – прикладная физическая подготовка» для 5 - 9 классов
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профессионально – прикладная физическая подготовка» предусматривает формирование у обучающихся (кадет) умений и навыков, универсальны...
Программа кружковой деятельности «Мои профессиональные намерения»
Программа кружковой деятельности «Мои профессиональные намерения»...