Программа курса по выбору "Мои профессиональные намерения"
элективный курс по психологии (9 класс)

Останина Наталья Александровна

Курс по выбору для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_vyboru.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

 

Программа курса по выбору

 «Мои профессиональные намерения»

(для учащихся 9 классов)

Останина Н.А.,

педагог-психолог

1 кв. категория

г. Когалым

2011 г.

Пояснительная записка

 

Выбор формы дальнейшего обучения (в том числе его профиля), решение о трудоустройстве является для девятиклассников одной из первых серьезных жизненных задач, требующих максимально ответственного подхода. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию  в будущем.  

Данный курс проводится в рамках предпрофильной подготовки как ориентационный курс, предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 17 часов. В основе курса - программа М.Ю. Савченко «Мои профессиональные намерения», взята из сборника: Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М., ВАКО, 2006. Курс даёт учащимся возможность актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения, совершенствовать навыки самопрезентации, спланировать профессиональный путь.

Цель:

        Оказание  психолого-педагогической  поддержки  учащимся 9-х классов, помощи  в определении жизненных планов.

        Задачи:

  • формировать  актуальное  для подростков «информационное  поле»;
  • обеспечить подростков средствами самопознания;
  • развить навыки  и умения по целеполаганию и планированию.

                      

Формы и методы проведения занятий

           Занятия включают различные формы и методы работы: беседы, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения; сюжетно - ролевые игры,  в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения и т.п.; выполнение различных тестов и методик, которые помогут выявить уровень развития отдельных свойств и качеств личности.

При изучении темы «Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении» для определения уровня развития основных когнитивных навыков – внимание, память, восприятие, мышление – используется компьютерная программа СИРС – Система Интенсивного Развития Способностей.

При изучении тем «Темперамент и выбор профессии», «Выбор и моделирование» также используются  презентации учителя.

Итогом курса является составление дневника профессионального самоопределения учащегося и выводы о соответствии направленности личности предполагаемой профессии.

Перечень  знаний  и  умений, формируемых у учащихся

Учащиеся должны знать:

  • уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии;
  • значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять самоанализ развития своей личности;
  • проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.

Диагностический материал, используемый на занятиях

  1. Методика определения уровня самооценки.
  2. Тест «Профессиональный тип личности» (модификация Г.Резапкиной).
  3. Методика «Эрудит».
  4. Диагностика «Качества  темперамента».

Тематический  план

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Внутренний мир человека и система представлений о себе.

2

2.

Склонности,  интересы и способности  в выборе профессии.

2

3.

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении.

2

4.

 Темперамент и выбор профессии

2

5.

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении.

2

6.

Здоровье и жизненные планы.

2

7.

Выбор и моделирование. Деловая игра «Кадровый вопрос»

2

8.

Как достичь успеха в профессии.

1

9.

Подведение итогов. Рефлексия.

2

Содержание   программы

Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч)

Сущность концепции «я». Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.

Склонности,  интересы и способности  в выборе профессии (2 ч)

   Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов», «Дифференциально-диагностический опросник «(ДДО). Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей.

Психические процессы и их роль

в профессиональном самоопределении (2 ч)

Восприятие, внимание, память, мышление. Значение в профессиональном самоопределении. Выявление и оценка основных психических процессов с применением компьютерной программой СИРС. Методика «Эрудит».

Темперамент и выбор профессии (2 ч)

   Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Выявление типа темперамента.

Мотивы, ценностные ориентации и их роль

в профессиональном самоопределении (2 ч)

Выявление ведущих мотивов деятельности. Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Значение мотивов деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении. Определение ведущих мотивов в выборе профессии.

Здоровье и выбор профессии (2 ч)

  Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности.  Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии.  

Выбор и моделирование (2 ч)

   Развитие мотивов самоактуализации. Формирование установки на необходимость профессионального самоопределения. Деловая игра «Кадровый вопрос».

Как достичь успеха в профессии (1 ч)

   Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера.

Подведение итогов. Рефлексия (2 ч)

   Самопознание и самокоррекция личности в зависимости от выбранной профессии. Заполнение дневника профессионального самоопределения.  Индивидуальное собеседование. Рефлексия.

Учебные пособия для учителя:

  1. Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1995.
  2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб. Питер, 2003.
  3. Резапкина Г. Я и моя профессия. Газета «Школьный психолог», № 15, август, 2006.
  4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы).   М.: Вако, 2006.
  5. Сонин В.А. Психологический практикум. – М. «Флинта», 1998.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Ежова Н.Н. Научись общаться! Коммуникативные тренинги. Ростов-на-Дону «Феникс», 2005

2. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов-на-Дону «Феникс», 2006.

3. Потемкина О., Потемкина Е.  Практическая психология. Тесты для подростков. М «АСТ-Пресскнига», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональных намерений обучающихся, воспитанников с целью адекватного выбора жизненного пути.

На примере работы проекта "Время выбирать профессию" поднята проблема проориентации подростков с ОВЗ....

Презентация к элективному курсу "Мои профессиональные намерения" 8-9 классы.

Презентацию можно использовать как в начале элективного курса, так и на занятиях по отдельным темам, к примеру по теме "Темперамент и выбор профессии". так же презентация может быть иллюстративным мат...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профессионально – прикладная физическая подготовка» для 5 - 9 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профессионально – прикладная физическая подготовка» предусматривает формирование у обучающихся (кадет) умений и навыков, универсальны...

Программа кружковой деятельности «Мои профессиональные намерения»

Программа кружковой деятельности «Мои профессиональные намерения»...