Педагогическая разработка "В лучах солнца"
методическая разработка по психологии на тему

Лончакова Светлана Валерьевна

Основные принципы, которыми я руководствуюсь в отношениях с моими воспитанниками, следующие:

·                     Ребенок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.

·                     Создавай ситуацию успеха! Улыбайся! Улыбкой ничего нельзя испортить, а вот исправить можно.

·                     Не вынуждай ребенка чувствовать неравенство. Общайся с ним «глаза в глаза».

·              Протяни руку помощи! Не бывает плохих детей, бывают дети, нуждающиеся в помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_pedagogicheskikh_idey_dlya_kl.rukovoditeley.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль педагогических идей

классных руководителей «От сердца к сердцу»

В лучах солнца

Автор работы:

Лончакова Светлана Валерьевна

педагог-психолог

МБОУ Новолетниковская СОШ

Иркутской области,

Зиминского района,

с. Новолетники

Зиминский район, 2014 год

Кладовая педагогической идеи.

Думаю, многие со мной согласятся, что профессия учителя - одна из самых трудных, но вместе с тем и одна из самых благородных среди всех остальных, ведь учителя  стоят у колыбели всех специальностей, несут свет знаний, добра.

Моя программа воспитательной работы с детьми называется «В лучах солнца». Основные принципы, которыми я руководствуюсь в отношениях с моими воспитанниками, следующие:

  • Ребенок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.
  • Создавай ситуацию успеха! Улыбайся! Улыбкой ничего нельзя испортить, а вот исправить можно.
  • Не вынуждай ребенка чувствовать неравенство. Общайся с ним «глаза в глаза».
  • Протяни руку помощи! Не бывает плохих детей, бывают дети, нуждающиеся в помощи.

Любовь к своему делу –  одно из необходимых  условий работы настоящего Учителя.

        Мне кажется, что любовь к своей профессии мне передали, как самое дорогое наследство педагоги педагогического училища и родители, верившие в меня как в личность. Поступив в университет,  я повстречала замечательного педагога Шалву Амоношвили, который укрепил мою веру и любовь в творении добра и любви к детям.

  Выстраивая свой педагогический путь, я прошла несколько ступенек профессионального роста и убеждена, что владеть своим предметом даже на достаточно высоком уровне – это половина успеха. Главное для педагога – чувствовать жизнь ребёнка как свою, и тактично помогать его духовному росту, расти самому и развивать детей.

Идея мысли заключается в основе «Школа для жизни через жизнь».

Дискутируя по тому или иному вопросу, дети учатся слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, учатся сочувствовать и сопереживать, перенося эти уроки на личную жизнь.

Очень осторожно, бережно отношусь к каждому сказанному мной слову, чутко и внимательно выслушиваю мнение каждого воспитанника, стремлюсь создать такую атмосферу, которая позволит не только увлечь ребят каким-либо делом, но и поможет пробудить их желание выработать свое собственное мнение, пусть даже неожиданное. Такая работа  позволит ученику  лучше познать жизнь и самого себя.

Целью моей  программы является  воспитание социально активной личности через осознание собственной значимости, самоценности и необходимости участия в жизни общества.

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я многое забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь».

Моя деятельность как педагога-психолога направлена на развитие личности ученика, максимальное раскрытие потенциала ребенка, формирование мотивации к самореализации в сферах научной и практической деятельности, подготовку к творческому труду. Поэтому считаю целесообразным использование в своей учебной и во внеурочной деятельности социального проектирования как одной из форм духовно-нравственного воспитания. Ведь именно проектная деятельность помогает создать условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

В работе с подростками важна деятельность, направленная на другого человека, оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других и адекватно относиться к оценкам других. Именно поэтому я широко использую в воспитательной работе с детьми такие программы как «В лучах солнца», «Тренинги по сказкотерапии» (автор Зинкевич-Евстегнеева),

 «Познаю себя и учусь управлять собой» (автор Смирнова), «Подростки. Как помочь стать настоящими людьми» (автор Скурат), «Профилактика асоциального поведения» (автор Макартычева), «Тренинг уверенности в себе» ( автор Стишенок.)

Я считаю, что психологическая сторона многое дает учащимся.
И самое главное  то, что она формирует умение самостоятельно работать и работать в команде, развивает творческое мышление, организаторские способности,    социальную компетентность,  умение оценить результат своей  деятельности.

Анализируя данные мониторинга «Изучение уровня воспитанности» (методика Овчаровой Р.В.) за 3 последних года, можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика уровня воспитанности учащихся

(с 4,4 до 4,7 балла, что соответствует средневысокому показателю). А такие качества, как ответственное отношение к труду, доброта и отзывчивость, коллективизм и товарищество имеют высокий уровень. Но я считаю, что никакими баллами и цифрами нельзя измерить блеск в глазах ребят, осознание ими важности и нужности выполняемого дела.

        Думаю, моя работа, как педагога-психолога, оказала положительное влияние на тот факт, что в течение этого года дети поняли значимость той работы, которую я провожу. Стараются в трудную минуту прийти ко мне на релаксацию, беседу, а не бежать за угол,  совершая плохие необдуманные поступки.

        Для анализа своей деятельности как педагога-психолога, изучения личности и коллектива подростков использую диагностические методики:

  • Д.В Григорьев, П.В. Степанов «Личностный рост»;
  • Н.Е. Щуркова «Размышления о жизненном опыте»
  •  В.Б. Успенский «Готовность подростков к профессиональному выбору»;
  •  О.А.Орехова методика теста  «Домики».

Исходя из данных мониторинга, проведенного в начале текущего учебного года, можно говорить о том, что  большинство воспитанников имеют устойчиво-позитивное отношение к семье, к культуре, к человеку как к другу. Ситуативно-позитивное отношение к знаниям, к земле, к миру.

Верю в них, и надеюсь, что всё в их жизни будет хорошо. А учительское счастье длится бесконечно долго, если ты умеешь удивляться и радоваться успехам своих воспитанников.

         Если мои воспитанники работают с увлечением и удовольствием, с нетерпением ждут завтрашнего дня – это хороший показатель. Мне хочется всегда идти рядом со своими ребятами, нога в ногу, чтобы никто не отставал, а еще лучше – опережал.

Моя воспитательная технология

Не секрет, что работая  с детьми, педагог часто скептически относится к их эмоциональному внутреннему миру, всякого рода страхи считали капризами, выдумкой, требованием излишнего внимания к себе. Так ли это на самом деле? Почему же в одном классе, в котором работают одни и те же постоянные педагоги, дети с таким разным, часто противоположным эмоциональным складом характера?

Любая воспитательная технология строится на парадигме, моя психологическая парадигма -  это изучение – диагноз - лечение.

Изучение личности ребенка через наблюдения, диагностики, тесты, беседы, игры. Я выявляю проблему, страхи, трудности и  начинаю лечение  посредством  куклотерапии, сказкоперапии,  арт-терапии.

Идея педагогической мысли заключается в старинной мудрости  «Победить себя - самая нелегкая победа». С этого и начинается познание себя, начинается самовоспитание.

 Что помогает и что мешает нашим детям принимать других и себя как личность? Актуальность идеи по этому вопросу связана с поиском вариантов куклотерапевтической технологии обучения детей способами рациональной работы с информацией и регуляцией психологической деятельности.

Методология системы знаний базируется на межличностном, физиологическом, психоэмоциональном подходе.

Особое внимание заслуживает не только развивающая направленность занятий, но и их коррекционные возможности. Предлагаемые занятия направлены на освоение учебных навыков, путем совершенствования своих возможностей в видении, слушании, осязании, чувствовании, понимании, осознанном использовании каналов восприятия путем освоения приемов на уровне тела, пространства, времени. Гармония трех начал: Надо – трудно – прекрасно.

Каждый ребенок уникален по -  своему, не похож на других, и смеется, и играет он совершенно по-особому. Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые  затруднения, связанные с самооценкой и взаимоотношениями с окружающим миром. Какие-то ценности сформировались, какие-то представления разрушились. Поэтому я ставлю перед собой следующие цели и задачи как педагога-психолога:

  1. Поддержать и развивать положительное отношение ребенка к окружающему миру, адекватное отношение к себе и другим как к личности.
  2. Помочь пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению, к гармоничному отношению к окружающему миру более  безболезненно.

Посредством  куклотерапии через игру. Куклотерапия, как средство развития эмоциональной сферы, отражая общее состояние ребенка, его настроенность – важное условие успешного воспитания и обучения, куклотерапия помогает найти  ту связующую нить  между ребенком и обществом.

Моя работа - это взаимосвязь с педагогами. Умение помочь им найти правильный подход к ученику.

Идея использовать в работе элементы куклотерапии возникла у меня после знакомства с методом драматической психоэлевации (возвышение души), разработанным в 1990 году И.Я. Медведевой и Т. Л.Шишовой. Методика драматической психоэлевации заключает в себе комплексное воздействие на ребенка с помощью театральных приемов и специально заданных ситуаций. Также опираясь на принципы единства сознания и деятельности человека в работах Л.С.Выготского о том, что развитие -  есть развитие социально обусловленная среда.

В работе использовались следующие методы: тестирование, беседа; диагностика эмоциональной сферы осуществлялась с помощью методики «Домики», разработанной О.А. Ореховой.

Апробировав результаты исследования детей,  мы видим, что дети научились владеть собой, в силу своего возраста управлять эмоциональным настроем. В дальнейшем нам предстоит большая работа по   реализации данной программы. Предполагается, что у учащихся будут формироваться навыки толерантного взаимоотношения, повысится престиж Я-концепции, а  также расширение числа активных взаимоотношений, следовательно – перенесение действия ситуаций на новые проблемы.

Литература

  1. Бетти Джин Лифтон. Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака. – Рудомино, 2004. – 400 с.
  2. Лизинский В.М. Классный руководитель: молитва на каждый день. - М.: Педагогический поиск, 2005. – 160 с.
  3. Лизинский В.М. Избранные педагогические страницы. – М.: педагогический поиск, 2007. – 160 с.
  4. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова– М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 352 с.
  5. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям – К.: Рад. шк., 1985. -  557 с.
  7. Тартышная М.А. Все лучшее – впереди. Социально ориентированные формы работы со школьниками. – Феникс, 2006. – 90 с.
  8. Филипченко М.П. Пословицы и поговорки народов мира – АСТ, 2009. – 381 с.
  9. Функции и основные направления деятельности классного руководителя: учебное пособие /  под ред. Ереминой Р.А. – Владос, 2011.- 230 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская педагогическая разработка "Комплексное исследование пришкольной территории"

Авторская педагогическая разработка предназначена для обучающихся 8-х классов. Направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедр...

«Педагогическая разработка» В семейном кругу мы жизнь создаем?

Данный урок можно провести с учащимися 5 класса. Он рассчитан на 1 час.(Основы религиозной этики  и культуры) Цели:·         образовательная: зна...

«Педагогическая разработка» В семейном кругу мы жизнь создаем?

Данный урок можно провести с учащимися 5 класса. Он рассчитан на 1 час.(Основы религиозной этики) Цели:·         образовательная: знакомство с семьёй ...

Круглый стол для учащихся 10-х классов «Всё самое прекрасное от лучей солнца, а самое лучшее от мамы»

Разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия ко Дню матери....

Классный час "Я в лучах солнца"

Классный час поможет ребёнку осознать свои личностные особенности....