Техноигры "Моё второе "Я"
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему

Ширямова Татьяна Николаевна

Как происходит становление тёплых, творческих отношений между людьми, развитие коллектива, как такового, и каждого человека в нём? Игра позволяет прожить ситуацию, в которой сам участник может легко обнаружить свои положительные и отрицательные черты своего характера и наметить пути для работы со своим характером. Техноигры помогают каждому сформировать в себе сознание готовности в решении своих жизненных задач, дают возможность разобраться в своих собственных потребностях, способностях и решимости делать дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnoigry_moe_vtoroe_ya.9_kl.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Цыгановская основная общеобразовательная школа

Зырянского района Томской области

Программа межпредметного  элективного курса по литературе в 9 кл.

(Методика проведения деловых игр,

направленных на воспитание и самопознание личности.)

  Ширямова Т.Н., учитель русского языка и литературы МОУ Цыгановской ООШ

Зырянского района Томской области.

2006г.

Пояснительная записка

        Суть образования  (по определению многих ученых) – строительство образа «я». Содержание образования заключается в становлении и развитии отношений с самим собой и миром (с другими людьми, с Природой).  Формы реализации содержания образования – в непосредственном жизненном опыте, через решение жизненных задач, где происходит слияние теории и практики. После изучения нравственных норм полезно обратиться к такой  форме  проведения занятий, как технологическая игра.

На занятиях с детьми решается много важных задач для каждого из нас: много говорим о самовоспитании, о требованиях к самому себе, о нашем внутреннем мире и, самое главное, учимся общаться. Этому помогают и деловые игры, и тесты, и литературные произведения, и жизненный опыт детей. Важно, чтобы дети задавали себе вопросы: «Что это такое?», «Кто я?», «Куда путь держу?» - и искать ответы на них. Особенно нравятся детям деловые игры, которые мы проводим после изучения какой-либо темы.  

Для проведения занятий используется технология Веб-квест - это проблемное задание с элементами ролевой игры, продукт совместной деятельности учителя и учеников. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями (по 1-3 человека на одну роль), выполняют задания. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели. Итогом работы может быть презентация, плакат, брошюра, коллаж, видеоролик и т.п. по выбранной теме.

Игра «Моё второе «Я» о своём внутреннем мире, о несоответствии мыслей и поступков, помогла многим разобраться в себе. Игра «Да» способствовала пробуждению доброты, снижению агрессивности у подростков. Игра «Волшебный магазин», в процессе которой ребёнок должен был провести «ревизию» своих достоинств и недостатков и купить недостающую черту характера, заплатив добрым качеством… Итогом цикла занятий о Великой Отечественной войне стала игра «Подводная лодка», которая заставила задуматься о том, какова цена подвига, жизни каждого из нас.

Как происходит становление тёплых, творческих отношений между людьми, развитие коллектива, как такового, и каждого человека в нём? Игра позволяет прожить ситуацию, в которой сам участник может легко обнаружить свои положительные и отрицательные черты своего характера и наметить пути для работы со своим характером. Техноигры помогают каждому сформировать в себе сознание готовности в решении своих жизненных задач, дают возможность разобраться в своих собственных потребностях, способностях и решимости делать дело.

 В конце игры каждый участник анализирует свою деятельность, отвечая на вопросы:

  • Какие изменения произошли во мне во время игры?
  • Что я делал?
  • Как я это делал?
  • Что я узнал и чему научился?
  • Что я буду использовать?
  • Какие новые вопросы у меня возникли?

Всё это помогает человеку осмыслить себя в мире и сформировать в себе способность сознательно управлять эволюцией своего развития.

Цель: Гармонизация отношений в коллективе, направленная на духовный рост ребёнка, познание самого себя, своей сущности, умение управлять своими знаниями, чувствами, телом.

Задачи: 

  • научиться общаться, понимать и принимать другого;
  • узнать друг друга и дополнить собственное «я»;
  • расширить  понятия и сознание самого себя в этом понятии;
  • осознать жизненность предмета занятий;
  • привить практические навыки работы над собой.

Объём курса и вид учебной деятельности.

Вид учебной деятельности

Количество часов

Общая трудоёмкость дисциплины

Аудиторные занятия

Лекции

Практические занятия

Семинары

Игровая деятельность.

Вид итогового контроля

9ч.

1ч.

2ч.

2ч.

2ч.

2ч.

Содержание курса

№п.п

Тема

Количество часов

Форма работы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Введение. Самопрезентация.

Работа в технологии развивающейся кооперации.

«Нравственная клетка».

Техноигра «Да».

Техноигра «Моё второе «Я».

Техноигра «Кто я»?

Техноигра «Подводная лодка»

Техноигра «Волшебный магазин».

Итоговое занятие.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Лекция

Лекция

Аудиторное занятие

Практикум

Семинар

Игровая деятельн.

Игровая деятельн.

Семинар

Содержание дисциплины.

  1. Введение.

Самопрезентация.  (Встречают по одёжке – провожают по уму). Умение подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранить его. Модель самопрезентации. Схема написания резюме.

      2.  Работа в технологии развивающейся кооперации.

Уникальность человеческой индивидуальности, отношений с самим собой, с другими. Нормы, дающие каждому играющему гарантии:

 -что другой Вас выслушает;

-примет таким, какой Вы есть;

- Ваш индивидуальный продукт найдёт своё дополнение в другом, слившись с ним, в качественно новое целое.

  1. «Нравственная клетка»

Зависимость друг от друга. Взаимоотношения с самим собой, связь между «я» и  «другой», «я» и «мир» и т.д. Работа по таблице «Нравственная клетка».

  1. Техноигра «Да».

Нормы и законы взаимоотношений в жизни той группы, которая собралась вместе и собирается жить и делать дела вместе.

  1. Техноигра «Моё второе «я».

Познание самого себя. Взаимодействие своих слов и поступков. Место нашего второго «я». Кто Хозяин жизни? Письма самому себе и ответы.

  1. Техноигра «Кто я»?

Кто я? Откуда я? Зачем я? Куда я иду? Что с этим делать?

  1. Техноигра «Подводная лодка»

Определение ценности жизни. Чем измеряется Цена Жизни? Кто жить достоин? Почему ты достоин жить?

  1. Техноигра «Волшебный магазин».

Возможности человеческого характера (Если хочешь что-то изменить в своей жизни, надо перестроить самого себя).

  1. Итоговое занятие.

Рефлексия. Анкетирование.

Примерные темы проектных работ.

  1.  «По одёжке встречают…»
  2. «Письма самому себе».
  3. «Формула счастья».
  4. «Сотвори себя».

 Литература:

  1. Акбашев Ф.Х. Педагогика Эволюции. Уфа, 1996г.
  2. Козлов Н.И. Философские сказки. Москва, «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2003г.
  3. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997г.
  4. Филиппова Н.М. Путь животворящий. Уфа, 1996г.
  5. Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. Серия «Духовность и образование». Москва. 2000г.

Занятие 1

Тема: Самопрезентация

Цель: Познакомиться с определением  «самопрезентация» и научиться создавать свои модели.

Ход занятия:

        Слово учителя.

Вы, наверное, замечали, что зачастую наше представление о себе не совпадает с восприятием нас нашими близкими, друзьями, учителями, другими людьми. Сегодня мы попробуем разобраться в том, как и по каким признакам нужно оценивать себя, т.е. делать самопрезентацию. Поговорим о том, для чего это нужно, и как выгодно представить себя в глазах окружающих.

Существует распространенное мнение, что творческий потенциал человека не может быть развит, возможно  лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве. Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, можно выделить следующие:

1. Разрешение и поощрение множества вопросов

2. Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;

3. Стимулирование ответственности и независимости;

4. Акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;

5. Опыт, формирующий более разнообразный взгляд на мир;

6. Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.

Для стимулирования и воспитания креативности можно рекомендовать:

1. Стимулируйте и поддерживайте творческую атмосферу в группе, что позволит говорить, думать, работать без стрессов, беспокойства и страха наказания.

2. Следует избегать группового давления, зависти, конкуренции, но поддерживайте климат взаимодействия и командного соревнования. Групповое давление приводит к унификации, одинаковости, препятствует новаторскому мышлению и действиям. Цели, определенные и выполняемые сообща, способствуют личной вовлеченности, особенно, если все согласны в том, что каждый участник уникален. Зависть и конкуренция ослабевают энергию и вызывают напряженность.

Словарная работа:

Самопрезентация – это умение подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранить его.

(Встречают по одёжке - провожают по уму.

По Сеньке и шапка.)

Резюме – краткий вывод из сказанного, написанного (книжное)

        Модель самопрезентации:

  1. Высокий уровень самооценки
  2. Самозащита, т.е. выбор нейтральных характеристик своей личности, попытка оградить себя от отрицательного психологического опыта.
  3. Факторы, влияющие на стиль самопрезентации (культурные, личностные).
  4. Средства самопрезентации (демонстрация своего отношения к людям, стиль одежды, манеры).
  5. Резюме (творческое описание своей жизни и биографии).

Схема написания резюме:

1.Фамилия, имя, отчество.

2.Дата и место рождения.

3.Образование.

4.Дополнительные навыки: (курсы, знание языков, компьютерная грамота, водительские права, участие в конкурсах и т.д.)

Опыт работы:

  1. Навыки и умения, которые приобретены в процессе практики и работы.
  2. Основные черты характера, которые вы цените в себе.
  3. Награды, грамоты.
  4. Для связи: домашний адрес и телефон.
  5. Дата и подпись.

Практикум по составлению самопрезентации (заслушивание и обсуждение нескольких образцов).

Домашнее задание: написать самопрезентацию для поступления в спортивную школу.

Занятие 2

Тема:  Технология развивающейся кооперации.

Цель: Освоить принципы работы в данной технологии. Создать индивидуальный продукт, который найдёт своё дополнение в другом, слившись с ним, в качественно новое целое.

Ход занятия:

        Слово учителя

Суть образования заключается в становлении и развитии отношений с самим собой и миром (с другими людьми, с Природой). Формы реализации содержания образования – в непосредственном жизненном опыте, через решение жизненных задач, где происходит реальное слияние теории и практики. Достигнуть максимальной реализуемости содержания и форм образования позволяют такие средства, как технология развивающейся кооперации Акбашева Т.Ф. и другие интенсивные педагогические и социальные технологии, построенные на принципах природосообразности, ненасилия, дополнительности. Суть данной технологии состоит в том, что по теме занятия учащимся нужно ответить на несколько вопросов (3-5) в следующей последовательности:

  1. Каждый участник игры отвечает себе и разбирается с собой, отвечая на вопросы;
  2. Разбиться произвольно на пары и за 2 минуты согласовать свои ответы на вопросы;
  3. Встречаются 2 пары и, соблюдая правила, обсуждают и согласовывают свои потребности, способности и решительность сделать это. Время согласования – 5 минут.
  4. Встречаются 2 четвёрки и согласовывают свои ответы и готовят выступление за 7 минут.
  5. Итоговое выступление команд по 5 минут.

Педагогический анализ ситуации

  1. Все участники игр на себе ощутили значение реализованного принципа дополнительности.

Родившись в русле физической теории, принцип дополнительности приобрёл общефилософский смысл и становится одним из краеугольных камней гуманитарного мировоззрения. В техноиграх принцип дополнительности является одним из основополагающих.

  1. Наличие индивидуального ответа (индивидуального продукта), как обязательного фактора, позволяет решать задачи:
  • самостоятельности, самодеятельности;
  • самоанализа, самоуважения, самооценки;
  • самореализации, самовыражения, саморегуляции;
  • происходит развитие уникальности человека.
  1. Наличие ступеней согласования с самим собой, где возникает и проявляется уникальность человеческой индивидуальности, зафиксированная в индивидуальном продукте любого вида деятельности, закладывает пласт развития отношений с самим собой, как основы содержания образования. С другими (в парах, четвёрках…), где появляются первые нормы согласования, закладывающие первый кирпичик в коммуникативный фундамент Человеческих норм взаимоотношений.
  2. Нормы, которыми мы пользуемся, дают каждому играющему гарантию:
  • что другой Вас выслушает;
  • что Вас примут таким, как Вы есть;
  • что Ваш индивидуальный продукт найдёт своё дополнение в другом, слившись с ним, в качественно новое целое.

Все эти выводы прямо зафиксированы в ощущения участников игры и очень чётко будут переданы в выступлении групп. Именно нормы являются необходимым условием появления:

  • обобщённого образа и этот опыт является носителем человеческой культуры взаимоотношений;
  • развитие этой культуры, прежде всего, в себе становится одним из условий существования, Вашей жизни.
  1. В согласовании четвёрок сохраняются и преумножаются открытия и достоинства первых ступеней согласования и появляются новые:
  • самовыдвижением появляются люди, взявшие на себя ответственность за коллективный продукт. В технологии развивающейся кооперации обнаруживаются и закрепляются корни выращивания ответственности за себя и другого. Здесь же происходит позиционное самоопределение каждого.
  • В согласовании коллективных продуктов двух четвёрок проявляются группы по степени активности, и начинается процесс добровольной передачи функций. Технология развивающейся кооперации обнаруживает в такой работе и закрепляет для дальнейшего развития возможность гармонии взаимоотношений в саморазвивающихся коллективах.
  1. Образование коллективных продуктов 16-ти и 32-х являются некоторым приближением в отношениях к накоплению критической массы положительного и началом обнаружения предпосылок будущих проблем. Появление расслоения, тень дискомфорта у части делегировавшей полномочия оформления и предоставления коллективного продукта. Всё это является предпосылкой анализа деятельности, ситуации, состояния. Это новый виток развития, требующий нового согласования: от индивидуального до коллективного. Согласование потребностей, целей и планов, дел и поступков, мнений о результатах.
  2. Механизм согласования проявляет и даёт гарантию развития таких человеческих качеств, как поли- взаимо- и поли– со-. Такое множество качеств личности, необходимых в становлении и развитии отношений между Человеком и Миром.

Развитие в себе и других ПОЛИ – ВЗАИМО качеств помогает человеку пройти путь от понимания необходимости этого в жизни, через реализацию в своих поступках, до высот проникновения в суть, когда человек возвращает себе природную космическую способность ощущать взаимосвязь с любой частицей и любым проявлением мира.

  1. Всё образование идёт через открытие, исследование и преобразование себя и мира, дающих возможность приближения к гармонии взаимоотношений. Всё начинается с себя. С помощью игры мы обнаружили многопозиционность человеческого «Я». Собрав множество позиций, и выстроив их в определённой логике, мы сможем увидеть, что в одно и то же время человек может определять себя как: космическое существо, часть природы, житель планеты. Человек, представитель пола, гражданин страны, республики, представитель нации, житель города, улицы, дома, представитель своего народа, рода, фамилии, представитель семьи, … Всё это помогает человеку осмыслить себя в этом мире и сформировать в себе способность сознательно управлять эволюцией своего развития.

Целенаправленный поиск ответов на вопросы, как действительно узнать себя, других, мир являются началом направленного эволюционного развития.

Практикум

Обсуждение итогов занятия и выводы.

Занятие 3

Тема: «Нравственная клетка»

Цель: Проследить, насколько мы зависимы друг от друга. Как выстраиваются взаимоотношения с самим собой, другими и миром. Работа по таблице «Нравственная клетка».

Ход занятия:

        Слово учителя

Два года ребята знакомились с нравственными понятиями на уроках словесности. Теперь они уже могли применить свои знания на практике в процессе деловых игр. Одна из них – нравственная клетка. Суть её в том, чтобы мы разобрались, насколько зависим друг от друга. Попробуем определить связь между «я» и «я», т.е. как я сам настроил взаимоотношения с самим собой. Затем – «я» и «другой», «я» и «мир» и т.д. Мы увидим, как всё в жизни взаимосвязано. Если, к примеру, ты не ладишь с самим собой, то и не сможешь построить добрые отношения с другими  людьми. Попробуйте рассмотреть человеческие отношения, используя таблицу «нравственная клетка», и вам многое станет ясно.

Оператор

Я

ДРУГОЙ

МИР

Я

ДРУГОЙ

МИР

        Пояснения к работе по таблице. Рассматриваем отношения на пересечении вертикальных и горизонтальных линий.  Например: «Я» по вертикали - «Я» по горизонтали, «Другой» по вертикали - «Я» по горизонтали и т.д., анализируя все отношения.  

        Выводы: Человек не может быть один. Если он не в ладу с самим собой, то ему трудно понять других. Если он не понимает окружающий мир, людей – возникают проблемы у каждого из нас. Все в мире взаимосвязано, и для того, чтобы мир принял тебя и полюбил, нужно самому любить этот мир, себя, людей.

        Используя данный метод на других занятиях, можно проследить взаимоотношения героев литературных произведений.

Занятие 4

Тема: Техноигра «ДА»

Цель: Нормы и законы взаимоотношений в жизни той группы, которая собралась вместе и собирается жить и делать дела вместе.

Ход занятия:

        Слово учителя

        Как происходит становление тёплых, творческих отношений между людьми, развитие коллектива, как такового, и каждого человека в нём? Когда знакомство переходит в принятие друг друга такими, какие мы есть? Когда каждому человеку находится ниша в общем деле, и своё место в этой жизни? И мало человека принять, его нужно ещё и поддержать на его ПУТИ.  Как это сделать?

        Всё это начинается с малого, с поступков.

Вот игра «ДА» помогает установить нормы или законы взаимоотношений в жизни той группы, которая собралась вместе и собирается жить и делать дела вместе.

Описание игры

Шаг 1.  Устройство в пространстве. Расположитесь, как вам удобно, лучше по кругу. Приготовьте ручки и бумагу, если собираетесь писать.

Шаг 2.     Рождение «индивидуального продукта».

Задумайте и напишите (можно запомнить) такой вопрос, на который вашему партнёру сразу же захочется сказать «нет». Вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы он требовал однозначного желания ответить отрицательно.

Шаг 3.     Работа с самим собой  (очень неожиданная).

Теперь сами ответьте на этот вопрос и запишите его (запомните), соблюдая при этом следующие правила:

-Ваш ответ должен начинаться со слова  «да», причём вы должны действительно принять, а не отрицать заложенное в процессе утверждение;

-Вы должны дополнить свой ответ объяснением - доказательством вашего принятия сути высказанного утверждения. Оно начинается со слов «если» или «при условии, что…»;

-Ответ должен оставаться в области реальной жизни, а не уходить в фантазию или сказку.

Например: болеть плохо?

Ответ: Да, болеть плохо, если рядом нет друзей. Но болеть хорошо, так как все к тебе внимательны.

Следующий игрок продолжает: если все к тебе внимательны, то это хорошо, но внимание быстро начинает раздражать – это плохо.

Другой игрок: вы раздражены – это плохо, но хорошо, что вы это поняли…(далее до бесконечности)

Шаг 4. Взаимодействие друг с другом.

  1. Ведущий прикасается к участнику, который таким образом определён для начала эстафетного этапа. Начинающий должен глазами найти принимающего партнёра и назвать его, но не по имени, а ассоциацией, которую он вызывает.
  2. передающий задаёт принимающему «провокационный» вопрос;
  3. принимающий должен быстро ответить на него, соблюдая правила ответа;
  4. ведущий даёт возможность высказать варианты ответов, возникающие у других участников игры (не затягивая темпа игры);
  5. принимающий вопрос становится передающим и вновь взглядом отыскивает себе партнёра, кто будет принимающим. Алгоритм шага 4 повторяется до момента, когда в эмоциях достигнут уровень радостного возбуждения и наметится поворот к снижению интереса.

Рефлексия

        Рефлексия участников каждый раз проходит по-разному, в зависимости от задач, стоящих перед организаторами и участниками. Вместе с тем, в разных формах выясняются ответы на следующие вопросы:

  • что изменилось в моём настроении,  состоянии, отношениях к себе и своим возможностям, способностям и пр.

к другим людям – например, участникам этой игры;

к образу жизни и деятельности;

к миру вокруг…

Что мне дала игра:

для жизни в целом?

для работы, учёбы?

  • Как я буду использовать полученное в результате игры:

в работе (учёбе)?

в жизни в целом?

Какое правило в поступках, какой закон жизни хочу предложить для себя и для нас?

Педагогические выводы по игре  «ДА»

  1. Каждый находит свой образ взаимоотношений и деятельности в жизни, исключающий разрушение. Это происходит с первого ощущения внутреннего сопротивления отрицания чего-либо и выражается отношением к слову «нет».
  2. Каждый находит новый образ жизни, основывающийся на принципе дополнительности, а не на конкуренции.
  3. Принцип дополнительности реализуется через принятие правила «да» в своей жизни и деятельности. И, прежде всего, оно заключается в принятии не только мнений и предложений, и поступков своих партнёров по взаимодействию, но и, прежде всего, в принятии самого себя. С этого момента человек становится на «ПУТЬ К СЕБЕ».

Занятие 5

Тема: Моё «второе «Я»

Цель: Познание самого себя, своей сущности. Как управлять своими знаниями, чувствами, телом, чтобы достичь гармонии с собой.

Ход занятия:

Вступительная беседа.

Замечали, что часто человек говорит одно, а думает и поступает по-другому. Он как бы раздваивается. Зачастую мы не можем себе объяснить наши слова и поступки. Где же находится наше «второе я», кто Хозяин жизни? Давайте проведём маленькую ревизию.

Я

Тело + Ум + Чувства =Личность

«Я» принимает решение рано вставать

Другое «Я» об этом ничего не знает

«Я» - скупое

Другое «Я» любит сорить деньгами.

«Я» любит вас  и обещает дружить

Другое «Я» нашло другого друга.

«Я» никогда не лжёт.

Другое «Я» врёт на каждом шагу.

«Я» всегда добрый.

Другое «Я» злой, ему не хватает сил быть добрым.

        Кто же Хозяин?

Я сам или мои чувства, мысли, мнения других?

Что мы думаем и чувствуем, когда говорим и делаем?

Оцени себя сам.

Говорю

Думаю        

Мне нравится работать с вами.

Как мне вы надоели, но делать нечего, приходится вас терпеть…

Встретиться с любимой.

Поспать.

Не слушать старших – это плохо.

Плевать мне на их мнение!

Экстрасенс излечивает все болезни.

Это враньё.

Письма самому себе и ответы

Письмо.        

Здравствуй, Солнышко! Я очень рад написать тебе письмо. Как часто мы обманывали друг друга! Я признаюсь, что очень тебя люблю. Сначала я этого не осознавал.  Я думал, что я хуже Пети К., и у меня нет никаких заслуг. Боже мой! Каким я был глупым!

Я счастлив, что ты, мой любимый, рядом со мной! Мне бывает с тобой весело и грустно, очень тяжело и очень легко. Спасибо тебе…

Ответ.

        Здравствуй, родной мой!

Я всегда говорил тебе, что я хороший. Давай встретимся и будем дружить.

Твоё «Я».

Письмо.

Здравствуй, моя дорогая, моя родная. Как редко я с тобой разговариваю. Как мне стыдно за свою невнимательность! И теперь я хочу сказать тебе, как я люблю себя. За то, что я есть, такая живая и настоящая. Как же мне повезло, что я такая! Какие красивые у меня волосы, глаза! Какие у меня руки, трудолюбивые и умелые! Какой у меня счастливый характер: ведь я весёлая, добрая, умная, сильная!

Ответ.

        Ты знаешь, я с тобой полностью согласна. Ты почти во всём права. Это хорошо, что ты так меня любишь, это приносит мне радость и успокоение. Я поняла, что самое главное – это мир с собой.

Письмо.

        Здравствуй, Ромка! Я по тебе очень соскучился. Подумать только, не писал тебе 13 лет! И даже не замечал, что ты живёшь на свете. Я смотрел по сторонам, но почему-то не замечал тебя, а ведь ты был со мной рядом. И только недавно я понял, что ты у меня самый-самый! Давай уважать друг друга.

Ответ.

        Привет, парняга! Ты что губу раскатал: дружбы он хочет. Чихал я на твои предложения! А ты люби меня. Ведь я хороший. А сам ты надоел мне. Ну да ладно, посмотрим, что получится. Покеда!

Выводы: Не всегда мы находимся в гармонии с самим собой. Говорим одно, а думаем другое. Необходимо стремиться к дружбе со своим «вторым «Я».

Занятие 6

Тема: Техноигра «Кто я?»

Цель: Ответить на вопросы, используя метод развивающейся кооперации: Кто я? Откуда я? Зачем я? Куда я иду? Что с этим делать?

Ход занятия:

        Слово учителя

Куда ушёл опыт тысячелетий? Где хранится мудрость, накопленная множеством поколений? Вы думаете, всё ухнуло в небытие, кануло в Лету? Да нет! Оно хранится и накапливается, но тайно. Вы даже не догадываетесь, что являетесь хранителем огромных сокровищ. А хранители мудрости – вы сами. Просто однажды вы вдруг пробудились и начали думать:

  • Кто я?
  • Зачем я?
  • Почему я на Земле?
  • Отчего я именно в этом городе, селе?
  • Зачем я именно в этом времени?
  • Для чего в теле мужчины и женщины?
  • Почему мне так одиноко?
  • Почему? Отчего? Зачем?

        Попытаемся ответить на эти вопросы, используя метод развивающейся кооперации.  В начале ответим каждый на эти вопросы, затем соединим свои ответы в паре с другим и выработаем общий ответ. После этого объединимся четверками и т.д. А в конце представим ответы на вопросы в виде выступлений 2-х групп.

 Вот что из этого вышло.

Кто я?

Женщина, гражданка, мать, жена, учитель, ученик, мальчик, девочка,  Человек-высший разум,  личность.

Создание высших сил на Земле. Женщина-источник света, добра и любви.

Откуда я?

Из мамы, из космической реки жизни. Продолжение конкретного  человеческого рода, где много людей с богатым жизненным опытом.

Зачем я?

Чтобы быть счастливыми и дарить счастье другим. Для преображения жизни на Земле. Чтобы наслаждаться жизнью и делать светлыми людей и мир вокруг себя. Чтобы внести что-то полезное в жизнь друг друга. Продлить род, донести до людей то прекрасное, чем  я занимаюсь. Внести что-то полезное в жизнь друг друга.

Куда я иду?

Иду туда, где мы будем счастливы. Вперёд, через трудности, с благодарностью к близким за их поддержку. Иду вместе с семьёй. Идём, куда ведёт судьба, впереди у нас много откровений и обретений.

Моё село.

Моё село катится вниз, но я живу в нем всю жизнь и хочу, чтобы оно не исчезло, чтобы встало на путь развития и состояния.

Моя страна.

Постояв на коленях, начинает восстанавливаться из разрухи. Потоптавшись на месте, движется вперёд, к золотому веку.

Цивилизация.

Цивилизация разрушается и создается новая. Желаем ей долгой жизни, сохранения природных богатств, народов, лучшей доли для детей.

Что с этим делать?

Будем стремиться познавать, что губит человечество, и встанем на путь духовности.

        Обобщение результатов игры

Занятие 7

Тема: Техноигра «Подводная лодка»

(Автор Козлов Н.И., руководитель молодёжного клуба практической психологии «Синтон»)

Цель: Попробовать определить цену жизни. Чем измеряется Цена Жизни? Кто жить достоин? Почему ты достоин жить?

Ход занятия:

Пояснение условий игры

        Мы – экипаж подводной лодки. У нас произошла авария, мы не ясно на какой глубине, и лодка медленно погружается. Спасательных костюмов, чтобы всплыть наверх, хватит на всех, но через люк можно выходить по одному с интервалом в 1 минуту. Нас 30 человек, 15 мужчин и 15 женщин. Это значит, что вышедшие первыми, спасутся почти наверняка, а последние могут погибнуть, т.к. лодка уже погрузится глубоко.

Шанс спастись зависит только от порядкового номера выхода из люка. Он не зависит от здоровья и физических особенностей человека, и слабый, но 10-й спасётся скорее, чем гигант, но 11-й. Друг другу помочь при всплытии ничем нельзя., а наверху помощь не нужна: там всплывших ждёт спасательный катер.

Вопрос: на лодке есть пистолет. Кто его взял бы и для чего?

(Выслушиваются варианты ответов: взять пистолет, чтобы он не достался никому; контролировать с помощью пистолета порядок; чтобы использовать для устрашения и выйти самому из лодки).

Ход игры:

  1. Группа быстро договаривается, кому она доверит пистолет.

Объявляется свободная игра: комната=подводная лодка, дверь=люк.

Что делать дальше?

  1. Кого спасать первыми?

(Женщин. Каких? Слабых, умных, сильных или красивых?…)

Выслушиваются все аргументы.

Координатор спрашивает: Почему все решили, что первыми нужно спасать женщин? (Потому что женщины слабее мужчин. Но ведь среди всех есть мужчины, которые слабее женщин. Как быть?)

Итог: Получается, что самые здоровые люди, самые умные должны погибнуть, чтобы спасти слабых и глупых?

ПОЧЕМУ ЖЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НАДО СПАСАТЬ ИМЕННО СЛАБЫХ? ХИЛЫХ – ФИЗИЧЕСКИ ИЛИ ДУХОВНО?

(Оказывается, что Хилых не очень любят, но за Слабых все равно переживают).

А если бросить жребий (уход от ответственности)?

Далее из игры исключаются лидеры, появляются новые лидеры, т.к. ситуация требует решения.

Каждый высказывает своё мнение: кого спасать первым.

Как один из вариантов решения, следует рассказать историю

«Тест американского менеджера»

Ведущего менеджера пригласили на заседание совета директоров и сказали, что хотят назначить его президентом одного из филиалов концерна. Будущий президент не скрывал своей радости: он, действительно, подходил по всем параметрам. Его спросили, сколько у него детей. Оказалось, пятеро.

-И кого Вы любите больше всех?

-Самого младшего.

-Если бы Вам предстояло выбирать – погибнуть самому или вместо Вас погибнет Ваш младший сын, какое бы решение Вы приняли?

-Конечно, лучше погибну я! – воскликнул любящий отец.

На следующий день ему было отказано в должности.

-Вы готовы оставить сиротами пятерых детей и сделать жену вдовой, - сказали ему, - и к тому же бросаете дело, которое Вам поручают. В другом же варианте с Вами остались бы четверо детей, жена и Ваша работа. Вы вполне бы могли иметь ребёнка, если бы захотели. Для должности президента Вы не подходите.

Как вы относитесь к этому решению?

Главная часть игры:

Каждый получает жетоны: н-р: 5 жетонов на Жизнь и 5 - на Смерть. Их надо раздать. Для этого организуется живая цепочка, в которой каждый проходит мимо каждого, глядит в глаза и говорит одну из фраз:

  1. «Я дарю тебе Жизнь» (отдаёт Золотую метку)
  2. «Тебе придётся умереть» (даёт чёрную метку)
  3. «Не знаю» (не дает ничего)

Тот, кто хочет объяснить свой выбор, может это сделать.

Должны быть соблюдены 2 правила:

  1. Жетоны раздаю только свои – дарёное не дарят
  2. Жетоны нужно раздать все.

Итог:

  1. Кто стал чемпионом в Жизни и в Смерти?
  2. Как дается выбор участникам от игры к игре? (обычно только сначала трудно послать на Смерть, а потом это происходит спокойнее

Выводы

Дети раздают Смерти тем, кто сможет достойно умереть. Те, кто сможет достойно умереть – это те же самые, кто умеет достойно жить. И этот выбор – выбор убийства самых достойных. Слабому дать Смерть опасно: в ответ он может дать тебе то же.  А Сильный в ответ на Смерть дарит тебе Жизнь, на то он и Сильный! Причём, Сильный может умереть красиво, достойно, без соплей, эстетично.

Подсказка: Впереди будут сильные. Сзади будут Слабые. Сильные должны выжить, чтобы жизнь была богаче и красивее. Иначе ЖИЗНЬ будет уничтожена (что всегда и происходит из сострадания к слабому).

На фронте первыми гибнут лучшие, ибо в атаку поднимаются первыми – они. Первыми жертвуют собой всегда самые душевно сильные. Чтобы их отстрелять, даже не надо целиться – они подставляются сами, и отстрел производится просто снайперский.

Первыми должны выйти Творцы, а последними – Трепачи, Нытики и Разрушители. А среди женщин – лучшие Матери. 

Выработка критериев «А  достоин ли я Жизни? Что делает мою жизнь ценной?  Ради чего я живу?  Кому я нужен?»

Рефлексия: Что помогла понять игра?

                     За что меня ценят люди?

                     Можешь ли ты сказать о себе:

ТЫ ЖИВЁШЬ - СИЛЬНО!

ТЫ ЖИЗНИ – ДОСТОИН!

Занятие 8

Тема:  Техноигра «Волшебный магазин»

Цель: Показать возможности человеческого характера:

  1. Человек запрограммирован на счастье. Он обязан быть счастливым, если хочет быть здоровым, активным и долго жить.
  2. Человек, не получающий положительных эмоций, быстро изнашивается, его часто приходится «ремонтировать» во время многочисленных болезней.
  3. При общении следует знать, что человек должен получить положительные эмоции, чтобы продуктивно работать.
  4. Отрицательные эмоции необходимы, но в небольшой дозе.

Литература:

М.Е.Литвак. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г.

Глава «Психологическая диета»

А.С.Пушкин. Евгений Онегин (отрывки из романа).

Знакомство с темой урока и поставленными задачами.

Фронтальная беседа с детьми:

1.Когда вы ощущаете счастливыми людьми?

Что значат для тебя:

Успех

Слава

Деньги

Работа

Семья

2.Что вам нужно для счастья сейчас, в настоящее время?

2. Словарная работа.

Эмоция – это психический процесс, отражающий отношение человека к самому себе и окружающему миру.

Существуют + и- эмоции. Положительных всего две: ИНТЕРЕС и РАДОСТЬ, которые проявляются в творческом труде и любви.

Если нет больших материальных лишений, грубых телесных повреждений, счастью мешают предрассудки, тени прошлого, привидения, призраки, которые душат человека и стоят на его пути к счастью.

Как же добиться счастья?

  1. Приспособить к себе мир, переделав его и перевоспитав всех людей (это путь в никуда)
  2. Приспособиться к миру и переделать себя (это путь здоровья) .

Здесь уместна пословица «Делу – время, потехе – час», т.е. потрудился – получи радость от этого. Обратимся к литературному произведению, вспомним историю отношений Онегина и Татьяны Лариной.

«..Упорный труд ему был тошен», - говорит Пушкин о своем герое. Онегину оставалась только радость, а легче всего ее можно было получить в развлечениях. Поэтому он все свои душевные силы направляет на любовь. И вскоре наступил момент, когда

«в красавиц он уж не влюблялся,

а волочился как-нибудь;

откажут – мигом утешался,

изменят – рад был отдохнуть».

Для Онегина развлечения и любовь становятся как бы профессией, где навыки обольщения отработаны до автоматизма, а это уже не творческий труд, и радости он не получает.

«Я, сколько ни любил бы вас,

привыкнув, разлюблю тот час…»-

говорит он Татьяне, любовь которой получил вообще без всяких усилий со своей стороны. Он начинает путешествовать, но и здесь его ждут разочарования, тоска:

…И путешествия ему,

Как все на свете, надоели;

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

И вот:

..Татьяной занят был одной.

Не этой девочкой несмелой,

Влюбленной, бедной и простой,

Но равнодушною княгиней,

но неприступною богиней…

..К ее крыльцу, стеклянным сеням

Он подъезжает каждый день;

За ней он гонится как тень…

Любовь ли руководит героем? Конечно, нет! И Татьяна разгадала Онегина и отказала ему во взаимности.

Онегин сохнет – и едва ль

Уж не чахоткою страдает.

Все шлют Онегина к врачам,

Те хором шлют его к водам.

Но Онегин никуда не едет, а пишет письмо Татьяне:

Когда б вы знали, как ужасно

Томиться муками любви,

Пылать – и разумом всечасно

Смирять волнение в крови;

Желать обнять у вас колени

И, зарыдав, у ваших ног

Излить мольбы, признанья, пени,

Все, все, что выразить бы мог…

Какие чувства может вызвать это письмо? (Только жалость, и Онегин получает отказ).

Как видим, у Онегина все складывается хорошо (красив, умен, богат, здоров, образован), но он глубоко несчастен.

Восточная мудрость гласит: «Все счастья и несчастья находятся в собственной голове».

Вывод: Если хочешь что-то изменить в своей жизни, прежде всего надо перестроить самого себя.

Давайте выведем формулу счастья:

ИНТЕРЕС ( = свободный и творческий труд)

+РАДОСТЬ (=любовь)

С Ч А С Т Ь Е

        Далее продолжим наш разговор на рабочих страничках. Проведем игру

«Волшебный магазин»

Посетите наш магазин, отдав полностью или частично свое положительное качество,  и купите любую черту характера

Положительные черты характера

Отрицательные черты характера

Беспечность (отсутствие тревоги)

Тревога («как бы чего не вышло)

Смелость (отсутствие страха)

Страх (результат работы тревоги и мышления)

Трусость – проявление страха

Принципиальность (четкое выполнение всех инструкций).

Гостеприимство

«У кого много друзей – у того нет друга»

Аристотель.

Жадность

Галантность (проявление внимания)

Грубость

Доброта

Заботливость (о близких, друзьях, знакомых)

Страх осуждения рождает усиленную

 заботу в ущерб себе.

Скромность (полное осознание своих возможностей)

Трусость как результат излишней скромности.

Строгость

Жестокость как результат строгости.

Солидарность (вместе со всеми)

Предательство, трусость как результат

солидарности.

Храбрость

Скрытая трусость

Плаксивость –умение переносить страдания, умение выражать свои эмоции.

Страдание – это реакция, вызванная голодом,

 холодом, болью, неудачей и т.д.

 

Гнев –чувство протеста, возникшее после

 страдания.

Страх – страдание –гнев-ярость.

Ярость- высшее проявление гнева.

Презрение – самая холодная и разрушительная

 эмоция.

Садизм –изощренная форма издевательства.

Стыд – внутренние мучения, болезнь души.

Вина – последствие нарушения норм морали.

Удивление – это очищающая эмоция.

Удивление способствует умственному развитию.

Удивление- интерес – радость.

Скука – отсутствие интереса, внутренняя

 пустота.

Пояснения к рабочей страничке «Волшебный магазин».

Работа по таблице.

  1. 1.Посмотрите на таблицу и ответьте, каких черт характера перечислено больше?
  2. Дадим объяснение каждой черте характера (подробно рассмотрим каждое качество и приведем примеры).
  3. Почему одно и то же качество характера можно отнести к положительному и отрицательному?
  4. Посмотрите формулу счастья:

ИНТЕРЕС (свободный и творческий труд) + РАДОСТЬ (любовь)

СЧАСТЬЕ

Задания для игры:

  1. Отметьте каким-нибудь знаком положительные и отрицательные черты характера, которые вы имеете.
  2. Каждый получил карточки. Напишите на карточках отмеченные вами черты характера и отправляйтесь в «Волшебный магазин» (продавец – координатор).
  3. «Купите» в магазине недостающую черту характера, заплатив за покупку  положительной чертой своего характера (т.е. обменяйте карточки)

Задание выполняют все.

4. Продавец = координатор после «сделки» просит объяснить какого качества товар куплен и за какую цену.

Заполните таблицу

Что я купил

Цена покупки

Вывод: Если хочешь что-то изменить в своей жизни,  прежде всего надо перестроить самого себя.

Занятие 9 (итоговое)

Тема: Я как участник техноигр

Цель: Рефлексия. Анкетирование.

Учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты

АНКЕТА

  1. Мои выводы и пожелания об уроках по элективному курсу «Моё «второе  «Я».
  2. Какие уроки особенно запомнились?
  3. Что заставило тебя особенно серьезно посмотреть на себя изнутри?
  4. Какие у тебя отношения с твоим «вторым «Я»?
  5. Какие качества характера открылись в тебе во время занятий?
  6. Как повлияли занятия на твои отношения с другими людьми?
  7. Какие знания, полученные на занятиях,  пригодятся тебе в жизни?
  8. Применял ли ты знания, полученные на занятиях?
  9. Всегда ли охотно ты посещал занятия?
  10. Что  хотелось бы обсудить на уроках в следующем учебном году?
  11. Ваши требования и пожелания учителю в организации уроков.

Примерные темы проектных работ

  • «По одёжке встречают…»
  • «Письма самому себе»
  • «Формула счастья»
  • «Сотвори себя»