Кто так обзывается?
статья по психологии на тему

Шеремет Татьяна Александровна

Для родителей их ребенок всегда лучший. Им и в голову не придет дать прозвище своему ребенку. Но у самих детей это обычное дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_29.09_kto_tak_obzyvaetsya_.docx14.67 КБ

Предварительный просмотр:

Кто так обзывается

Для родителей их ребенок всегда лучший. Им и в голову не прейдет дать прозвище своему ребенку. Но у самих детей это обычное дело.

Мама и папам точно не следует проходить мимо этого явления, уговаривая, что само пройдет. Далеко не всегда ребенок может держать оборону без потерь для настроения, а то и психики.

Почему у ребенка возникает желание дать кличку сверстнику?

С одной стороны, это объясняется возрастным стремлением выразить свое отличие от других. С другой  - огромную «помощь» ребенку в навешивании ярлыков оказывают родители, когда в его присутствии обсуждают посторонних людей. Таким образом, если первая причина желание дразниться вполне естественная и уважительная – практически детская болезнь, которую надо пережить.

Зачем детям дразнилки и обзывалки?

Часто таким образом ребенок хочет завлечь в другого в игру (детишки 4-8 лет), например в догонялки. Обычно такие обзывалки – дразнилки не влекут за собой обид и переживаний. Иногда ребенок пытается обратить внимание на себя: осознав, что его дразнилка имеет успех, он начинает играть на публику. У ребят постарше появляются иные, довольно серьезные цели: например, самоутвердиться за счет другого, а заодно проверить его на прочность. Здесь в ход могут пойти как и дразнилки «характерные» - «слабак, зануда, трус», так и те что относятся к внешности- «жиртрест, рыжий, очкарик». Таким образом обидчик противопоставляет себя обиженному, пытаясь выглядеть в глазах окружающих сильнее, круче, чем на самом деле. А обиженный, если обижается и расстраивается, значит, волей –неволей дает задире власть над собой. Впоследствии синдром жертвы может закрепиться на настолько, что степень давления перерастет границы невинных дразнилок и дело дойдет до настоящего  психологического насилия над личностью.

Бывает, что ребенок, испытывает недостаток внимания со стороны родителей и учителей, задирает других, чтобы выделиться из толпы. Заслужить плохую славу легче, чем хорошую! Но какой бы ни была причина, важно понимать это повод для наблюдения со стороны взрослого.

Задира-зачинщик.

  Про таких детей можно сказать – это потенциальные лидеры. Как правило, они гордятся своей властью и используют удобный случай, чтобы лишний раз ее продемонстрировать. Таким ребятам нужно объяснить, что завоевать авторитет вполне возможно, не унижая других, а проявляя понимание, доброту сочувствие .Не смеяться если у одноклассника  во время волейбольного матча не пошла игра, а помочь показать приемы. Не обзывать соседа по парте если он плохо видит, а продиктовать, что написал на доске учитель. Рассказать, что герои больше привлекают к себе внимания. В идеале ребенок должен понять нехитрую истину – уважение достоин любой человек.

Безответная «жертва».

Дело не в том, что ребенок имеет отличительные особенности, чаще всего у него занижена самооценка. Главная задача родителей того- го  ребенка – вселить в него уверенность в себе, свои силы. Занятия в секциях, кружках, разнообразить хобби помогут ребенку осознать собственную значимость и придадут ему определенный вес в глазах окружающих. Если ребенку доставляют неудобства особенности внешности и их можно изменить, стоит помочь ему сделать это. Если же изменения невозможны, задача родителей – научить ребенка относиться к ситуации максимально бесстрастно. Таким детям полезны примеры из жизни знаменитостей достигших успехов разных сферах деятельности: Орбакайте К. и С. Д. Паркер – доставалось из-за носа,  Д. Нагиеву и С. Сталоне –за маленький рост, а последнему из-за неподвижности лицевых мышц, О. Газманову - из-за веснушек в 14 лет, Д. Билану – из-за фамилии, таких примеров много.

Нелишним будет научить ребенка правильно реагировать на дразнилки и обзывалки. Игнорирование – самый эффективный метод, хотя и не самый легкий. Можно выучить отговорки –отзывалки, «Ты жираф? Приятно познакомиться, я -Леша» или «Кто так обзывается, сам так называется». В любом случае главная задача, чтобы ребенок сам уважал себя и не считал, что заслуживает такого обращения.

Психологические травмы могут наложить отпечаток на взаимоотношения с миром в будущем. Однако победа над собой или своими обидчиками научит его противостоять влиянию извне, даст необходимый запас прочности, позволит эффективно разрешать серьезные проблемы в соей жизни.

Текст подготовлен по

материалам психолога

А. Сотноковой

педагогом –психологом

 Шеремет Т. МБОУ ЦДК

«Детство» г. Краснодара