ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТА В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
материал по психологии на тему

Варвара Александровна Фирсова

Введение к книге .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_tsveta_v_psihodiagnostike.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Варвара Фирсова

Использование цвета в психодиагностике

Итак,  уважаемые родители, дедушки и бабушки, дяди и тёти, Вы держите в руках книгу о психологии  цвета. Да, да, это книга  о цвете.  О том самом, который мы предпочитаем в одежде, или  выбираем при ремонте для обоев. О цвете,  который наши дети, внуки и внучки, племянники и племянницы выбирают, когда рисуют.

Казалось бы такое обычное и привычное для нас понятие цвета. Это то, что окружает нас повсеместно, что проникает везде, без чего человек не мыслит свою жизнь. А задумывались ли Вы когда-нибудь,  что бы было, если бы разом с нашей планеты исчезли все цвета?

Какую роль играет цвет в жизни человека? Как влияет цвет на наше настроение, мысли, эмоции и поступки? Почему мы предпочитаем в одежде те или иные цвета? Почему нам иногда хочется кардинально поменять макияж, цвет волос и лака для ногтей? Насколько велико значение цвета в развитии ребёнка? Как выявить при помощи цвета способности и предпочтения ребёнка? На какие  особенности детской психики указывает предпочтение ребёнком того или иного цвета? Как использование цветовой диагностики позволяет вовремя выявить существующую проблему? Какие цветовые тесты используют современные психологи? И как при помощи цвета и игр с ним можно скорректировать ту или иную проблему ребёнка?

На все эти вопросы я постараюсь дать ответы в своей  книге.

Ещё древнегреческий философ Аристотель говорил «Всё живое стремится к цвету…». А великий немецкий поэт, мыслитель, государственный деятель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют…» Швейцарский психолог Макс Люшер - знаменитый создатель цветового теста,  говорил: «Добивайся равновесия энергии красного цвета, стремись к радости желтого цвета, самоуважению зеленого, удовлетворенной гармонии синего.»  

Если разобраться,  то цветовая диагностика и тесты, основанные на использовании цвета,  это прекрасное средство самопознания себя и исследования окружающих.

Однако следует сразу заметить, что упоминаемые  в книге тесты и методики,  в полном объёме и правильно может использовать только профессиональный психолог. Человеку,  далёкому от психологии,   использование и интерпретация  этих тестов,  как правило,  даёт неправильное представление о себе и других. Особенно опасно использовать цветовую диагностику самостоятельно в отношении детей.

Поэтому в книге будет дан обзор основных цветовых тестов, используемых психологами в своей работе, дабы родители были в курсе и имели представление о том, что предложит психолог на диагностике их ребёнку. А вот для конкретного использования родителями, в книге будут предложены  некоторые игры  с цветом и элементы упражнений из области  арт – терапии, которые помогут вам самостоятельно и плодотворно заниматься с ребёнком.  

Актуальность и необходимость применения методик цветовой диагностики очевидна, так как человеческие эмоции и настроения (особенно детские) являются наиболее сложной проблемой для психологического исследования и понимания.

Удобство цветовых методик диагностики заключается ещё и в том, что они просты в использовании. Нет необходимости отвечать на большое количество вопросов и обрабатывать большой массив данных. Как правило,  ребёнком любая цветовая диагностика воспринимается как игра, что немаловажно для детей, особенно в дошкольном возрасте, где игровая деятельность является ведущей. Кроме того, ни одно описание результатов анкетирования не может охватить всех оттенков человеческих чувств и эмоций. Такую возможность дают только цветовые тесты.

И хотя каждый цвет имеет множество значений, существует определённое взаимодействие цвета и времени, цвета и эмоции, цвета и проблемы.

Например, швейцарский психолог, Макс Люшер связывал цвет и болезнь человека.  В его теории предпочтение человеком во время диагностики синего цвета говорит о склонности индивида к алкоголизму и ожирению, а отвергание синего - о депрессии, вегето -сосудистой дистонии, аллергии или сексуальных проблемах.

Отвергание зелёного указывает на проблемы с позвоночником, головные боли , диарею; а предпочтение этого же  цвета говорит нам о том, что у испытуемого не всё в порядке с опорожнением кишечника (запоры) или развивается язвенная болезнь.

Напомню, что речь не идёт о предпочтении цвета, например, в одежде или интерьере. Мы говорим только о ситуации диагностики (тестирования).

По мнению Люшера, отвергание красного цвета говорит о гипотонии (низком артериальном давлении), а предпочтение о гипертонии (повышенном давлении). Отвергание жёлтого цвета свойственно астматикам и пессимистам.

На основе этой теории строится методика исцеления цветом.  Интересен следующий факт-  в  Древнем Китае больные оспой лежали на солнце в красном шёлке и так излечивали следы оспы.

Также красным цветом  в древности лечили ветрянку, скарлатину, корь и кожные заболевания. Голубой цвет считался болеутоляющим. Оттенками голубого цвета  и фиолетовым  пытались лечить неврологические заболевания. Зелёный цвет широко использовался в психиатрии для лечения психических отклонений у больных. Подмечено, что жёлтый цвет хорошо влияет на апатичных и анемичных детей.

Ещё древние греки задумались над тем, что свет, проходя через храмовые окна,  разбивается на спектр. Наверное,  поэтому так часто в европейских храмах 18 века  встречаются витражные окна.  

Верующие люди подтвердят мои слова о том, что у каждого из нас, кто посещает храм. есть не только любимая церковь, но и своё место внутри неё, где нам наиболее комфортно находиться.

Это связано с тем, что человек впитывает только нужный ему цвет из спектра,  который образовался в результате прохождения света через окна храма.

Говорят,  самая лучшая и сильная энергетика в храме,  если стоять под куполом. Скорее всего,  это действительно так, ведь сверху вниз стекают все цветовые лучи спектра,  и каждый цвет оказывает в человеке влияние на «свою проблему». Красный цвет всегда влияет на физическое состояние человека;  жёлтый - на умственное, а  голубой цвет оказывает действие на наши эмоции.

Психологи, которые занимались исследованиями в области цвета,  накопили много удивительных фактов. Вот некоторые из них. Существует предположение о существовании и функционировании Единой Живой Энергии. Её формы и состояния воспринимаются человеком как отдельные цвета.

Логоарт-терапевты корректируют психологические проблемы детей и взрослых  при помощи  использования в рисовании и творчестве естественных природных цветов и их сочетаний (охра, индиго, алый,  жёлтый и лимонный)  и материалов (глина, дерево, вода). 1

В сочетании с направленным музыкальным воздействием, цвет также  широко используется в коррекционной работе психологов.

Наблюдения учёных показали, что у каждого человека, будь то взрослый или ребёнок,  существует своё особое отношение к цвету, определённые симпатии и антипатии к тем или иным цветам и оттенкам. Шкалу предпочитаемых цветов можно расценивать как проявление индивидуальности, хотя выбор цвета во многом и определяется временными и духовными факторами. Однако определённая структура предпочитаемых оттенков у человека приблизительно всегда одинакова.

Дети, как правило предпочитают красный цвет всем другим. А вот у взрослых на первом месте среди предпочтений уже оказывается синий цвет,  а уже потом красный. Это неудивительно. Красный цвет  в выборе детей говорит о стремлении  к  активности и деятельности, о привлечении внимания к себе. А  вот синий цвет - это уже стремление к покою, красный же во взрослом возрасте интерпретируется как склонность к борьбе и агрессии. Предпочтение фиолетового цвета у детей говорит об их творческом начале, розового -  о мечтательной натуре и вере ребёнка в чудеса и сказки. А вот если эти цвета выбирает взрослый человек, как свои любимые, то тут уже психологи всерьёз говорят о клиническом аспекте проблемы.2

1 Логоарт-терапия  - философско-психологическое направление в науке. Особенно получило большую популярность в последние годы в скандинавских странах и Латинской Америке. ЛогоАрттерапия это синтез экзистенциального анализа (логотерапии) В. Франкла  и арттетрапии М. Хаушка. Особенность метода заключается в динамичном ведении клиента без «застревания» на проблеме. Клиент рисует природными красками определённые рисунки или лепит из глины природные формы. Таким образом происходит раскрытие внутреннего потенциала клиента и высвобождается энергия человека, которая помогает решить проблему.

2 психиатрические проблемы

Наши цветопредпочтения – это наш психологический тип личности. Отвергаемые цвета означают наличие страхов или конфликтов в той или иной области, за которую отвечает цвет. Скачки в выборе любимого цвета говорят об импульсивности личности. В зависимости от цветопредпочтений выделяют следующие психологические типы личности:

  • Мыслительный тип (предпочтительные тона зелёно-синие)
  • Чувственный тип (предпочтительные тона красно-оранжевые)
  • Интуитивный тип (предпочтительные тона оливково-зелёные)
  • Экстраверты 1( предпочтительные тона жёлто-оранжевые)
  • Интроверты 2 (предпочтительные тона фиолетово-чёрно-розовые)

Использование психологами цвета в диагностике привело к изобретению следующих тестов.

В 1952 году Р. Хейс и Г. Хилтман создали тест цветных пирамид. Широкой известности, например, как тест Люшера он не получил, тем не менее методика интересна тем что, выявляется связь предпочитаемого в выборе цвета с уровнем интеллекта и потом уже только связь с типом личности.

Процедура теста заключается в том что человек оклеивает цветными квадратиками (24 цвета)  три или больше нарисованных пирамиды из 15 пустых квадратов. Результат оценивается по выбору основных тонов без учёта оттенков. Также рассматривается форма пирамиды и характер её оклеивания.

Для детей этот тест хорош тем, что его можно проводить в игре.

         Следующий цветовой тест отношений А.М. Эткинда (ЦТО) хорош тем, что используется для диагностики эмоций, которые человек проявляет в своих социальных отношениях. Базируется данный тест на 8-ми цветовом тесте Макса Люшера.

ЦТО позволяет выявить бессознательные, а значит истинные,  компоненты отношений личности, так как минует механизмы психологической защиты. Процедура тестирования проходит следующим образом. Вначале выбираются значимые для тестируемого события, люди,  явления, дальше его просят подобрать к каждому событию подходящий,  по его мнению цвет. И  дальше цвета выкладываются испытуемым в стандартную выборку по тесту Люшера.

ЦТО больше подходит к использованию в работе с подростками. Им легче выявить и объяснить значимые для них события.   К тому же подростковые  механизмы психологической защиты уже сильнее развиты,  чем у детей.

Напоследок следует упомянуть методику цветовых порогов.

В конце 60- х годов 20 –го века  группа учёных во главе с Э. Т. Дорофеевой создала и проверяла методику диагностики, основанную на том,  что в зависимости от эмоционального состояния человека меняется его восприимчивость к различным цветам. А конкретнее - сдвиг цветовой чувствительности глаза отражает эмоциональное состояние человека.

Цветовая чувствительность определялась с помощью специального оборудования. В этом собственно и состоит недостаток данного метода цветовой диагностики. Не всегда удобно и возможно использовать спецоборудование, особенно в работе с детьми. Ведь дети  боятся всего, что на психологической диагностике  связано с использованием инструментов или оборудования.

Ну, и,  конечно же, в вопросе цветодиагностики нельзя не упомянуть знаменитого Макса Люшера. Его цветовой личностный тест (ЦТЛ) стал классикой мировой психологии и по праву входит в золотой фонд лучших психологических тестов.

Макс Люшер создал тест свободный от языковых и нравственных барьеров. Достоинство этого теста заключается в его простоте, доступности и широкой вариативности. ЦТЛ рассчитан в использовании,  как на детей, так и на взрослых. Его легко применять в игре и работе, в терапии и коррекции.

Процедура теста заключается в том, что испытуемый ранжирует по порядку 8 цветов – серый, чёрный, коричневый, красный, зелёный, фиолетовый, синий,  жёлтый.  Ранжирование выполняется 2 раза с перерывом по времени.

Интерпретация производится по сочетанию цветов и их месту в первой и второй выборке.

На основе ЦТЛ Люшера строили свои тесты и теории многие психологи.

Более подробно об упомянутых тестах и работе с ними, когда в качестве тестируемых выступают дети и пойдёт речь в данной книге.

__________________________________________________________________  

1 экстраверт - их жизненная энергия направлена во внешний мир. Они ориентированы,  прежде всего на окружающих и общение с ними.

2 интроверт - человек, «обращённый внутрь себя», такие люди ориентированы на свой внутренний мир и свои переживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цветов в языке HTML

Методическая разработка к уроку по теме "Использование цветов в языке HTML"...

Практическое занятие «Цвет. Выбор цветов. Использование образцов для создания текстуры ткани»

Целью занятия является,  научиться использовать возможности графического редактора Adobe Illustrator CS5  для создания  текстуры ткани  (использование образцов цвета), закрепить пр...

Психодиагностика в образовательных учреждениях.

Описаны различные виды диагностик, их пути применения, характеристики и типы диагностик....

Психодиагностика спортсмена.

Измерение оперативно-слуховой памяти спортсмена....

Использование цвета при оформлении интерьера помещений. Продукты и цвет.

Выбор цветового решения интерьера жилых помещений – задача, важность которой трудно переоценить, ведь от правильно выбранного цвета вашего дома зависит ваше настроение и работоспособность, комфорт и у...

"Использование цветов в языке HTML"

Данная разработка будет полезна учащимся образовательных учреждений как при обучении на уроках, так и присамостоятельном изучении материала....

«Датчик цвета. Составление программ с использованием датчика цвета».

laquo;Датчик цвета.Составление программ с использованием датчика цвета». Цель: изучить датчик цвета и его применение.Задачи:закрепить умения строить модели роботов в зависимости от поставл...