Просветительская программа по профессиональной ориентации «Мое профессиональное будущее»
рабочая программа по психологии (10, 11 класс) по теме

Программа «Мое профессиональное будущее» предназначена для учащихся 10 – 11 классов (16 – 18 лет).

Содержание программы нацелено на воспитание готовности выпускников школы к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом их способностей, склонностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_professionalnoe_budushchee._dyatlova._mou_sosh_1.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Кыштымского городского округа

        

Просветительская программа

по профессиональной ориентации

«Мое профессиональное будущее»

Срок реализации программы: 2014/2015 учебный год

Возраст детей: 10 – 11 класс (16 – 18 лет)

                                                                 

        Автор: педагог–психолог

        Дятлова О. И.

                   

Кыштым  2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

Название раздела

Стр.

Пояснительная записка

3

Содержание программы

6

Учебно-тематический план

7

Методическое обеспечение программы

8

Планируемые результаты

10

Список литературы

11


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Просветительская программа по профориентации «Мое профессиональное будущее» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Концепцией Модернизации российского образования.
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».

Программа профориентации по содержательной, тематической направленности является социально – педагогической;  по функциональному предназначению – просветительской; по форме организации – групповой;  по времени реализации – краткосрочной.

Программа «Мое профессиональное будущее» предназначена для учащихся 10 – 11 классов (16 – 18 лет).

Содержание программы нацелено на воспитание готовности выпускников школы к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом их способностей, склонностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда. В период старшей школы особенно важна ценностно-смысловая сторона самоопределения, что находит отражение в содержании программы.

Образ выпускника школы определяется как компетентная, социально интегрированная и мобильная личность, способная к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях современного общества. Выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору профессии,  понимать значение профессиональной деятельности для человека и общества,  его устойчивого развития.

Анализ практики работы с молодежью на рынке труда свидетельствует о наличии проблем в системе профессионального становления выпускников образовательных учреждений. Согласно последним исследованиям, с каждым годом увеличивается количество выпускников вузов, которые не могут найти работу.  На этот факт не влияет ни престижность вуза, в котором обучался выпускник, ни  качество полученного им образования. Как правило, найти свое место в профессии выпускникам мешает несовпадение собственного представление о профессии с реальностью, неосведомленность о уровне востребованности специалистов на рынке труда, незнание перспектив и направлений развития, незнание характерологических и личностных качеств, необходимых  специалистам выбранной профессии.        Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Таким образом, своевременная, эффективная и всесторонняя профориентационная работа с учащимися старших классов, будущими выпускниками вузов, является приоритетной в образовательном учреждении. 

В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в образовательном учреждении, программа курса рассчитана на 6 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю без деления на подгруппы. Группа включает до 15 учащихся. Занятие проводятся в форме занятий с элементами тренинга. Для полноценной реализации такого формата каждое занятие длится около 1,5 часов.

Целью данной программы является содействие формированию компетенций необходимых для совершения осознанного профессионального выбора.

Для реализации главной цели программы по профориентации, необходимо решить ряд задач, приведенных ниже.

Задачи программы:

  1. обобщить и актуализировать знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
  2. сформировать представление о рынке труда и образования города и области и требованиях к специалисту на современном этапе;
  3. содействовать развитию коммуникативных навыков, самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Вводное занятие. Многообразие мира профессий.

Знакомство участников. Определение и принятие правил тренинговой группы. Профессии редкие, новые, интересные. Группы профессий. Актуализация знаний о видах профессий. Моя линия жизни. Выбор ритуала прощания.

2. Анализ профессиональной сферы.  Перспектива развития профессии. Требования к специалисту сегодня. Понятие рынка труда и условия его формирования. Востребованные профессии. Индивидуальные особенности работника. Карта моей профессии. Понятие личного профессионального плана. Понятия профессия, специальность, должность.

3. Трудоустройство и карьерный рост. Способы поиска работы. Понятие вакансии. Резюме и собеседование. Самопрезентация.  Ролевая  игра «Успешное собеседование». Работа с личным профессиональным планом. Карьерный рост. Портфолио: из школы в профессию. Подработка, частичная занятость.

4. Рынок труда. Актуальная ситуация на рынке труда города Кыштыма и Челябинской области. Перспективные профессии города. Обзор перспективных предприятий и организаций города. Уровень оплаты труда. Путешествие в будущее нашего города.

5. Рынок образовательных услуг. Типы учебных заведений, условия приема. Качество образования. Рынок образовательных услуг Челябинской области.  

6. Итоговое занятие. Деловая игра «Я – будущий профессионал». Подведение итогов.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п

Тема

Время (ч.)

1

Вводное занятие. Многообразие мира профессий.

1

2

Анализ профессиональной сферы.

1

3

Трудоустройство и карьерный рост.

1

4

Рынок труда.

1

5

Рынок образовательных услуг.

1

6

Итоговое занятие.

1


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Данная программа проводится в форме тренинговых занятий, являющихся формой активного обучения. В ходе таких занятий учащиеся не только получают знания, но и определенные навыки, а также применяют эти знания и навыки на практике. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения психологических проблем и предлагаемых проблемных ситуаций является очень эффективным способом развития личности ребенка в целом.  

Результативность социально-психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов:

1.   Ненасильственность общения.

2. Принцип самодиагностики. В содержании предусматриваются упражнения и процедуры, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности.

3.  Положительный характер обратной связи, ввиду того, что подростки в большинстве нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих. Поэтому в конце игры или занятия выражается благодарность всем участникам.

4. Неконкурентный характер отношений. Для создания в группе атмосферы доверия, психологической безопасности и комфорта для каждого участника исключаются все игры и упражнения соревновательного характера.

5.   Осознания своих недостатков и слабых сторон  должно происходить не напрямую, а опосредованно (косвенно): 1) через осознание других, отличных от собственного, способов поведения; 2) через наблюдение успешности этих способов; 3) через идентификацию с психологом и успешными членами группы. Игры строятся так, чтобы не фиксировать слабые стороны личности, а укреплять веру учащегося в себя и обеспечивать ему ситуацию успеха.

6.  Дистанцирование и идентификация. В случае возникновения сиуации неуспеха необходимо помочь подростку дистанцироваться от своей неудачи, например приписав его затруднение его герою.

7.   Включенность. В предлагаемой программе психолог выполняет роль участника всех игр, за исключением некоторых ситуаций.

8.  Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер. Для тренинга храктерен высокий эмоциональный накал это помогает настроиться на откровенное общение. Вместе с тем активизируются и аналитические интеллектуальные процессы. Главная форма такой деятельности – групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.  

Соблюдение принципов позволяет решить такие организационные задачи, как:

1) каждый участник занимает позицию, которая характеризуется активностью, объективацией поведения и исследовательской направленностью

2) возможность выбора оптимальной тактики проведения занятий.

Структура занятий:

1. Вводная часть. Разогрев учащихся, упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния. Как правило, состоит из ритуала приветствия и психогимнастического упражнения на активизацию или энергизацию.

2. Основная часть, в которой реализуются основные цели программы и блока. Содержание каждого занятия предлагается в разделе «Содержание программы».

3. Заключительная часть: ритуал прощания и релаксация.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемыми результатами реализации программы являются:

  1. знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями;
  2. сформированное представление требований профессии к человеку, способов и учреждений ее получения, потребностей общества в данных специалистах;
  3. умение планировать свое образовательное и профессиональное будущее;
  4. развитие навыков коммуникации, самостоятельности, ответственности, мобильности.

Контроль степени результативности осуществляется на последнем занятии по итогам деловой игры.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. – СПб.: Питер, 2003.
  2. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
  3. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга: учеб. пособие / И. В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999.
  4. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья / В. В. Ветрова. – М.: Пед. общ-во России, 2000.
  5. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. / Е.А. Климова. – М.:Academia. 2007.
  6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). / Н.С. Пряжников. – Москва: Вако. 2005.
  7. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы / авт.-сост. М. А. Павлова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2013.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. 2015. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности и более успешной социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники коррекционных школ-интернатов VIII вида  недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неп...

Программа мастер-класса на тему "Профессиональная ориентация несовершеннолетних в закрытых учреждениях" ГКСУВУ СОШ №1

ЦЕЛЬ:    1.познакомить участников мастер-класса с профессией повар;    2.сформировать практические навыки по изготовлению пиццы;    3.воспитывать интерес ...

Рабочая образовательная программа "Музыкальный инструмент" (фортепиано). Ранняя профессиональная ориентация

Рабочая образовательная программа "Музыкальный инструмент" (фортепиано). Ранняя профессиональная ориентация, срок реализации - 1 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по вопросам профессиональной ориентации учащихся «Моё будущее!» (система классных часов в 8-9 классах ОУ СПБ)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по вопросам профессиональной ориентации учащихся   «Моё будущее!» (система классных часов в 8-9 классах ОУ СПБ)...

ПРОГРАММА работы школы по организации профессиональной ориентации обучающихся «Дорога, которую ты выбираешь»

Выбор будущей профессии - очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники коррекционных школ.  Цель программы:формирование сознательного профессионального самоопредел...

Программа воспитательной работы по организации профессиональной ориентации и выбору профессии школьников

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...

Протокол муниципального этапа профориентационного конкурса " Моя профессия будущего" регионального проекта по профессиональной ориентации школьников " Будущий профессионал"

Протокол муниципального этапа профориентационного конкурса " Моя профессия будущего" регионального проекта по профессиональной ориентации школьников " Будущий профессионал"...