Особенности самосознания гиперактивных подростков
материал по психологии на тему

Цой Елена Анатольевна

Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью психологической помощи гиперактивным подросткам, испытывающим трудности в общении и личностном развитии. Особой проблемой при этом становится оказание психологической помощи младшим подросткам, так как в этот период возрастные (онтогенетические) трудности накладываются на типологию гиперактивности.

Цель: изучение особенностей самосознания гиперактивных подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_podrostki.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Московский   государственный   гуманитарный

           университет им. М. А. Шолохова

                Педагогический факультет

Направление: «Психолого- педагогическое образование»

Профиль: «Психология и педагогика дошкольного образования»            

                            Реферат

По предмету: «Психология подросткового возраста».

   На тему: «Особенности самосознания гиперактивных подростков».

                                                                                    Выполнила

                                                             студентка 3 курса

заочной формы обучения

                                                                          Цой Елена Анатольевна.

                                                       

                                           

                                                    Москва 2015г.

Содержание.

Введение.

  1. Феномен гиперактивности.
  2. Самосознание как психологическая категория.
  3. Психологические особенности самосознания гиперактивных подростков.

   Выводы

   Заключение

   Список литературы.



Введение

В настоящее время приоритетной становится ориентация на психологическую и социальную поддержку развивающейся личности. Сложные социально-экономические, экологические условия, в которых происходит сегодня становление личности, обусловливают исключительную значимость исследования проблем воспитания школьников, нуждающихся в психологической поддержке и помощи. К таковым относятся и проблемы, связанные с особенностями развития личности гиперактивных подростков.

В последнее время происходит увеличение детей, имеющих минимальные нарушения в деятельности мозга, так называемой минимальной мозговой дисфункции (ММД). Дети, страдающие ММД, в большинстве случаев оказываются гиперактивными.

Такие дети находятся под врачебным наблюдением, однако существует необходимость психологической консультации и коррекции. Коррекция нарушений, связанных с мозговой дисфункцией и гиперактивностью, как одного из самых распространенных проявлений ММД, требует совместных усилий врачей и психологов.

Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью психологической помощи гиперактивным подросткам, испытывающим трудности в общении и личностном развитии. Особой проблемой при этом становится оказание психологической помощи младшим подросткам, так как в этот период возрастные (онтогенетические) трудности накладываются на типологию гиперактивности.

Цель: изучение особенностей самосознания гиперактивных подростков.

Задача: провести отбор литературы по данной тематике.

Самосознание, во многом формируясь именно в подростково-юношеском возрасте, сохраняется, часто лишь незначительно изменяясь, на всю жизнь. В подростковом возрасте дети переживают сильные изменения в разных областях. С одной стороны, меняются размеры тела, его формы и внешний вид. В то же время подростки чувствуют изменения в своих познавательных способностях, социальных отношениях, в своем положении в семье и в требованиях, которые предъявляют к ним в школе. Половое созревание влечет за собой определенные психологические перемены. Но главным образом процесс взросления характеризуют особые психосоциальные перемены, которые переживают подростки.
Особенно ярко это проявляется у детей с гиперактивностью. Гиперактивность считается видом расстройства поведения, связанным с дефицитом внимания у ребенка. Подходы к диагностике этого отклонения и к его лечению весьма противоречивы. Такой термин применяют к подросткам, которые очень подвижны, импульсивны, невнимательны и неуправляемы. Но и самые обычные дети бывают порою очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Именно поэтому и психологам, и врачам, и родителям бывает трудно определить, проявляет ли ребенок признаки гиперактивности - что требует принятия своевременных мер - либо же ребенок совершенно адекватен. Существуют разные степени гиперактивности: у одних подростков это проходит в мягкой форме, у других имеет самые острые проявления. 

Гиперактивность - повышенная, неконтролируемая моторная активность, проявляющаяся в детском и младшем подростковом возрасте. Гиперактивность сопровождается индивидуальной вариабельностью нарушений отдельных психических функций (прежде всего произвольности), а также личностными нарушениями, связанными с особенностями самосознания.

Гиперактивность впервые рассматривается как комплексное психологическое явление, включающее в себя наряду с нарушениями поведения и познавательных процессов, нарушения в развитии самосознания.

 Гиперактивность - отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью - в социальном поведении и интеллектуальной деятельности - и повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке -. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно - мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания - и тормозящего контроля.
Детей с нарушениями такого типа невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

 Минимальная мозговая дисфункция, обычно коррелирующая с гиперактивным поведением, оказывает влияние не только на психические функции, но также на особенности развития самосознания младших подростков.

 Гиперактивный младший подросток имеет выраженные особенности физической, психической и социальной активности: в физическая активность носит неспецифический характер - телесная активность может сопровождаться сопутствующими навязчивыми (тупиковыми) движениями, которые имеют тенденцию к усилению в ситуациях, повышающих психологическую напряженность; психическая активность имеет специфические особенности:

1 - при общей интеллектуальной сохранности явно просматривается быстрая переключаемость непроизвольного внимания и утомляемость, что сказывается на протекании других психических функций;

2 - низкая когнитивная оснащенность образа Я;

3 - самосознание развивается по инфантильному типу; социальная активность снижена: ребенок избегает конструктивного общения со сверстниками (совместная общественно-полезная деятельность; межличностное общение).

У гиперактивных подростков содержание звеньев самосознания отличается размытостью, низкой когнитивной оснащенностью и уступает содержанию звеньев самосознания у их ровесников без признаков гиперактивности.

. В младшем подростковом возрасте - периоде наиболее сензитивном для формирования самосознания, у гиперактивных детей имеются специфические особенности в когнитивном, аффективном и поведенческом блоках самосознания отличающие его от самосознания детей без признаков гиперактивности.

 Специфика этих особенностей обусловлена нарушениями в организации внимания, восприятия у гиперактивных детей. Они испытывают значительные затруднения при сосредоточении и погружении в себя и рефлексии своего внутреннего мира. Нарушения внимания и рефлексии как первичные трудности развития гиперактивного ребенка, накладываясь на особенности отношения с окружающими, а именно неприятие со стороны значимых взрослых и проблемы в общении со сверстниками, порождают вторичные: затруднения в идентификации и обособлении, что негативным образом сказывается на формировании их самосознания.

 Гиперактивные дети в младшем подростковом возрасте имеют нарушения в осознания реального и идеального образа Я. Гиперактивные выделяют меньше качеств как в образе Я-реального, так и в идеальном Я, пс сравнению со своими ровесниками без признаков гиперактивного поведение Они используют меньше характеристик для своего образа Я, нескольк беднее" характеризуют как "Я" реальное так и "Я" идеальное своей личности. В описании своего реального образа иногда используют характеристики, не имеющиеся у них в реальности, что может иметь компенсаторнный характер. Описание их "Я" идеального или отсутствует или гораздо беднее по сравнению негиперактивными детьми. Начиная с 11 лет у негиперактивных детей смещение внутриличностной конгруэнтности между реальным и идеальным образом Я происходит в сторону "Я" идеала. Т.е. дети без признаков гиперактивного поведения начинают больше задумываться о "Я" идеале, четче представлять себе его содержание, выделяя в нем больше качеств, по сравнения с "Я" реальным. У гиперактивных подростков этого же возраста такой тенденции не обнаружено. Напротив, смещение внутриличностной конгруэнтности в младшем подростковом возрасте у них продолжает оставаться в сторону "Я" реального. "Я" идеал представлен в их сознании слабее по сравнению с их негиперактивными сверстниками. Это указывает на неразвитость образа Я у гиперактиных детей. Т.о. можно говорить о имеющихся у них нарушениях в когнитивном блоке самосознания.

Самосознание –единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Как и всякая установка, она включает в себя когнитивный элемент (представление о своих качествах и сущности), эмоционально-аффективный элемент (самоотношение, самолюбие) и оценочно-волевой (определенная самооценка). Самосознание – следствие длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта деятельности, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и природой. Становление самоопределения на прямую связана с формированием самосознания в подростковом возрасте.

Развитие самооценки гиперактивных детей свидетельствует о задержке в развитии аффективного компонента самосознания у гиперактивных детей. В младшем подростковом возрасте у гиперактивных детей выявлено лишь незначительное снижение общего уровня самооценки личности, в то время как у негиперактивных детей это снижение выражено больше. Следовательно, характерного для младшего подросткового возраста снижения уровня самооценки у гиперактивных детей этого возраста не происходит. В целом общая самооценка личности гиперактивных детей в младшем подростковом возрасте является неадекватно завышенной . Это можно объяснить ее компенсаторным, защитным характером для личности.

В то же время наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются именно фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самосознания, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
Таким образом, понимание подростком самого себя, особенностей своих отношений, установок, поведения, собственных потребностей и мотивации, сознание и вербализация своих переживаний, иными словами изучение и познание самого себя, - есть непременное условие формирования адекватного самосознания. Только на основе адекватного осознания себя и окружающего может быть обеспечена высшая форма саморегуляции, присущая человеческой личности и способствующая полноценному социальному функционированию. А добиться адекватного уровня самосознания у гиперактивных подростков  можно в результате создания специализированной психологической помощи. В данном случае самосознание будет являться и непосредственным объектом психологического вмешательства, и одновременно тем посредником, на которое это вмешательство опирается. Психолог, однако, работающий в рамках психологической службы и выступающий как консультант или психотерапевт, не может создать для своего клиента новую жизнь, которая изменит его самосознание, приведет к развитию личности и переоценке ее прошлого. Ход психологического вмешательства имеет противоположное направление: изменить самосознание так, чтобы сделать подростка готовым к новым поступкам, а уж новые поступки закрепят изменения в самосознании.
Список литературы:
1. Абрамова Г.С.. Возрастная психология. – М., 2001.
2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы детского самосознания. М., 2001.
3. Возрастная психология. Л.Ф. Обухова. – М., 1996.
4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997.
5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000.
6. Немов Р.С. Психология. – М., 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности подростка

Статьи предлагаются для самообразования родителей подростков. Здесь в доступной форме представлены особенности физического и психического развития школьников данного возраста. Этим материалом можно...

Гиперактивность подростков: причины, признаки, способы выявления

Представлен материал по вопросу гиперактивности подростков....

Для родителей " Особенности развития младшего подростка"

Статья об особенностях развития младшего пдростка.Подростковый возраст – возраст стремительного развития физических и умственных сил.Начало анатомо-физиологической перестройки организма младшего подро...

Особенности взаимодействия с подростками

Консультация для родителей о том, как наладить правильное общение с подростками....

Родительское собрание. Переходный возраст. Особенности контакта с подростками.

Родительское собрание. Переходный возраст. Особенности контакта с подростками....

Особенности воспитания гиперактивных детей

Статья повествует о работе с гиперактивными детьми...

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...