«Как стать конкурентоспособным»
элективный курс по психологии (9 класс) на тему

Стрелкова Инна Владимировна

Проблема нарастания динамики социально-экономической активности все больше приобретает  глобальный характер и требует для своего решения объединения усилий  на межгосударственном уровне, совместного регулирования мирового хозяйства. Человек неизбежно  встает перед дилеммой: либо он должен измениться как отдельная личность (с точки зрения  профессиональной и с точки зрения общественной значимости), либо ему суждено исчезнуть с лица Земли. Звучит жестоко, не правда ли? Да жестоко, и вместе с тем, это отражает реалии современной действительности.

Личное, профессиональное и социальное развитие рассматриваются как взаимодополняющие и определяющие  друг друга процессы, позволяющие сформировать КОНКУРЕНТОСПОСОБНУЮ ЛИЧНОСТЬ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strelkova_elektivnyy_kurs_kak_stat_konkurtentosposobnym.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ПСИХОЛОГИИ

для учащихся 9-х классов

«Как стать конкурентоспособным».

Пояснительная записка

Проблема нарастания динамики социально-экономической активности все больше приобретает  глобальный характер и требует для своего решения объединения усилий  на межгосударственном уровне, совместного регулирования мирового хозяйства. Человек неизбежно  встает перед дилеммой: либо он должен измениться как отдельная личность (с точки зрения  профессиональной и с точки зрения общественной значимости), либо ему суждено исчезнуть с лица Земли. Звучит жестоко, не правда ли? Да жестоко, и вместе с тем, это отражает реалии современной действительности.

Личное, профессиональное и социальное развитие рассматриваются как взаимодополняющие и определяющие  друг друга процессы, позволяющие сформировать КОНКУРЕНТОСПОСОБНУЮ ЛИЧНОСТЬ.

Конкурентоспособной личности присущи:

  • востребованность на рынке труда;
  •  осознанная ценность саморазвития;
  • развитая потребность в психологических знаниях и знаниях-инструментах, помогающих регулярно воспроизводить утрачиваемый образ мышления прогрессивной личности;
  • позитивное эмоционально-нравственное отношение к жизни.

Нам видится, что ключевыми задачами выступают ценностные ориентации личности, направленные не только на мотивы конкретно-экономического порядка (доходы, прибыль, уровень собственного благополучия), но и

учитывающие в качестве приоритетных, мотивы гуманистического характера (человеческая личность, духовные ценности, творческая самореализация и т.д.).

С гуманистической точки зрения экономическая свобода – это отнюдь не анархия или вседозволенность, ни коим образом,  не правовой, и тем более, не уголовный беспредел. Наоборот, это взаимная ответственность друг перед другом, честность перед собой и своими согражданами, это преданность своим идеалам и верность долгу. Такая свобода означает, наконец, терпимость, порядочность, чувство справедливости, нацеленность на сотрудничество. Обретение внутренней свободы невозможно без знаний, без формирования высокой профессиональной и гуманитарной культур.

Период личностного и профессионального самоопределения хронологически (16-21 гг.) совпадает с кризисом юности. Для этого периода жизни становление нового процесса развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, поиск смысла жизни. Выражаясь языком известного тренера Дегтярева М.Г., формируется комплекс ценностей личности, который подчас неосознанно ложится в основу юношеского целеполагания.

Все это активизирует процессы самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии. Проблема личностного и профессионального самоопределения, самобытности и индивидуальности в профессии, самопознания и самообразования – специфическая особенность развития субъектности в юношеском возрасте, без которой невозможно формирование личности нового типа – конкурентоспособной личности в реальных условиях современной России.

Нашему обществу еще только предстоит осмыслить данную проблему в качестве предвестницы постановки задачи оздоровления нации. Достойный ответ на исторический вызов, брошенный ходом развития современной цивилизации, пока, не слышен.

Так как же быть миллионам наших юношей и девушек, вступающих в новую жизнь без «билета» на поезд под звучным названием «Успех»?

Для минимального решения этого вопроса предлагается введение в систему предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов программы элективного курса по психологии «Как стать конкурентоспособным?»

Цель курса: формирование у учащихся готовности к первичному профессиональному самоопределению и способности к самопознанию и самоизменению.

Задачи:

  • позитивное влияние на целостное становление учащихся: формование таких качеств как независимость, доверие к себе, самокритичность, компетентность, эмоциональная гибкость;
  • развитие самопознания, повышенной самооценки и уровня притязаний;
  • формирование навыков уверенного поведения;
  • осознание необходимости делать выбор и нести за него ответственность;
  • формирование оптимистического отношения к своему профессиональному выбору.  

   Основные формы проведения курса «Как стать конкурентоспособным» – это работа в группе: беседа, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с необходимым теоретическими сведениями; ролевые игры, в ходе которых ребята имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения; обсуждения ситуаций, возникающих в процессе занятия и т.п.

Данный курс рассчитан на 16 часов. Продолжительность занятия –40 минут, один раз в неделю. Тематика занятий была выбрана следующая:

  1. Введение. Знакомство с группой.

Знакомство с группой, установление благоприятного климата, знакомство со спецификой предмета.

  1. Что ты из себя представляешь.

Формирование собственного портрета, изучение себя, восприятие положительных и отрицательных черт своего характера.

  1. Ты и твои чувства.

Научить обозначать свои чувства, преодолевать неопрятные чувства и закреплять приятные, понимать значение и формы языка жестов и невербальной коммуникации.

  1. Что ты считаешь важным.

Работа с ценностями, видеть разницу между ценностями и потребностями.

  1. Уверенность. Как научиться быть уверенным в себе.

Знакомство с понятием «уверенность в себе», изучение своих возможностей в этой области.

  1. Взаимоотношения.

Научить учащихся взаимодействовать, слушать и понимать партнера, воспринимать  критику и критиковать.

  1. Все в твоих руках.

Научить принимать разумные решения в рискованных ситуациях, хотеть и уметь брать на себя ответственность.

  1. Заключение. Подведение итогов.

Подвести итог данного курса, получить необходимую информацию об эффективности данного курса.

Данный курс, безусловно, является частью профориентационной работы, поэтому проведение его в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов считаю эффективным и необходимым


Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Введение. Знакомство с группой.

2

2.

Что ты из себя представляешь?

2

3.

Ты и твои чувства.

2

4.

Что ты считаешь важным.

2

5.

Уверенность. Как научиться быть уверенным в себе?

2

6.

Взаимоотношения.

3

7.

Все в твоих руках.

2

8.

Заключение. Подведение итогов.

1

Всего часов:

16


Содержание программы

9 класс – 16 часов.

«Знакомство. Введение в предмет» (2 час)

Основное содержание: знакомство с группой учащихся, установление благоприятного климата, знакомство со спецификой предмета.

Разминка

Упражнение 1: «Знакомство 1»

  1. Оформление визитки
  2. Самопрезентация

Основное содержание.

Упражнение 2: «Знакомство 2»

Предлагается игра. 10-15 вопросов, на которые нужно ответить.

Упражнение 3: «Беседа».

Подведение итогов

«Что ты из себя представляешь?» (2 часа)

Основное содержание: формирование собственного портрета, изучение себя, восприятие положительных и отрицательных черт своего характера. Осознание того, что другие воспринимают их по-другому.

Разминка.

Упражнение 1: «Поменяйтесь местами те кто…»

Основное содержание.

Упражнение 2: «Кто Я?»

Упражнение 3: «Десять моих положительных качеств»

Упражнение 4: «Что другим в тебе не нравится?»

Упражнение 5: Тест: «Каков я на самом деле?»

Подведение итогов.

«Обзор»

«Ты и твои чувства» (2 часа)

Основное содержание: научить обозначать свои чувства, преодолевать неприятные чувства, и закреплять приятные чувства,  понимать значение и формы языка жестов и невербальной коммуникации; выбирать определенное поведение в зависимости от ситуации.  

Разминка

Упражнение 1: «Поезд»

Основное содержание

Упражнение 2: «Чувства»

  1. неприятные чувства
  2. приятные чувства

Упражнение 3: «Якорь»

Упражнение 4: «Рисунок чувства»

Упражнение 5: «Каким ты выглядишь в глазах других?»

Упражнение 6: «Тебя иногда понимают неправильно»

Упражнение 7: «Что ты делаешь, когда плохо себя чувствуешь?»

Подведение итогов

Что ты считаешь важным (2 часа)

Основное содержание: работа с ценностями, видеть разницу между ценностями и потребностями, формировать умение принимать решения и нести за них ответственность.

Разминка

Упражнение 1: «Чужие коленки»»

Основное содержание

Упражнение 2: «Что для тебя важно»

Упражнение 3: «15 волшебных докторов»

Упражнение 4: «Пирамида твоих потребностей»

Упражнение 5: «Выбирать и решать»

Упражнение 6: Тест «Моя самостоятельность»

Подведение итогов

«Уверенность. Как научиться быть уверенным в себе» (2 часа)

Основное содержание:  знакомство с понятием «уверенность в себе», изучение своих возможностей в этой области, формирование навыков уверенного поведения в интонации, в словах

Разминка

Упражнение 1: «Гвалт»

Основное содержание

Упражнение 2: «Беседа»

Упражнение 3: Тест «Насколько вы уверены в себе»

Упражнение 3: «Три ответа»

Упражнение 5: «Я – уверенный»

Упражнение 6: «Интонация»

Упражнение 7: «Блин-блин»

Подведение итогов

«Взаимоотношения» (3 часа)

Основное содержание: научить учащихся взаимодействовать, слушать и понимать партнера, воспринимать критику и критиковать, распознавать значение давления группы и  в случае необходимости говорить «нет», решать конфликты.  

Разминка

Упражнение 1: «Крокодил»

Основное содержание

Упражнение 2: «Беседа»

Упражнение 3: Тест Т. Лири « Твое место в отношениях»

Упражнение 4: «Испорченный телефон»

Упражнение 5: « Искусство слушать»

Упражнение 6: «Критика»

Упражнение 7:

Упражнение 8: Игра «Давка»

Упражнение 9: «Давление группы»

Подведение итогов.

«Все в твоих руках» ( 2 часа)

Основное содержание: научить  принимать разумные решения в рискованных ситуациях, хотеть и уметь брать на себя ответственность, уметь сформулировать цель и составить план действий.

Разминка

Упражнение1: «Царевна –Несмеяна»

Основное содержание

Упражнение 2: «Критичное мышление»

Упражнение 3: Тест «Риск»

Упражнение 4:  «Риск»

Упражнение 5: «Об этом стоит подумать»

Упражнение 6: «За что ты несёшь ответственность»

Упражнение 7: «Принятие решений»

Подведение итогов

«Заключение. Подведение итогов» (1 час)

Основное содержание: подвести заключительный итог данного курса, получить необходимую информацию об эффекте курса, выяснить, что понравилось, что нет.  

Разминка.

Упражнение 1: «Старинная английская игра»

Основное содержание.

Упражнение 2: «Беседа»

Упражнение 3: «Ваше мнение»

Упражнение 4: « Памятки на память»

 

Стрелкова  Инна                                                                                                                                  г. Нижневартовск

Владимировна                                                                                                                                      МБОУ «СОШ» №13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нетрадиционных методов обучения в формировании конкурентоспособной личности

Данный материал расскрывает проблему современного общества- вопитание конкурентоспособной личности. Я- преподаватель технологии, думаю, что каждый предметник вкладывает свойю частицу  д...

ДОклад на педагогическом совете "Роль педагога в воспитании конкурентоспособного специалиста"

Этот доклад был заключительной работой на курсах в Педагогической Академии - там много из моего опыта...

Управление гимназией на основе информатизации и компьютеризации, использование ИКТ как условие повышения конкурентоспособности образовательного учреждения

Управление гимназией на основе информатизации и компьютеризации, использование ИКТ как условие повышения конкурентоспособности образовательного учреждения ...

Роль нетрадиционных методов обучения в формировании конкурентоспособной личности

Данный доклад расскрывает опыт моей работы по  решению проблемы воспитания конкурентоспособной личности на уроках технологии....

Статья "Метод проектов как способ подготовки конкурентоспособного специалиста"

Данная статья опубликована в собрнике IV Общероссийской заочной научно-практической конференции "Профессиональная школа в структуре развития трудового потенциала страны"...

Статья Взаимосвязь качества образовательной деятельности и конкурентоспособности в современной общеобразовательной школе на примере изучения нескольких иностранных языков

Качество образовательной деятельности учебного заведения и его конкурентоспособность являются необходимыми элементами успешного образования.Имея достаточно большой опыт работы в образовательной сфере ...

Статья "Использование современных информационных технологий как фактор воспитания конкурентоспособной личности на уроках иностранного языка"

В статье представлен материал об использовании современных информационных технологий  на уроках иностранного языка...