"Живая" психология
статья по психологии на тему

Елизарова Надежда Олеговна

Ребенок, лишенный родительской любви и заботы, по - другому смотрит на мир. Все вокруг кажется ему чужим и опасным, каждый свой шаг он делает с недоверием. Состояние депривации, повышенный уровень тревожности на фоне задержки психического развития затрудняют процесс становления полноценной личности и ее социализации.

Психологи центра «Вера» в работе с детьми дошкольного возраста взяли за основу анималотерапию, ведь всем нам с детства знакомы приятные ощущения, которые можно получить от общения с животными. К тому же, контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, способствующим как психической, так и социальной ее реабилитации. Долгожданная встреча уже состоялась с улиткой Фросей, хомяком Фомкой, черепахой Чипа и кроликом Санта.

Комплекс занятий знакомства с удивительным животным миром проводится в форме экологических игр. Игровые ситуации взаимодействия ребенка с животным способствуют не только количественным, но и качественным преобразованиям характера восприятия, происходит гармонизация окружающего мира в глазах ребенка.

Одно только прикосновение к крохотному живому существу заставляет детей улыбаться и дарит им массу новых ощущений. Беззащитность маленьких живых существ вызывает у детей желание позаботиться о них, научиться с ними взаимодействовать, что является одной из важнейших потребностей - потребностью в самореализации.

Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные в процессе взаимодействия человека с ними - это функция партнеров общения. Дети с удовольствием повторяют звуки, произносимые животными, пытаются им подражать. На нежные прикосновения детской руки животные отвечают взаимностью, с любопытством исследуя маленьких друзей.

Взаимодействие с представителями живой природы воспитывает интерес и бережное отношение к живым существам, развивает связную речь, вовлекает детей в игровое и речевое взаимодействие, тем самым позволяет снять коммуникативные барьеры и развивает положительное эмоциональное отношение к природе.

Улитка Фрося встретила ребят во всей своей красе, но каково было их удивление, когда Фрося целиком спряталась в свой домик – раковину.

На занятии воспитанники познакомились со свойствами улитки, узнали, чем она питается, какие условия ей необходимы для жизни. Ребята были в восторге от того, как улитка Фрося реагирует на воду и огурцы.

Хомяк Фомка любопытно принюхивался к каждому ребенку, а потом демонстрировал виртуозные трюки на перекладинах в клетке. Детям было интересно все: где живут, чем питаются, какой образ жизни ведут, кого боятся, а с кем дружат хомяки.

Черепаха Чипа рассказала воспитанникам о своих приключениях на пути в центр. Вместе с гостьей ребята учились ползать как черепашки, плавать и даже прятаться в панцирь. Интереснее всего оказалось наблюдать за тем, как черепаха плавает в воде и как преодолевает горы песка в песочнице.

Кролик Санта вызвал у детей столько положительных эмоций, что они не могли сдержать своего восторга. Каждый из воспитанников смог подержать его в руках, погладить и даже прижать к себе. Детям очень понравилось кормить кролика, наблюдать за поведением и изучать его повадки.

Подобные занятия позволяют отойти от стереотипных развивающих занятий, где нужно четко следовать правилам. В непринуждённой обстановке дети быстрее адаптируются, легко идут на контакт. Новые ощущения сами по себе заставляют воспитанников рассказать о них. Вместе с ознакомлением с окружающим миром происходит развитие навыков самообслуживания, ухода за животными. Общение с животными пробуждает о детей новые чувства: нежность, ласку, доброту. Вместе с маленькими друзьями ребята учатся заботиться, помогать, поддерживать друг друга. Совместные игры такие, как «Зоологический балет», «Ателье мод», «Что общего?», «Близнецы», развивают у детей речь, внимание, воображение, творческие способности. Развитие познавательных процессов в игровой форме происходит гораздо продуктивнее. Воспитанники, сами того не замечая, изучают формы, цвета, явления природы, свойства материалов и просто обогащают свой словарный запас.