Коррекционно-развивающая программа для формирования детско-родительских отношений.
рабочая программа по психологии на тему

Перова Татьяна Францевна

Несоответствие типа детско-родительского взаимодействия возрастным особенностям ребенка вызывает конфликтные ситуации в паре «родитель – ребенок», служит источником непонимания, влияет на эмоциональное состояние матери и ребенка, негативно сказывается на всех сферах жизнедеятельности, включая учебу, на личностном развитии ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 37»

Коррекционно-развивающая программа

для формирования детско-родительских отношений

Педагог-психолог – Перова Татьяна Францевна

Москва 

2014 – 2015 учебный год


Коррекционно-развивающая программа для формирования детско-родительских отношений.

Несоответствие типа детско-родительского взаимодействия возрастным особенностям ребенка вызывает конфликтные ситуации в паре «родитель – ребенок», служит источником непонимания, влияет на эмоциональное состояние матери и ребенка, негативно сказывается на всех сферах жизнедеятельности, включая учебу, на личностном развитии ребенка.

Говоря о развитии личности в системе детско-родительских и семейных отношений, необходимо в первую очередь дать определение понятий «семья» и «детско-родительские отношения».

Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство.[1] Такое определение семьи подчеркивает две характеристики семьи, имеющие ключевое значение для понимания психологических закономерностей функционирования семьи. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, т.е. общение между членами семьи, распределение власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением – с прародительской семьей и т.д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как социальной системы. Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмоциональной «перенасыщенностью» отношений членами семьи, где на одном полюсе – отношения любви, принятия и привязанности, а на другом – отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма.

Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражающей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте (М.И. Лисина), базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте.

О.А. Карабанова, говорит о том, что детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.[2]

А.С. Спиваковская предложила оценивать детско-родительские отношения по следующим характеристикам:

  • Адекватность – это степень ориентировки в восприятии индивидуальных особенностей другого человека. Адекватность проявляется в степени и качестве искажения образа ребенка. Искажения образа ребенка у родителя проявляется в том, что родитель может неадекватно представлять себе мотивационную сферу ребенка, возрастно-психологические и эмоционально – личностные особенности. Искажения складываются с помощью защитных механизмов проекции, отрицания, рационализации, идеализации, обесценивания. Искажения  образа родителя у ребенка проявляется в мифе «всемогущества», пик которого приходится на дошкольный и младший школьный возраст; в мифе «холод непонимающего родителя», чаще встречающегося у подростков; в мифе «беспомощного родителя», наблюдающегося у взрослых, воспитывавшихся в неполных семьях, семьях алкоголиков.
  • Динамичность – способность к восприятию другого в зависимости от различных ситуаций.
  • Степень дифференцированности – способность отличать образ от отношения к образу[3].

А.Я. Варга[4] считает, родительское отношение целостной системой разнообразных чувств по отношению  к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков.

Влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка, на формирование его личности очень велико. Родительское отношение является условием формирования личности ребенка. Описано множество нарушений родительского отношения, и как следствие, нарушений в этих условиях.

Любой стиль воспитания основан, в первую очередь, на эмоциональном отношении родителей к своему ребенку. Известно, что эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отсюда, несомненно, то, что стиль создает систему условий, в которых развивается личность ребенка.

Симбиотический стиль родительского отношения характеризуется стремлением родителя (или обоих родителей) установить с ребенком тесный, напряженный эмоциональный контакт, принимать участие во всех, даже незначительных, событиях его жизни. При этом ребенок может превращаться в средство, лишенное своей индивидуальности, и орудие удовлетворения эгоцентрических потребностей матери и/или отца. Потребность родителя в эмоциональной симбиотической привязанности может приводить к чрезмерному контролю и излишней опеке ребенка, которая тяготит последнего, заставляет его внутренне страдать от активного желания родителя (чаще всего матери) влиять на него. Симбиотический тип родительского отношения неблагоприятен для взаимоотношений родителей и детей тем, что при этом фрустрируется важная для развития личности ребенка потребность в самостоятельности и проявлении инициативы.

Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Стиль общения авторитарных родителей – командно–директивный, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. У детей авторитарных родителей формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, полевое поведение, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности и моральной компетентности с ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрируют агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Демократический стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития автономии детей. Такие родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей. Результатом демократического родительства становится формирование высокой самооценки, самовосприятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, принятие и выполнение социальных правил и стандартов. Фактором риска при этом может стать очень высокая мотивация достижений, которая может превысить реальные возможности ребенка. В неблагоприятных случаях это приводит к повышению риска невротизации, причем мальчики оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень требований и ожиданий в отношении к ним гораздо выше. Для детей демократических родителей характерны высокая степень ответственности, компетентности, дружелюбия, хорошая адаптивность и уверенность в себе.

При попустительском стиле воспитания теплое эмоциональное принятие или индифферентное отношение сочетаются с низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. У детей таких родителей формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Однако необходимо отметить, что для каждого возраста в норме на первый план выходит тот или иной стиль воспитания, что обусловлено спецификой возраста и теми задачами развития, которые в данном возрасте разрешаются. В подростковом возрасте возрастает необходимость эмоционального принятия ребенка, при этом необходимо сохранение высокого уровня контроля с признанием и поощрением развития автономии детей. Реализация демократического стиля воспитания отвечает необходимости изменения системы требованием с учетом растущей компетенции детей – подростков. Таким образом, говоря о подростковом возрасте, на первый план выходит демократический стиль воспитания, то есть он является необходимым и нормальным в рассматриваемом возрастном периоде.

План диагностических мероприятий.

  1. Диагностика детско-родительских отношений (ДРО).
  • Опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВРР) Марковской И.М. решает задачу практического исследования взаимодействия родителя и ребенка. Методика представляет собой опросник для подростков и их родителей, состоящий из 60 утверждений, к каждому из которых респондент может подобрать один из пяти вариантов ответов, в зависимости от степени согласия с тем или иным утверждением. Шкалы опросника:
  • Нетребовательность – требовательность родителя;
  • Мягкость – строгость родителя;
  • Автономность – контроль по отношению к ребенку;
  • Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю;
  • Отвержение – принятие ребенка родителем;
  • Отсутствие сотрудничества – сотрудничество;
  • Несогласие – согласие между ребенком и родителем;
  • Непоследовательность – последовательность родителя;
  • Авторитетность родителя;
  • Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.[5]
  • Проективный тест «Семейная социограмма» Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. относится к рисуночным проективным тестам. Позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный. Испытуемым предлагается бланк с нарисованным кругом 110 мм со следующей инструкцией: «На листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов вашей семьи в форме кружков и обозначьте кружки именами». Оценка результатов тестирования проводится по следующим критериям:
  • Число членов семьи, попавших в площадь круга;
  • Величина кружков;
  • Расположение кружков относительно друг друга;
  • Дистанция между ними.[6]

Кроме выбранных нами методик в практике активно применяются следующие методики диагностики детско-родительских отношений:

  • «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ). Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.
  • «Лики родительской любви». Данный опросник поможет и отцу, и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку.
  • «Мера заботы». Многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным или чрезмерным вниманием к нему родителей. Этот тест поможет разобраться, насколько верна воспитательная позиция.
  • «Методика идентификации детей с родителями» (Опросник А.И. Зарова). Посредством методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.
  • Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли, к ребенку: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.
  • Опросник родительского отношения ОРО - тест-опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
  • Стратегии семейного воспитания. С помощью этого теста можно оценить свою стратегию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.[7]

  1. Диагностика личностной сферы
  • Опросник Спилберга (для подростка) позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуационной тревожности).
  • Опросник Айзенка (форма А, подростковый вариант) предназначен для диагностики темперамента. Позволяет исследовать экстраверсию – интроверсию и нейротизм.
  • Опросник Шмишека используется для диагностики характера старшеклассников, позволяет выявить наличие и выраженность акцентуации отдельных черт характера. В основе опросника лежит концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда.
  • Опросник Гекса предназначен для определения характерологических особенностей личности. За основу типов личности взята классификация личностей Ле Сенна.[8]

Коррекционно-развивающая программа для формирования навыков конструктивного взаимодействия.

Среди программ, направленных на коррекцию детско-родительских отношений, используются:

  • Н.Григори «Связующая нить»
  • Е.И. Захарова «Психология детско-родительских отношений»
  • Н.Ю. Синягина «Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений»
  • И.М. Марковская «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»
  • К.Фопель "Как научить детей сотрудничать"

Кроме того, самыми часто применяемыми техниками при работе с коррекцией детско-родительских отношений  являются:

  • «Семейная фотография». Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений. На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют. Методика используется для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений.
  • Методика «Семейная хореография» является вариантом методики «Семейная скульптура». Она направлена на перестройку взаимоотношений в нуклеарной семье; отслеживание негативных образцов поведения и остановку их действия, последовательно изображая поведенческие акты, ведущие к усилению конфликта. Объединение симптомов детей и образцов взаимоотношений их родителей обеспечивает членов семьи невербальными каналами коммуникации, позволяющими открыто выразить свои чувства.
  • «Ролевая карточная игра» - метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. Техника «ролевой карточной игры» представляет собой невербальную методику, выявляющую те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи. Участие в игре дает возможность членам группы увидеть более или менее полный набор обязанностей, существующих в семье, и то, как они распределяются между всеми ее членами. Методика позволяет выявить индивидуальные способности и особенности членов семьи, негативные механизмы и семейную динамику.
  • «Семейное пространство». Методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций.
  • «Родительский семинар». А. С. Спиваковская предложила данную методику для решения задач изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем социально-перцептивных стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье.Основной психокоррекционной задачей выступает изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. На семинаре совершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра педагогических приемов воздействия на ребенка, которые уже дома, в повседневной жизни, апробируются родителями. Во время семинара родители обсуждают и обдумывают свои семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.[9]

Для проведения коррекционно-развивающей работы по выявленной проблематике нами были составлены программы тренингов для подростков и их родителей, в семьях которых выявлены похожие трудности диадного взаимодействия.

Наиболее удобной формой проведения коррекционно-развивающей работы нам представляется работа в тренинговой группе. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, в отличие от психотерапии цели тренинговой работы не связаны собственно с лечением. Ведущий тренинга ориентирован на оказание психологической помощи, а не на лечебное воздействие. Это положение, разумеется, не исключает возможности применения оздоровительных процедур.

Во-вторых, отличие психологического тренинга от психокоррекции определяется тем, что в тренинге уделяется внимание не столько дискретным характеристикам внутреннего мира, отдельным психологическим структурам, сколько развитию личности в целом. Кроме того, коррекция напрямую связана с понятием нормы психического развития, на которую она ориентируется, в то время как в некоторых видах тренингов вообще не принимается категория нормы.

В-третьих, тренинговую работу невозможно свести только к обучению, потому что когнитивный компонент не всегда является в тренинге главным и может порой вообще отсутствовать. Ряд специалистов считает наиболее ценным для участников тренинга получение, прежде всего, эмоционального опыта. Впрочем, психологический тренинг очень тесно соприкасается с развивающим обучением, понимаемым в широком смысле слова.

Говоря об общих представлениях о психологическом тренинге, следует отметить, что групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются:

1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний;

2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.

Мы понимаем групповой тренинг в его втором значении. Кроме того, работа в группе имеет ряд преимуществ:

  • Групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникать при индивидуальной работе с психологом;
  • Группа способна отразить общество в миниатюре, в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни, а это дает возможность участникам увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические  закономерности общения и поведения, неочевидные в житейских ситуациях.
  • В группе участники имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходной проблематикой;
  • В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.
  • Участники группы могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения.
  • Взаимодействие в группе часто создает эмоциональное напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого.
  • Группа помогает процессам самораскрытия, самоисследования и самопознания. Такое утверждение связано с тем, что иначе, чем через других людей, это в полной мере не возможно.[10]

Учитывая все вышеперечисленные теоретические обоснования преимуществ групповой тренинговой работы, нами были составлены и реализовались следующие тренинговые программы.

Программа психологического тренинга для родителей

Цели:

  1. Помощь в углублении знаний о психологических особенностях подросткового возраста, психологических закономерностях взаимоотношений и овладении навыками конструктивного общения с подростками.
  2. Повышение самоуважения родителей и осознание ими присущего их семье стиля семейных взаимоотношений и своей ответственности за это.
  3. Помощь участникам тренинга в понимании и принятии своих чувств и чувств ребенка.
  4. Формирование позитивного взгляда на личность подростка.

Временные характеристики работы: 10 встреч по 2 академических часа.

Программа занятий.

Подготовка группы к работе:

Перед началом работы имеет смысл ознакомить будущих участников с целями программы, рассказать о психологическом тренинге как форме взаимодействия, целью которого являются, прежде всего, совместные переживания, возникающие в результате определенных видов общения участников группы друг с другом. Провести диагностику ДРО в семьях участников группы (Опросник Эйдемиллера). Договорившись о первой встрече, дать домашнее задание: написать сочинение «Мой ребенок». Инструкция сочинения свободная: родителям предлагается написать про своего ребенка то, что они считают важным и существенным. Сочинение не является диагностическим инструментом, оно нужно самим родителям для того, чтобы подумать о своем ребенке и сформулировать свои мысли и проблемы.

I этап – Организация группы, повышение групповой сплоченности, когнитивный блок (примерно 4 часа)

  1. Обсуждение и принятие правил работы в группе.
  2. Знакомство.
  3. Упражнения на «эмоциональный разогрев» и групповое сплочение.
  4. Первоначальная формулировка проблем и трудностей общения со своим ребенком.
  5. Когнитивный блок; «Психологические особенности подросткового возраста».

II этап – Создание рабочей атмосферы, расширение сферы восприятия ребенка, разрушение стереотипов, предъявление и первичная проработка проблем (примерно 4 часа).

  1. Осознание индивидуальных особенностей своего ребенка, сравнение их со своими индивидуальными особенностями. Нахождение сходства и противоречий.
  2. Составление психологического портрета себя и своего ребенка. Осознание позитивных и негативных черт личности каждого. Переформулирование позитивным языком негативных черт ребенка. Нахождение точек соприкосновения и взаимозависимости позитивных и негативных черт личности подростка.
  3. Когнитивный блок: «Знакомство с основными мотивами «плохого поведения».
  4. Первичная проработка проблем участников группы. Разыгрывание проблемных ситуаций. Обмен ролями. Анализ в группе возможных чувств и переживаний подростка в этих ситуациях, эффективности того или иного поведения родителей в них.

III этап – Освоение навыков конструктивного взаимодействия с подростком (примерно 8 часов).

  1. Активное, эмпатическое слушание: правила, возможности применения. Осознание собственных установок при слушании и восприятии подростка в различных ситуациях.
  2. Психологическая поддержка: виды, функции, язык. Навык моментального реагирования на актуальную проблему подростка.
  3. «Я – высказывание». Правила. Решение проблемы осознания собственных чувств и умение давать подростку «обратную связь» по поводу его поведения на языке фактов.
  4. Просьба и требование.
  5. Наказание. Договор и санкции.

IV этап – Подведение итогов работы в группе (примерно 4 часа).

  1. Обсуждение результатов диагностики ДРО в семьях участников группы. Их анализ.
  2. Наиболее характерные проблемы во взаимоотношениях с подростками. Обсуждение стратегии и тактики поведения родителей в конфликтной ситуации.
  3. Декларация прав ребенка и родителей.

Тематическое планирование

  1. Знакомство. Правила работы группы.
  2. Знакомство продолжается.
  3. Какие мы все разные! Как мы все похожи!
  4. Я – слушание.
  5. Техники слушания.
  6. Я – высказывание.
  7. Я – высказывание.
  8. Контракт с самим собой.
  9. Навыки конструктивного взаимодействия.
  10. Итоги.

Занятие 1. Знакомство. Правила работы группы.

Цель: знакомство с участниками группы, создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы.

Знакомство. Участникам группы предлагается выбрать тренинговое имя, символ и изобразить все это на именной карточке.

Приятно познакомиться! Каждого участника просят представиться, пояснить свой символ и выразить цель посещения тренинга.

Правила нашей группы. Ведущий зачитывает правила и группа обсуждает каждое. Принятие правил группы.

Паровозик. Все участники выстраиваются друг за другом с закрытыми глазами. Стоящий первым в течение 5-7 минут водит группу по кабинету. Обсуждение.

Знакомство с проблемами. Участникам группы предлагается разделить лист бумаги на 2 части. В одной части продолжить фразу: в общении с моим ребенком мне нравится…», в другой – « в моем общении с ребенком мне особенно трудно и неприятно…». Заполненные листы предлагаются для изучения всем участникам группы. Таки образом участники могут скооперироваться в соответствии с проблематикой запросов. Обсуждение проблем.

Ритуал прощания.

Занятие 2. Знакомство продолжается.

Цель: создание положительной мотивации к предстоящим занятиям, закрепление навыков самоанализа, освоение навыка поддержки.

Ритуал приветствия.

Продолжение знакомства. Игра «те, кто…»

Упражнение «Сказка по кругу». Каждый участник начинает писать сказку «Общение родителей и детей» на отдельном листе бумаги. Затем, по команде ведущего, передает лист соседу и продолжает делать это до тех пор, пока его листок к нему не вернется. Каждый придумывает окончание своей сказки. Чтение сказок вслух. Обсуждение.

Когнитивный блок. Дискуссия на тему: «Психологические особенности подросткового возраста»

Сильные стороны. Группа разбивается на пары. Первый член пары делится с партнером своими трудностями в общении с ребенком. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны этого взаимодействия и рассказать о них. Смена ролей. Обсуждение.

Поддержка. Участник группы рассказывает сидящему слева от него о своей проблеме или затруднении. Его партнер говорит то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему. Затем он рассказывает о своей проблеме следующему участнику. Далее все повторяется по кругу до тех пор, пока все участники группы не окажутся в роли принимающего и оказывающего поддержку. Обсуждение.

Ритуал прощания.

Занятие 3. Какие мы все разные! Как мы все похожи!

Цель: Осознание индивидуальных особенностей своего ребенка, сравнение их со своими индивидуальными особенностями. Нахождение сходства и противоречий. Формирование эмоционально-положительного отношения к детям.

Ритуал приветствия.

Психогимнастическое упражнение «Атомы».

Вопрос. Каждому участнику группы предлагается на листочке написать вопрос к человеку, который помог бы лучше его узнать. Собирает все вопросы, перемешивает их, и каждый участник, вытаскивая вопрос, отвечает на него. Обсуждение.

Мой ребенок обо мне. Каждый участник группы представляет себя в окружении близких ему людей и делает предположения «Мой ребенок считает меня…». Обсуждение.

Найти различия. Участники группы записывают как можно больше различий между ними и своими детьми. Каждый начинает со слов: «Мы отличаемся друг от друга…». После того, как записи готовы, листочек каждого участника передается по кругу. Другие участники ищут различия, аналогичные своим. Обсуждение.

Найти сходства, общее. Участники группы записывают как можно больше сходств между ними и своими детьми. Каждый начинает со слов: «Мы похожи друг на друга…». После того, как записи готовы, листочек каждого участника передается по кругу. Другие участники ищут сходства, аналогичные своим. Обсуждение.

Встреча. Участникам группы предлагается представить себя дома, в самом уютном и удобном уголке своего дома. Необходимо представить себя в момент подготовки к важной встрече, в момент выхода из дома в солнечный день для встречи с ребенком – с самим собой в детстве. Участникам предлагается задать самый важный для них вопрос этому ребенку и постараться получить на него ответ. Обсуждение.

Ребенок. Участники группы рассаживаются по кругу, каждый из них дает определение понятия «Ребенок», акцентируя внимание на позитивных определениях.

Письмо новорожденному. Участникам тренинга предлагается написать письмо новорожденному – своему ребенку или ребенку вообще – где они могут рассказать о своей любви к нему, о людях, которые его ждут, выразить свои пожелания ему.

Ритуал прощания.

Занятие 4. Я – слушание.

Цель: усвоить понятие «Я – слушание» и найти свои собственные «Я – слушания». Научиться применять инструмент «Я – слушания для рефлексии свого поведения, в том числе в конфликтах с подростками.

Ритуал приветствия.

Виртуальный подарок. Каждый участник придумывает  подарок для своего соседа. Затем без слов, жестами вручает его так, чтобы все догадались, что это такое.

Психологические скульптуры.

Участники тренинговой группы делятся на пары. В паре один человек говорит, другой – слушает. Говорящий рассказывает партнеру о какой-либо своей проблеме или затруднении. Слушающий реагирует на рассказ так, как ему хочется. Оба члена пары сидят друг напротив друга на стульях. Затем по команде ведущего, не прерывая разговора, участники упражнения меняют свое положение в пространстве: слушающий становится на стул, говорящий садится на корточки. Обсуждение.

Когнитивный блок. Я – слушание.

Барьеры общения. Участникам группы предлагается вспомнить аналоги своих Я – слушаний, которые они наблюдали у других людей. Проанализировать свои чувства в момент наблюдения за другими людьми, отметить наличие или отсутствие дискомфорта в общении с наблюдаемым человеком. Для каждого барьера постараться придумать формулу. Обсуждение.

Мои Я – слушания. Участники группы, после обдумывания, называют в круг пять своих Я – слушаний. Обсуждение. Углубление и уточнение формулировок. Помощь в принятии тезиса «Информации придаю смысл я сам».

Мои Я – слушания в общении с моим ребенком. Ведущий просит кого-либо из участников группы разыграть ситуацию общения родителя с ребенком. Члены группы, принимающие участие в разыгрывании ситуации, в моменты, обозначенные ведущим, говорят каким Я – слушанием они слушают ведущего и партнеров. Другие участники группы обсуждают это. Для разыгрывания рекомендуется взять реальный конфликт.

Ритуал прощания.

Занятие 5. Техники слушания.

Цель: освоить навыки различных видов слушания; понять психологический смысл каждого типа слушания, почувствовать эффективность различных навыков слушания.

Ритуал приветствия.

Испорченный телефон. Все участники группы, за исключением одного, выходят за дверь. Оставшемуся участнику дается задание: передать смысл полученной телефонограммы остальным участникам. Приглашается второй участник, которому первый передает полученный от ведущего текст. Второй участник, в свою очередь, передает текст третьему и т.д. Обсуждение.

Подарки. Все участники тренинга делают остальным подарки – психологические качества. Написав их на листах бумаги. Упражнение выполняется анонимно. Обсуждение.

Когнитивный блок. «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками». Обсуждение техник пассивного, активного и эмпатического слушания.

Упражнение на овладение навыком. Участники группы разбиваются на тройки. Один из членов тройки рассказывает другому о своей проблеме (эмпатическое слушание) или о вещах, которые не знакомы партнеру (активное слушание). Третий участник наблюдает за процессом слушания и заполняет таблицу:

Поведенческая реакция слушающего

Сколько раз использовалась

В какой ситуации

Молчание

Перебивание

Адекватное отражение чувств:

  • Вербальное;
  • Невербальное.

Неадекватное отражение чувств:

  • Вербальное;
  • Невербальное.

Контакт глазами

Излишний контакт глазами

Отсутствие контакта в нужный момент

Поддержка

Оценка

Парафраз

Псевдопарафраз

Интерпретация поведения собеседника

Другие реакции

Затем происходит обсуждение наблюдений и смена ролей в тройке. После окончания упражнения обсуждение в группе.

Ритуал прощания.

Занятие 6. Я – высказывание.

Цель: понимание психологического различия между «Я – высказыванием» и «Ты – высказыванием». Освоение навыка «Я – высказывания».

Ритуал приветствия.

Праздник души. Ведущий предлагает устроить праздник души: хвалить себя и говорить о себе комплименты в течение 1-2 минут.

Три плана. Группа разбивается на пары. Партнеры садятся друг напротив друга и закрывают глаза на минуту. Задача – как можно полнее почувствовать внешние воздействия: слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные. Затем партнеры рассказывают друг другу о своем опыте, начиная со слов: «Во внешнем плане я ощущал…».

Затем партнеры снова закрывают глаза и обращают внимание на ощущения, идущие от тела. Через минуту рассказывают друг другу об этом.

После этого они рассказывают о тех мыслях, которые сопровождали вышеописанные ощущения, начиная со слов: «В это время я думал о…». Обсуждение в кругу.

Когнитивный блок. Я – высказывание.

Вербализация чувств. Каждый участник группы может выразить свои чувства 3-5 членам группы, сформулировав по отношению к ним сначала «Ты – высказывания», а затем «Я – высказывания». Желательно, чтобы каждый участник выразил хотя бы одно позитивное и одно негативное чувство. Обсуждение.

Конфликты. Группа делится на пары. Первый член пары обвиняет в чем-то другого, создавая типичную ситуацию детско-родительского конфликта. Второй член пары реагирует тремя разными способами:

  • Оправдывается и извиняется (с позиции «жертвы»);
  • Использует ты – высказывание для ответных обвинений;
  • Использует я – высказывание.

Затем происходит смена ролей, разыгрывание новой ситуации. Каждая пара показывает группе свою ситуацию и варианты решений. Групповое обсуждение.

Ритуал прощания.

Занятие 7. Я – высказывание.

Цель: практическое овладение навыком «Я – высказывания».

Ритуал приветствия.

Цветное настроение. Участники группы, подумав некоторое время, говорят, какого они цвета. При этом речь идет не о цвете одежды, а об отражении в цвете состояния. Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он цвета сейчас.

Мои чувства. Участникам тренинга предлагается:

1) вспомните (подумайте) о тех действиях детей, которые вызывают беспокойство и отрицательные переживания;

2) вспомните (подумайте) о конкретной ситуации, в которой проявлялось это действие за последнее время (ближайшие 10 дней);

3) послушайте себя: прислушайтесь к своим чувствам. Какие чувства откликаются в вас на эту ситуацию?

Обсуждение.

Построение «Я – высказывания». Участникам предлагается ситуация и два варианта ее отреагирования. В первом случае (его озвучивает психолог) в качества способа отреагирования выступает «Ты – высказывание». Задача участников – построить «Я – высказывание» в ответ на предложенную ситуацию.

Проблема

Ты – высказывание

(слово обостряет, обижает, ранит)

Я – высказывание

(слово смягчает, щадит, оберегает)

Родитель устал

Ты меня утомил.

Отстань от меня.

Я очень устал.

Мне хочется отдохнуть.

У ребенка замечание (двойка) в дневнике

Ты бездельник!

Вечно ты меня расстраиваешь!

Я огорчен.

Мне неловко за тебя.

Сын (дочь) не может выполнить домашнее задание

О чем ты только думаешь!

Неужели тебе трудно запомнить?!

Ты меня в могилу сведешь!

Давай вместе разберемся…

Я надеюсь, что у тебя при старании все получится.

Ребенок грубо ответил Вам на замечание

Когда ты научишься разговаривать с родителями?

Мне больно это слышать.

Я думаю, что ты просто поторопился.

Обсуждение предложенных вариантов «Я- высказываний».

Место под солнцем. Представьте себе, что во время отпуска вы оказались на очень престижном курорте. Пляжи в это время сезона все переполнены. Те, кто стоит в кругу, приехали немного раньше и уже обрели свое место под солнцем. Те, кто находится вне круга, приехали позже, и потому перед ними встала задача – проникнуть все же на пляж – найти там свое место.

Участники делятся на две группы. Первая группа образует круг. За кругом - вторая группа, задача которой проникнуть на пляж и обрести свое “место под солнцем”. Участниками второй группы используются все знакомые коммуникативные приемы. Игра заканчивается, когда все оказываются в кругу.

Обсуждение:

  • Что значит быть отверженным? Что Вы чувствовали?
  • Может ли “Ты-высказывание” отвернуть от Вас ребенка? Что чувствует Ваш ребенок, когда Вы отвергаете его?
  • Чтобы проникнуть в круг, какие методы Вы использовали? Какие из них более эффективные?

Давай поговорим. Записать на листке бумаги три примера Ваших “Я – высказывания”, с которыми Вы могли бы сейчас обратиться к своему ребенку:

  1. __________________________________________________
  2. __________________________________________________
  3. __________________________________________________

Рассказать в каких случаях и как часто используются эти высказывания.

Ритуал прощания.

Занятие 8. Контракт с самим собой.

Цель: формирование безоценочного отношения к ребенку; обучение рефлексии особенностей ребенка и собственных родительских позиций.

Ритуал приветствия.

Характеристика имени. Каждый участник должен записать свое имя в столбик и к каждой букве подобрать позитивную, радостную характеристику. Если в имени несколько одинаковых букв, нужно подобрать на каждую различные слова. Далее участникам предлагается написать имя своего ребенка и подобрать к каждой букве имени позитивную характеристику. Обсуждение.

Семейная заповедь. Участникам предлагается составить список семейных заповедей (традиций, обычаев, правил, запретов, которых придерживаются все члены семьи). Затем происходит взаимообмен написанным по кругу и обсуждение.

Черный ящик. Родители должны представить образ своего ребенка и дать характеристику его личности:

Вспыльчивый – сдержанный;

Лицемерный – искренний;

Пессимист – оптимист;

Тревожный – спокойный;

Разбросанный – целеустремленный;

Замкнутый – общительный;

Легкомысленный – серьезный;

«выскочка» - скромный;

Пассивный – активный;

Уступчивый – принципиальный;

Безвольный – волевой;

Глупый – умный;

Агрессивный – миролюбивый;

Ранимый – невозмутимый;

Грубоватый – тактичный;

Ленивый – трудолюбивый;

Черствый – отзывчивый;

Злой – добрый;

Самовлюбленный – самокритичный;

Возбудимый – уравновешенный.

Обсуждение.

Обязанности родителя – обязанности ребенка. Каждый участник должен представить себе всех тех людей, о которых он должен заботиться, за которых он несет ответственность. Затем нужно записать ответ на вопрос: «В чем состоят мои обязанности по отношению к ребенку?», «В чем состоят обязанности моего ребенка по отношению ко мне?». После этого происходит групповое обсуждение.

Стратегия жизни. Контракт с самим собой. Участникам группы предлагается составить список целей, которые они ставят перед собой в ближайшем будущем для улучшения отношений с ребенком. Цели должны быть реальными. Акцентирование внимания на средствах достижения этих целей. Обсуждение.

Ритуал прощания.

Занятие 9. Навыки конструктивного взаимодействия.

Цель: обучение навыкам решения конкретных воспитательных ситуаций; формирование воспитательной уверенности родителей; развитие чувства родительской ответственности.

Ассоциация – образ другого. Родители садятся в круг, чтобы каждый мог видеть остальных. После этого они начинают описывать состояние друг друга, используя различные ассоциации, привлекая художественные образы и метафоры. Описываемый участник может согласиться с данным ему описанием, выразить свое несогласие, но в любом случае, он должен прокомментировать сказанное.

Сила языка. Группа делится на пары. Сев напротив партнера, глядя ему в глаза, нужно сказать три фразы, начиная каждую словами «Я должен». Партнер делает то же самое. Затем нужно вернуться к своим фразам и заменить в них слова «Я должен» на «Я хочу», сохранив неизменными сами фразы. Выслушайте измененные фразы в утверждениях партнера. Поделитесь своими переживаниями. Упражнение повторяется с фразами «Я не могу» и «Я не хочу».

Воспоминание о своем детстве. Родителям предлагается оглянуться на свое прошлое и вспомнить свои наивные и непоследовательные поступки, совершенные в детстве. Обратить внимание на наивность поведения в прошлом. Подумать, чем она обусловлена, и попросить привести примеры из воспоминаний детства.

Другие обо мне. Каждый участник группы на листе бумаги составляет список всего того отрицательного, что когда-либо слышал о себе об окружающих. Необходимо припомнить все подробности. Так к вам относились, когда вы были ребенком, и это очень грустно. Изменилось ли ваше отношение к себе с тех пор или оно осталось прежним? Теперь все в ваших руках. Только вы ответственны за то, что случается с вами, насколько успешны ваши отношения с людьми. Обсуждение.

Микродискуссия «Кто должен устанавливать правила поведения в семье?»

Ритуал прощания.

Занятие 10. Итоги.

Цель: способствовать развитию способности к безусловному принятию себя и ребенка.

Бип! Вся группа, за исключением водящего, сидит на стульях. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь участникам группы на колени. Его задача – угадать к кому он сел. Сидящий в круге должен сказать «Бип!», но так, чтобы его не узнали. Ощупывать сидящего в круге водящему не разрешается. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, этот участник группы начинает водить, а предыдущий садится на его место.

Прояви любовь. Участники образуют 2 круга – внутренний и внешний. Каждый участник при помощи слов, жестов мимики, пантомимы демонстрирует проявление любви по отношению к ребенку. Упражнение длится до тех пор, пока круг не завершится. Обсуждение.

Я люблю тебя – это значит… Участники группы делятся на пары, один исполняет роль ребенка, другой – роль родителя. Родители продолжают фразу-обращение к своему ребенку: «Я люблю тебя – это значит…» Продолжение фразы должно носить действенный характер. Словесные выражения желания сопровождаются действиями. Затем участники меняются ролями. Обсуждение.

Безусловное принятие. Релаксационное упражнение, направленное на развитие у участников безусловного принятия себя и другого человека – своего ребенка (см. Приложение).

Чемодан. Участники по одному выходят из помещения, а остальные собирают ему «чемодан», куда кладут те качества, которые помогают или мешают ему выражать свою любовь по отношению к ребенку, и те положительные характеристики, которые группа в нем ценит особенно. При этом соблюдаются правила:

  • Класть в чемодан одинаковое количество положительных и отрицательных качеств;
  • Указывать те качества, которые проявились во время занятий;
  • Класть в чемодан только те качества, которые поддаются коррекции.

Свой чемодан получает каждый участник. Психолог в сборе не участвует.

Программа социально-психологического тренинга для подростков

Цель: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развивать чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх, реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.

Временные характеристики работы: 15 встреч по 2 академических часа.

Программа включает в себя три этапа.

I этап – ориентировочный (3 занятия).

Цель этапа: эмоциональнальное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.

II этап – развивающий (10 занятий).

Цель этапа: активация процесса самопознания. Повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

III этап – закрепляющий (2 занятия).

Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.

Каждое занятие проходит в форме тренинга и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию занятия и ритуал прощания.

Программа предназначена для социально-психологической работы с детьми подросткового возраста общеобразовательных классов.

Учебно – тематический план тренинга.


1. Куда же нам плыть?

2. Каков я на самом деле?

3. Моя индивидуальность.

4. Чувство собственного достоинства.

5. Уверенное и неуверенное поведение.

6. Мои права и права других людей.

7. Я в своих глазах и в глазах других людей.

8. Люди, значимые для меня.

9. Эффективные приемы общения.

10. Я тебя понимаю.

11. Полюбить себя.

12. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение.

13. Будьте собой, но в лучшем виде.

14. Карта моей жизни. Контракт с самим собой.

15. Прощай.

Занятие 1. Куда же нам плыть?

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы тренинга, первичное освоение активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

Знакомство. Каждый называет свое имя, реальное увлечение и  желаемое хобби. Тот, кто будет представляться вторым, прежде чем сказать о себе, повторит сказанное первым. Начиная с 3 человека, все будут повторять то, что скажут о себе 2 предыдущих.

Здравствуй, я рад познакомиться! Подготовка визиток и взаимное приветствие.

Правила нашей группы. Изучение основных правил тренинга и особенностей этой формы общения.

  1. Доверительный стиль общения.
  2. Общение по принципу «здесь и сейчас».
  3. Персонификация высказываний.
  4. Искренность в общении.
  5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.
  6. Определение сильных сторон личности.
  7. Недопустимость непосредственных оценок человека.
  8. Как можно больше контактов и общения с различными людьми
  9. Активное участие в происходящем.
  10. Уважение к говорящему.

Какой я человек? Психолог раздает учащимся листы бумаги и предлагает ответить на вопросы:

  1. Мой жизненный путь: каковы мои основные успехи и неудачи?
  2. Влияние семьи: как на меня влияют мои родители, братья и сестры, близкие?

Психолог призывает быть предельно честными, знакомство с ответами происходит только с согласия отвечающего. Акцентируется внимание на том, что ответы помогут лучше разобраться в себе.

Какие мы? На листочках, полученых от психолога, каждый пишет свое имя и делит лист на 2 части. Левая часть обозначается знаком «+», правая – «-». Под знаком «+» перечисляются название любимого цвета, времени года, животного ит.д., в правой части листа – каждый называет нелюбимый цвет и т.д. психолог участвует вместе со всеми, зачитывая название каждого пункта и записывая свой ответ. Знакомство с ответами.

Ассоциации. Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в классе договариваются, кого из присутствующих участников они загадывают. Водящий входит и начинает спрашивать: Если бы этот человек был деревом, то каким?». Тот, к кому он обратился, отвечает ему, высказывая свое мнение. Вопросы могут быть самыми разными. Если водящий считает, что угадал, он называет имя. Дается 3 попытки.

Ритуал прощания. «Искорка»

Дети и психолог сидят на стульях в кругу. Психолог в данной игре также принимает участие. Все участники берутся за руки. Психолог предлагает кому-нибудь из детей «пустить искорку». Для этого необходимо слегка сжать руку соседу справа, тот, в свою очередь, - своему соседу справа, и так далее, пока «искорка» не вернется к тому, кто ее «пустил».

Занятие 2.  Каков я на самом деле?

Цель: установить контакт с подростками, создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям,  закрепить навыки самоанализа, способствовать более глубокому самораскрытию, ведущему к изменению себя.

Ритуал приветствия. Встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга, улыбнуться, поздороваться.

Продолжение знакомства. Игра «Те, кто».

Водящий называет какое-либо качество, а игроки, обладающие этим качеством, меняются местами.  Водящий старается занять место одного из игроков. Тот, кто остается без места становится водящим.

Кто я?

Участникам группы предлагается лист бумаги, разделенный на 3 части. В первой части подростки отвечают на вопрос «кто я?», записывая 10 слов-эпитетов, в свободном порядке. Во второй части – ответить на этот же вопрос  с точки зрения значимого другого. В третьей части на этот же вопрос отвечает кто-либо из группы. Для этого листочки подписываются, перемешиваются, каждый, не глядя, берет лист и пишет о том человеке, чей листок ему попался. Обсуждение результатов.

Обсуждение притчи «Ворона и Павлин»

Упражнение «Ласковое слово».

Участникам группы предлагается вспомнить, какими ласковыми словами они называют своих родных и близких, описать в каких случаях это происходит, вспомнить свои ощущения и представить ощущения близких людей.

После обсуждения предлагается образовать круг, протянуть руки к его середине, взяться за руки и сказать друг другу ласковые слова.

Упражнение «Мое Я».

Предлагается совершить «путешествие» вглубь своего Я. Образ Я рисуется подросткам в виде дерева с разными ветвями и глубокими корнями. Одна из ветвей – внешнее Я, предлагается придумать для нее какой-либо символ. Другая ветвь – я в учебе. Символ. Я в семье – символ. Я в кругу друзей и знакомых. Символ. Остальные ветви участники группы придумывают сами, выбирают для них символы. После прорисовки кроны дорисовывается корневая система, масштабно отражающая настойчивость, доброту, романтизм, фантазию, интересы, слабости, несовершенства, наклонности, привязанности и т.д. Обсуждение.

Ритуал прощания.

Занятие 3. Моя индивидуальность.

Цель: способствовать дальнейшему сплочению группы, углублению процессов самораскрытия. Учить находить в себе главнее индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.

Ритуал приветствия.

Ассоциации. Психолог предлагает всем участникам группы проассоциировать других участников с какими-либо знаменитостями. Тот, к ком3у «придумывают» ассоциации, вправе спросить, почему именно с этим лицом или героем его ассоциируют.

Легкие пути ведут в тупик. В сводной таблице вписать имена участников группы, его выводы о своей индивидуальности (актуализация сведений, полученных на предыдущих занятиях), свое представление об индивидуальности участника. Задание, безусловно, не простое, но «легкие пути ведут в тупик». Обсуждение с исправлением неточностей.

Здравствуй, Я, мой любимый. Релаксационное упражнение, направленное на акцентирование внимания на каждой части тела. После  предлагается обратить внимание на свой внутренний мир, свои чувства, эмоции, переживания.

Мой портрет в лучах солнца. На листе бумаги психолог предлагает нарисовать солнце, а центре солнечного круга написать свое имя или нарисовать свой портрет. Затем вдоль лучей написать все свои достоинства, все хорошее, что знаете о себе. Стремиться к тому, чтобы лучей было как можно больше. Итог: почему, я заслуживаю уважения.

Все мы. Один из участников тренинга выходит из кабинета, а все остальные говорят об ушедшем что-либо приятное, позитивное. Все записывается. По возвращении участника ему зачитывается. Задача вернувшегося – определить, кто что из участников мог про него сказать и почему.

Записки. Участникам тренинга предлагается написать записки конкретному человеку, свои мысли, пришедшие в ходе тренинга. Записки зачитываются в последний день тренинга.

Ритуал прощания.

Занятие 4. Чувство собственного достоинства.

Цель: углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Познание себя при помощи других.

Ритуал приветствия.

Пожелания. Участники группы высказывают друг другу пожелания на период до следующей встречи. Упражнение заканчивается, когда каждый из участников группы получает пожелания от остальных участников.

Мои достоинства. Обратная связь.

Каждый из участников группы показывает выполненные на прошлом занятии «портреты в лучах солнца», зачитывают список своих достоинств. После ознакомления учащихся с положением об «обратной связи» (Приложение) предлагается получить обратную связь от других участников группы.

Самый-самый. Участники группы делятся на команды. Внутри каждой команды выделяются участники, обладающие какими-то способностями, не имеющимися у других. Наличие способностей подтверждается фактами. Из числа самых-самых в командах выделяем одного. Определяем самого-самого из участников всех команд. Аплодисменты.

Мое качество. Релаксационное упражнение, направленное на осознание участниками одного нравящегося им самим качества.

Скульптура. Группа делится на 2 части. Одна часть лепит скульптуру человека, обладающего чувством собственного достоинства, другая – человека без чувства собственного достоинства. Выбирается экскурсовод, рассказывающий о скульптуре. Экскурсанты – участники второй группы после проведения экскурсии вносят свои коррективы. Обсуждение.

Уступки. Группа делится на пары. Один участник пары рассказывает другому о своей мечте. Другой предлагает свою помощь в ее осуществлении. Обмен ролями. Обсуждение.

Ритуал прощания.

Занятие 5. Уверенное и неуверенное поведение.

Цель: формирование навыков уверенного поведения. Ознакомление с принципами взаимодействия с другими людьми, подразумевающего учет их мнения.

Ритуал приветствия.

Атомы. Дети стоят в кругу. Каждый ребенок – атом. По сигналу психолога атомы должны объединится в молекулы. Число атомов молекуле определяется количеством хлопков психолога. Атом, который не смог объединиться в молекулу, выбывает из игры.

Мое поведение. Психолог одевает на руку одну куклу, от лица которой сообщается о произошедшей ситуации. Вторая кукла одевается на руку одного из участников группы. Он должен показать, как ведет себя в этой ситуации уверенный и неуверенный человек. В упражнении участвуют все подростки. Обсуждение.

Сила слова. Составляются три списка слов, характерных для уверенных и неуверенных ответов. Ведущий записывает слова на доске, участники в дневнике.

Зеркало. Дети образуют два круга – внутренний и внешний. Те, кто стоят во внутреннем круге, должны изобразить без слов, с помощью жеста, мимики – уверенного или неуверенного человека, а стоящий во внешнем круге должен угадать, кого он изобразил. Если он угадал правильно, оба участника поднимают руку вверх. Затем, стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись перед другим участником, пытаются понять, что изобразил тот.

После прохождения всего круга роли меняются. Обсуждение.

Город уверенности. Дети садятся в круг. Психолог предлагает всем вместе написать рассказ о городе, в котором собрались и живут самые неуверенные люди из всех живущих на Земле. Движется по часовой стрелке, каждый из участников добавляет по 2-3 предложения в рассказ.

Круг уверенности. Участникам предлагается представить круг диаметром около 60 см примерно в полуметре от себя. Ведущий предлагает каждому участнику войти в этот круг и вспомнить время, когда он «был на гребне успеха». Предлагается вспомнить или представить все способности, чувства, переживания, прожить ситуацию успеха еще раз.

Я – хозяин. У участников группы выясняется их представление о хозяине, группа подводится к выводу, что главная черта хозяина – уверенность. Психолог предлагает встать уверенным в себе людям. Аплодисменты первому вставшему. Ему предлагается организовать группу так, чтобы все поняли, что именно он – хозяин. Далее право быть хозяином передается другому участнику группы.

Ритуал прощания.

Занятие 6. Мои права и права других людей.

Цель: закрепление навыков уверенного и неуверенного поведения. Дальнейшая отработка приемов уверенного поведения и содействие чувству уверенности в себе.

Ритуал приветствия.

Воспроизведение. Один участник группы бросает мяч любому другому. Поймавший называет свое имя и принимает любую позу. Все остальные участники группы воспроизводят эту позу. Тот, у кого находится мяч, бросает его другому участнику и т.д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника группы.

Мои права. Детям предлагается порассуждать на тему, чем обусловлено уверенное и неуверенное поведение. Далее, разбившись на группы, участники тренинга пишут «декларацию о правах подростка». Далее разрабатывается общая Декларация, на основе групповых. Принятие прав. Психолог знакомит детей со списком прав, разработанных К.Д. Заслофф (Приложение). Обсуждение.

Индивидуальное восприятие. Все дети сидят в кругу. Психолог предлагает одному из участников пересадить всех, учитывая цвет глаз – от светлых к темным. Никто из участников не может корректировать его мнение в ходе выполнения задания. После выполнения задания предлагается скорректировать посадку кому-либо из участников. Аналогичное для еще одной пары. Обсуждение. В таком же формате проводятся эксперименты по распределению участников с учетом тембра голоса и теплоты рук. Обсуждение всего упражнения, акцентирование внимания на чувствах другого человека, о недопустимости убеждения человека в том, что он чувствует не правильно.

Кто я? Участникам тренинга предлагается ответить на вопрос «Кто я?», закончив предложения (см. Приложение).

Мое отражение. Игра помогает выявить отношение участников группы к самим себе. По кругу передается зеркало, каждый внимательно себя разглядывает, но отстраненно, будто это лицо незнакомца. Далее ведущий просит ответить на вопросы:

  1. Что привлекательного в этом человеке?
  2. За что его можно любить?
  3. Что в нем вызывает уважение, а может быть, восхищение?

Обсуждение.

Мой герб. Каждому из участников тренинговой группы предлагается нарисовать свой герб, отражающий его кредо, отношение к себе и к миру в целом. После завершения рисования организуется выставка гербов, где каждому гербу присваивается номер. Участники должны будут угадать, где чей герб. Обсуждение.

Ритуал прощания.

Занятие 7. Я в своих глазах и я в глазах других людей.

Цель: активизация процесса рефлексии. Дальнейшее самораскрытие, самопознание. Раскрытие важных качеств для эффективного межличностного общения.

Ритуал приветствия.

Подарок.  Каждому участнику группы предлагается сделать подарок своему соседу слева. Подарок надо вручить молча, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Пока все не вручат и не получат подарки, говорить ничего не надо.

Части моего Я.

Участникам тренинга предлагается вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях в зависимости от обстоятельств, как они ведут внутренний диалог, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я».  После рисования проходит презентация рисунков, обсуждение впечатлений, трудностей, с которыми столкнулись при выполнении задания.

Ассоциация.

Один из участников тренинга выходит из кабинета. Остальные выбирают любого участника группы, которого ушедший должен угадать по ассоциациям. Водящий возвращается, задает вопросы (не более 5) на ассоциации, указывая, кто должен ему ответить. Если водящий угадывает, то названный становится водящим и покидает помещение. Если нет – водит второй раз. Если не угадывает более двух раз – из игры выбывает. Обсуждение.

Приятный разговор.

Участникам предлагается провести «Серию встреч» в разными людьми. Обязательное условие встречи – начинать и заканчивать разговор на приятной для собеседника ноте. Участники группы образуют два круга – внешний и внутренний. По сигналу психолога участники перемещаются на шаг вправо, меняя таким образом собеседника. Роль участником предлагается психологом.

Листок за спиной.

У каждого участника группы на спине прикреплен лист бумаги. Все ходят, останавливаются около тех людей, которые заинтересовали, составляют об этом человеке впечатление и записывают его на листе бумаги, приколотом на спине этого человека. Обсуждение.

Ритуал прощания.

Занятие 8. Люди, значимые для меня.

Цель: учить ценить не только себя, но и окружающих людей, доверять им; находить положительные стороны личности.

Ритуал приветствия.

Приятные слова.

Участникам группы предлагается поприветствовать друг друга, вспоминая индивидуальные особенности партнеров. Кроме того, необходимо поддержать человека, сказав ему несколько приятных слов, и обязательно выразить уверенность в том, что он никогда не сделает… а дальше вы должны сказать, что именно,, по вашему мнению, никогда не сделает ваш собеседник.

Значимые люди.

Участников группы просят нарисовать трех самых значимых для них людей. Далее все, включая психолога, показывают свои рисунки и рассказывают об изображенных на них людях.

Слепец и поводырь.

Группа разбивается на пары. Партнеры в парах по ходу упражнения меняются. Один из партнеров закрывает глаза, а другой – проводит его по помещению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, т.е. стать «глазами» первого. Обсуждение.

Объявление.

Задача участников группы – составить текст газетного объявления с подзаголовком «Ищу друга». По объему текст не должен превышать одной странички. В объявлении нужно указать свои основные увлечения, любимые занятия.

Идеал.

Каждому подростку предлагается представить свой идеал человека, с которым бы ему хотелось общаться постоянно, который мог бы стать его другом. Черты характера своего идеала подростки записывают на листе бумаги слева в столбик. Далее листочки пускаются по кругу и участники стараются дополнить каждую строки именами тех, кто из присутствующих наиболее соответствует указанному качеству. Когда к каждому вернется его листочек, он подсчитывает, сколько раз на листочке упоминается то или иное имя. Участник, чье имя написано большее количество раз, по всеобщей объективной оценке, оказывается наиболее близким к идеалу данного участника.

Ритуал прощания.

Занятие 9. Эффективные приемы общения.

Цель: знакомство с приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения; развитие базовых коммуникативных умений.

Ритуал приветствия.

Испорченный телефон.

Все участники группы встают в цепочку. Последний участник хлопком просит предпоследнего участника повернуться к нему, показывает ему молча какой-либо предмет. Далее показанное молча передается по цепочке. Задача участника, стоящего первым – верно показать предмет, задуманный последним участником.

Проведение теста «Какой я в общении?» (Приложение)

Общение – это…

А. Невербальное общение. «Передай другому». Дети сидят в кругу, и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать. Затем он передает уже свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется, пока все не примут участие. Обсуждение.

Б. Наблюдательность в общении. «Что помню?». Один участник группы садится спиной к аудитории. Остальные – вслух загадывают кого-либо из присутствующих. Задача водящего – как можно более подробно описать названного. Смена водящего происходит несколько раз. Обсуждение.

В. Умение слушать другого. «Спина к спине». Двое участников садятся спиной друг к другу. Их задача вести диалог в течение 3-5 минут на какую-либо интересующую обоих тему. Остальные дети – молчаливые зрители. Обсуждение.

Г. Точная передача информации. «Пересказ текста». В классе остается только один участник, ему психолог зачитывает текст. Затем психолог приглашает следующего участника группы и первый пересказывает ему только что услышанный текст. Затем психолог приглашает третьего участника. Ему текст пересказывает второй и т.д. Обсуждение.

Найди свою пару.

Психолог раздает участникам парные карточки с названиями животных. Задача каждого участника – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, но нельзя ничего говорить и издавать звуки, характерные для «вашего животного». Проверка. Обсуждение.

Ритуал прощания.

Занятие 10. Я тебя понимаю.

Цель: продолжение работы по самоанализу, совершенствованию умений эффективного общения, коммуникативных навыков.

Ритуал приветствия.

Твое будущее.

Участникам группы предлагается сделать небольшой прогноз на будущее своему партнеру. Необходимо по очереди подходить к каждому члену группы и, вспомнив все, что о нем уже известно, высказывать предположения о его будущем. Обсуждение.

Понимание.

Каждый участник среди членов группы выбирает человека, чьи состояние и мысли он будет угадывать. Дается 3 минуты на письменное изложение своих предположений. Затем все участники садятся с большой круг и каждый, обращаясь к тому человеку, чьи мысли и чувства описывал, расскажите ему о нем. Тот, чье состояние описывали, комментирует. Обсуждение.

Мы с тобой одной крови.

Все участники группы разбиваются на пары. На листе бумаги после слов «Наше сходство» оба перечисляют сходные характеристики: физические, биографические признаки, психологические характеристики. Затем обмениваются листами. Если партнер не согласен с каким-либо сходством, он вычеркивает его из списка. Обсуждение.

Круг моего общения.

Каждому участнику группы предлагается для заполнения аналитическая таблица «Круг моего общения» (Приложение). После заполнения таблицы участники объединяются в группы и обсуждают результаты.

Я тебя понимаю.

Упражнение проводится аналогично упражнению «Понимание». Различие заключается в том, что каждый участник группы, зачитывая описание человека, не называет его. Задача других участников – по описанию понять о ком идет речь.

Ритуал прощания.

Занятие 11. Полюбить себя.

Цель: прояснение Я – концепции; развитие уверенности в себе через любовь; закрепление благоприятного отношения к себе.

Ритуал приветствия.

«Бип!»

Вся группа, за исключением водящего, сидит на стульях. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь участникам группы на колени. Его задача – угадать к кому он сел. Сидящий в круге должен сказать «Бип!», но так, чтобы его не узнали. Ощупывать сидящего в круге водящему не разрешается. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, этот участник группы начинает водить, а предыдущий садится на его место.

Не могу полюбить себя!

В течение 15 минут участникам группы предлагается составить подробный список причин, по которым им сложно полюбить себя. Затем психолог предлагает вычеркнуть все то, что относится к общим правилам, типа «Любить себя не скромно». Далее предлагается представить, что все перечисленные недостатки принадлежат другому человеку. Необходимо вычеркнуть те, которые участник мог бы простить другому человеку. Если эти недостатки не помешают полюбить ему другого человека, то не помешают полюбить и себя. Теперь нужно отметить те недостатки, которые участник группы готов помочь преодолеть другому человеку и выписать их в отдельный список. Ритуал принятия недостатков и готовность с ними бороться.

Я в лучах солнца.

См. описание в занятии 3.

Гимн себе.

Упражнение, направленное на принятие себя таким, какой я есть (Приложение).

Ритуал прощания.

Занятие 12. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение.

Цель: научение говорить о себе только позитивно; активация процесса самопознания; повышение самопонимания на основе своих положительных качеств.

Ритуал приветствия.

Приветственная фраза.

Участники тренинга садятся в круг, затем один просит другого передать третьему какую-либо приветственную фразу. Второй передает. Третий через второго передает первому слова благодарности, а сам просит четвертого участника передать приветствие пятому. Слова привета и благодарности должны быть краткими.

Автопилот.

Каждый участник записывает на листе бумаги не менее 10 фраз – установок типа «Я умный!», «Я сильный!» и т.д. установки должны отражать жизненные цели и стремления участников. Фраза становится оптимистической программой будущего, помогающей в трудных жизненных ситуациях.

Самоодобрение.

Теоретический компонент занятия, направленный на обсуждение качеств личности человека, хорошо владеющего самоодобрением.

Я ценю себя.

Релаксационное упражнение, направленное на выделение существенного в себе, в своих поступках целях (Приложение).

Мнение.

Участникам предлагается заполнить анкету (Приложение), высказав мнение о прошедшем занятии.

Ритуал прощания.

Занятие 13. Будь собой, но в лучшем виде.

Цель: обучение тому, как находить в себе скрытые особенности личности и использовать приемы для изменения в лучшую сторону; развитие способности понимания своего состояния и состояния других людей.

Ритуал приветствия.

Восковая палочка.

Группа стоит в кругу, близко друг к другу, выставив ладони на уровне груди внутрь круга, руки согнуты в локтях. Участник в центре круга – «восковая палочка». Он, закрыв глаза, качается, группа мягко перепасовывает его от одного члена группы к другому. Обсуждение.

Художественный фильм.

Участникам группы предлагается нарисовать свой портрет – портрет будущего героя фильма, портрет того, кем хотел бы стать каждый из участников. После завершения рисунка в него можно вносить коррективы. После получения «окончательной редакции» рисунка, каждому участнику предлагается описать словами то, что вложено в этот рисунок. Далее к этому рисунку участники пишут сценарий, действие которого начинает разворачиваться в самом ближайшем будущем. Сценарий должен быть реалистичным, но про победителя.

Я – подарок для человечества.

Участникам предлагается подумать над тем, что они, действительно, являются подарками для человечества. Это утверждение необходимо аргументировать, начиная со слов: «Я подарок для человечества, так как…»

Твое будущее.

Один из участников группы садится на отдельно стоящий стул и просит остальных участников рассказать ему о его будущем. При это выделяется профессиональное, личное, психологическое. По желанию участников упражнение может проводиться несколько раз. Обсуждение.

Письмо себе, любимому.

Участникам предлагается написать письмо самому близкому человеку – себе, любимому. Обсуждение.

Секрет.

Представьте, что некий сумасшедший ученый создал вашу точную копию. Двойник идентичен вам во всех деталях, но он – порождение зла, и вам не хотелось бы, чтобы его принимали за вас. Что в вас есть такого, что невозможно продублировать? Какой самый важный секрет вы готовы раскрыть, чтобы убедить самого себя и окружающих, что он – не вы? Обсуждение.

Ритуал прощания.

Занятие 14. Карта моей жизни. Контракт с самим собой.

Цель: укрепление своего устойчивого Я; дальнейшее саморакрытие, самопознание; развитие умения анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей.

Ритуал приветствия.

Ты меня уважаешь?

Участникам предоставляется возможность сказать друг другу самое главное, важное, что хотелось бы сказать.

Моя вселенная.

В центре листа нарисовать солнце, в центре солнца написать «Я». Затем от «Я» - центра своей вселенной прочертить линии к звездам и планетам: мое любимое занятие, любимый цвет и т.д. Такая карта отражает множество возможностей каждого из нас, множество того, что нас объединяет и того, что делает нас уникальными.

Стратегия жизни.

В этом упражнении участникам группы предлагается составить стратегическое планирование своей жизни. Цели должны быть реальными, достижимыми в ближайшем будущем. Обсуждение.

Дом моей души.

Релаксационное упражнение. Текст см. в Приложении

Ритуал прощания.

Занятие 15. Прощай.

Ритуал приветствия.

Карусели.

Группа делится на 2 подгруппа и образует два круга: внешний и внутренний. Один круг стоит на месте, другой движется по часовой стрелке. Дается задание, например, улыбнуться каждому, сказать комплимент.

«Я к вам пишу…»

Каждый участник подписывает лист бумаги. Эти листы пускаются по кругу. Каждый участник пишет «хозяину» листочка добрые слова, пожелания, признания, может быть рисунок… Упражнение завершается, когда листок возвращается «хозяину».

Прощай.

Формат упражнения предполагает предоставление каждому участнику возможности обратиться к любому члену группы для уточнения каких-либо вопросов, получения обратной связи.

Я – это я.

Релаксационное упражнение, направленное на закрепление у участников представления о своей уникальности.

Ритуал прощания.

Индивидуальные консультации: параллельно с групповой работой проводятся консультации в паре «родитель – ребенок».

Библиография

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб.: Питер, 2008
  2. Вачков И.В.   Основы  технологии  группового  тренинга.   Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось-89», 2003.
  3. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. М. – 1987. Автореферат.
  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Самара: Изд-во СИОКПП, 2001
  5. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис, 1997
  6. Кривцова С.В., Мантулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М.: Генезис, 1997
  7. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: «Речь», 2002
  8. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008
  9. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002
  10. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – Переработанное и дополненное – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998
  11. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. – Вильнюс: Минтис, 1977
  12. Системная семейная психотерапия/Под ред. Эйдемиллера Э.Г. СПб.: Питер,2002
  13. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999
  14. http://testoteka.narod.ru/


[1] Соловьев Н.Я. «Брак и семья сегодня».

[2] Карабанова О.А. «Психология семейных отношений»,

[3] Спиваковская А.С. «Психотерапия: игра, детство, семья»

[4] Варга А.Я. «Структура и типы родительского отношения»

[5] Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.

[6] Системная семейная психотерапия/Под ред. Эйдемиллера Э.Г.

[7] http://testoteka.narod.ru/

[8] Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие.

[9] Осипова А.А. Общая психокоррекция.

[10] Вачков И.В.   Основы  технологии  группового  тренинга.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию и развитию эмоциональной сферы младших школьников.Тема: «Знакомство с эмоцией страха». Задачи:1.     Познакоми...

Коррекционно-развивающее занятие по формированию УУД

Стартовая психологическая диагностика направлена, прежде всего, на выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий, так как при поступлении ребенка в школу именно они вых...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений Тема: «Матрешка»

Занятие предназначенно для воспитателей, дифектологов и работников дошкольных учреждений....

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации  детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью....

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальной психо...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...