Выступление на окружном семинаре "Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ"
методическая разработка по психологии на тему

Долгова Анна Геннадьевна

Выступление на окружном семинаре "Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_spetsialnyh_obrazovatelnyh_usloviy_v_oo.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАШИХ ДЕТЕЙ

Организационное обеспечение

п/п

Направления организационного обеспечения

Локальные акты образовательной организации

1.

Нормативно-правовое обеспечение

  • 1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
  • 2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы  и/или индивидуального учебного плана.
  • 3. Положение об  организации инклюзивной практики  или Положения об организации образования детей с ОВЗ.
  • 4. Положение о ПМПк (о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения).    

2.

Организация психолого-педагогического сопровождения  ребенка  с   нарушениями слуха

   1. Договор  о сотрудничестве с ППМС-центром     (при  необходимости).

   2. Договор  о сотрудничестве со специальным (коррекционным) общеобразовательным учреждением  ….. вида (при  необходимости).

3.

Организация медицинского обслуживания  

По договору с учреждением (организацией) здравоохранения:

- включение в диспансеризацию школьников скрининга слуха по договору с медицинским учреждением;

- специальное медицинское (сурдологическое/ аудиологическое) сопровождение детей с нарушениями слуха.

4.

Организация питания

Без особенностей, по основному меню образовательной организации.

5.

Организация взаимодействия с родителями

На основе договора  об  организации образования ребенка с нарушениями слуха в образовательном учреждении.

Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения

Адаптация среды для глухих детей

 Общешкольное пространство

 Учебное пространство класса

  •  «Бегущая строка» (на этажах).
  • Стенды на стенах образовательного учреждения  с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности и т. д.
  • Звукоизолированный кабинет  учителя-дефектолога (сурдопедагога) для проведения индивидуальных и групповых занятий (не менее 15 м2).
  • Кабинет для индивидуальных занятий со специалистами.
  • Первая парта/стол (около окна и учительского стола).
  •  Интерактивная доска и другое мультимедийное оборудование.
  • Компьютер c колонками и выходом в Internet.
  • Средства для хранения и переноса информации (USB- накопители), принтер, сканер.

Специальное оборудование

  • Световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т. д.).
  • Мультимедийное оборудование в кабинете для индивидуальных/групповых занятий (SMART- доска/SMART- столик/интерактивная плазменная панель с программным обеспечением к ним).
  • Мультимедийный компьютер с необходимыми периферическими устройствами (колонки, микрофон, наушники, миди-синтезатор и т. д.) и выходом в Internet в кабинете для индивидуальных/групповых занятий.
  • Средства для хранения и переноса информации (USB-накопители), принтер, сканер в кабинете для индивидуальных/групповых занятий.
  • Беспроводные системы (FM-система) для индивидуальной и групповой работы (в условиях класса, зала, кабинета учителя-дефектолога (сурдопедагога).
  • Специальные аудиовизуальные приборы и компьютерные программы для работы над произношением и развитием слухового восприятия (например, индикатор звучания ИНЗ, программы Hear the World, Speech W и др., сурдологопедический тренажер «Дэльфа142» и др.).
  • Музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами.
  • Дидактический материал для педагогической диагностики и оценки состояния и динамики развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний, слухозрительного восприятия речи, произносительной стороны.
  • Наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы).

Специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии.  

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее   72 часов: 

  • учитель-дефектолог (сурдопедагог),
  • педагог-психолог,
  • учитель-логопед,
  • тьютор с функциями сурдопереводчика (по необходимости),
  • координатор по инклюзии.

Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения

Адаптация среды для слабослышащих и позднооглохших детей

 Общешкольное пространство

 Учебное пространство класса

  •  «Бегущая строка» (на этажах).
  • Стенды на стенах образовательного учреждения  с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности и т. д.
  • Звукоизолированный кабинет  учителя-дефектолога (сурдопедагога) для проведения индивидуальных и групповых занятий (не менее 15 м2).
  • Кабинет для индивидуальных занятий со специалистами.
  • Первая парта/стол (около окна и учительского стола).
  •  Интерактивная доска и другое мультимедийное оборудование.
  • Компьютер c колонками и выходом в Internet.
  • Средства для хранения и переноса информации (USB- накопители), принтер, сканер.

Специальное оборудование

  • Световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т. д.).
  • Мультимедийное оборудование в кабинете для индивидуальных/групповых занятий (SMART- доска/SMART- столик/интерактивная плазменная панель с программным обеспечением к ним).
  • Мультимедийный компьютер с необходимыми периферическими устройствами (колонки, микрофон, наушники, миди-синтезатор и т. д.) и выходом в Internet в кабинете для индивидуальных/групповых занятий.
  • Средства для хранения и переноса информации (USB-накопители), принтер, сканер в кабинете для индивидуальных/групповых занятий.
  • Беспроводные системы (FM-система) для индивидуальной и групповой работы (в условиях класса, зала, кабинета учителя-дефектолога (сурдопедагога).
  • Специальные аудиовизуальные приборы и компьютерные программы для работы над произношением и развитием слухового восприятия (например, индикатор звучания ИНЗ, программы Hear the World, Speech W и др., сурдологопедический тренажер «Дэльфа142» и др.).
  • Музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами.
  • Дидактический материал для педагогической диагностики и оценки состояния и динамики развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний, слухозрительного восприятия речи, произносительной стороны.
  • Наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы).

Специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии.  

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее   72 часов: 

  • учитель-дефектолог (сурдопедагог),
  • педагог-психолог,
  • учитель-логопед,
  • тьютор с функциями сурдопереводчика (по необходимости),
  • координатор по инклюзии.

Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения

Адаптация среды для слепых детей

Общешкольное пространство

Учебное пространство класса

– таблички  с названием кабинетов по системе Брайля;

–отбойная стена  для ориентировки в коридоре;

– зрительные ориентиры для лестниц, коридоров на стенах и дверях (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см);

– тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение на ощупь).

Для классного кабинета:

– тактильные ориентиры на каждой парте (обозначение парты на ощупь);

- учебные парты для незрячих более широкие с возможностью размещать учебники по Брайлю.

Специальное оборудование

 для незрячих: оборудование в спортивном зале – мягкие модули, звуковые мячи, специальные шахматы и шашки,  

 компьютеры с клавиатурой с рельефно – точечным шрифтом Брайля для слепых;

 комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром;

 оборудованный кабинет учителя-дефектолога (со специализацией тифлопедагога).

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее   72 часов: 

– учителя,

– учитель-дефектолог (со специализацией по тифлопедагогике),

– педагог-психолог (со специализацией по тифлопсихологии),

– учитель-логопед,

– тьютор, владеющий системой Брайля, при  сопровождении незрячих детей,

– социальный педагог,

- педагоги дополнительного образования,

- координатор по инклюзии.

Материально-техническое обеспечение общеобразовательного учреждения

Адаптация среды для слабовидящих детей

Общешкольное пространство

Учебное пространство класса

–отбойная стена  для ориентировки в коридоре;

– зрительные ориентиры для лестниц, коридоров на стенах и дверях (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см)

– тактильные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначение на ощупь)

Для классного кабинета:

– тактильные ориентиры на каждой парте (обозначение парты на ощупь);

– стены учебных кабинетов должны быть окрашены в светлые пастельные тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый; 

-учебные парты более широкие с возможностью размещать учебники по Брайлю;

 – для слабовидящих: дополнительное освещение на рабочем месте ребенка (парта) и дополнительное освещение доски;

- жалюзи на окнах;

-наличие средств для затемнения помещения для детей со светобоязнью;

- повышенное освещение в классе;

– классная доска и учебные парты не должны иметь глянцевую поверхность.

Специальное оборудование

-  для слабовидящих: указки с ярким наконечником;

для слабовидящих оптические приборы– лупы, линзы, проекционные увеличивающие аппараты, телевизионные увеличивающие устройства (в 60 раз увеличивают изображение).

- учебники с увеличенным шрифтом;

- оборудование для копирования учебного материала для занятий с возможностью увеличить шрифт;

 комната для психологической разгрузки, оборудованная мягкими модулями и ковром;

 оборудованный кабинет учителя-дефектолога (со специализацией тифлопедагога)

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее   72 часов: 

– учителя,

– учитель-дефектолог (со специализацией по тифлопедагогике),

– педагог-психолог (со специализацией по тифлопсихологии),

– учитель-логопед,

– тьютор,

– социальный педагог,

- педагоги дополнительного образования,

- координатор по инклюзии.

Материально-техническая база общеобразовательного учреждения.

Адаптация образовательной среды для детей с ЗПР

Общешкольное пространство

Учебное пространство класса

  •  Стенды на стенах образовательного учреждения  с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности и т.д.
  • Кабинет  учителя-дефектолога для проведения индивидуальных и групповых занятий.
  • Первая парта /стол (около окна и учительского стола).
  •  Интерактивная доска и другое мультимедийное оборудование.
  • Компьютер с выходом в Internet.
  • Средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер.

Специальное оборудование и дидактическое обеспечение

  •  Мультимедийное оборудование в кабинете для индивидуальных /групповых занятий(SMART- доска /SMART- столик /интерактивная плазменная панель с программным обеспечением к ним).
  • Мультимедийный компьютер с необходимыми периферическими устройствами (колонки, микрофон, наушники и др.) и выходом в Internet.
  • Средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер в кабинете для индивидуальных /групповых занятий.
  • Беспроводные системы (FM-система) для индивидуальной и групповой работы (в условиях класса, зала, кабинета учителя-дефектолога.
  • Специальные компьютерные программы для работы.  
  • Дидактический материал для психолого-педагогической диагностики и оценки состояния и динамики психического развития ребенка.
  • Наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы).
  • Специальная литература по специальной психологии и коррекционной педагогике.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее 72 часов: 

  • учителя,  
  • учитель-дефектолог,
  • педагог-психолог,
  • учитель-логопед,
  • координатор по инклюзии.

Материально-техническая база общеобразовательного учреждения

Адаптация среды для детей с РАС

   Общешкольное пространство

Учебное пространство класса

Наличие дополнительного многофункционального пространства:

  • комната для  отдыха ребенка;
  • выделенное место для родителей, ожидающих ребенка;
  • игровая комната;
  • двигательная зона.  

Зонирование пространства класса:

  • учебная зона,
  • зона отдыха и / или игровая.
  •  стенды для съемного дидактического материала:
  • индивидуальные парты с изменяющимся углом наклона; закрепленной подставкой для ручек, карандашей, и приспособлений для крепления индивидуальных правил

Специальное оборудование

  • оборудование для  комнаты  отдыха: мягкая мебель, ковровое покрытие, аудиооборудование (с набором дисков с записями музыки и звуков природы)

  • ширмы;
  • мягкие маты и модули;
  • наборы игр для театрализации;
  • правила поведения в школе, классе, таблицы с распорядком дня и сменой видов деятельности,
  • схемы, диаграммы.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее   72 часов: 

  • учителя,  
  • учитель-дефектолог,
  • педагог-психолог,
  • учитель-логопед,
  • тьютор,
  • координатор по инклюзии. 

4.

Организация питания

Индивидуальная организация питания по  заявлению родителей:

  1. Предоставление возможности для ребенка питаться принесенной из дома пищей.
  2. Предоставление возможности для ребенка пользоваться одноразовой или личной посудой.

Материально-техническая база общеобразовательного учреждения

Адаптация образовательной среды для детей с ТНР

 Общешкольное пространство

 Учебное пространство класса

Изменений не требует

Желательна посадка на первую парту

Специальное оборудование и дидактическое обеспечение

 

Логопедический тренажер «Дэльфа-142». Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» (лицензионная версия). Устройство для контроля собственной речи и развития фонематического слуха Toobaloo.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее   72 часов: 

- учителя,  

- учитель-дефектолог,

- педагог-психолог,

- учитель-логопед,

- тьютор,

- координатор по инклюзии.

ДЦП

Организационное обеспечение

п/п

Направления организационного обеспечения

Локальные акты образовательной организации

1.

Нормативно-правовое обеспечение

  • 1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
  • 2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы  и/или индивидуального учебного плана
  • 3. Положение об  организации инклюзивной практики  или Положения об организации образования детей с ОВЗ.
  • 4. Положение о ПМПк (о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.    

2.

Организация психолого-педагогического сопровождения  ребенка  с  нарушениями  опорно-двигательного аппарата

 1. Договор  о сотрудничестве с Психолого-педагогическим медико-социальным ППМС-центром     (при  необходимости)

 2. Договор  о сотрудничестве с со специальным (коррекционным общеобразовательным учреждением  VI вида (при  необходимости).

3.

Организация медицинского обслуживания  

По договору с учреждением (организацией) здравоохранения с дополнительным соглашением по сопровождению детей врачом-ортопедом и врачом-неврологом (по необходимости).

Организация лечебно-восстановительных мероприятий: медикаментозная терапия, лечебная физкультура, массаж, психотерапевтическое воздействие.

4.

Организация питания

Создание комфортных условий приема пищи:
- сервировка стола;

- организация проезда коляски к столу;
- использование специальных столовых приборов, помогающих детям принимать пищу;
- помощь взрослого (тьютора, родителя) во время приема ребенком пищи;
- формирование доброжелательного общения  детей

5.

Организация взаимодействия с родителями

На основе договора  об  организации образования ребенка с НОДА в образовательном учреждении

Материально-техническое обеспечение

Адаптация среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Общешкольное пространство

Учебное пространство класса

  • внутренний и внешний пандус;
  •  поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться;
  • Специально оборудованные  туалеты;
  • лифт – для зданий, имеющих более 1 этажа;
  • ступенькоходы;
  • съезды на тротуарах и другие приспособления на территории школы;
  • приспособления для дверей (автоматическое открывание),
  • для лестницы (площадка подъемник);
  • специально оборудованные мастерские для развития профессиональных навыков,
  • специально оборудованный медицинский кабинет;
  • специально оборудованный зал для лечебной физической культуры
  • пространство для передвижения коляски;
  • место для отдыха.
  • вертикализатор
  • медицинские кушетки с клиновидными подставками для обучения детей лежа
  • наклонные парты для обучения детей стоя

Специальное оборудование

  • средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом); трехколесный велосипед (с мотором и без него, микроавтобус с подъемником.
  • средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки).
  • оборудование для занятий ЛФК (маты, мягкие модули, вертикализатор, велотренажеры, коврики, медицинболы, физиоролы,степ-платформы, лечебные тренажеры)
  • специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук).
  • тренажеры для развития манипулятивных функций рук.
  • приборы для коммуникации, средства альтернативой коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная  клавиатура, свичкнопки  и др.), устройства для чтения,  с кнопками, которые не нужно держать руками,  электронные книги, лупа (если зрительные нарушения).

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее 72 часов: 

  • учителя,
  • учитель-дефектолог,
  • педагог-психолог,
  • учитель-логопед,
  • тьютор,
  • педагоги дополнительного образования,
  • координатор по инклюзии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие и структура специальных образовательных условий для детей с ОВЗ

Какие специальные образовательые условия необходимы для детей с ОВЗ...

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях

В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть ...

Выступление на окружном семинаре "Система организации СРП для детей с ОВЗ. Этапы работы СРП"

Выступление на окружном семинаре "Система организации СРП для детей с ОВЗ. Этапы работы СРП"...

Специальные образовательные условия для обучения детей с ЗПР на уроках английского языка

Специальные образовательные условия для  обучения детей с ЗПР на уроках английского языка...

доклад на школьном ППК Создание специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации

Создание специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организацииУвеличение числа детей, которые испытывают значительные трудности в учебе из-за ...