Гендерные особенности личностного восприятия времени и перспективы будущего в период ранней юности
статья по психологии на тему

Верясова Ольга Александровна

Время - основное свойство марии. Как же оно воспринимается в период раней юности?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veryasova_o._a._materialy.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерные особенности личностного восприятия времени и перспективы будущего в период ранней юности

Время — основное свойство движущейся материи, присутствующее во всех общественных явлениях. Это - одна из важнейших характеристик психики, проявляющаяся на разных уровнях психической организации - от психофизиологического до личностного.

Теория личностного восприятия времени в нашей стране разрабатывается К. А. Абульхановой-Славской и ее школой,  Ковалевым В.И. Ахундовым М. Д., Вудроу Г., Жаровым А.М. Другое направление смещает интерес к изучению преимущественно внутренних факторов, определяя время как сферу субъективно -переживаемого опыта (Ф. Барио, Л. Дуб, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, П. И. Яничев). Наибольшее число исследований касается восприятия времени и некоторых его хронометрических характеристик (А. С. Дмитриев, В. П. Лисенкова, Б. И. Цуканов).

Психологическое время обладает свойствами,  противоположными свойствам физического времени: обратимостью, неравномерностью, прерывностью, многомерностью, управляемостью.  Личностное (психологическое) время — это форма переживания времени, которая свойственна личности, представляющей данную культуру и порожденной ею. Для личности время становится не только объективным, но и формой внутреннего чувства, мерой интенсивности ее собственной деятельности. Анализируя личностное время, можно судить о степени его реализованности, насыщенности прожитой жизни и психологическом возрасте  [1].

В сфере обучения необходимо развивать способность к организации времени  как особенность организованного человека. Самоорганизация во времени предполагает организацию временных параметров своей учебной деятельности и личных занятий, включает и планирование и учет производительности, скорости работы и т. д. Разработка способов и приемов организации времени невозможна без учета данных о личностном, индивидуальном восприятии времени. Продуктивное использование времени, ориентация во времени, способность по-своему структурировать время в рамках временной заданности или неопределенности — это особая личностная, жизненная способность, которая обеспечивает своевременность, продуктивность и оптимальность  личной и общественной жизни индивида.

Анализируя степень научной разработанности проблемы гендерных особенностей личностного восприятия времени, видно, что данное явление исследовали как отечественные, так и зарубежные ученые. Однако, эти исследования, описаны в основном в периодике, учебниках и монографиях, и не создают полной и четкой картины. Кроме того, сейчас в обществе происходят стремительные перемены: меняются ценности, забываются истоки. Перемены - процесс, с помощью которого будущее входит в нашу жизнь, - важно рассматривать  с точки зрения  людей, испытывающих эти перемены на себе, то как они воспринимают свое будущее, так как поведение определяется не только положением дел в настоящем, но также событиями прошлого и будущего, представленными во временной перспективе субъекта. Ускорение перемен влечет за собой  личностные, психологические, и социальные последствия. Наличие индивидуальной временной перспективы создает у субъекта привычную открытость прошлому или будущему. Ее отсутствие означает замкнутость в рамках текущего настоящего [2].

В данном докладе предпринята попытка изучить влияние гендерного признака на особенности личностного восприятия времени и перспективы будущего в период ранней юности. Объектом исследования стало личностное восприятие времени и перспектива будущего. Предметом - зависимость личностного восприятия времени перспективы будущего от гендерного признака.

  1. В исследовании использовались следующие психодиагностические методы (метод мотивационной индукции Ж. Нюттена, шкала временных установок), методы обработки (контент-анализ) и статистические методы (корреляционный анализ — критерий Спирмена, сравнительный анализ — Т-критерий Стьюдента).

Исследование особенностей личностного восприятия времени и перспективы будущего проведено на выборке численностью 45 человек, из них 28 девушек (61%) и 18 юношей (39%), средний возраст: 16 — 18 лет. Испытуемые являются учащимися выпускных классов. База: Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №40 городского округа Тольятти. Период проведения исследования: 19.01.09 — 23.03.09.

Условия эксперимента: время суток с 9.30 до 12.10, время года зима — ранняя весна, обстановка: кабинет школьного типа, в помещении находился экспериментатор и наблюдатели. Экспериментальная гипотеза: гендерный признак влияет на особенности личностного восприятия времени и перспективы будущего.

          Экспериментальный план включал следующее: сравнительное исследование: Т-критерий Стьюдента; корреляционное исследование: критерий Спирмена.

Для проведения данного исследования был использован метод мотивационной индукции Ж. Нюттена (ММИ) [3]. Данный метод основывается на двух принципах:

  1. Перспектива будущего создается мотивационными объектами, виртуально существующими на уровне ментальных представлений субъекта; поэтому она должна измеряться путем выявления темпоральной локализации этих объектов;
  2. При измерении временной перспективы нельзя не задавать субъекту какого-либо определенного временного промежутка.

Для обработки и интерпретации первичных данных использовался метод контент-анализа  это техника выведения заключения, производимого благодаря объективному и систематическому выявлению соответствующих задачам исследования характеристик текста.

Также был использован метод Шкала временных установок предназначена для измерения индивидуальных установок по отношению к личному прошлому, настоящему и будущему. Шкала основана на методике семантического дифференциала Ч. Осгуда. Методика используется для исследования субъективных установок по отношению к  временным измерениям и их содержанию.

Для выявления структуры временных периодов и мотивационных объектов будущего использовался сравнительный анализ: критерий Стьюдента. Для  проведения структурного анализа временной перспективы будущего и восприятия времени у юношей и девушек: коэффициент корреляции рангов Спирмена. Данные обработаны с помощью следующих программ: Exel (Microsoft Office), SPSS 11.5., Stadia.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: значимые различия между юношами и девушками в структуре мотивационных объектов будущего выявлены только показателю «Познавательная и исследовательская мотивация», под которой понимается потребность в информации или понимании, в исследовании разного рода объектов и ситуаций, в познании мира и себя. При анализе установок в восприятии временных объектов у юношей и девушек значимых различий не обнаружено.

Выявлена высокая степень значимости следующих мотивационных объектов над остальными и у юношей и у девушек: Самореализация (саморазвитие), Личность субъекта, Активность и работа, Социальный контакт.

Необходимо отметить низкую значимость  следующих мотивационных объектов над остальными и у юношей и у девушек: познавательная и исследовательская мотивация, обладание – приобретение, совершение покупок, владение собственностью, досуговая активность, отдых, трансцендентальные объекты.

У девушек преобладает стремление к социальному контролю, как проявление собственной активности, активность также присутствует в отдыхе, как и социальный контроль. Это может говорить и о его желании, так и об опасениях по отношению к нему. В любом случае нельзя отрицать его значимость.

Прошлое воспринимается девушками как прекрасное, теплое при отсутствии тяжелых травмирующих событий, для юношей прошлое характеризуется стремительностью перехода в настоящее, а так же его наполненностью событиями, т. е. можно предположить, что девушки склонны фиксировать внимание на травмирующих событиях, тогда как юноши относятся проще или подобные события переживаются ими легче.

Настоящее у девушек характеризуется краткостью при наличии определенности и открытости, у юношей краткость настоящего связана с его открытостью, и наоборот его долгое настоящее воспринимается, как закрытое. Т. е. активная деятельность, получение нового опыта, открытие новых граней взаимоотношений с окружающим миром они воспринимают как стремительное, это сходно с восприятием настоящего у девушек.

В отношении будущего в обоих случаях наблюдается страх перед ответственностью, возможно, это пережиток периода подростничества, когда все важные решения принимались значимыми взрослыми. Однако если у девушек наблюдается тревога по отношению к предстоящим событиям, то у юношей будущее связано с надеждами, перемены желанны.

Итак, в заключение, можно сделать следующие выводы:  в восприятии перспективы будущего и объектов времени (прошлого, настоящего, будущего) наблюдаются некоторые различия: для девушек большое значение имеет социальный контроль; девушки склонны фиксировать внимание на травмирующих событиях прошлого, тогда как юноши относятся проще или подобные события переживаются ими легче; Необходимо отметить и сходства, выявленные в ходе исследования: получение нового опыта в настоящем, открытие новых граней взаимоотношений с окружающим миром юноши воспринимают как стремительное, это сходно с восприятием настоящего у девушек;  всех респондентов наиболее важными они считают собственную активность и работу, взаимодействие с окружающими, понимание собственной личности.

Данное исследование может представлять практическую значимость в области психологии управления, т. к. разработка способов и приемов организации времени  строится с учетом  личностного, индивидуального восприятия времени, при этом необходимо принимать во внимание гендерные и возрастные особенности индивида.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни/К. А. Абульханова-Славская. -  М., 1991.

2. Волович, А. С. Проблемы социализации выпускников средней школы/ А. С. Волович. -  Канд. Дисс. - М., - 1990.

3. Нюттен,  Ж.  Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. - Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: - Смысл, - 2004. — 608 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ»

Опыт работы на  тему: «ОСОБЕННОСТИ И РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ»...

Презентация к родительскому собранию по теме : «Психологические особенности ранней юности».

Презентацию можно использовать в качестве сопровождения родительского собрания в 9 классе....

Методические рекомендации для родителей. Особенности психического развития в ранней юности.

Юношеский возраст – период жизни между подростковым возрастом и взрослостью. Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослост...

Выступление на родительском собрании «Особенности возраста ранней юности»

Цель: расширить знания родителей о психологических особенностях периода ранней юности; познакомить  родителей  со  способами  оказания  поддержки  при возникающих труднос...

Особенности психического развития в ранней юности.

На какие особенности ранней юности необходимо обратить внимание...

Япония в период раннего Нового времени

Презентация подготовлена на основе учебника для 9 класса, издательство "Просвещение"...

Китай в период раннего Нового времени

Презентация подготовлена на основе учебника для 9 класса, издательство "Просвещение"...