Тренинг личностного роста Битяновой Н.Р.
методическая разработка по психологии (8, 9, 10 класс) на тему

Методические рекомендации и материалы к занятиям для ведущего. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тренинг личностного роста99 КБ

Предварительный просмотр:

М ЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ

К ЗАНЯТИЯМ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

ЗАНЯТИЕ I

Тема 2. Психодиагностика уровня развития личности

1. Знакомство — самопрезентация.

    Карточки с именем.

2. Обсуждение и принятие каждым основных правил работы в группе.

3. Дискуссия по качествам личности практического  психолога.

4. Домашнее задание.

5. Обратная связь (раздать анкеты по тренингу).

Материалы к занятию

Преподаватель представляется, рассказывает о целях  курса, раскрывает логику учебного плана.

I этап занятия

Занятие начинается с взаимного приветствия всех   членов группы (например, сказать соседу что-либо приятное; подарить подарок; передать прикосновением свои добрые чувства и т. п.).

Упражнение 1. «Самопрезентация».

 Назначение:

- выявление представлений слушателей о себе;

- формирование установки о значимости своей личности;

- создание условий для самораскрытия.

Процедура: Психолог просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личностных качествах. Задача  может быть уточнена, например, назвать 5 (10) наиболее характерных личностных качеств. Акцент необходимо делать на положительных качествах («Самопрезентация»).

Все члены группы и ведущий могут задавать вопросы типа:

— Твое главное достоинство?

— Есть ли у тебя слабости (отрицательные качества)? Можешь ли ты их назвать?

На самопрезентацию одного человека отводится 3— 5 минут.

Второй вариант данного упражнения:

Члены группы разбиваются по парам, расходятся в разные стороны, берут друг у друга интервью, а затем представляют по очереди коллегу.

Члены группы делятся впечатлением, какое представление им больше запомнилось, что нового они узнали о своих коллегах.

Упражнение 2. Обсуждение правил работы в группе.  

Назначение: формирование представлений о правилах и методах работы в группе.

 Процедура: ведущий объясняет участникам основные принципы и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к обсуждению правил работы в группе.

Основные правила работы в группе. Правила персонификации обращения и высказывания «Я предлагаю...», «Я думаю...», правило «здесь и теперь», правило «обратной связи», правило недопустимости непосредственных оценок человека (оценивать действия человека), правило конфиденциальности и др.

1. Правило персонификации обращения и высказывания.

Оно указывает на необходимость обращения не ко всей группе вообще, а к конкретному человеку и по имени. Не следует говорить «Давайте обсудим проблему...», а лучше «Петя, Маша, я предлагаю обсудить». При высказывании своей позиции также необходимо уходить от безличных речевых форм и говорить только от своего имени.

2. Правило доверительного стиля и искренности в  общении.

Выносите на обсуждение группы личностно значимые проблемы. В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия, можно предложить принять единую форму обращения на «ты», психологически уравновешивающую всех, членов группы и ведущего.

Искренность должна выражаться в открытом, выражении своих чувств и мыслей по отношению к действиям других участников.

3. Правило «здесь и теперь».

Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми и т. п. Это срабатывает механизм психологической защиты. Основная же идея тренинга — превратить группу в своеобразное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений,

лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому необходимо говорить о тех проблемах, которые волнуют сейчас (если даже они происходили раньше).

Второй аспект этого правила состоит в том, что необходимо обсуждать те процессы, которые происходят, в группе (стиль обращения, взаимоотношения, конфликты и т. п.).

4. Правило «обратной связи»: во-первых, стремитесь , дать почувствовать говорящему, как вы относитесь к его сообщению. Во-вторых, говорящий должен стремиться «уловить» представленную ему «обратную связь».

5. Правило недопустимости непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты болтун...». Следует говорить: «Ты говоришь много и не конкретно... » или вместо фразы «Ты мне не нравишься»,  правильнее сказать «Мне не нравится твой тон обращения» и т. п.

Психологически важно подчеркнуть, что вместо оценок другого человека, мы должны говорить о своих чувствах, которые он (или его действия) у нас вызывает.

6. Правило «Стоп».

Нельзя принуждать человека говорить то, чего он не желает. В этой ситуации каждый может воспользоваться правилом «Стоп».

7. Правило конфиденциальности.

 Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Благодаря соблюдению этого правила, можно не бояться, что обсуждаемые на тренинге проблемы могут стать общеизвестными.

8. Правила совместных поисков.

Говори о том, что происходит в группе, здесь и теперь. Учись доверять своим субъективным ощущениям, они помогают глубже понять, что происходит в самих людях и между ними. Старайся быть открытым, когда говоришь или когда слушаешь других. Сосредотачивайся на том, что говорят и делают другие, старайся осознавать свои чувства, которые возникают в этот момент. Не избегай риска.

Если кого-то из участников группы эти правила не  устраивают, он должен принять решение: либо признать эти правила и следовать им во время работы группы, либо не начинать занятия совсем.

Во время обсуждения правил, психолог должен дать возможность высказаться всем желающим, выслушать все предложения, замечания и обсудить их.

Упражнение 3. «Выбрось пальцы».

Назначение: проверка умения группы действовать согласованно.

Процедура: ведущий предлагает членам группы по его команде «выбросить» пальцы. Упражнение повторяется до тех пор, пока все участники не «выбросят» одинаковое количество пальцев.

Обычно  4 – 6  попыток достаточно, чтобы, группа сориентировалась в ситуации и начала действовать согласованно.

Необходимо обратить внимание на обсуждение самоотчетов членов группы, что способствовало, и что мешало действовать согласованно.

2 этап занятия.

Процедура 1. Участникам раздаются списки качеств, важных для практического психолога. Задача каждого - проранжировать каждое качество по степени важности и определить, в какой мере ему присущи данные качества (поставить себе оценку по 7-балльной шкале). На выполнение этого задания отводится 15 минут.

Процедура 2. Вся группа приступает к выполнению общего задания. В течение 30 минут нужно проранжировать личностные качества по степени их важности. Группа в ходе совместного обсуждения проблемы должна решить, какое качество является самым важным для практического психолога. Потом группа выбирает второе качество и т. д. Спорные проблемы обсуждаются вплоть до полного согласия. По истечении 30 минут, руководитель прерывает работу группы независимо от того, какая часть задания выполнена.

Процедура 3. Самооценка. Членам группы предлагается с учетом только что проведенного анализа поведения каждого участника в групповой дискуссии оценить самого себя по специальному тесту (бланки тестов раз- даются) и проанализировать полученные результаты.

Затем руководитель предлагает обсудить, что происходило в группе во время дискуссии (15 минут).

Перерыв.

Упражнение 1. «Слежка».

До раскрытия содержания упражнения пояснить цели и задачи данного задания.

Перед выходом на перерыв из аудитории каждый член группы выбирает себе «объект слежки» и записывает его имя себе в тетрадь. Задача «сыщика», не раскрывая себя, понаблюдать за выбранным членом группы, выяснить, что он делал во время перерыва, как себя вел, какое у него настроение, самочувствие, настрой на работу. Задача «объекта» - обнаружить «сыщика». После перерыва идет обсуждение полученных данных в следующей последовательности - первый по кругу член группы говорит кто, по его мнению, за ним наблюдал, если отгадал, то «сыщик» рассказывает о наблюдениях, если нет, то «сыщик» сам называется и рассказывает, затем этот «сыщик» говорит о тех, кто наблюдал за ним и т. д. по цепочке. Время - 15 -20 минут.

В конце занятия  - упражнение.

Упражнение 2. «Чистка луковицы».

Цель: четко уяснить, кем вы являетесь в действительности, представить свое внутреннее «Я» и осознать свои цели и желания.

Время: 10 - 15 минут.

Технология выполнения:

Закройте глаза, расслабьтесь.

1. Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее «Я». Это слой ваших  внешних масок и поведения в обществе. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое «Я». Просто наблюдайте этот образ и обратите внимания на него.

2. Объяснение домашнего занятия - заполнение тестов и письменная отработка их дома.

Упражнение «Я-концепция» выполняется на  отдельных листах.

Все упражнения выполняются индивидуально.

В конце занятия - оценка проведенного занятия и своего самочувствия по специальной анкете (см. приложение).

Приложение

АНКЕТА

 Дата                               Ф. И. О.      

  1. Ваше мнение о тренинге (5 баллов)
  2. Ваше самочувствие (5 баллов)
  3. Удовлетворенность своим поведением (5 баллов)
  4. Желание заниматься тренингом (5 баллов)
  5. Кто оказал влияние на ход тренинга
  6. Кто не оказал никакого влияния на ход тренинга
  7. С кем бы Вы хотели играть в ролевой игре

      8.        С кем бы Вы не хотели играть в ролевой игре

ЗАНЯТИЕ 2

Тема 3. Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов.

Занятия начинаются с процедуры приветствия. Затем собираются материалы с выполненным домашним заданием. Преподаватель выясняет, у кого какие были затруднения или неясности при его выполнении.

Далее преподаватель разъясняет основные цели занятия, раскрывает содержание основных категорий и психологических явлений, с которыми придется работать на занятии и потом переходит к упражнению 1.

Упражнение 1. Определение последовательности достижения Вашей цели.

Цель: осознание возможности достижения целей, оптимального количества действий и необходимых средств.

Время: 10 -15 минут.

Технология выполнения:

1. Вначале возьмите лист бумаги и карандаш и вверху запишите цель, которую Вы хотите достичь. Затем разбейте лист на 4 колонки: «Что мне нужно сделать». «Необходимые мне средства», «Порядок выполнения» и «Важность действия».

2. Положив перед собой этот лист бумаги, некоторое время расслабляйтесь и сконцентрируйтесь.

Когда Вы почувствуете абсолютное спокойствие и медитативное состояние ума, начинайте.

3. Начните с обдумывания всех шагов, которые Вам необходимо предпринять для достижения целей. Не пытайтесь оценивать, насколько важны эти действия. Просто запишите все, что Вам приходит на ум, в первую колонку «Что мне нужно сделать». Продолжайте «мозговой штурм» и выдвижение идей, пока Вы не почувствуете, что исчерпали все варианты.

4. Теперь посмотрите на каждое действие, которое Вам необходимо выполнить и напротив него перечислите все необходимые средства, занеся их во вторую колонку «Необходимые мне средства». И также не пытайтесь обсуждать или оценивать ваши мысли.

5. Перейдите к третьей колонке «Порядок выполнения», в которой вы последовательно пронумеруете действия, перечисленные в первой колонке. Начинайте с того действия, которое вы намерены выполнить первым, затем присвойте номер второму действию, третьему и т. д. Если Вы не уверены в их последовательности или думаете, что будете выполнять некоторые действия в одно и то же время, присвойте им одинаковые номера.

6. Вновь посмотрите на действия в первой колонке, и как можно быстрее оцените их по степени важности, поставив в четвертой колонке «Важность действия» соответствующий знак: А - очень важно; В - важно;

С- выполнить, если будет возможность.

Упражнение 2. «Три года» (см. Дж. Рейиуртер).

Цель: как построить свою жизнь при сообщении о близкой смерти.

Технология выполнения:

1. Упражнению должна предшествовать непродолжительная релаксация: следите за своим дыханием, оно должно быть ровным, естественным. Фиксируйте вдох, выдох, отмечайте попутно, какие части, Вашего тела движутся, когда вы дышите ..., заметьте, где Ваше тело касается кресла, стула ..., не напрягайтесь, пусть кресло само держит ваше тело.

2. Представьте, что Вы узнали: Вам осталось жить три года. Вы будете совершенно здоровы все это время. Какова Ваша первая реакция на это известие... Начали ли Вы сразу строить свои планы или разозлились, что Вам дано так мало времени?

3. Вместо того, чтобы испытать ненависть к тому, что «меркнет свет», или завязнуть в трясине фантазий о деталях надвигающейся смерти, решите лучше, как Вам хочется провести это время.

Где бы Вы хотели их прожить? С кем бы Вы хотели их прожить? Хотите ли Вы работать? Учиться? Что обязательно нужно успеть сделать за это время?

 4. После того, как Ваше воображение построит картину жизни в течение этих трех лет, сравните ее с той жизнью, которой Вы живете сейчас.

В чем сходство между ними?

В чем отличие?

Есть ли в этой воображаемой картине: что-то, что Вы хотели бы включить в Вашу нынешнюю жизнь?

5. Теперь хорошенько осознайте, что предположение о Вашей смерти через три года - это только игра воображения, которая понадобилась, чтобы выполнить упражнение. Отбросьте эти мысли. Но оставьте от этой игры то, что Вам подходит и что вы хотели бы сохранить. Запишите, какой опыт Вы приобрели, выполняя это упражнение.

Упражнение 3. «Идеальная модель» (см. П. Ферручи).

Цель: Формирование уверенности в достижимости поставленной цели.

Технология выполнения:

1. Представьте себе жизненную цель, которую Вы стремитесь достигнуть.

2. Выберите качество, которое, как Вам кажется, поможет на данный момент реализовать выбранную цель в жизни.

3. Теперь представьте, что вы обладаете этим качеством и в высочайшей степени его чистоты и интенсивности. Дайте образу оформиться во всех деталях. Смотрите взглядом, который проникнут этим качеством, она в вашей позе и в выражении лица (образ может быть вначале нестабильным, мерцать и исчезать). Удерживайте этот образ некоторое время, поощряя возрастающее выражение выбранного Вами качества.

4. Представьте проникновение в это качество, Ваше слияние с ним, подобно тому, как переодевание в новую одежду.

Проникнувшись образом, почувствуйте, что это качество становится частью Вас. Представьте, каким ощущением сопровождается обладание этим качеством. Почувствуйте, что оно просочилось через Ваше тело, через каждую Вашу клетку, течет в каждой вене, наполняя Вас. Представьте, что это качество пропитывает и Ваши чувства, образ мышления и мотивы.

5. Наконец, представьте себя в одной или нескольких ситуациях повседневной жизни, проявляя это качество в большей степени, чем имели до этого. Представляйте эти ситуации в динамике, со всеми деталями.

После этого упражнения отрабатывается упражнение «Идеальная модель», данное в соответствующей теме учебных материалов к занятиям для участников тренинга. Строится модель деятельности практического психолога «глазами группы».

В конце занятия -  анкетирование и домашнее задание.

ЗАНЯТИЕ 3

Т е м а 4. Прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие

Начало занятия: то же, что и предыдущее.

 Занятие проходит в 2 этапа.

На первом этапе - отработка упражнений «Круг субличностей», «Диалог субличностей».

Второй этап занятия: разработка групповых жизненных ценностей (упражнение 2 в соответствующей теме учебных материалов (раздел II) для участников тренинга).

После выполнения упражнения -  рефлексия проведенной дискуссии.

Завершается занятие упражнением «Общий рисунок».

Назначение упражнения:

Сплочение группы посредством выполнения совместной деятельности (общего рисунка), диагностика социальных установок членов группы.

Процедура: участникам тренинга выдается большой лист бумаги, фломастеры и ставится задача: не договариваясь между собой, нарисовать общий рисунок, представляющий образ группы. После этого рисунок об- суждается:

— что на нем изображено?

— что чувствовали, когда рисовали?

— можно ли по рисунку сделать вывод о настроении и мыслях группы?

Упражнение 1. «Kpyг  субличностей».

1. Перечислите все свои желания, записывая все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что Вы включили и то, что у Вас сейчас есть, и то, что Вы хотели бы иметь в дальнейшем. Например: не болеть, иметь высокий заработок, достигнуть успеха (в чем?), получить квартиру, быть любимым и т. д.

2. Когда в Вашем списке наберется 20 пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания) просмотрите список и выберите 5 -   6 самых существенных. Например: научиться играть в теннис, регулярно плавать, ходить в баню, можно записать, как заниматься спортом или постоянно поддерживать спортивную форму.

Не включайте в окончательный список те желания, которые Вы хотите реализовать только потому, чтобы о Вас хорошо думали окружающие (не свои желания).

3. Проанализируйте окончательный список желаний. Представьте себе, что за каждым из них стоит как бы самостоятельная часть вашей личности (субличность) и дайте ей название. Например, желанию «чтобы успешно учились дети» может соответствовать субличность «отец», а желанию «быть любимым» - «муж» или «любовник» и т.д.

4. Теперь нарисуйте на отдельном листе бумаги круг (на всю страницу). Внутри него круг диаметром 1 - 2 см. Эта центральная часть - Ваше «Я». А окружающее кольцо разбейте на сегменты и разместите в них те 5 - 6 субличностей, которые являются выразителем Ваших желаний.  

Раскрасьте субличности в разный цвет, дайте каждому свое имя.

5. Сравните Ваши желания с жизненными ценностями, список которых Вы составили в ходе выполнения других упражнений. Нет ли между ними противоречий?

Примечание:

 Цель данного упражнения - научиться анализировать свои внутренние побуждения и понять себя, свой центр, свое «Я», усилить его, чтобы это «Я» было способно разрешать конфликты между субличностями.

Игры, в которые играют наши внутренние голоса, становятся деструктивными в том случае, если вы их не осознаете или позволяете себе расслабиться, не предпринимая мер для примирения конкретных сторон.

Упражнение 2. «Диалог субличностей» (см. Дж. Рейнуотер).

Дайте возможность обнаруженным Вами субличностям пообщаться друг с другом и с Вашим «Я», пусть они скажут, за что они ценят друг друга, почему обижаются и чего хотят.

Дайте возможность каждой субличности сказать несколько предложений, начинающихся словами:

«Мне  нравится...»

 «Я обижен...»

«Я хотел бы...»

«Мне представляется...»

Упражнение 3. «Психодрама субличностей» (см. Дж. Рейнуотер).

1. Выберите из группы тех  участников, кто будет выполнять роль ваших субличностей. Дайте им в качестве примера некоторые Ваши диалоги, так, чтобы они получили достаточную информацию для организации действия и смогли изображать именно Ваши, а не свои субличности.

2. Сядьте в центре комнаты и попросите друзей- «актеров» сесть вокруг Вас. По Вашему сигналу они должны начать  говорить с Вами - требовать, угрожать, просить, льстить. Оставайтесь в образе своего «Я», обращая внимание на то, что вы чувствуете по поводу действий и слов каждого.

3. Будьте внимательны. Как дирижер оркестра, руками останавливайте (или приглушайте) излишне напористого и поощряйте и усиливайте робкого.

4. В заключение скажите каждой Вашей субличности, что Вы чувствовали по поводу ее слов и действий, и расскажите ей о том важном месте, которое она будет занимать в вашей дальнейшей жизни.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема 5. Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных форм поведения

Цель: Развитие уверенности в себе.

Процедура приветствия.

Собираются материалы с домашним заданием и обсуждаются возникшие проблемы.

Преподаватель раскрывает основные цели занятия и логику его проведения.

Технология выполнения:

1. Занятие начинается с упражнения 1. «Преодоление сомнений в своей силе», изложенного в занятии 4 раздела II для участников тренинга.

2. Упражнение «Сильные стороны».

З. Упражнение «Список претензий».

4. Упражнение «Мои слабые стороны».

5. Упражнение «Враги».

6. Упражнение «Уверенность в себе» (см. раздел П).

Заканчивается занятие анкетированием и домашним заданием.

 Упражнение «Сильные стороны»

1. Закройте глаза, расслабьтесь и вспоминайте свою жизнь. Не торопитесь, на это отводится 10 минут. Начинайте с самых ранних детских воспоминаний.

Вспомните каждое Ваше достижение, каждую заслугу, каждое совершенное дело, которым Вы можете гордиться.

Откажитесь от любых скромных, искажающих Ваши достоинства замечаний.

Обратите особое внимание на те события, которые без Вашего участия приняли бы совсем другой оборот (например, выступили на собрании в защиту товарища и т. д.).

Не забудьте поступки, которые кому-то могут показаться легкими, но для вас были трудными (например, выучить иностранный язык и сдать кандидатский экзамен; пойти на разрыв отношений с ранее близким человеком и т. д.).

Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Необязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является, может являться точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий «не брал в кавычки» свои слова, не отказывался от них, не умалял своих достоинств, чтобы он говорил прямо, безо всяких «но», «если», и т. д. Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать любых высказываний о своих, недостатках, ошибках, слабостях. Руководитель и все остальные члены группы должны внимательно следить за этим и пресекать каждую попытку самокритики и самоосуждения.

Итак, высказывается первый желающий. Он может говорить о своих сильных сторонах 3 – 4 минуты и даже если закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что другие члены группы остаются только слушателями, они не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснения или доказательств. Может быть, значительная часть времени пройдет в молчании. Человек, говорящий о себе, не обязан обосновывать, почему он считает те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что он сам в этом уверен.

По истечении 3 - 4 минут начинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего выступавшего. И так, пока не выскажутся все по очереди. Руководитель следит за временем и дает сигнал, когда наступает очередь следующего члена группы.

 После того, как все высказались, руководитель раздает листы бумаги и карандаши, предлагая всем попытаться «провести инвентаризацию» своих  сильных сторон и переписать их на листочке. Руководитель предлагает перечислить не только то, о чем уже говорилось  о себе, но и другие сильные стороны, которые каждый  осознает в себе в настоящее время.

После этого группа делится на 3 - 4 подгруппы и обсуждает, как, опираясь на свои  сильные стороны, сделать что-то по-настоящему ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями. Затем вся группа собирается и участники рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать свои сильные стороны в личностном росте.

Упражнение «Список претензий».

Все члены труппы на листах бумаги без подписи записывают свои претензии к остальным членам группы, к руководителям, к группе в целом. Этот список сдается руководителю, он их смешивает, а затем читает вслух всей группе.

Каждый должен высказать свое отношение к полученной претензии, которая адресована ему лично, дать обоснование, почему намерен (или нет) измениться, согласен или нет и т. д.

Упражнение «Мои слабые стороны».

Процедура выполнения та же, что и для упражнения  «сильные стороны». По 3 - 4 минуты каждый член группы высказывается о своих слабых сторонах, акцентируя внимание на ошибках, недостатках.

После выступления всех участников руководитель раздает листы для проведения «инвентаризации» этих слабых сторон, а затем собирает то, что написали члены группы для работы на последнем занятии.

Упражнение «Враги».

Один из участников садится в центр, а группа пытается представить врагов этого человека, людей, которые были, являются или могли бы быть врагами. Их возраст, социальное положение, психологические характеристики, в каких случаях и по какому поводу они стали бы врагами для сидящего в центре.

Находящийся в центре круга анализирует высказывания, предположения группы, если у него есть желание, то реагирует; подтверждая или отклоняя предположения других участников.

Затем в центр садится другой человек, процедура повторяется.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема  6. Развитие творческого потенциала личности

Цель: Развитие творческого потенциала личности.

Материально-техническое обеспечение: бланки методик, видеозаписывающая аппаратура.

Занятие состоит из двух этапов.

На первом этапе проводится тренинг уверенности в себе, отрабатываются упражнения по развитию рефлексии, снятию зажимов, повышению творческого самочувствия (2 часа).

Второй этап — игра, направленная на развитие творческого потенциала личности.

Начало занятия — приветствие членов группы (передача воображаемых друг другу предметов с угадыванием, что же передали).

Затем проверка выполнения домашнего задания. Для того, чтобы творчески мыслить, как минимум, нужно определенное настроение и состояние человека.

Снять плохое настроение, раскрепостить позволяют отдельные упражнения и комплексные технологии. Вы знаете систему аутотренинга, позволяющую человеку регулировать себя, но есть отдельные приемы, которые дают возможность раскрепостить себя, поднять свой творческий потенциал.

Упражнение 1. Научиться образному видению слова (превращать слово в быль).

Мимикой и пантомимикой передать смысл слова «грусть», «мужество», «солнце», «свежий воздух», «море волнуется» и т. д.

Упражнение 2. Уметь неинтересный объект превращать в интересный.

На выбор выполнить задание:

— обращаться с карандашом как с заряженным револьвером;

  • ходить по полу как по луже, по песку;
  • искать сходство между предметами и определенными людьми, между людьми и животными;

— сфантазировать на тему: «каково настроение того или иного неодушевленного предмета?», «сколько ему лет» и т. д.;

— выбрать малознакомое лицо и попробовать представить себе его жизнь во всех подробностях, будущее, настоящее и т. д.

Упражнение 3. «Без маски».  

Все члены группы по очереди берут карточки, которые лежат стопкой в центре круга, и сразу без подготовки продолжают высказывание, которое начато в карточке. Высказывание должно быть искренним, на пределе откровенности, «открытости». Группа оценивает степень искренности. Если признается, что высказывание было искренним, то свою карточку берет следующий  член группы и без подготовки продолжает начатое предложение. Если же группа признала, что высказывание было «зажатым», «шаблонным», то у участника есть еще одна попытка, но уже после всех.

Незаконченные предложения:

  1. Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...
  2.  Мне знакомо острое чувство одиночества, помню...
  3. Особенно мне не нравится, когда ...
  4. Мне очень хочется забыть, что ...
  5. Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды когда...
  6. Однажды меня напугало то, что ...
  7. В незнакомом обществе я, как правило, чувствую...
  8. У меня немало недостатков. Например ...

9.  Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды ...

10. В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя ...

11. Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я …

12. Мне случалось проявить трусость… Однажды, помню ...

13. Особенно меня раздражает то, что…

Упражнение 4.

Цель: развитие, уверенности в наличии способностей (таланта) и возможности достижения поставленных целей.

Время:  5 минут, ежедневно, в течение недели.

Психологическая (теоретическая) основа упражнения.

Каждый человек является тем, кем он себя мысленно представляет. Если вы себя оцениваете положительно, то и чувствовать будете хорошо. Более того, если Вы думаете, что обладаете определенными качествами и талантами, то Вы ими и будете обладать. Даже если Вы сейчас не обладаете этими чертами, то если Вы думаете, что имеете их, Вы разовьете их, и Ваше чувство собственного достоинства стремительно возрастет. Предложенная ниже техника поможет Вам достигнуть того, к чему Вы стремитесь.

 Задание:

1. Запишите Ваши утверждения о том, кто Вы есть или кем Вы можете стать, и о том, что у Вас есть или чего Вы хотите. Например:

  • у меня увлекательная и творческая работа;
  • я коммуникабелен и раскрепощен;

— я добиваюсь успеха во всем, что я делаю и сейчас я успешно справлюсь с поставленной задачей и т. д.

2. Когда Вы закончите писать, выберите самое важное Ваши утверждения и сосредотачивайтесь на них примерно минуту. Потом закройте глаза и повторяйте про себя утверждения помногу раз в течение 2 - 3 минут. Делая это, преобразуйте Ваши утверждения в зрительные образы, т. е. представьте написанное положение перед своим мысленным взором.

Упражнение 5.

 Цель: развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Время: 5 минут.

Психологическая сущность упражнения.

Так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, больше динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности в себе.

Задание:

1. Решите, какой успех наиболее важен для Вас - добиться признания на новой работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно жениться (выйти замуж) и т. д.

2. Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что Вы достигаете этой цели. Представляя свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.

3. Потом представьте, как другие подходят к вам или звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту и Вы взволнованы, принимая похвалы  от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что Вы захотите.

ЗАНЯТИЕ 6.

Тема 7. Методы преодоления жизненных кризисов и развитие эмоциональной устойчивости

Упражнение 1. Осознание жизненных кризисов (см. П. Ферручи).

Цель: осмыслить жизненные кризисы и отработать установку на их принятие.

1. Вспомните 3 кризиса, пережитых Вами в жизни (ситуации, которые вызвали у Вас сильное переживание). Затем сделайте свободный рисунок каждого из них, выражая чувства, которые Вы испытывали во время кризиса и существо случившегося. Рисуйте свободно, не пытаясь сделать рисунок красивым.

2. Теперь возьмите рисунки, представляющие 3 кризиса, и положите их перед собой в соответствии с хронологией событий.

3. Всмотритесь в Ваши рисунки, проследите в них непрерывность, если можете ее почувствовать. Вы можете рассматривать кризис как переход между двумя фазами вашего развития. Попытайтесь усмотрёть в каждом кризисе  новый жизненный импульс, новую черту Вашей личности, которая рождается и прокладывает себе путь.

4. Осознайте также, каким образом Вы встречали - свои кризисы. Пытались ли Вы отстронить или игнорировать их? Усиливали ли возникающую боль, цеплялись ли за старые привычки? Были ли Вы мужественны перед лицом кризисов? Переживали ли каждый кризис по-разному?

5. Помните: кризис означает, что существующий порядок рушится, а новый, возможно, более совершенный, занимает свое место. В период между старым и новым порядком возникают временные дезинтеграция и переживание, боль. Но это естественный процесс, ибо жизнь — это школа, а кризисные ситуации — наиболее важные уроки. Поэтому приятие кризисов, есть самый практический способ быть свободным и в трудной ситуации. Реактивные установки должны измениться на когнитивные.

Упражнение 2. Приятие (см. П. Ферручи).

1. Подумайте о чем-либо из Вашей жизни, к чему Вы испытывали или испытываете благодарность. Это может быть присутствие любимого человека, Ваш талант, красивая природа или цветок и т. д. Представьте его ярко, оценивайте его, думайте о том, что он Вам дает и чему Вы от него можете научиться.

2. Теперь подумайте о чем-нибудь или о ком-нибудь, чего или кого Вы хотели бы избежать в своей жизни. Представляйте его внимательно, разглядывайте всякую Вашу реакцию на него. Наблюдайте за реакциями, не пытаясь препятствовать или остановить их. Проследите Вашу обычную стратегию неприятия, осознайте, как это проявляется на уровень Вашего тела, чувств, мышления.

3. Вернитесь мысленно к тому предмету, что вызывает Вашу благодарность. Представьте себе его еще раз, подумайте о нем с пониманием и как можно пол нее осознайте Ваше приятие.

4. Теперь обратитесь снова к неприятной ситуации с тем видом приятия, которое у Вас возникло. Представьте временный характер неизбежности этой неприятной ситуации. Поймите, что тот же самый мир, который преподносит приятное, также способен и на неприятности, и допустите к себе, если чувствуете готовность и желание, установку сознательного, намеренногo приятия.

Упражнение 3. «Чемодан».

Один из членов группы выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу «чемодан». В этот «чемодан» набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, в чем его отрицательные проявления, и над чем ему необходимо активно поработать. Здесь помогут листы «инвентаризации» слабых сторон, которые есть у  руководителя.

Выбирается «секретарь», он делит лист вертикально чертой пополам, на одной стороне ставится «+», на  другой « — ».  Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5 - 7 характеристик с той и другой стороны. Затем входит член группы и ему зачитывается и передается этот  список.

Выходит следующий участник и процедура повторяется.

В конце занятия с участниками тренинга составляется соглашение (Упражнение «Соглашение» приведено в учебных, материалах раздела  II, занятие 6). Листы с соглашением и домашним адресом сдаются преподавателю.

Заканчивается занятие анкетированием и домашним заданием.

БИТЯНОВА Надежда Ростиславовна

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА.

Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников.

Учебное пособие  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг "Личностный рост педагога"

Данная разработка предназначена для школьных психологов, которые смогут формировать внутренние позиции успешного педагога с помощью данных упражнений....

Тренинг личностного роста для молодых специалистов «Успешный человек – это я».

Деятельность преподавателя сложна и многогранна. В процессе ее осуществления начинающий педагог сталкивается с определенными затруднениями. Это нехватка времени для выполнения каких-то дел, в том числ...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Программа тренинга личностного роста "Познай себя"

Тренинг "Пойми себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, р...

"Тренинг личностного роста педагогов в условиях перехода к реализации ФГОС в основной школе".

Методическая разработка тренинга личностного роста будет полезна психологам школы, практикующим практические групповые занятия по развитию личности педагогов. Тренинг способствует развитию умения проя...