Методические рекомендации психолога для подготовки учащихся к ЕГЭ в соотнесенности с психофизическими возрастными возможностями.
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (9, 11 класс) на тему

В данной рекомендации говорится о психофизических характеристиках  разных возрастов. Какие возникают педагогические трудности и как помочь ребенку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации психолога
для подготовки учащихся к ЕГЭ
в соотнесенности с психофизическими возрастными возможностями

Психофизиологические характеристики, характерные для данного возраста (норма)

Педагогические трудности

Рекомендации учителю

Возраст 6-8 лет

  • Недостаточно укреплен костно-мышечный аппарат, слабые пальцы
  • Резко снижается количество движений
  • Не отработана координация движений при выполнении мелких, но сложных операций, связанных с написанием букв и выполнением трудовых действий
  • Изменения к худшему во внешности, сне, аппетите
  • Понижение сопротивляемости болезням, плохое самочувствие
  • Сильное утомление кисти рук и пальцев ребенка
  • Ухудшение почерка, отвращение к письменным работам
  • Не требовать от ученика переписывать по несколько раз работу заново
  • Не злоупотреблять однообразной  тренировочной деятельностью
  • Через совместный разбор выполненного задания формировать у ребенка привычку к самооценке
  • Мозг в развитии, приобретает способность различать условные раздражители, выделять наиболее значимые сигналы, реагировать именно на них
  • Мышление наглядно-образное
  • Велика значимость первой сигнальной системы
  • Расширяется смысловое значение слова
  • Наступает нервное перенапряжение, тормозная реакция и отключение ребенка при повышении скорости говорения более 120 слов в минуту и громкость в 6 дБ. Следствие этого – резко падает точность восприятия

  • Не злоупотреблять словесными формами обучения
  • Любая информация должна подаваться не только на словесном уровне, но и с помощью зрительного и действенного подкрепления
  • Использовать прием «попутного научения» - удерживать внимание учеников внешними воздействиями игрового характера, одновременно удерживая внимание школьника на нужном способе действия
  • Усиливается противодействие детей длительным нравоучениям, пояснениям
  • Нежелательные защитные поведенческие реакции
  • Гасится положительное отношение к учебному труду
  • Появляется страх не соответствовать социальным требованиям, потерять отношение окружающих, показаться смешным  
  • Сформировать у учащихся ответственность как качество личности в процессе выполнения ребенком постоянных поручений
  • В процессе обучения создавать ситуацию успеха;  так как ребенок чувствителен к оценке своей деятельности учителем, чем к ее результатам
  • Повышенная любознательность
  • Ребенок проводит сравнения по разным неоднородным свойствам и признакам
  • Снижается уверенность ребенка в успешности его деятельности и обучаемости
  • Слабо развита способность различать признаки предметов, улавливать их сходство; сравнивать вое решение с заданным учителем образцом и правилом
  • Не подавлять индивидуальности ребенка, не требовать от него непосильного; ценить то, что есть
  • Постоянно напоминать правило и повторять образец перед тем, как дать учащимся задание выполнить определенное действие
  • Уделять больше внимания специальному обучению, сравнивать, выделять признаки сходства и различия предметов
  • Ребенок учится управлять самим собой
  • Переход из игровой в учебную деятельность
  • Осознание того, что учеба – это труд
  • Бурное развитие лингвистических способностей
  • Синзитивный период для музыкальных способностей
  • Умение доводить игру до конца
  • Чувство страха перед ответом
  • Неумение обосновать свой ответ
  • Привязанность к одному учителю
  • Растерянность перед требованиями учебной деятельности
  • Недостаточная сформированность наглядно-образного мышления
  • Умение приспосабливаться к ситуации
  • Вводить в учебную деятельность через игру
  • Использовать для объяснения материала тактильную память ребенка
  • Учить работать в коллективе
  • Снять страх перед любой деятельлностью
  • Психо-эмоциональное состояние на уроке должно быть положительным

Возраст 8-12 лет

  • Мозг довольно пластичен, не перегружен информацией и образцами
  • Стабилизируется возрастное дрожание рук; уверенность и овладение практическими умениями проходит успешнее
  • Возрастает раздражительность как производная от утомляемости
  • Становится невозможным управление отсталыми детьми
  • Регулировать индивидуальные особенности учащихся:
  • импульсивность одних надо притормаживать
  • неуверенность, робость, медлительность других надо растормаживать
  • на уроках принимать специальные меры для снятия утомления
  • Показатели координации движений, регуляции деятельности, успешность выполнения заданий дают высокие по частоте и амплитуде колебания
  • Затрудняется формирование и использование моторных умений
  • Резко повышается нервозность и напряженность, ухудшается качество знаний, и появляется заторможенность реакций
  • У учащихся с возбудимой нервной системой вырабатывать моральную готовность к неприятности, снижая их остроту
  • Дети эмоциональны и доверчивы, внушаемы, отличаются некритической подражательной восприимчивостью
  • Появляется приверженность к группировкам, которые уже не концентрируются вокруг учителя
  • В бодром состоянии проявляется обостренное чувство справедливости

  • На уроках создавать положительную и доброжелательную атмосферу
  • Мотивы индивидуального характера постепенно уступают место мотивам долженствования по отношению к другим
  • Возрастает конфликтность, особенно во второй половине дня (на это время приходится 88% всех конфликтов и нарушений дисциплины за день)
  • Включать ребенка в активную деятельность
  • Спустя некоторое время спокойно оценить с ребенком его поступки и ситуацию
  • При необходимости провести ненавязчивый анализ и дать совет
  • Не как надо бы делать, а как надо поступить
  • Осознание общих принципов классификации
  • Выделение общего доставляет удовольствие – увлечение

  • Энергозатраты, связанные с адаптацией учащегося к новым требованиям, превышающие скорость их восстановления организмом ребенка, ведут к развитию сосудистой недостаточности, малокровию мозга, понижению работоспособности и резкому спаду качества знаний
  • Создавать благоприятные ситуации для выхода стрессов в активной физической нагрузке
  • Возможно использование приемов для снятия стрессов:
  • «оречевить» его проговариванием, излиянием души, но безо всяких оценок поступков ребенка, только поощрять к рассказыванию
  • срочно включить ребенка в какую-нибудь активную деятельность
  • дать что-то съесть или выпить горячего чая
  • Формируется ответственность, как чувство и убеждение, чувство долга, совести, вины
  • Не всегда дети могут устоять перед искушениями, не хватает волевых качеств
  • За совершенный поступок – вызвать у ребенка чувство вины, показав ему всю неприглядность его поступка (до этого он чувство вины не испытывал, наказания не мог воспринимать как заслуженные)
  • Завершение формирования наглядно-образного мышления
  • Умение ставить перед собой цель
  • Умение выделять учебные задачи
  • Умение работать самостоятельно в паре с товарищами
  • Темп чтения 80-90 слов в минуту (вслух), 100-130 (про себя)
  • Умение анализировать, обобщать, сравнивать, т.е. выполнять мыслительные операции на осознанном уровне
  • Уметь осознанно делать выводы
  • Уметь аргументированно отстаивать свое мнение
  • Не воспринимает объяснения учителя на слух
  • Работа на механической памяти
  • Занижен темп чтения вслух
  • Нежелание развивать понятийное мышление
  • Ориентация на отметку
  • Повышать мотивацию на учебную деятельность
  • Подтверждать свое объяснение наглядностью
  • Постоянно показывать алгоритм учебной деятельности
  • Повышать технику смыслового чтения
  • Психологически готовить ребенка к обучению в среднем звене
  • Интенсивный рост
  • Первый пубертатный период
  • Знакомство со своими способностями
  • Умение работать с планом,

тезисом,

конспектом,

схемой,

таблицей,

  • Управление своим вниманием
  • Умение оценивать свою учебную деятельность посредством сравнений
  • Умение работать с дополнительной литературой и справочным материалом
  • Умение слушать объяснение учителя, ответы учеников и запоминать
  • Владение монологической речью, диалогом

  • Частые заболевания
  • Неадекватные реакции на окружающих
  • Подавленное настроение
  • Бросают работу, если трудно или не интересно
  • Отказываются публично выступать
  • Не реагируют на отрицательные отметки
  • Помнить, что ведущая деятельность – общение
  • Использовать на уроке личностные особенности ребенка
  • Учить ребенка преодолевать себя
  • Нельзя допустить, чтобы ребенок занимался только тем, что у него хорошо получается

Возраст 12-15 лет

  • Подростковый кризис, гормональная буря
  • Период неустойчивости и неуравновешенности
  • Нервная система находится в стадии активного формирования
  • Начало полового созревания
  • Подъем жизнерадостности, стремление к активным действиям
  • Сердце не успевает за ростом. Рост – тягчайшая работа организма. Следствие – полусонная задумчивость, бледность, вялость
  • Психическое развитие неравномерное. Находится на невысоком уровне, а в период полового кризиса оно может затормаживаться и снижаться
  • Создание условий для хорошего эмоционального самочувствия ребенка
  • Учебная деятельность через общение
  • Интенсивно развивается логическая память, вырабатывается умение логически обрабатывать материал для предметного запоминания
  • К 13 годам формируются физиологические основы направленного внимания. Развивается понятийное мышление
  • В период полового созревания затрудняются операции с символами, трудно воспринимаются отвлеченные понятия
  • Преобладает механическое запоминание, зубрежка – ведущая к перегрузке
  • Немногие учащиеся владеют приемами группировки, классификации, сравнения
  • Использовать возможные вспомогательные средства для запоминания
  • Повторно обратиться к алгоритму учебной деятельности
  • Формируется представление о собственной личности, не всегда правильное и устойчивое
  • Подросток ищет покровителя. Идеализирует сильного и слабого
  • Сравнение себя с другим
  • Несоответствие уровня притязаний подростка его возможностям
  • Помочь подростку в самооценке своих личных качеств
  • Становление стержневых избирательных интересов
  • Работа в профориентационном направлении (выбор профиля)
  • Устойчивость саморегуляции низкая
  • Общественные интересы неустойчивы
  • Интерес к предмету слаб – определяется отношением к учителю
  • Выработка навыков саморегуляции
  1. способности к достижению цели
  2. потребности подростка в самовоспитании
  • Уважение и любовь к учителю – одно из главных условий эффективности обучения
  • Поведение взрывоопасное, вызванное высокой тревожностью, источником которой является реальная неуспешность школьника в двух значимых для него областях: учение и общение со сверстниками, особенности его самооценки и неблагоприятный социальный опыт, перенесенные жизненные неудачи
  • Несформированность приемов мыслительной деятельности
  • Несформированность словарно-логического мышления
  • Неумение делать выбор
  • Развивать и поощрять появление хороших черт
  • Уровень психического развития учащихся не в состоянии в полной мере обеспечить возможность успешного усвоения всего учебного материала и овладения всеми необходимыми навыками
  • Нет гармонии с самим собой
  • Неспособность понять изучаемый материал, необходимость действовать на уровне зубрежки вызывает страх, неуверенность в оценочных ситуациях
  • На уроке преобладают пассивные формы деятельности по принуждению учителя. В коллективную форму деятельности включаются неохотно
  • Велики различия в степени интеллектуального и мотивационного развития школьников
  • Не делать попыток публично разбирать поступки ребенка, ставя его перед классом
  • Следить за предупреждением необдуманности в решениях, высказываниях
  • Не снижать объем индивидуальной работы
  • Порекомендовать позаниматься с другими педагогами
  • Бегло – в темпе свободной речи выразительно читать научно-популярные, публицистические тексты
  • Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины
  • Неумение составлять план ответа
  • Давать задания творческого характера
  • Рекомендовать для работы словари и энциклопедии

16-17 лет

У выпускников школы умения должны перейти в навыки:

I. Учебно-организационные умения и навыки.

  1. Владеть сформированными умениями и навыками учения и самообразования:
  • Умение определять учебные задачи
  • Умение определять наиболее рациональную последовательность действия по выполнению учебной задачи
  • Руководить учебной работой своей группы  для выполнения учебной задачи
  • Рационально использовать время для выполнения домашнего задания
  • Адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные, индивидуальные особенности
  • Владеть различными средствами самоконтроля с учетом спецификации изучаемого предмета
  • Оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами
  • Определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины

II. Учебно-информационные умения и навыки.

  1. Владеть системой сформированных навыков чтения, пользоваться всеми разновидностями чтения, определять цель чтения, темп чтения – не менее 180 слов в минуту, 310-330 (про себя)
  2. Владеть умением составлять сложные планы, таблицы, графики, схемы, тезисы, аннотации, памятки, выписки, рецензии, конспекты.
  3. Уметь составлять реферат по определенной форме, доклад
  4. Грамотно, индивидуальным почерком списывать и писать под диктовку тексты – 125-135 знаков в минуту
  5. Создавать тексты различных типов, владеть различными видами изложения текста
  6. Самостоятельно осуществлять наблюдение, использовать различные виды наблюдений, определять, исходя из учебной задачи необходимость использования непосредственного наблюдения или опосредованного
  7. Использовать, исходя из учебной задачи различные виды моделирования

III. Учебно-коммуникативные умения и навыки

  1. Различать характер вопросов и отвечать в соответствии с ним
  2. Вести диалог по материалам разных учебных и свободных тем
  3. Готовить и писать доклад на основе систематизации большого объема информации
  4. Владеть основными видами письменных работ:
  • Словарный диктант – 50 слов
  • Списывание – 210 слов
  • Сочинение – 4,5-7,8 страниц
  • Диктант – 170 слов
  • Темп письма – 125-135 знаков в минуту
  1. Уметь оформлять лекционный материал, вести записи по ходу лекции, правильно сокращая слова
  2. Владеть монологической речью, вести диалог, дискуссию
  3. Переводить письменную речь в устную, самостоятельно преобразовав доклад в выступление
  4. Создавать связные высказывания (различные по стилю, типу речи, композиции) на основе сравнения фактов, явлений

IV. Учебно-интеллектуальные умения и навыки

  1. Уметь выделять главное
  2. Пользоваться различными видами анализа и синтеза
  3. Анализировать методы предстоящей работы
  4. Уметь обобщать, сравнивать, наблюдать, экспериментировать, систематизировать
  5. Употреблять в своей речи различные понятия, термины, зная их смысл
  6. Вести дискуссии, имея независимое суждение
  7. Отстаивать свою точку зрения, спорить, излагать смысл своими словами

Материалы подготовлены психологом ГМЦ УО Н.Д. Королевой на основе трудов Выготского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации психологов по подготовке учащихся к экзаменам

Рекомендации психологов по подготовке учащихся к экзаменам...

Методические рекомендации коллегам по подготовке и работе с учащимися над исследовательскими проектами

Из опыта исследовательской работы с учениками  выполнена учителем биологии МКОУ СОШ №251  с углубленным изучением отдельных предметов ЗАТО город Фокино Приморского края Щеколдиной Маргаритой...

Практические рекомендации психолога при подготовке к экзаменам для педагогов

Практические рекомендации психолога при подготовке к экзаменам для педагогов...

Рекомендации психолога по подготовке учащихся к экзаменам

Рекомендации психолога по подготовке  учащихся к экзаменам...

Рекомендации психолога при подготовке к ЕГЭ - 2017

Как создать для ребёнка спокойную атмосферу при подготовке к экзамену? Как правильно распределить время на подготовку? Об этом и многом другом в рекомендациях психолога при подготовке к экзамену....

Методические рекомендации психолога при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Методические рекомендации психолога при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...