Подростки...знакомые "незнакомцы"
презентация к уроку по психологии (8 класс) на тему

Нехаёнок Марина Альбертовна

Опыт работы педагога-психолога  с подростками отражен в данной презентации. Может использоваться  на родительских собраниях

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Подростки… Знакомые «незнакомцы».
Размышления на тему педагога-психологаМБОУ Гимназия №1 М.А. Нехаёнок

Слайд 2
Подростничество — это период становления личности. В данном возрасте формируются черты характера и основные формы поведения, складываются основы нравственности.
МОТИВАЦИОННЫЕ ЛИНИИ ПОДРОСТНИЧЕСТВА
Само-познание
Самовыражение
Само-утверждение

Слайд 3
Подростковый возраст
переломный
критический
переходный
трудный
возраст полового созревания
Подросток
– …«уже не ребёнок, но ещё не взрослый !!!»

Слайд 4
Три ступени подросткового возраста
Младший подростковый возраст 10-13 лет
Средний подростковый возраст 13-15 лет14 лет – наиболее опасный
Старший подростковый возраст 15-18 лет

Слайд 5
Физиологические
Психологические
Мировоззренческие

Слайд 6
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Меняется телосложение (рост, вес, пропорции).Наступает половая зрелость.

Слайд 7
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений

Слайд 8
Каковы ощущения подростка?
Внутренний КонфликтЯ – уникальная личностьЯ – такой же как и все
Чувство взрослости
Половое созревание
Быстрая смена настроения

Слайд 9
Смена настроения
Потребность в общении сменяется желанием уединиться; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,Веселье, радость может быстро смениться апатиейПовышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью Неустойчивость интересов

Слайд 10
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА
Влечение к другому полу.Неконструктивные отношения с окружающим миром. Эгоцентризм.Личностная нестабильность.Стремление к самостоятельности, к независимости. Активное формирование самосознания и рефлексии.Открытие своего внутреннего мира. Перестройка мотивационной сферы.

Слайд 11
Внутренний конфликт
Я должен выглядеть как все в моей компании. Я не должен выделяться в классе.
Я – это я. Я сам всё знаю! Я буду делать всё так, как считаю нужным!

Слайд 12
Они по-разному чувствуют запахи, видят цвета, ощущают остроту ситуации. Для девочек характерна ранняя социализация, мальчики же более инфантильны. При проведении уроков девочкам можно давать большее количество заданий, чтобы они включали разные каналы связи (я слышу, я ощущаю, я чувствую…), мальчикам нужна поддержка. И всем ученикам необходимо создавать ситуацию успеха.
Отличительные особенности девочек и мальчиков

Слайд 13
КРИЗИСНЫЙ ВОЗРАСТ
недовольством своей внешностью; чувством наступающей взрослости (страх); формированием образа «Я»; идентификацией с образом пола;пониженной самооценкой.
Подросток подвержен сильнейшим переживаниям:

Слайд 14
Мировоззренческие изменения:
Переоценка ценностей. Устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, не зависимые от случайных влияний. Сомнение. Формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. Формирование убеждений.

Слайд 15
Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и подчас неадекватным

Слайд 16
Основной закон, на котором строится поведение подростка Любое поведение подчинено общей цели чувствовать себя востребованным: ощущать свою состоятельность в интеллектуальной сфере (учении); чувствовать свою значимость в семье и коллективе, в котором подросток находится; вносить свой ,особый ,вклад в жизнь семьи , класса (реализация творческого потенциала).

Слайд 17
В свободное от уроков время подростки любят: проводить с друзьями на улице –52 %, участвовать в вечерах и дискотеках — 13 %, заниматься в спортивных секциях и кружках — 34 %. Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован.

Слайд 18
Вредна ли свобода для подростка?
В отношении с детьми, особенно в подростковом возрасте, необходимо придерживаться умеренности во всём – не лишать детей того, что им необходимо, но не потакать всем их желаниям. Необходимо интересоваться, с кем общается Ваш ребёнок, знать имена и интересы друзей. Вести беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать ему разбираться в людях и их поступках.

Слайд 19
Каково влияние улицы на поведение детей?
Если подросток проводит много времени на улице, в компании случайных людей, он привыкает к такому времяпрепровождению и начинает получать удовольствие от такой «свободы» и «общения». Подростки привыкают бездельничать дома и в школе, не задумываются о своём будущем. В дальнейшем дети будут следовать только своим желаниям, избегая родительского воспитания и указаний учителя.

Слайд 20
Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, употребление алкоголя, наркотиков, тусовки , (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копирует любые взрослые отношения
Чувство взрослости

Слайд 21
Несчастная любовь или «мода»?

Слайд 22
Анкета «Я в гимназии»
Вопрос



да
нет
да
нет
да
нет
1
Нравится ли тебе учиться в нашей гимназии?
56%
44%
74%
26%
73%
27%
2
Любишь ли ты свой класс?
63%
37%
93%
7%
64%
36%
3
С удовольствием ли возвращаешься в школу после каникул?
22%
78%
43%
57%
14%
86%
4
Есть ли у тебя друзья в классе?
93%
7%
96%
4%
100%
-
5
Испытываешь ли ты удовольствие от учебы в своей гимназии?
33%
67%
43%
57%
55%
45%

Слайд 23
Анкета «Я в гимназии»
Вопрос



да
нет
да
нет
да
нет
6
Хотел бы ты перейти в другую школу?
59%
41%
30%
70%
23%
77%
7
Считаешь ли ты, что часто к тебе относятся несправедливо?
67%
33%
43%
57%
36%
64%
8
Ты с гордостью рассказываешь окружающим о своей гимназии?
30%
70%
43%
57%
50%
50%
9
Есть ли у тебя любимый учитель (учителя)?
96%
4%
87%
13%
91%
9%
10
Ты хотел бы стать учителем?
11%
89%
17%
83%
9%
91%

Слайд 24
Дети
Родители
Самоутвердиться любыми способами
Как себя вести: запрещать или разрешать
Этот период психологи называют самым конфликтным

Слайд 25
Отношения с родителями
Появление критики и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Ослабевание эмоциональных связей и влияния семьи.Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.

Слайд 26
При этом
Появляются ростки нового позитивного отношения к родителям: развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе.

Слайд 27
1. Чего ты ждешь от семьи, в которой живешь?




хорошей организации быта
4%
4%
17%
радости общения
48%
35%
48%
покоя и защищённости
48%
61%
35%

Слайд 28
2.Как ты думаешь, что более всего заботит твоих родителей?




Твое здоровье
67%
61%
83%
Твоя хорошая учёба
18%
31%
13%
Твоё трудовое участие в жизни семьи
15%
8%
4%

Слайд 29
3. Одинок ли ты в семье?




да
15%
21%
4%
нет
55%
48%
74%
не знаю
30%
31%
22%

Слайд 30
4.Какая из приведенных ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?




быть материально обеспеченным 
22%
17%
35%
быть счастливым
70%
74%
61%
иметь много друзей
8%
9%
4%

Слайд 31
5. Что для тебя вечер дома?




Радость общения  
67%
26%
43%
Возможность быть самим собой
30%
35%
26%
Мучение и пытка
3%
39%
22%

Слайд 32
6.Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на семью твоих родителей?




да 
44%
21%
35%
нет
37%
65%
39%
не знаю
19%
14%
26%

Слайд 33
Главным для подростка со стороны семьи является:
ЛюбовьДовериеПониманиеПоддержка

Слайд 34
Правила для родителей подростков. Вам необходимо:
Помочь подростку найти компромисс души и тела.Все замечания делать в доброжелательном , спокойном тоне, без ярлыков.Помнить, пока развивается тело подростка, болит и ждёт помощи его душа.Не перегружать подростка опекой и контролем.Демонстрировать взаимное уважение.Поддерживать подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.Набраться мужества. Изменения в подростке требуют практики и терпения.

Слайд 35
Как с ним (с ней ) обращаться?
Старайтесь, говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.Будьте открыты для общения с ребёнком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

Слайд 36
Как с ним (с ней ) обращаться?
4) В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.5) Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.6) Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка.

Слайд 37

Успехов Вам, уважаемые родители!
Доброго пути тебе ,подросток!!!