программа "Психология общения" Дорогая НВ
рабочая программа по психологии (7, 8, 9 класс) на тему

Дорогая Наталья Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Психология общения»

Уровень программы:  ознакомительный.

Возраст обучающихся: 13–15 лет.

Срок реализации: 1 год.

Составители:

Дорогая Наталья Владимировна, педагог-психолог ГБОУ г. Москвы школа № 2128 «Энергия»

Москва, 2016 

Пояснительная записка

«Я есть. И я имею право быть!»

 Одно из ключевых направлений модернизации системы российского общего образования является профильное обучение. Среди целей его внедрения называют расширение возможностей социализации обучающихся. Социализация, в свою очередь, подразумевает наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psihologiya_obshcheniya_dorogaya.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Психология общения»

Уровень программы:  ознакомительный.

Возраст обучающихся: 13–15 лет.

Срок реализации: 1 год.

Составители:

Дорогая Наталья Владимировна, педагог-психолог ГБОУ г. Москвы школа № 2128 «Энергия»

Москва, 2016 

Пояснительная записка

«Я есть. И я имею право быть!»

 Одно из ключевых направлений модернизации системы российского общего образования является профильное обучение. Среди целей его внедрения называют расширение возможностей социализации обучающихся. Социализация, в свою очередь, подразумевает наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества.

Кроме того, современное общество предъявляет ряд широких требований к молодым людям, выполнение которых тесно связано с возможно более полным раскрытием их способностей. Таким образом, в рамках компетентностного подхода (и не только) умение эффективно взаимодействовать с окружающими является одним из важнейших навыков, необходимых для успешной социализации. Этим определяется актуальность разработки данного курса «Психология общения».

Направленность

Социально-педагогическая

Актуальность

Данная программа разработана для учащихся 8-х классов, возраст которых является одним из критических периодов развития личности. Они хотели бы приобрести навыки ориентации в сложных жизненных ситуациях, чтобы находить оптимальный способ поведения. Способность строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия в общении предопределяет будущий успех, в том числе и в профессиональной карьере. Если необходимые навыки не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачу в профессиональных и неформальных отношениях, оказывается коммуникативно некомпетентным и личностно зависимым.

Специфика программы  обусловлена одним из основных принципов, разработанных в отечественной социальной психологии, - принципом взаимосвязи и органического единства общения с деятельностью. Поэтому занятия строятся на сочетании теоретического материала и отработки его в различного рода упражнениях и заданиях в игровой форме. Это позволяет не только повысить мотивацию обучения, но и закрепить полученные знания в практической форме.

Программа основана на выделенной Г.М. Андреевой структуре общения: 1. коммуникативная сторона общения, понимаемая как обмен информацией между общающимися индивидами; 2. интерактивная сторона общения, заключающаяся в обмене знаниями, идеями и действиями; 3. перцептивная сторона общения, означающая процесс восприятия и познания партнерам по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Эти блоки представлены в программе не по отдельности, а в различных упражнениях и заданиях, которые хорошо разработаны в отечественной психологии.

Программа предусматривает проведение занятий в форме тренингов, которые включают в себя небольшие информационные сообщения ведущего, упражнения и игровые задания, а также проведение тестов, иллюстрирующих некоторые разделы программы Коммуникативные навыки формируются на стыке процессов непосредственного общения и усвоения опыта этого общения.

Цели и задачи работы программы  «Психология общения»

Целью является создание условий для повышения уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

1. формировать систему базовых понятий в области психологии общения;

2. способствовать развитию навыков эффективного общения;

3. совершенствовать умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей, а также способности к рефлексии;

4. углубить мотивацию для дальнейшего саморазвития обучающихся.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы

Учащиеся 7-9 классов, возраст 13-15 лет

Срок реализации

36 недель

Формы и режим занятий

Форма занятий – групповая. Наполняемость группы – не более 15 человек (набор осуществляется без предварительного отбора, по желанию и интересу учащегося). Режим занятий: 1 час х 1 раз в неделю. На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о функциях и структуре общения, его видах, эффективных средствах взаимодействия, модальностях общения, видах невербального общения, эффектах межличностного восприятия; знает способы передачи информации при общении, коммуникативные барьеры и способы их преодоления, виды вопросов, правила хорошего слушания, способы кодирования и декодирования информации, особенности вербального и невербального поведения «визуалов», «аудиалов», «кинестетиков», механизмы взаимопонимания в процессе общения; умеет адекватно передавать свои чувства при восприятии партнера по общению, вставать на позицию партнера, определять ведущий канал восприятия как собственный, так и собеседника, использовать пространственное расположение партнеров для эффективной коммуникации, расшифровывать невербальные сигналы других участников общения; владеет различными способами вербальной и невербальной передачи информации в процессе коммуникации.

Текущий и итоговый контроль

Контроль осуществляется через выполнение  учащимися текущих упражнений,  итоговых  работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

  Практика

1

Личность и её индивидуальные особенности

3

2

5

1.1

Теории личности

1

1

1.2

Темперамент

0,5

0,5

1

1.3

Способности

0,5

0,5

1

1.4

Эмоции

0,5

0,5

1

1.5

Характер. Акцентуации  характера

0,5

0,5

1

2

Я-концепция

3,5

12

15,5

2.1

Знания и убеждения (Образ «Я»)

0,5

1,5

2

2.2

Самооценка

0,5

1,5

2

2.3

Поведение в «Я-концепции»

0,5

1,5

2

2.4

Защитные механизмы психики

0,5

1,5

2

2.5

Стереотипы

0,5

1,5

2

2.6

Нравственность и ценностные ориентации

0,5

1,5

2

2.7

Активность личности и ведущие стороны жизни

0,5

0,5

1

2.8

Игра, как инструмент самопознания

2,5

2,5

3

Психология общения

5

3,5

8,5

3.1

Психология человеческих взаимоотношений

1

1

3.2

Восприятие при общении

0,5

0,5

1

3.3

Содержание межличностного восприятия

0,5

0,5

1

3.4

Роль межличностного общения в развитии личности

0,5

0,5

1

3.5

Общение и психологические средства общения

0,5

0,5

1

3.6

Психология эффективного влияния

0,5

0,5

1

3.7

Общение и проблемы его изучения

0,5

0,5

3.8

Барьеры общения

0,5

0,5

1

3.9

Техника общения

0,5

0,5

1

4

Этика и этикет

3,5

3,5

7

4.1.

Культура поведения

2,5

0,5

3

4.2.

Культура внешнего вида

0,5

0,5

1

4.3.

Культура общения

0,5

2,5

3

ИТОГО

15

21

36

Методическое обеспечение программы

ТЕМА

Формы организации учебного процесса

Методы

Дидактические наглядные

пособия

РАЗДЕЛ  I Личность и её индивидуальные особенности

Теории личности

Лекция с элементами беседы

Объяснительно-иллюстративный метод,  вопросно-ответный.

Доска, схемы

Темперамент

Лекция. Тестирование.  

Метод самостоятельной работы, вопросно-ответный.

Бланк теста

Способности

Лекция с элементами беседы, упражнения

Объяснительно-иллюстративный, игровой, вопросно-ответный.

Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Эмоции

Беседа, интерактивные упражнения

игровой, вопросно-ответный.

Раздаточный материал: карточки с заданиями.

Характер. Акцентуации  характера

Лекция. Тестирование

игровой, вопросно-ответный. Метод самостоятельной работы

Бланк теста

РАЗДЕЛ  II. Я-концепция

Знания и убеждения (Образ «Я»)

Лекция с элементами беседы

вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы

Раздаточный материал: бланки с информацией по теме.

Самооценка

Практикум

метод групповой работы

Дидактические наглядные пособия не требуются

Поведение в «Я-концепции»

Лекция с элементами беседы, практические упражнения

Наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы

бланки с информацией по теме.

Защитные механизмы психики

Лекция с элементами беседы

Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой

Раздаточный материал: карточки с заданиями

Стереотипы

Лекция с элементами беседы

вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, метод групповой работы

Раздаточный материал: бланки с информацией по теме.

Нравственность и ценностные ориентации

Практикум

метод групповой работы

Дидактические наглядные пособия не требуются

Активность личности и ведущие стороны жизни

Лекция с элементами беседы, практические упражнения

Наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы

бланки с информацией по теме.

Игра, как инструмент самопознания

Лекция с элементами беседы

Объяснительно-иллюстративный метод, наглядный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой

Раздаточный материал: карточки с заданиями

РАЗДЕЛ  III. Психология общения

Психология человеческих взаимоотношений

Беседа, интерактивные упражнения

вопросно-ответный, метод самостоятельной работы, игровой

Восприятие при общении

Лекция с элементами беседы

Объяснительный метод, вопросно-ответный, метод самостоятельной работы

Содержание межличностного восприятия

Лекция с элементами беседы, практические упражнения

Наглядный метод, вопросно-ответный, метод

бланки с информацией по теме.

Роль межличностного общения в развитии личности

Лекция с элементами беседы

Объяснительно-иллюстративный метод

Раздаточный материал: карточки с заданиями

Общение и психологические средства общения

Лекция с элементами беседы

вопросно-ответный, метод

Психология эффективного влияния

Практикум

метод групповой работы

Общение и проблемы его изучения

Лекция с элементами беседы, практические упражнения

Наглядный метод, вопросно-ответный

бланки с информацией по теме.

Барьеры общения

Лекция с элементами беседы

Объяснительно-иллюстративный метод

Раздаточный материал: карточки с заданиями

Техника общения

Лекция с элементами беседы

Объяснительно-иллюстративный метод

РАЗДЕЛ  IV. Этика и этикет

Культура поведения

Лекция с элементами беседы

Объяснительный метод, вопросно-ответный

Дидактические наглядные пособия не требуются

Культура внешнего вида

Лекция с элементами беседы

Объяснительный метод, вопросно-ответный

Дидактические наглядные пособия не требуются

Культура общения

Лекция.  Практикум. Тестирование.

Объяснительный метод, вопросно-ответный. Самостоятельная работа

Бланк теста

Литература

  1. Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
  2. Баклушинский С.А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Дис. ... канд. психол. наук. - М.; 1996
  3. Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
  4. Гримак, Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности /Л.П.Гримак. – М.: Политиздат, 1991.
  5. Дьяченко Е. И. Этикет и культура поведения. –М: МСХА, 1994
  6. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993