Конспект выступления. Психологическая поддержка выпускников в период итоговой аттестации.
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (9, 11 класс) на тему

Использование данного материала возможно на МО педагогов-психологов, в котором детально рассмотрена деятельность школьного психолога по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vystupleniya.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект выступления

Психологическая поддержка выпускников в период итоговой аттестации как фактор снижения риска эмоционального неблагополучия школьников

Цель: информирование об особенностях оказания психологической поддержки участникам образовательного процесса в период подготовки к итоговой аттестации. 

Задачи:

1. Определить направления работы школьного психолога в рамках психологической подготовки выпускников к ЕГЭ.

2. Обсудить трудности и перспективы работы психолога в данном направлении.

3. Обсудить условия эффективности психологической поддержки выпускников в период сдачи итоговой аттестации.

Единый государственный экзамен – явление, имеющее уже более чем десятилетнюю историю. На сегодняшний день имеется огромное количество материалов для выпускников и педагогов, обеспечивающих организационную, содержательную и методическую подготовку к ЕГЭ. Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности к такому серьезному испытанию. Понятие психологической готовности к ЕГЭ подробно рассмотрено М.Ю. Чибисовой и определяется как внутренний настрой на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализацию и приспособление возможностей личности для успешной деятельности в ситуации сдачи ЕГЭ.

Формирование психологической готовности к ЕГЭ у учащихся старших классов является важным направлением школьного психолога. Эффективность данной работы напрямую зависит от степени взаимодействия психолога с другими участниками образовательной деятельности.

родители

педагоги

учащиеся

Работа психолога с учащимися.

Анализ понятия психологической готовности к ЕГЭ позволяет заявить, что один психолог, работающий непосредственно с выпускниками, не может браться за задачу формирования этой готовности, поскольку подобные цели достижимы только в условиях распределения ответственности. Для психолога участие в подготовке к экзамену сопряжено с риском: есть вероятность, что другие участники образовательной деятельности будут перекладывать на него долю своей ответственности. Включенность психолога в процесс подготовки к ЕГЭ необязательно приведет к заметному росту оценок, не стоит оценивать эффективность психологической работы через учебные показатели. В данном случае педагогам и психологу важно совместно концентрироваться не столько на повышении успеваемости, сколько на создании определенной системы взаимодействия, которая непременно приведет к повышению учебных результатов. Поэтому вопрос о том, как школа в целом формирует готовность ребенка к сдаче экзамена, представляет собой непростую научную и практическую проблему. Определим основную цель психологической подготовки выпускников к ЕГЭ как «скорую помощь» на основе уже сформированных навыков и функций.

Исходя из этого, сформулируем частные цели психологической подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.

  1. Ознакомление с процедурой ЕГЭ.
  2. Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ.
  3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

Для достижения поставленных целей возможны две стратегии деятельности психолога:

  • Ресурсно-ориентированная стратегия. Она направлена на поиск сильных сторон учащихся и путей их использования на этапе подготовки к экзамену или на самом экзамене.
  • Технологически-ориентированная стратегия. Цель – освоение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.

Для более корректного планирования содержания работы с выпускниками важно использовать результаты диагностики, которые позволяют выявить основные трудности, характерные для выпускников, а также разрешают выявить наиболее уязвимых в психологическом плане старшеклассников.

Индивидуальные и групповые занятия могут быть ориентированы на развитие навыков преодоления когнитивных, личностных, процессуальных трудностей; осознание своего отношения к ЕГЭ; отработку уверенности в себе, повышение стрессоустойчивости, формирование навыков саморегуляции, ознакомление с рациональными приемами работы с информацией и т.д. Также возможно проведение деловых игр, которые отчасти моделируют ситуацию ЕГЭ и могут помочь учащимся справиться с трудностями во время сдачи экзамена.

Работа психолога с педагогами.

Первый шаг психолога в данном направлении – это помощь педагогам в осознании «мифологии» ЕГЭ и формирование конструктивного восприятия этой формы экзамена. Если этого не сделать, вся дальнейшая работа превратится в постоянное возвращение к теме «Какой ужас этот ЕГЭ!». В рамках подобной работы важно выйти на некий новый результат: перейти от понимания ЕГЭ как проблемы к его восприятию как педагогической задачи. Педагогу совершенно необязательно проникаться идеями данной формы экзамена и становиться его горячим сторонником. Ему достаточно рассматривать ЕГЭ как задачу и подбирать соответствующие методические средства для ее решения. Как это можно сделать? Прежде всего, важно обсудить с педагогами место и роль экзамена в системе образования в целом, его функции и задачи. В ходе этой дискуссии психолог помогает педагогам сформулировать для себя понимание экзамена как образовательного стандарта, необходимого структурного элемента школьной системы. Исходя из этого, можно переходить к обсуждению того, какие требования выдвигает ЕГЭ и в чем его особенности как измерительного инструмента. Затем важно спросить педагогов, какие новые задачи им нужно решать, если выпускники сдают ЕГЭ, и что из этого они уже делают. Последний вопрос очень важен, так как он, во-первых, помогает педагогу найти личные и профессиональные ресурсы, во-вторых, поддерживает его, подчеркивает его профессиональную значимость.

Оптимальной формой для этого может стать проведение установочного семинара, который, с одной стороны, станет содержательным началом работы по проблеме подготовки к ЕГЭ, с другой – определит ключевые позиции, принципы, руководящие идеи, на которые затем будет опираться психолого-педагогическое взаимодействие. Для осознания распределения ответственности можно использовать следующее упражнение.

Упражнение «Строим дом». Для его проведения с педагогами потребуется изображение дома (рисунок на ватмане или декорация) и стикеры с клеящимся краем. Учителям предлагается следующая инструкция: «Представьте себе, что в течение 11 лет обучения ребенка в школе мы строим дом. Построенный дом – это тот результат, который мы получаем на выпускных экзаменах. У каждого из нас в строительстве этого дома есть своя функция: кто-то закладывает фундамент, кто-то строит лестницы, кто-то кроет крышу, кто-то украшает фасад. Как вы думаете, а что делаете именно вы на ваших уроках? С чем бы вы сравнили свой вклад в строительство этого дома?» учителя пишут ответы на стикерах, приклеивают их на изображение дома и комментируют. Когда все выполнят это задание, психолог обращает внимание педагогов на то, что у каждого из нас есть свой маленький вклад в это большое дело, но только все вместе мы добиваемся того, что дом будет построен. Очень важно обратить внимание учителей на то, что подготовка к экзамену – это ответственность не только психолога или только педагогов, работающих в старших классах, ведь они строят свою работу на том фундаменте, который заложили в начальной и средней школе. Подобные упражнения, помимо своей прямой цели, оказывают также своего рода психотерапевтической воздействие, помогая педагогу воспринимать низкие результаты ребенка на ЕГЭ не только как свою личную недоработку.

Безусловно, даже после проведения семинара возможны «рецидивы» в виде периодических высказываний типа «ЕГЭ – это просто очередное издевательство». Важно понимать, что установочный семинар создаст своего рода стартовую точку, к которой можно будет апеллировать в подобных случаях: «А помните, мы в сентябре говорили, что…»

Анализ позиции ЕГЭ в современном образовательном пространстве позволяет сделать вывод о том, что для педагогов данная форма экзамена сопряжена как с методическими, так и с личностными трудностями. Следовательно, педагог, занимающийся подготовкой выпускников к ЕГЭ, нуждается в методической и личностной поддержке. Понимая, что вопросы методики не входят в функционал работы школьного психолога, тем не менее, обозначим данную линию взаимодействия. Психолог здесь будет выступать не как методист, а скорее как коллега, помогающий задуматься над некоторыми методическими задачами.

В соответствии с вышеописанными трудностями можно выделить следующие направления работы с педагогами:

  • Работа с личностными трудностями педагога:

- обсуждение и коррекция нереалистических установок, результатом чего станет формирование конструктивного восприятия ЕГЭ;

- поиск личностных и профессиональных ресурсов.

  • Работа с методическими трудностями педагога:

- ознакомление педагогов с психологической спецификой ЕГЭ в целом и трудностями отдельных групп выпускников.

- взаимодействие в поиске эффективных методов формирования психологической готовности к ЕГЭ.

Два направления предполагают различную позицию психолога и соответственно различные формы работы, и разное их содержание. Оказание поддержки педагогу по поводу его личностных трудностей предполагает, что психолог в некотором смысле занимает позицию «сверху»: он становится более опытным специалистом. Подобная позиция требует таких форм работы, как семинары-практикумы, психолого-педагогические мастерские и т.д., на которых психолог в большей степени выступает как ведущий. В качестве ресурсов может выступать обучение педагогов способам профилактики стрессовых состояний.

Обращение к методическим трудностям возможно только из позиции «на равных»: педагог и психолог – равноправные коллеги, обладающие равноценным опытом. Это подразумевает формы работы совещательного характера, где психолог в большей степени выступает как фасилитатор (2круглые столы», консилиумы и пр.). При проведении подобных мероприятий важно, прежде всего, сформировать общее понимание содержания и требований экзамена. Поэтому первым этапом работы должно быть совместное обсуждение тех образовательных и личностных компетенций, сформулированности которых требует экзамен. Очень важно, чтобы у педагогов в результате взаимодействия с психологом появилось понимание того, что успешность в сдаче ЕГЭ подразумевает не только достаточный уровень знаний, но и ряд других функций. Следует уделять внимание обсуждению позитивных моментов, это повышает мотивацию и снижает тревогу участников. Наконец педагоги и психологи разрабатывают единую психолого-педагогическую стратегию поддержки выпускников и распределяют ответственность за отдельные элементы работы. Очень важно провести еще один консилиум или «круглый стол», на котором будут обсуждаться итоги проделанной работы.

Работа психолога с родителями.

При построении системы работы с родителями необходимо учитывать, что для родителей чрезвычайно важными являются вопросы информационной поддержки процесса итоговой аттестации. Недостаточная информированность родителей может привести к нагнетанию излишней напряженности и негативно отразиться на выпускниках. Данный вопрос находится по большей мере в компетенции заместителя директора, поэтому важно организовывать родительские собрания круглые столы совместными усилиями разных специалистов: заместителя директора, психолога, и учителей предметников, каждый из которых освещает вопросы, находящиеся в его компетенции.

Таким образом, психологическая поддержка выпускников в период сдачи итоговой аттестации как фактор снижения риска эмоционального неблагополучия школьников определяется углубленной работой психолога по трем направлениям: работа с выпускниками; работа с педагогами; работа с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая поддержка выпускников

Рекомендации по оказанию  родителями психологической поддержки одиннадцатиклассникам в период итоговой аттестации...

Психологическая безопасность выпускников и педагогов в период итоговой аттестации

Материал содержит текст выступления и презентацию по вопрсам сохранения психофизического здоровья в предэкзаменационный период...

Психологические рекомендации для родителей для подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации

В данной статье предлагаются рекомендации психолога для родителей с целью психологической подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации...

Психологическая готовность выпускников к государственной итоговой аттестации

Выступление психолога на родительском собрании в 9 классе. Подготовка к  ГИА...