конспект занятий по психологии для 5-х классов блок "Мир моих эмоций"
план-конспект урока по психологии (5 класс) на тему

Это фрагмент программы уроков психологии ждя 5 класса, блок "Мир моих эмоций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_zlost.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1 «Мир эмоций»

Цель: формирование представлений об эмоциях и чувствах и их целесообразности.

Задачи: 1) развивать умение понимать и называть свои чувства;

               2) содействие развитию подростков посредством метафоры сказки.

Оборудование: карточки с названием эмоций (см. приложение 1), текст сказки (см. приложение 2), мяч.

  1. Упражнение – разминка. Ребята ходят по классу и приветствуют друг друга теми способами, которые называет психолог.

- Приветствие по …пионерски, как индейцы, как реперы, как индусы, как дипломаты. Как друзья.

  1. Все учащиеся занимают свои места и отвечают по желанию на вопрос психолога, что они чувствуют после такой «разминки». Ребята делятся своими эмоциями от разминочного упражнения. Затем ведущий сообщает ученикам, что эмоция  emoveo– слово, обозначающее в латинском языке «волную», «потрясаю». Эмоции отражают окружающий нас мир в форме переживания явлений и ситуаций, которые удовлетворяют или нет наши потребности. Эмоции  относятся к чувствам также как слова к тексту. Эмоции – составляющие чувств.
  2. Упражнение «Имена чувств». За  2 минуты ребятам в тетради надо написать как можно больше «имен» эмоций и чувств, которые им известны. Затем они зачитываются детьми,  а психолог записывает их на доске. Актуализируются наиболее известные (а значит, предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, обсуждается разница между ними.
  3. Упражнение «Отгадай эмоцию». На столе лежат карточки с названиями эмоций и чувств. Психолог предлагает самому артистичному выйти  к доске и взять наугад  карточку, с помощью пантомимы подросток показывают указанную эмоцию. Ребята  отгадывают ее. Угадавший ученик выходит к доске и становится ведущим.
  4. Работа со сказкой.

«Коряга».

Давным-давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна. Правда, свалены они были в удивительном беспорядке – вперемежку большие и маленькие, короткие и длинные. И была у них такая игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны.

Среди ровных и стройных  бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга. Ее причудливый вид давал повод для насмешек. Никто ее не обтесал – она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг отгоняли Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: «Не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки, да подровнять задоринки?».

 Особенно тяжело было Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что никому она не нужна, что она совсем не такая, как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она, наконец, уснула.

 А на утро пришел Дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд.  Но вот беда, не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться полезной.

  Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Ее кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы охватили Бревна, тесно прижав их друг к другу. И закрепили плот. А на длинный сук, который гордо поднимался вверх, Дровосек привязал маленький флажок.

Вопросы для обсуждения:

- Какие чувства Коряга испытывала в начале сказки? (Одиночество, грусть, печаль.)

- Как вы понимаете слово «безысходность»? (Это отсутствие перспективы перемены к лучшему.)

- Отчего Коряга испытывала такие неприятные чувства? (От того, что не была такой же, как Бревна. Она мешала им,  была неуклюжей, поэтому с ней не хотели играть.)

- Как вы думаете, какие чувства испытала Коряга, когда Дровосек с ее помощью скрепил Бревна плота? ( Чувство радости, так как она пригодилась именно такой, какой была.)

- Почему для человека так важно быть нужным окружающим людям? ( Потому, что он тогда чувствует себя счастливым.)

6.  Итог занятия.  Ребята по очереди отвечают на вопрос «Для меня в занятии было важным то, что…».

Занятие 2.  «Злость».

Цель: способствовать адекватному самовыражению младших подростков.

Задачи: 1) способствовать рефлексии негативных эмоциональных состояний;

              2) познакомить подростков с методами расслабления.

Оборудование: мяч, листы А3 с высказываниями о злости, с определением понятия «злость» по словарю Ожегова.

  1. Разминка «Закончи предложение». Подростки бросают друг другу мяч и называют те или иные чувства, каждый раз начиная со слов: « Я имею право на …( радость, любопытство, злость и т.д.)».
  2. На доске висят два высказывания. «Глупость не всегда делает человека злым, но злоба всегда делает человека глупым». Ф. Саган  и « Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды». Сократ. Ребятам предлагается ответить на вопрос, как они понимают эти высказывания. Затем из обсуждения этих высказываний психолог подводит ребят к теме занятия – «Злость».
  3.  На доске определения злости из словаря Ожегова:

- злое, раздраженно – враждебное чувство, настроение (полон злости на кого-то);

- стремление действовать активно, бороться, боевое настроение  (хорошая спортивная злость).

Психолог спрашивает ребят, в чем разница этих определений злости? (В первом случае – она имеет отрицательное значение, так как выплескивается на кого-то и вредит другому человеку, а значит и тому, кто зол. Во втором случае злость выступает силой, заставляющей действовать человека, чего-то добиваться).

  1. Психолог предлагает ребятам в тетради записать продолжение зачитываемых им фраз и потом поделиться с группой результатами этой работы.

а) Я терпеть не могу, когда…

б) Я не могу слышать…

в) Я просто выхожу из себя, когда…

г) Когда я злюсь…

д) Для преодоления злости родители мне помогают таким советом или действием…

  1. Обсуждение полученных предложений.

- Ребята, давайте посмотрим, что вызывает злость у  человека и что с ним происходит, когда он злится. (Ребята, пожелавшие поделиться своими результатами, зачитывают  предложения до пункта «д»). Затем психолог подытоживает результаты своим сообщением, что они действительно были искренни в своих описаниях этой эмоции, так как она действительно вызывает в человеке желание что-то разрушить. Психолог вкратце объясняет физиологический аспект этой эмоции (учащенное сердцебиение, дыхание, напряжение мышц, готовность организма к активным действиям и слабая способность думать в этой ситуации). Так же возвращается к высказыванию Ф. Саган, которая точно определила, что во время злости человек словно глупеет, так как мыслит человек в состоянии злости очень плохо. Ему обязательно следует успокоиться, чтобы потом хорошо разрешить ту или иную проблему, которая вызвала эмоцию злости.

- А теперь давайте поделимся друг с другом информацией о том, как со злостью совладать? Что советуют вам родители?

Желающие зачитывают результаты пункта «д». Психолог может вновь вернуться к определению злости и подвести учащихся к той мысли, что злость - древнее чувство, помогавшее человеку выжить 40 тысяч лет назад, и мы имеем право испытывать это чувство. Вопрос заключается в том, как мы ее выражаем. Если ее сила направляется на причинение вреда другому человеку, то в современном цивилизованном обществе это порицается. А если мы можем эту эмоцию обуздать, словно лошадь, управлять ее силой, направить на что-то хорошее, то это уже шаг к самосовершенствованию, взрослению. Например, «я сильно рассердился из-за «2» по русскому языку и твердо решил, с этого дня учить все правила».

 Психолог предлагает учащимся выполнить упражнение «Кукла и солдат».

- Все ваши родители правы – надо сдерживать злость, чтобы не натворить ошибок, которые потом трудно исправлять. Да, стоит порвать ненужную газету, поколотить подушку. Я тоже предлагаю вам вот такой способ: встаньте прямо, как солдат на карауле - спина прямая, руки плотно прижаты к телу, напряжение чувствуется во всем теле (эта поза держится 5-10 секунд). А теперь представьте себе, что вы – тряпичная кукла, у которой руки как плети, спина расслаблена, голова болтается  (в это время ребята сгибают спину вперед, голова свисает вниз, руки свободно болтаются из стороны в сторону – 5-10 секунд). Серия состояний «кукла – солдат» чередуется несколько раз.

  1. Упражнение «Дыхание + «охлаждающие» слова».

- Еще один способ, помогающий справиться с негативной эмоцией, – это  концентрация на своем дыхании, при котором  вдох такой же, как вы обычно дышите, а выдох – более длинный, как будто вы хотите выпустить весь воздух из себя до конца.  При этом хорошо проговорить себе «охлаждающие» слова: « я смогу с этим справиться», «ему не удастся разозлить меня», «спокойствие, только спокойствие».

Учащиеся пробуют дышать, с более длинным выдохом, проговаривают «охлаждающие» слова.

Заключительная часть.

  1. Итог занятия. Учащиеся проговаривают по очереди, какой способ они будут применять, чтобы справиться со злостью.

Домашнее задание: применить один из полученных способов в ситуации, когда испытывают чувства злости, гнева или раздражения.

Занятие №3 «Обида».

Цель: способствовать адекватному самовыражению подростков.

Задачи: 1) 1) способствовать рефлексии негативных эмоциональных состояний;

                  2) научить подростков  методу работы с негативными состояниями.

  1. Разминка. Упражнение «Антоним». Ребята перебрасывают друг другу мяч, называя какое-либо чувство, а к нему надо подобрать антоним и перебросить мяч другому.
  2. Психолог предлагает вспомнить учащимся какой-нибудь случай из прошлого, когда они почувствовали обиду.  Ребятам предлагается высказаться и ответить на вопрос, а как сейчас они относятся к ней?
  3. Обсуждение.

- Что такое обида? ( Негативное чувство, вызванное неожиданным поступком со стороны другого человека, от которого плохого не ожидаешь.)

- Как долго сохраняются обиды?

- Бывают ли обиды справедливыми и несправедливыми?

  1. Психолог предлагает записать продолжение фразы «я обижаюсь когда…».

- Нарисуйте выражение лица обиженного человека. Подумайте и запишите, как реагирует на обиду уверенный и неуверенный человек?

Затем по желанию ребята зачитывают свои ответы.

  1. Класс делится на группы, в которых ребята совещаются и предлагают решение вопроса «что делать с обидами?» На это им дается 5 минут. Затем от групп представители зачитывают свои предложения и наилучшее отмечается аплодисментами.
  2.  Психолог в процессе обсуждения предложений учащихся подводит к выводу ребят о том, что выразить обиду, досаду – это умение, которое важно для нас самих. Реванш, месть – не решают проблему. Огнем огонь не потушишь.
  3. Упражнение «Любовь и злость» (К. Фопель).

- Сядьте, пожалуйста поудобней и закройте глаза.

Представьте себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь на кого ты рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к примеру, ты рассердился на своего младшего братишку  Федьку, то можешь сказать ему: « Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради».  Если рассердился на свою сестру  Соню, можешь сказать ей, например: «Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки». Если ты рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя рассердили: « Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе». (1-2 минуты.)

- А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: « Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня» или: « Мама, мне очень нравится, когда перед сном ты читаешь мне сказки». (1-2 минуты.)

- А теперь подумай немного о том, кто в классе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя…(1-2 минуты.)

- Теперь мысленно подойди к этому человеку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.)

- Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеться. Внимательно посмотри на своих одноклассников. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении.

В момент обсуждения психолог отслеживает ситуации, в которых кто-то из детей допускает обидные замечания в адрес кого-то из присутствующих или отсутствующих, и требует, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное. Акцент при этом делается на выражении своих чувств в отношении другого ребенка в виде описания фактов  и чувств (Я обижаюсь, когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте.)

  1.  Анализ упражнения

- Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?

- А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?

- А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя?

- Есть ли такие люди, на которых ты никогда не обижаешься?

- Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?

- Почему так важно говорить, на что именно ты рассердился?

- Когда твоя злость, твоя обида проходит быстрее, когда ты замалчиваешь ее, или когда ты о ней рассказываешь?

  1. Итог занятия. По очереди ребята завершают фразу « Я сегодня учился…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по психологии для учащихся 6–8-х классов «Добро и зло»

Цель:Формирование установки на толерантное поведение;  Знакомство с понятием «толерантность», «толерантная личность».Способствование к приобретению опыта толерантного общения....

Конспект занятия по психологии "Калейдоскоп класса"

Цель: создание модели эффективного общения в классном коллективе.Задачи:- выявить уровень  сформированности  основных  коммуникативных навыков в классном коллективе;- расширять потенциа...

Конспект занятия педагога-психолога с учащимися 5 класса

Открытое занятие педагога-психолога с учащимися 5-го класса....

конспект занятия по психологии во 2 классе "Затруднение"

несколько конспектов по психологии...

конспект занятия по психологии во 2 классе

несколько конспектов по психологии...

Репродуктивное здоровье (конспект занятия педагога-психолога с учащимися 9-11 классов)

Занятие предназначено для повышения знаний старшеклассников о важности репродуктивного здоровья человека для создания полноценной семьи, формирования самосохранительной концепции полового поведения. В...

Конспект занятия для детей с ОВЗ на тему "Такие разные эмоции"

Тема: «Такие разные эмоции» Цель: развивать эмоционально-волевую сферу – обогащать знания об эмоциональных переживаниях, развивать навыки группового взаимодействияЗадачи:Коррекционно...