суицид в детском и подростковом возрасте
статья по психологии на тему

Титаренко Виктория Вадимовна

информация к семинару

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suitsid.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

Материал к семинару по теме детской и подростковой суицидальности.

Подготовила педагог-психолог МБДОУ №10 «Чебурашка», г.Саки РК.

Титаренко Виктория Вадимовна.

ПРИТЧА.Тень жизни

Как-то в одной деревне человек сошел с ума. День был жаркий, и он один шел по безлюдной дороге. Шел он довольно быстро, стараясь не пугаться: можно испугаться, если кто-то есть рядом, но чего бояться, если вокруг никого нет? Однако нам страшно, когда вокруг никого нет. Фактически, мы боимся самих себя, и, когда мы одни, этот страх еще сильнее. Никого мы не боимся больше самих себя. Мы боимся меньше, когда нас кто-то сопровождает, и больше, если мы предоставлены самим себе.

Этот человек был один. Он испугался и побежал. Все было тихо и спокойно — был жаркий полдень, вокруг никого не было. Когда он побежал быстрее, то ощутил звук бегущих ног у себя за спиной. Он испугался: может быть, за ним кто-то гонится. Тогда, в страхе, он бросил краем глаза быстрый взгляд назад. За ним гналась тень. Это была его собственная тень, но, увидев, что его преследует какая-то длинная тень, он побежал еще быстрее. Этот человек так и не смог остановиться, потому что чем быстрее он бежал, тем быстрее бежала за ним и тень. В конце концов, он сошел с ума. Но есть люди, которые даже поклоняются сумасшедшим.

Когда люди видели, как он стрелой мчится по их деревням, они думали, что, наверное, он занимается какой-то великой аскетической практикой. Только ночью, когда тень исчезала, и он думал, что за ним больше никто не гонится, он позволял себе остановиться. С первыми же проблесками дня он снова пускался бежать. Затем он перестал останавливаться даже ночью, сообразив, что, сколько бы он ни пробежал за день, тень нагоняла его и утром следовала за ним снова. Поэтому, даже ночью он продолжал бежать.

Он совершенно помешался; он не ел и не пил. Тысячи людей видели, как он бежит; его осыпали цветами, кто-то давал ему немного хлеба и воды. Люди стали больше и больше поклоняться ему; тысячи людей воздавали ему почести. Но человек все больше и больше сходил с ума, и, в конце концов, однажды он упал на землю и умер.

Люди той деревни, в которой он умер, похоронили его в тени дерева и спросили старого деревенского факира, что выгравировать на его надгробии. Факир написал на нем несколько строк. Где-то, в деревне все еще есть эта могила. Прочитайте эти строки:

«Здесь покоится человек, который всю жизнь бежал от собственной тени и потратил впустую всю свою жизнь, убегая от тени. Но этот человек не знал даже столько, сколько знает надгробный камень: потому что надгробный камень в тени, но не бежит и поэтому не создает тени».

Смерть — это наша собственная тень. Продолжая бежать от нее, мы никогда не сможем остановиться и узнать, что же это такое. Если бы этот человек остановился и увидел то, что за ним гналось, возможно, он бы рассмеялся и сказал: «Что я за человек, если бегу от тени?» Никто никогда не может убежать от тени; никто даже не может победить в борьбе с тенью. Это не значит, однако, что тень сильнее и нам никогда не добиться победы; это просто значит, что тени нет, а значит, нет и вопроса о победе. Нельзя победить то, чего не существует. Вот почему людей продолжает побеждать смерть: потому что смерть — это просто тень жизни.

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Суицидальное поведение – образ мышления и патологическая форма действий пассивного типа, чрезвычайно опасный способ ухода от разрешения жизненных проблем. Другими словами, это форма поведенческой и психической активности, целью которого выступает добровольное самоуничтожение.

Суицид выступает либо социальным актом (боязнь человека быть в тягость), либо рациональным, реализуемым по моральным причинам (боязнь потери чести), либо философским, религиозным, определяемым личностными установками, а также патологическими проявлениями психических расстройств, или же осуществляется в период острого экзистенциального кризиса (кризис бытия – потеря смысла существования).

Какую бы трактовку не имело явление суицида, с теоретической точки зрения самоубийство – крайне опасное, однако предотвращаемое и прогнозируемое явление. Установлено, что самоубийства чаще совершаются в диапазоне от 15 до 25 лет и в преклонном возрасте – после 70.  По статистике, ежегодная смертность вследствие суицида в мире составляет около 1% всех летальных исходов. Мужчины становятся жертвами суицидальных действий в четыре раза чаще, чем женщины. Установлено, что свыше 90% лиц, умерших вследствие суицида, имели в анамнезе психические патологии, в большинстве случаев – депрессивные состояния.

В пубертатном периоде происходит масштабная переоценка и замена идеалов: подросток перестает идеализировать своих предков, стремится к отдалению от родителей, однако в большинстве случаев он психологически не готов совершить такое символическое «убийство» бывших кумиров. Истинная физиологическая «разбалансированность» эмоционального фона проявляется в беспрестанной смене настроения: приступах плаксивости, периодов хандры, моментов гнетущей тоски, которых сменяет фаза психомоторного возбуждения и эйфоричного ликования.

В юношеском возрасте даже незначительные трудности воспринимаются как непреодолимые проблемы, приносящие невыносимую боль. Согласно многочисленным источникам статистических данных, депрессия различной степени тяжести наблюдается у 60-80% подростков, причем в большинстве случаев меланхоличные состояния, длящиеся более двух недель, требуют оказания профессиональной медицинской помощи. В детском и отроческом периоде проблема суицидального поведения стала предметом пристального внимания ученых всего мира. Согласно данным американской психиатрической ассоциации именно самоубийства являются основной причиной смертности среди детей и молодежи: ежегодно более 500 000 представителей молодого поколения делают суицидальные попытки, из них 5 000 случаев оборачиваются летальным исходом.

Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:

Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой присуще каждому человеку. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смысле жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны помнить и рассказать родителям подростка, что, если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то невыносимой ситуации.

Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но, когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не будут замечать перемен в их поведении. Единственный выход в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

Признаки депрессии у детей

Признаки депрессии у подростков

потеря свойственной детям энергии

печальное настроение

внешние проявления печали

чувство скуки

нарушения сна

чувство усталости

ухудшение успеваемости

нарушения сна

снижение интереса к общению со сверстниками

соматические жалобы

изменения аппетита или веса

неусидчивость, беспокойство

страх неудачи

фиксация внимания на мелочах

чувство неполноценности

чрезмерная эмоциональность

чувство «заслуженной отвергнутости»

замкнутость

низкая фрустрационная толерантность

рассеянное внимание

чрезмерная самокритичность

агрессивное поведение

агрессивное поведение

демонстративное непослушание

соматические жалобы

склонность к бунту

злоупотребление алкоголем или наркотиками

плохая успеваемость

прогулы в школе

Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако такое поведение обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка. Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, случались нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.

Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.

Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Подростки в такой ситуации раздаривают любимые вещи (диски с играми, музыкой, одежду или коллекцию постеров и др.) или наоборот начинают игнорировать их (ходят в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушают любимые музыкальные диски, не смотрят любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. В этом вам помогут педагоги и родители. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремится скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другими тревожными симптомами являются снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти их жизни — это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях со стороны педагога-психолога недопустимо невнимание и агрессивность к суициденту. Подобные реакции только подтолкнут его к исполнению угрозы. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска (затем действовать в соответствии со схемой сопровождения в рамках каждой степени риска), проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться по телефону со специалистами-медиками.

Активная предварительная подготовка. Выражается в том, что подросток изучает специфическую литературу или Интернет и собирает информацию об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства), ведет разговоры о суициде как о легкой смерти, о загробной жизни, посещает кладбища и красочно описывает их и т.п.

Если внимательно наблюдать за подростками, то можно вовремя заметить эмоционально-поведенческие нарушения и признаки суицидального поведения. У детей и подростков, попавших в кризисную ситуацию, изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.

Выделяются внешние, поведенческие и словесные маркеры суицидального риска. Что могут заметить педагоги, психологи или родители (проинформированные заранее).

Поведенческие маркеры:

  • Тоскливое выражение лица.
  • Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
  • Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.
  • Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
  • Гипомимия (повышенная, часто неестественная мимика).
  • Амимия (отсутствие мимических реакций).
  • Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов.
  • Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
  • Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).
  • Двигательное возбуждение.
  • Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
  • Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность».
  • Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
  • Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
  • Постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения, когда вокруг много радостных событий.
  • Пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого.
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
  • Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к врачу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • Расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия, повышенное давление, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, животе), запоры, нарушение менструального цикла (задержка).

Словесные маркеры (высказывания ребенка):

  • Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
  • Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
  • Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
  • Прощания.
  • Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
  • Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Основными «инструментами» педагогов и специалистов кризиcных центров и социально-психологических служб для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, беседы со сверстниками, друзьями, родственниками, учителями, получение данных медицинской документации.

Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменения в отношении к своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.).

Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.

Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные подростку ранее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе в высказываниях), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.

Кроме названных, источниками информации могут стать дневники подростка, его, стихи, ЖЖ (живой журнал) в Интернете и др.

Часто, столкнувшись с суицидальной проблематикой, люди думают, что ею должен заниматься психиатр, а не они, либо считают, что это временное состояние и можно решить проблему, «подкормив» подростка чем-то приятным, либо просто не замечают ее.

Возвращаясь к притче, рассказанной в начале нашего семинара, все, что надо было герою данной притчи, — это чтобы кто-то находился рядом, чтобы объяснил-прояснил, что же с ним такое происходит, чтобы остановил его бессмысленный бег. Но страх окружающих был сильнее страха «бегущего», и это позволило ему уйти из жизни.

Перед педагогами-психологами и другими специалистами учреждений образования стоит задача кризисной помощи и профилактики суицидального риска. Существуют различные модели профилактики, есть специально разработанные технологии поддержки и вмешательства. Например, сказкотерапия. В числе других методов, она является эффективным инструментом психологической и психотерапевтической помощи в случае суицидального риска. Сказки, притчи и истории содержат в себе множество возможностей. Это и актуализация состояния, и возможность переживания и отреагирования различных чувств, возможность поиска и обретения смыслов, возможность анализа и конструирования алгоритмов выхода из кризисной ситуации и многое другое.

Литература:

Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения. - М., 1980. - 48 с.

Амбрумова А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. - М., 1978.

Васильева О.С., Андрущенко И.Е. Психологические проблемы отношения к смерти у старшеклассников: теоретические и практические аспекты // Журнал практического психолога. - 2000. - № 3-4. - С.182-200.

Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков. // Вестник психосоциальной работы. - 1994. - №1.

Фурман Э. Некоторые трудности диагностики депрессии и суицидальных тенденций у детей // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - №1.

Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. — М. Генезис. 2012 г.

http://psihomed.com

Материал для слушателей.

Мифы и факты о суициде

МИФ

ФАКТ

Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание.

Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и, таким образом, «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей.

Настоящее самоубийство случается без предупреждения.

Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.

Самоубийство—явление наследуемое, значит, все равно ничем не поможешь.

Оно не передается генетически. Человек использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении.

Те, кто кончает собой, психически больны, значит им нельзя помочь.

Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием.

Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы.

Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида.

Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что, опасность позади, можно не заботиться об этом.

Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата.

Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это их дело.

Подавляющее большинство суицидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т.п.

Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить.

Большинство суицидентов вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим.

Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач.

Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть осуществлено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями.

Признаки суицидального поведения.

Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой присуще каждому человеку. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смысле жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны помнить и рассказать родителям подростка, что, если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то невыносимой ситуации.

Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но, когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не будут замечать перемен в их поведении. Единственный выход в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако такое поведение обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка. Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, случались нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.

Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.

Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Подростки в такой ситуации раздаривают любимые вещи (диски с играми, музыкой, одежду или коллекцию постеров и др.) или наоборот начинают игнорировать их (ходят в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушают любимые музыкальные диски, не смотрят любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. В этом вам помогут педагоги и родители. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремится скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другими тревожными симптомами являются снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти их жизни — это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях со стороны педагога-психолога недопустимо невнимание и агрессивность к суициденту. Подобные реакции только подтолкнут его к исполнению угрозы. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска (затем действовать в соответствии со схемой сопровождения в рамках каждой степени риска), проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться по телефону со специалистами-медиками.

Активная предварительная подготовка. Выражается в том, что подросток изучает специфическую литературу или Интернет и собирает информацию об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства), ведет разговоры о суициде как о легкой смерти, о загробной жизни, посещает кладбища и красочно описывает их и т.п.

Признаки депрессии у детей и подростков.

Признаки депрессии у детей

Признаки депрессии у подростков

потеря свойственной детям энергии

печальное настроение

внешние проявления печали

чувство скуки

нарушения сна

чувство усталости

ухудшение успеваемости

нарушения сна

снижение интереса к общению со сверстниками

соматические жалобы

изменения аппетита или веса

неусидчивость, беспокойство

страх неудачи

фиксация внимания на мелочах

чувство неполноценности

чрезмерная эмоциональность

чувство «заслуженной отвергнутости»

замкнутость

низкая фрустрационная толерантность

рассеянное внимание

чрезмерная самокритичность

агрессивное поведение

агрессивное поведение

демонстративное непослушание

соматические жалобы

склонность к бунту

злоупотребление алкоголем или наркотиками

плохая успеваемость

прогулы в школе

Поведенческие маркеры суицидального риска.

  • Тоскливое выражение лица.
  • Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
  • Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.
  • Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
  • Гипомимия (повышенная, часто неестественная мимика).
  • Амимия (отсутствие мимических реакций).
  • Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов.
  • Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
  • Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).
  • Двигательное возбуждение.
  • Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
  • Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность».
  • Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
  • Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
  • Постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения, когда вокруг много радостных событий.
  • Пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого.
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
  • Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к врачу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • Расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия, повышенное давление, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, животе), запоры, нарушение менструального цикла (задержка).

Словесные маркеры суицидального риска.

  • Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
  • Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
  • Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
  • Прощания.
  • Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
  • Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика детских и подростковых суицидов

Профилактика детских и подростковых суицидов СУИЦИД— умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Типы суицидального поведения  Истинный суицид—направляется желанием умереть,...

Формирование жизнестойкости ребенка, как основной фактор профилактики детского и подросткового суицида

 «Какое ужасающее противоречие в том, что ребенок, рожденный и предназначенный непосредственно для радостного и невинного наслаждения жизнью, сам на себя накладывает руки»....

Профилактика детских и подростковых суицидов

В данной презентации дается определение, классификация, причины, типы, мотивы суицидов в детской и подростковой среде.  А также памятка для роддителей и педагогв в отношении детей, склонных к суи...

Детский и подростковый суицид в России.

Суицидальное поведение (желание расстаться с жизнью) возникает, когда душевная или физическая боль становится невыносимой, когда пустота, мрак и ужас наполняют психическую сущность человека. Дети до 1...

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. Синдром нервной анорексии.

Материал создан для самообразования в период заочного обучения (дефектологическое образование)...

Доклад на тему "Суицид в подростковом возрасте"

В статье говорится о подростковом суициде. описываются виды суицида, раскрываются причины подросткового суицида, мотивы суицидов. автор указывает на признаки готовящегося суицида. описываются факторы ...

Невротические расстройства в детском и подростковом возрасте

Неврозы - это обратимое состояние нервной системы, которое может быть вызвано какими-либо переживаниями, неустойчивыми эмоциями, хронической усталостью и т.д. и т.п. Раньше такой диагноз больше всего ...