"Скажи: "Нет!" тренинг
классный час по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Женеева Любовь Александровна

Тренинг "Скажи: "Нет!"   Для 8  - 11 классов  посвящен приобретению  навыков уверенного отказа от предложенных наркотиков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 1 им. Б.П. Юркова

Г. ЗВЕРЕВО

                                      Для 8 -11классов.

Педагог-психолог: Женеева Л.А

2016г.

Как отказаться от предложенных наркотиков.  «Скажи: Нет!»

Цель:  Приобретение  практических навыков уверенного отказа  от предложенных  наркотиков.

Задачи:

  1. Обсудить ситуации, когда принуждают курить, употреблять алкоголь,

наркотики.

  1. Обучить приемам  уверенного отказа.
  2. Закрепить навыки отказа путем моделирования реальных ситуаций.

Материал: листы  А- 4, ватман, маркеры, фломастеры.

Приветствие ведущего и представление темы занятия.

  1. Упражнение энергизатор «Аллитерация имени».  Назвать свое имя  с прилагательным.
  2. Принятие правил работы в группе.
  3. Оформление  на бумаге опроса:  Ожидания и опасения от тренинга.
  4. Мозговой штурм:  Привести примеры, когда учащихся просили, принуждали закурить, выпить алкоголь, попробовать наркотики.

Ведущий может задать вопросы:

  1. Кто предлагал (взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые)?
  2. Какую цель преследовал предлагающий?
  3. Кому труднее отказать в просьбе?

Назовите  причины, по которым бывает трудно отказать в просьбе или  не делать того, чего не хочется.

Ответы записываются

Ведущий. Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно: не хотят оказаться изгоями, быть высмеянными,  бояться обидеть, казаться грубыми, быть не такими как все.

  1. Упражнение Энергизатор  «ХОРОВОД»  На середину комнаты выходит ведущий и приглашает в хоровод двоих. Каждый из участников приглашает еще двоих.

Постепенно формируется хоровод, который по комнате делает несколько кругов.

  1. Мини-лекция: ПРАВИЛА  отказа от предлагаемых наркотиков:

1.ЕСЛИ ХОТИТЕ ОТКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ, ЧЕТКО И ОДНОЗНАЧНО СКАЖИТЕ ЕМУ «НЕТ».

2. ОТВЕЧАЙТЕ БЕЗ ПАУЗЫ – ТАК БЫСТРО, КАК ТОЛЬКО ЭТО   ВОЗМОЖНО.

3. НАСТАИВАЙТЕ НА ТОМ, ЧТОБЫ С ВАМИ ГОВОРИЛИ ЧЕСТНО И ОТКРОВЕННО.

    4. ПОПРОСИТЕ ОБЪЯСНИТЬ,  ПОЧЕМУ ВАС ПРОСЯТ СДЕЛАТЬ ТО, ЧЕГО ВЫ ДЕЛАТЬ НЕ ХОТИТЕ.

5. СМОТРИТЕ НА ЧЕЛОВЕКА, С КОТОРЫМ ГОВОРИТЕ. НАБЛЮДАЙТЕ, ЕСТЬ ЛИ В ЕГО ПОВЕДЕНИИ КАКИЕ-ЛИБО ПРИЗНАКИ НЕУВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ. СЛЕДИТЕ ЗА ЕГО ПОЗОЙ, ЖЕСТАМИ,  МИМИКОЙ (дрожащие руки, бегающие глаза,

дрожащий голос).

     6. НЕ ОСКОРБЛЯЙТЕ И НЕ БУДЬТЕ АГРЕССИВНЫ

«Приемы отказа от предлагаемых наркотиков»

  1. Выбрать союзника: поискать,  нет ли в компании человека, который согласен с вами, - это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
  2. «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
  3. Сменить тему: придумать что-нибудь , что тоже , интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, на танцы, придумать еще что-нибудь).
  4. «Продинамить»: сказать,  что как-нибудь в другой раз…
  5. «Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, что они врут или просто не знают последствий.  Для  этого нужно знать, чем вредны наркотики.
  6. Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это будет свидетельствовать о твердом характере.
  7. Испугать их:  описать какие–нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, «поймают»,  «случится белая горячка», «заболеешь гепатитом» и т. д).

Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в

определенное время могут предложить наркотики, просто

обходить стороной.

  1.  Упражнение « Ангел-хранитель»

Роли:  

гость,

 хозяин,

 друг хозяина вечеринки,

 «ангел-хранитель»,

  «дьявол-искуситель»      

Гостю вечеринки хозяин и друг хозяина предлагают попробовать наркотик.

У гостя есть два ангела:  ангел-хранитель помогает отказаться от наркотиков и

 дьявол-искуситель, который уговаривает попробовать его.

Отрабатываются:

-  способы отстаивания своей точки зрения;

-  навыки отказа от наркотиков.

 Ролевое  моделирование

Ребят  разделяют на группы (красный, синий, зеленый). Каждой группе предлагается задание инсценировать приемы уверенного отказа и обсудить.

  1. Давай покурим «травку». Ты что боишься? Сейчас только младенцы не курят?
  2. Пойдем со мной в гости.  Ребята обещали принести наркотики.  В жизни надо попробовать все, не упрямься.
  3. Юноша шел по улице. Его окликнул солидный мужчина , стоящий около дорогой иномарки. Мужчина попросил юношу передать в офис какую-то коробку. Юноша стал отказываться.  Мужчина стал уговаривать. Сначала предложил деньги за услугу, потом стал нервно объяснять,  почему сам не может отнести коробку.  Мужчина старался не смотреть юноше в глаза.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему окружающие  хотели  заставить героев употреблять опасные вещества?
  2. Какие чувства испытывали герои?
  3. Какие чувства испытывали их оппоненты?
  4. Что могло случиться, если бы главные герои  согласились  употреблять психоактивные  вещества?
  5. Как  еще  могли поступить главные герои, чтобы избежать приема психоактивных  веществ?

7. Итоговый круг «Интересное – полезное»

8. Упражнение «Комплимент».  По кругу надо сказать комплимент соседу справа.

Использованная литература:

  1. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния  и сопротивления распространению наркомании. – М., 2003
  2. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика подростковой наркомании. – М., 2002
  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001
  4. Макеева А.Г. Не допустить беды. Разумный выбор. / под ред  м. м. Безруких. – М., 2003
  5. Макеева А.Г. Не допустить беды. Помогая другим, помогаю себе. / под ред  м. м. Безруких. – М., 2003
  6. Майорова Н.П. и др. Обучение жизненно важным навыкам. – С-П б, 2002
  7. Миронов Е. Прощайте наркотики. – СПб,2001
  8. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. – М., 2002
  9. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде: сборник программ / под ред. Шипицыной Л.М. – СПб, 2003
  10. Профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков. – Ростов –н/Д, 2002
  11. Родионов А.В., Родионов В.А. Подросток и наркотики. – Ярославль, 2004
  12. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. /Под ред. Л.М. Шипицыной и Л.С. Шпилени.  – СПб, 2003
  13. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1996
  14. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков. М., 2006.