Социальный проект "Мой характер и профессия" ( Диплом за III место)
проект по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Изотова Светлана Витальевна

Цель: оказание социально-психологической помощи подросткам с ограниченными возможностями и их родителям в процессе принятия ими осознанного выбора профессионального пути с учетом своих физических, психологических особенностей, возможностей и потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots._proekt_moy_harakter_i_professiya.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ  ПРОЕКТА  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СОМООПРЕДЕЛЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 

«МОЙ ХАРАКТЕР И ПРОФЕССИЯ»

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Социальные изменения, происходящие в последнее время в нашей стране, привели к сокращению числа вакантных рабочих мест и формированию жесткой конкуренции на рынке труда. В связи с этим можно ожидать возрастание потребности всех групп населения в профессиональных консультациях по выбору профессий, пользующихся спросом на рынке труда.         Для людей с ограниченными возможностями занятость, профессиональная ориентация являются основными факторами социальной интеграции и экономической независимости.

Неуклонный рост числа инвалидов и их низкая занятость требуют профориентационного образования в подростковом возрасте, так как оно является основным средством повышения конкурентоспособности на рынке труда и интеграции в общество.

        Профессиональная ориентация, как подготовка к осознанному выбору профессии – важный фактор эффективной помощи и рационального использования трудовых резервов. Сейчас в мире существуют более 40 тысяч различных профессий и совсем не просто разобраться в этом многообразии, особенно подросткам. Выбор должен опираться на сумму достоверной информации и на точную оценку своих возможностей, способностей, характера.

Характер относится к тем реалиям, которые подросток не выбирает. Фактором, существенно влияющим на процесс психического развития ребенка-инвалида и становление его характера, является воспитание. Семейное воспитание инвалидов детского и подросткового возраста имеет ряд недостатков.

Гиперопека, как  наиболее частый из них, подавляет активность и самостоятельность ребенка. Реже встречаются гипоопека и эмоциональное отвержение больного ребенка. Эти типы воспитания негативно сказываются на процессе психического развития ребенка, формируя такие особенности характера, как:

  • повышенная зависимость от окружающих,
  • низкая коммуникабельность,
  • неадекватная самооценка,
  • чувство неполноценности,
  •  эгоистические и иждивенческие тенденции,
  • недостатки в саморегуляции поведения,
  • ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире,
  • низкая познавательная активность.

Но ребенок не выбирает, ни своих родителей, ни стиль воспитания, поэтому к моменту становления самосознания он сталкивается с характером как со сложившейся реалией, как бы данной ему извне.

        Однако нет плохих или хороших характеров, все типы характеров могут быть успешно использованы для достижения человеком своих целей, характер не создает ограничений для интеллектуальной деятельности или для профессиональных достижений любой сложности.

        В подавляющем большинстве случаев у подростков-инвалидов выявляются нереальные профессиональные намерения, возникающие как компенсация чувства собственной неполноценности и затрудняющие их профориентацию.

Знание своего характера позволит использовать его максимально эффективно; незнание – формирует опыт неудач.  В проблеме отношений со своим характером подростку, безусловно, нужна квалифицированная помощь компетентных специалистов.

        Основная цель систематической помощи подростку должна быть направлена на изменение негативной установки на свой характер. Необходимо сделать так, чтобы подросток-инвалид перестал бороться со своим характером или использовать его для оправдания своей несостоятельности, перестал бояться его, почувствовал и оценил сильные стороны своей акцентуации, чтобы подросток научился черпать силы и уверенность в своей индивидуальности, научился уважать свою «инакость» и индивидуальность другого человека.

        Любая профессиональная деятельность производит своего рода естественный психологический отбор людей, обладающих определенным характером. Чаще всего для людей привлекательны именно те профессии, которые соответствуют складу их характера.

        Таким образом, среди профессионалов остаются люди не случайные, соответствующие по своим склонностям и способностям выбранной ими профессии. А все случайные люди рано или поздно отсеиваются.

        Поэтому, чтобы не попасть в категорию «случайных людей» в какой-либо профессиональной деятельности нужно научиться использовать то умение, что дает каждому его характер.

И так, на эффективность самостоятельного принятия инвалидом решения о трудоустройстве влияет ряд субъективных факторов: неадекватная самооценка своих профессиональных возможностей, отсутствие профессиональных навыков, отсутствие оценки медицинских противопоказаний и личностных психологических характеристик, неактуализированная трудовая мотивация с наличием эмоциональных проблем, недостаточная осведомленность о рынке труда с отсутствием навыков трудоустройства в рыночных условиях.

Все это обуславливает необходимость проведения комплекса мероприятий, направленных на адаптацию инвалидов в современном обществе, осуществляемого квалифицированными специалистами (психологами, врачами, специалистами по социальной работе и т.д.).  

   

2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: оказание социально-психологической помощи подросткам с ограниченными возможностями и их родителям в процессе принятия ими осознанного выбора профессионального пути с учетом своих физических, психологических особенностей, возможностей и потребностей.

Задачи:

  • просвещение молодых инвалидов, стоящих на пороге выбора профессионального пути, и их родителей  о мире профессий;
  • формирование умения сознательно и самостоятельно ориентироваться в ситуации выбора профессии;
  • социально – психологическая адаптация подростков к будущей профессиональной деятельности;
  • формирование полезных жизненных навыков для конкурентоспособности на рынке труда;
  • мотивирование к становлению активными членами общества;
  • формирование первоначальных трудовых навыков.

Формы и методы работы: 

  • обращение к собственному опыту участников группы;
  • внутригрупповые и межгрупповые дискуссии;
  • психогимнастические упражнения;
  • профтестирование, в том числе с привлечением Мобильной службы занятости МТЗ и СЗ РТ;
  • профконсультирование и диагностика, в том числе с привлечением врачей Центра;
  • лекционные фрагменты ведущего с целью психолого-педагогического просвещения;
  • кинопросмотр;
  • неформальные встречи с приглашенными гостями;
  • создание сувенирной продукции, изделий народно-художественных промыслов;
  • экскурсии

Целевая аудитория: 

Дети-инвалиды подросткового возраста 15-18 лет и их родители. Оптимальная численность группы 5-7 человек.

Мероприятия проекта:

  • тренинг «Мой характер и профессия»
  • первый день – информационный блок;
  • второй день – поддерживающий блок;
  • третий день – поведенческий блок;
  • киносеанс – просмотр фильма «Азбука профориентации»
  • информационно-просветительские занятия для подростков, в том числе с приглашением специалистов центра занятости или кадрового агентства;
  • информационно-просветительское занятие для родителей, в том числе с приглашением специалистов центра занятости или кадрового агентства;
  • индивидуальное профконсультирование и диагностика по запросу;
  • профдиагностика  с приглашением Мобильной службы МТЗ и СЗ РТ;
  • мотивационные встречи - приглашение людей с инвалидностью, построивших успешную карьеру;
  • получение первоначальных трудовых навыков в керамической и художественной мастерских, мастерской прикладного творчества;
  • привлечение спонсорской помощи для приобретения расходных материалов для мастерских;
  • организация выставки лучших работ художественного творчества, изготовленных детьми-инвалидами;
  • распространение опыта – разработка 2-х буклетов, регулярное размещение информации о проведенных мероприятиях на сайте организации и СМИ;
  • экскурсия на ВИКО на ежегодную ярмарку-презентацию «Образование и карьера»

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

№ занятия

Тема

Кол-во

теор. часов

Кол-во практ.

часов

Всего

1

Тренинговое занятие - нформационный блок. Введение в тренинг. Знакомство участников. Упражнения на включение участников тренинга в групповой процесс. Самодиагностика типологий характера. Ознакомление с типологией характеров, осознание важности знаний, особенностей характера, при выборе профессиональной карьеры.

1

1

2

2

Тренинговое занятие - поддерживающий блок. Осознание позитивных сторон в каждом типе характера и в каждой профессии. Обучение осознанному соотношению свойств характера с профессионально важными качествами выбираемой профессии. Формирование позитивного отношения к проявлениям собственного характера и «инакости», непохожести других. Формирование отношения к характеру, как  инструменту для достижения целей.

0,5

1,5

2

3

Тренинговое занятие - поведенческий блок.  Отработка моделей поведения в ситуации преодоления трудностей. Отработка моделей поведения, соотносящихся с жизненными целями, выбираемыми  подростками и особенностями его характера Закрепление позитивного отношения к любой профессиональной деятельности. Обобщение полученных на тренинге знаний и навыков. Подведение итогов.

0,5

1,5

2

4

Киносеанс: просмотр и обсуждение фильма «Азбука профориентации».

0,5

0,5

1

5

Информационно-просветительское занятие для подростков «Выбираем профессию». Что нужно учесть при выборе профессии. Стратегия выбора - «Хочу, могу, надо». 7 шагов выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Пути получения профессионального образования. Рекомендации по подготовке к ГИА и ЕГЭ. Вручение буклета.

1

1

6

Информационно-просветительское занятие для подростков «Ищем работу». Портрет идеального соискателя. Правила написания резюме. Как пройти собеседование. Пути поиска работы. Вручение буклета. Заполнение анкет обратной связи.

1

1

7

Информационно-просветительское занятие для родителей «Проблема выбора профессии». Принципы выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии, медицинские противопоказания. Ошибки при выборе профессии Характеристика современного рынка труда. Востребованные профессии на рынке труда. Учебные заведения РТ, обучающие детей с ОВЗ. Льготы для детей-инвалидов при поступлении в учебное заведение, предусмотренные законодательством РФ. Заполнение анкет обратной связи.

1

1

Всего:

3-4 группы в год

5,5

4,5

10

8

Индивидуальное профконсультирование и диагностика, в том числе  при необходимости с привлечением врачей Центра.

По запросу в течение

 года

9

Профдиагностика, с привлечением Мобильной службы занятости МТЗ и СЗ РТ

1-2 раза в год

10

Мотивационный блок – организация встреч с инвалидами, построившими успешную профессиональную карьеру.

2-3 раза в год

11

Получение первоначальных трудовых навыков в условиях керамической и художественной мастерских, мастерской прикладного творчества – изготовление сувенирной продукции и изделий народно-художест-венных промыслов

В рамках прохождения курса реабилитации

 2 раза в год

12

Организация работы со спонсорами с целью оснащения мастерских расходными материалами (глина, паста для моделирования, краски, бумага, карандаши, ножницы и т.д.)

В течение года

13

Организация выставки лучшей сувенирной продукции и изделий народно-художественного творчества, изготовленных детьми.

В течение года

14

Распространение опыта: разработка 2-х буклетов, регулярное освещение работы на сайте учреждения и в СМИ.

В течение года

15

Экскурсия на ВИКО на ежегодную ярмарку-презентацию «Образование и карьера»

1 раз в год

4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Разработана программа тренинга для подростков с ограниченными возможностями «Мой характер и профессия».
  2. Сформирована методическая база профориентационных методик и информа-ционных материалов.
  3. Организован и проводится на регулярной основе тренинг по программе «Мой характер и профессия» с подростками (3-4 группы, примерно 40 чел. в год).
  4. Организован просмотр фильма «Азбука профориентации» (примерно 40 чел.)
  5. Организованы и проводятся на регулярной основе информационно-просвети-тельские занятия для подростков (40 чел. в год), в том числе с привлечением специалистов службы занятости.
  6. Организовано на регулярной основе психолого-педагогическое просвещение родителей об особенностях  выбора профессии детьми-инвалидами (примерно 40 чел. в год).
  7. Проведены индивидуальные профконсультации по запросу подростков и их родителей, в том числе с привлечением медицинских работников (примерно 20-30 чел. в год)
  8. Организовано и проведено компьютерное профтестирование с привлечением Мобильной службы занятости МТЗ и СЗ РТ (1-2 раза в год – 20 чел.)
  9. Организованы встречи с людьми, имеющими инвалидность и построившими успешную карьеру: В.Гаранин (журналист), И.Полякова (паралимпийская чемпионка), О.Тимофеева (руководитель отдела  колл- центра) (2-3 встречи в год)
  10. Организовано обучение подростков первоначальным трудовым навыкам в условиях керамической и художественной мастерских, мастерской прикладного творчества (40 чел. в год)
  11. Получение спонсорской помощи в виде материалов для организации работы мастерских (глина, глазурь,  краски, картон, цветная бумага, карандаши, клей, ножницы и т.д.)  на общую сумму примерно 40 000 руб.
  12. Организована выставка лучшей сувенирной продукции и изделий народно-художественного творчества, изготовленных детьми.
  13. Подготовлены и изданы просветительские буклеты для  подростков с инвалидностью (2 вида).
  14. Информация о проведенных мероприятиях регулярно освещается на сайте учреждения (4-5 раз в год, в том числе с публикацией фотоматериалов) и СМИ (1-2 публикации в год).
  15. Посещение ежегодной ярмарки-презентации «Образование и карьера» на ВИКО (15 чел.)

Для оценки эффективности программы для подростков и родителей разработана анкета обратной связи, которая заполняется в конце занятий.

Дальнейшее развитие проекта: специалистами готовится к изданию информационно-методический сборник «Хочу трудиться!», который будет полезен как подросткам - инвалидам, стоящим на пороге выбора профессии, а так же их родителям и специалистам системы МТЗ и СЗ РТ, занимающимся профориентационной работой.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Управление проектом осуществляется рабочей группой во главе с заведующей отделением социальной адаптации и исполнителями проекта, в составе психологов, врачей, инструкторов по труду, специалиста по социальной работе.  Целевой набор групп проводится  3-4 раза в год при зачислении детей на курс реабилитации. По результатам проделанной работы заполняются методические карты групповой работы, где отражается качественная и количественная информация о проделанной работе. В рамках контроля качества методические карты проверяются  зав. отделением ежемесячно, ведется мониторинг результатов анкеты обратной связи для подростков и родителей, обсуждаются возникающие проблемы, посещаются занятия.

6. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основные исполнители проекта:

Ф.И.О.

Должность

Образование

Обязанности

Стаж работы в системе МТЗ и СЗ РТ

  1. 1

Ахмадуллин Рустем

Ильдусович

директор

высшее, КГМУ

руководитель проекта, работа со спонсорами

 3 года  

Изотова

Светлана

Витальевна

заведующая отделением социальной адаптации, психолог

высшее, КГУ

управление проектом

 10 лет

Камалова

Роза

Рустамовна

психолог

высшее, КГУ

набор групп, проведение тренингов, профконсультирование

2 года

Константинова  Ирина

Евгеньевна

психолог

высшее, КГУ

набор групп, проведение тренингов, профконсультирование

2 года

Гарипова Гульсина

Гайсовна

специалист по социальной работе

высшее, КГМУ

организация деятельности по привлечению и координированию работы соисполни-телей проекта, освещение деятельности по проекту, организация экскурсии

11 лет

Насыбуллина

Фирдавес  

Назымовна

терапевт

высшее, КГМУ

профконсультирование

12 лет

Халецкая

Елена

Георгиевна

невролог

высшее, КГМУ

профконсультирование

11 лет

Кузьмичева Кавсария Галиахматовна

инструктор по труду

средне-профессиональное, Казанское пед. училище

руководитель мастерской прикладного творчества

12 лет

Нигметзянова Фирая Фатхрахмановна

инструктор по труду

средне-профессиональное, Казанское художественное училище

руководитель художественной мастерской

7 лет

Баранова

Лидия

Викторовна

инструктор по труду

высшее, КФУ

руководитель керамической мастерской

2 года

Соисполнители проекта: приглашенные специалисты службы занятости или кадрового агентства, специалисты Мобильной службы занятости МТЗ и СЗ РТ, люди с инвалидностью, успешно построившие свою карьеру. Спонсорские организации, приобретающие расходные материалы для организации работы мастерских – Благотворительные Фонды и коммерческие организации.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

I. Собственные средства:

1. Компьютерный класс:

  • ноутбуки в количестве 10 штук;
  • принтер;
  • копир;
  • экран на штативе;
  • проектор;

2. Помещения: 

  • керамическая мастерская, оснащенная муфельной печью;
  • художественная мастерская;
  • мастерская прикладного  творчества;
  • кабинет для проведения групповой работы;
  • кабинет для  индивидуальной работы;
  • актовый зал с интерактивной доской для просмотра фильма и проведения встреч.

3. Информационные ресурсы:

  • информационный сайт центра;
  • информационные буклеты;
  • выход в Интернет;
  • методическая база профориентационных тестов, как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

II. Средства привлеченных специалистов

  • Мобильный центр занятости на основе пассажирского автобуса, оснащенного компьютерами для проведения профтестирования.
  • Спонсорская помощь в виде приобретения расходных материалов для мастерских (БФ «Детские домики», БФ «Радость детства», БФ Ак Барс «Созидание», ООО «Ликада плюс», ООО «Алтын Дага», ЗАО «ТаксНет»,  ООО Колсантинговое агенство «Независимость») примерно  на общую сумму 40 000 руб.
  • Безвозмездный труд привлеченных специалистов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом призёра (3 место) в Международном сетевом конкурсе "Методические авторские разработки уроков"по теме "Art. Theater"

Участвовала в международном сетевом конкурсе : "Современные  методические авторские разработки уроков по английскому языку" Заняла 3 место. Урок  презентация к нему по теме " Искусство. Теат...

Диплом победителя (II место)

Диплом победителя (II место) Всероссийского конкурса "Вопросита" Блиц-олимпиада: "Педагогические технологии"...

Диплом за 2 место

II Всероссийский педагогический конкурс "Высокий результат"...

Диплом за 2 место во Всероссийской олимпиаде по литературе "Осенний марафон"

Диплом за 2 место во Всероссийской олимпиаде по литературе "Осенний марафон"...

Диплом за 1 место в международной олимпиаде

Диплом за 1 место в международной олимпиаде "Педагогическая эрудиция"....

Диплом за 2 место во Всероссийском конкурсе

Диплом за 2 место во Всероссийском конкурсе...